Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Театральный словарь
Словогрызы: О проекте  •  Медиатермины Д  •  Театральный Д  •  Музыкальный Д  •  Олимпика Д  •  Народный Д  •  Петровская азбука Д  •  Реки Д  •  Читай орнамент Д  •  Изобретения Д  •  Склад
Спецпроект: «Театральный словарь»
Всего статей – 287
Интерактивный словарь театральных терминов
Объясняйте слова, которыми пользуются на репетициях режиссеры театра и актуры, которые мы слышим, когда ходим в театр или читаем о нем.

Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком.
Укажите авторов текста и иллюстрации. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
Отражены термины за все годы. Показать только термины с августа 2024 года. Сортировка по алфавиту. Поставить новые сверху..
Аксессуары 3
 
Актеры 24
 
Амплуа 3
 
Балет
 
Бутафория 5
 
Жанры_стили 3
 
Зал 3
 
Зрители 3
 
Имена
 
Музыка 5
 
Оборудование
 
Постановки 16
 
Профессии 3
 
Репертуар 1
 
Репетиция 1
 
Сленг
 
Страницы_истории
 
Сцена 26
 
Танец
 
Традиции 9
 
Цеха
 
Эксклюзив 2
 
АБВГД • Е • Ё • ЖЗИ • Й • КЛМНОПРСТ • У • ФХЦ • Ч • Ш • Щ • Ы • Э • Ю • Я

Первая | < Предыдущая | Страница 6 из 6

Всего статей 287

Волшебный дворец, полный фантастических и исторических историй, а также творческих личностей, которые готовы творить и удивлять зрителей. Люди ходят в театр не просто посмотреть, похлопать и уйти, а получить гору эмоций, посмотреть на события, которые когда-то происходили, а может даже и полностью выдуманы. Артисты на сцене подобны волшебникам, которые воплощают то, что вероятно никто даже себе и представить не мог и это порой может настолько удивить, что и слов не подобрать.
 
Автор текса: Кира Спорыхина 7 класс
Автор рисунка: Вероника Турова 7 класс
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
 0 
 
Это вид искусства в котором соеденяются литература, живопись, искусство танца и вокал. Театр бывает кукольным, оперным, балетным и театр пантомимы. В театре над постановкой работают сценарист, режиссер, актёр, звукорежессер, художники декораторы, художники по костюмам, бутафоры и гримёры. Они работают над тем что бы зритель мог окунуться в эту сказочную атмосферу и погрузиться в то время когда происходят действия.

Автор текста и картинки: Константин Разуванов
См. Редактор-арбитр Лариса Боброва
 0 
 
 0 
Середину ХХ века принято считать переломным в развитии драматургии многих стран. Начинается широкая волна экспериментов, поисков, приведших к появлению «театра абсурда».

В этом театре искажаются пространство и время, персонажи похожи больше на манекены, чем на живых людей, движения их беспорядочны, речь лишена эмоций и смысла. Все это подчеркивает потерянность, одиночество человека в огромном безумном мире.
«Театр абсурда» — термин, который употребляют кинокритики, журналисты, писатели и даже видеоблогеры.
Театр абсурда — это не просто хаотичный набор сменяющих друг друга сцен, нелепой бессмыслицы. Люди не слышат друг друга… Абсурд разрушает веру в психологический театр, в мотивированность поведения персонажей. Мы видим не индивидуальности, а социальные маски. Время и место здесь — это нигде и никогда. Абсурдисты изображают мир в точке гниения.

Театр абсурда предназначен не для массового зрителя. Это театр поисков, театр-лаборатория.
Текст Нины Богдановой
Рисунок Елизаветы Семыкиной, 10 класс
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
 0 
 
Что это за фраза такая? Чо она означает? Как связаны театр и вешалка?
Впервые эту фразу ввел советский режиссер Константин Станиславский.
Эта фраза имеет множество различных значений, напрмер:
Гардеробщики задают настроение всем приходящим в театр.
Гардероб и образы в театре имеют большое значение для зрителей.
Зритель уже при входе в театр должен понимать, что он попадает в мир искусства.
Без вешалки в театр входа нет, ведь не будешь же ты сидеть на представлении в верхней одежде.
Как по мне, все згачения подходят к этой театральной фразе, пусть каждый даст ей свое значение, которое будет разумно для него.

Автор текста и картинки: Софья Юначева
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина

 0 
 
 0 
Театр одного актера — это монолог одного героя на сцене. Это может быть пьеса, стихотворение, рассказ, песня, которую исполняет один человек. Бывает, что в сюжете задействованы несколько лиц, но актёр играет за всех и сразу.
Есть и переносное, ироничное значение, люди часто стали говорить так: «Опять он в театр одного актера играет…» Значит человек слишком самовлюблен и не замечает никого вокруг. Играет на публику и занимается самолюбованием.

Автор текста: Мария Бардина
Автор иллюстрации: Велина Выхристюк
 
 0 
 
Театр теней — это место, где главные актеры — плоские куклы, руки, белый фон и прожектор. Такое интересное сочетание позволяет не только наслаждаться произведением, но и додумывать свои детали. А вы были в театре теней?
 
Автор текста — Вика Конарева
Автор фото — Ксюша Севидова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
 0 
 
Декорация — это один из главных предметов в театре. Декорацией показывают внешнее оформление и его интерьер. Декорация чаще всего какая-то картонка с рисунком или же в редких случаях люди (если это требуется). Декорации к каждой сцене свои, к зимней заснеженное дерево, к летней солнце или речка.
 
Автор текста и иллюстрации — Антон Смирнов.
 0 
 
Театральная программа — это путеводитель зрителя во время спектакля. В театральной программе содержится основная информация о спектакле. Начинается театральная программа, как и любая текстовая информация с названия, обязательно указывается имя писателя или поэта, на чью пьессу поставлен спектакль. Дальше коротко повествуется, о чём пойдёт речь на сцене. И напоследок указываются сведения о людях, которые работали над данной постановкой — это автор сценария, режиссёр, художники костюмов и декораций, звукорежиссёр, оркестр (есть речь идёт о музыкальном театре), и конечно же актёры, исполняющие главные роли.
 
Автор текста и фото: Ксения Ефремова
 0 
 
Первые театральные билеты появились еще в Древней Греции и были доступны всем свободным гражданам, а по своему виду напоминали жетоны. Сами зрители за них не платили, а представления спонсировались богатыми жителями и различными государственными сборами. В России же представления стали достоянием общественности только при Петре I, понимавшем важность искусства для продвижения собственных идей. А уже при Елизавете Петровне рассылались афиши о выступлениях Русского театра, куда пускать будут только по билетам. Правда, упоминалось «Господские и прочие гражданские служители в ливрее ни без билетов ни с билетами впущены не будут…».
 
Автор текста и анимации — Анна Кочеткова.
 
 0 
 
Театральный бинокль — оптическое устройство, используемое для приближения объектов на сцене, более детального наблюдения за игрой актеров. Театральный бинокль обычно компактен, нередко богато украшен и для удобства имеет ручку.
 
Автор рисунка и текста — Дарья Черныш.
 0 
 
Театральный бинокль — это прибор, который помогает зрителю увеличить сцены во время спектакля. Он может понадобиться тем зрителям, которые купили места в последнем ряду, а также тем, кто хочет до мельчайших подробностей рассмотреть детали декораций, костюмов и мимику актеров.
 
Автор текста — Егор Бобров
Автор фото — Вика Шарапова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
 0 
 
Театральный занавес — тканевый элемент сцены закрывающий от зрителей кулисы. Или же полотно, закрывающее сцену от зрителей. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на подкладке, украшаются эмблемой театра. Занавес помогает сделать невидимым процесс смены обстановки, и создать ощущение промежутка во времени между действиями.
 
Автор текста и иллюстрации — Иван Дмитриев
 
1 ]
 0 
 
Театральный костюм — это одна из важнейших частей сценическго образа актёра. Он нужен для лучшего перевоплощения артиста в отыгрываемого персонажа, создания эффекта реальности для зрителя. Это может быть сложный комплект одежды, включающий также парик, накладные усы или бороду, украшения и обувь, а может состоять только из одного элемента, например, трико для танцев.
Костюм является результатом труда множества мастеров — художников по костюмам, костюмеров, постижеров, художников-бутавфоров.
 
 
Автор текста и иллюстрации — Дарья Черныш
 0 
 
Может вы видели, как в театре переезжают декорации, а иногда и вместе с актерами. Это все происходит, за счет театрального круга, расположенного в центре сцены. Он помогает перемещать громоздкие декорации, а также служит для придания динамики театральному действию.

Автор текста: Таисия Абрамова
Автор иллюстрации: Анна Маненкова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
 0 
 
 0 
Тифлокоментатор — это спутник незрячего человека во время культурных мероприятий. Это глаза незрячего во всех смыслах этого слова. Тифлокоментатор занимается описанием происходящего вокруг. Тифлокоментирование используется в театрах — описываются костюмы, декорации, обстановка в целом; в музеях, на выставках, в кинотеатрах. В настоящее время эта профессия очень редкая, но скоро будет широко востребована. От того, как будет сделано описание происходящего, будет зависеть, как незрячий поймёт о чём речь. Безусловно человек, желающий получить эту профессию должeн иметь опыт общения с незрячими, хорошую дикцию и огромный словарный запас.
 
Автор текста и фото: Ксения Ефремова.
 0 
 
Трагедия — это самый тяжелый и реалистичный драматический жанр, который противоположен комедии. В основе трагедии лежит сложный и тяжёлый конфликт личности, заканчивающиеся смертью героев. В трагедии очень важны эмоции: печаль, тоска. Обязательной чертой трагедии является — масштабность событий. В трагедии часто идёт речь о высоком; любви, нравственности, человечности. Неизбежная гибель героя в финале не говорит о том, что произведение пессимистическое.

Трагедия возникла в Греции очень давно из религиозных ритуалов посвящённых богу Дионису. Второй расцвет трагедии начался в конце позднего возрождения. Одним из великих драматургов был Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король лир» — известнейшие его трагедии.
 
Автор иллюстрации и текста: Ксения Бугаенко
 0 
 
Звуковой отсчет-предупреждение перед началом спектакля. Звонки для зрителей, чтобы они понимали, когда им пора занимать свои места. Сигналы звучат каждые 3–5 минут. И так 3 раза. Последний звонок предупреждает о начале спектакля.
 
Автор: Мария Железнова 8 класс
 
Рисунок: Юлия Попова, учитель рисования
 
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
 0 
 
Труппа — это коллектив артистов, объединенных общей профессией и целью выступления на сцене для зрителей. В труппу могут входить актеры, танцоры, музыканты, хореографы, режиссеры и другие специалисты в области искусства. Труппа обычно работает вместе над созданием и исполнением спектаклей, концертов или других шоу, выступая на различных площадках, таких как театры, концертные залы или цирки. В труппе часто существует дружественная и творческая атмосфера, способствующая совместной работе и достижению высоких результатов в искусстве.

Автор картинки и текста: Лусине Хуршудян
7.0
 0 
 
Трюк — ловкий, искусный прием в цирке или в театре. Как правило трюк это технический прием, который опасен или недоступен обычному человеку. Только профессиональные акробаты, иллюзионисты или актеры владеют этой техникой искусно, а зрители спектакля смотрят и удивляются. На этом строится успех шоу!
 
Автор текста Валентин Касьянов,
автор рисунка Инесса Касьянова
 0 
 
Так назавают афишную тумбу, которая активно использовалась в XIX веке. Впервые разрешение на постановку таких тумб получил от властей Парижа французский печатник Габриэль Моррис. На таких тумбах клеили театральные афиши, а внутри дворники хранили свой инвентарь.

Автор текста и картинки Инесса Касьянова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
 0 
 
Фантасмагория (из др.-греч. «призрак» + «говорю».) — призрачное, фантастическое представление с превращениями, причудливыми образами, видениями, фантазиями. Нечто нереальное, существующее только в мечтах, в воображении. Выход за рамки привычного, некая доля сумасшествия.
Вы когда-нибудь, закрыв глаза, воображали нечто совершенно невообразимое? Или это нечто приходило к вам во сне?
Загадка, таинство, мистерия, странность — все это заключено в фантасмагории. Подсознательно это чувствует каждый, когда употребляет это слово.
Фантасмагория применима практически к любому виду искусства.
Льюис Кэрролл — один из первых писателей, обратившихся к фантасмагории в «Алисе в стране чудес».
Театр познал все тайны бытия, человеческую душу… А началось все с театров ужасов, которые использовали волшебные фонари для проецирования пугающих изображений (скелетов, демонов, призраков).
Что уж говорить про современные театры! В театре имени Ленсовета (Санкт-Петербург) поставили повесть Довлатова «Заповедник» в жанре фантасмагорического представления. В Москве — балет-фантасмагорию «Мастер и Маргарита», в Театре Сатиры — сатирическую фантасмагорию «Где мы?∞!», в театре «У Никитских ворот» — «Го-го-гоголь. НОВЫЙ РЕВИЗОР — актуальная фантасмагория»
Кстати, сейчас фантасмагорические элементы очень активно используются в создании видеоигр.
 
Автор текста и рисунка: Нина Богданова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
 0 
 
Феерия — театральное представление с фантастическим сюжетом, спецэффектами, роскошными декорациями и костюмами. Волшебное, сказочное зрелище.
Само понятие произошло от названия фей.

Самая знаменитая феерия — «Алые паруса» Александра Грина. Но ведь это… рукотворное волшебство. Феерическая история веры, надежды, любви Ассоль и Грэя.
В Новосибирском театре «Глобус» она сверхпопулярна. Экспрессивная музыка, песни и хореография, эффектные декорации — блестящий спектакль, на который очень трудно достать билеты. Мне повезло попасть на него дважды…
 
В стиле феерии ставятся не только драматические спектакли, но и балеты. Например, балет «Спящая красавица» на музыку П.И. Чайковского в постановке Мариуса Петипа.
 
Нельзя не упомянуть и «Синюю птицу» Метерлинка.
 
И все-таки странно, что после Грина больше практически никто в этом жанре не писал.

Текст и коллаж Нины Богдановой
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
 0 
 
Финал — конец представления в театре, завершающая часть спектакля. Актеры прощаются со зрителями, кланяются, улыбаются, машут руками. В то время как публика громко хлопает, кричит и свистит. После того как зрители насладились представлением, они уходят в том настроении, которое было передано в спектакле: грусть или радость. А актером предстоит смывать с себя грим, переодеваться из костюмов и покидать столь интересное место как театр.

Автор текста и картинки: София Кичай
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
 0 
 
Фойе-помещение в театре или в других культурных местах, предназначенное для пребывания зрителей в ожидании сеанса, спектакля, а также для отдыха публики во время антракта. Первый раз фойе было создано в опере Гарнье. Фойе- это большая комната, которая хорошо освещённа, она предназначена для отдыха и прогулки. Архитекторы стараются сделать его как можно просторнее. Это пространство очень хорошо украшено. В фойе обычно размещают произведения искусства, устраивают в нём постоянные или временные выставки, связанные с деятельностью заведения.


Автор иллюстрации и текста — Андрей Андросенко
 
 0 
 
Фойе - помещение перед главным залом в театре, где можно отдохнуть во время антракта, подождать начала спектакля, назначить встречу или найти интересного собеседника. Современные зрители часто делают в фойе фотографии, например, селфи.
 
 
Автор текста и иллюстрации — Аня Маховская
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
1 ]
 0 
 
Фонограмма (греч. «звук» + «запись») — звуковые сигналы, записанные в определенном файле.

Самая первая фонограмма появилась в Древнем Риме. Драматург Ливий Андроник любил не только писать, но и исполнять свои роли. Однажды он потерял голос, тогда сзади него поставили «говорящего» мальчика, а драматургу оставалось только открывать рот.

В нашем понятии фонограмма — это записанная заранее песня, под нее артист открывает рот, имитируя живое исполнение. Не стоит путать ее с «минус-фонограммой» (музыканты называют «минусовка»). Она используется артистами в концертахи в театрах, когда артист по каким-то причинам не может играть. Создается иллюзия живого исполнения. Это удобно, быстро и дешево.

Как же театр работает под фонограмму? В кукольных театрах по-другому сложно работать (мешает ширма). Часто идут под фонограмму детские спектакли (там, где голоса нужно сделать сказочными), новогодние елки, когда театр на гастролях (и нужно давать по 4 спектакля в день: у актеров элементарно может сесть голос! Уж как не знать об этом учителю, тому же «актеру»!)

Иногда в спектакле нужно изобразить различные звуковые эффекты: гул голосов на вокзале, в кафе… Кроме того, даже самый тихий шепот, записанный на диск, четко доносится до последних рядов зала. И это тоже фонограмма.

Текст и коллаж Нины Богдановой
Рисунок Киры Недайводиной, 10 класс
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
 0 
 
Фонограмма это самая простая музыка. Да-да, это не обязательно песня, записанная со словами, под которую подпевает певец. Корень фон означает, что это звучит на фоне какой-нибудь постановки.

Но бывает и специфический. Например, когда нужно озвучивать неодушевленные предметы. Конечно, слова говорить будет из-за сцены, но будет являтся фонограммой.

Автор текста и картинки: Михаил Шахматов
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
Тэги:  Музыка
 0 
 
Фурка — это специальное оборудование, с помощью которого перемещаются декорации на сцене театра. Она установлена на площадку, которая перемещается по кругу или вдоль, а при необходимости двигается по карманам сцены. Фурка состоит из каркаса, изготовленного из металла и деревянного настила. Перемещается она при помощи специальных роликов (ходовых). Часто в фурки устанавливают специальные датчики, чтобы они точно останавливались там, где это необходимо.
 
 
Автор текста и коллажа: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
 0 
 
Хеппенинг (англ. «случающееся») — направление в современном авангардистском искусстве, где своеобразные микроспектакли сочетают элементы театра абсурда, музыки, живописи и вовлекают в импровизационное действо зрителей, которые порой испытывают шок.

Основные средства воздействия — световые вспышки, звуковые удары, эпатаж. Стремление любым путем вовлечь зрителя в действие, сделать его соучастником. С публикой может произойти все, что угодно.

Хеппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет четкого сценария.

Каждый из участников события может влиять на результат, общими усилиями создавая сюжет, основанный на полной импровизации.

Одним из известных современных видов хеппенингов в России является Монстрация. Первое подобное мероприятие состоялось в 2004 году в Новосибирске, и теперь они ежегодно повторяются по всей России.
Текст и коллаж Нины Богдановой
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
 0 
 
Художник-постановщик — это второй человек после режиссёра. Он читает пьесу, придумывает и воплощает идеи насчёт костюмов и заднего плана вместе с режиссёром. Также готовит атрибуты, реквизит к спектаклю. Художник-постановщик работает не только в театре, но и в кино и на телевидении.

Автор текста и рисунка — Алёна Артюшенко
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
 0 
 
Царская ложа — это самое почётное, богатое и завораживающее место в театре. В ней роскошная мебель, золото, личное обслуживание и самый лучший вид. Царская ложа есть только в 4 театрах России: в Большом, Малом, Александринском и Мариинском театре. Именно в этом месте наслаждалась спектаклем царская семья. В советское время в царской ложе Большого театра успели побывать такие знаменитые политики, как Риббентроп, Броз, Тито, Джавахарлал Неру и даже Черчилль. Сейчас же в царскую ложу хотят попасть многие, но удастся это далеко не каждому, ведь стоить это будет в десятки раз больше обычного билета в театр.

Автор текста и иллюстрации — Дмитрий Кокшаров.
 
 
 0 
 
Цезура- это длинная пауза, которую артист специально делает, когда читает текст своей роли. В переводе с литинского означает «рассечение», «отрубание». Такая ритмичная пауза, она словно разламывает стих или текст на два или три раздела.

Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
 0 
 
Шарж это искаженный портрет человека, созданный с целью высмеять. Не редко используется актерами разных театров, дабы выставить человека не в лучшем свете, так называемая сатира. Не стоит забывать, что актеры используют этот прием не с злыми намерениями. Часто, используя шарж, пытаются донести необычную черту человека, которую тяжело пародировать.

Автор текста: Михаил Шахматов
Автор иллюстрации: Арина Шахматова (сестра)
 
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
Тэги:  Актеры
 0 
 
Это так называемые «живые» маски на лице, которые актер надевает перед выступлением на сцене. Эмоции, это первое на что обращает внимание режиссер перед тем, как утвердить человека на ту или иную роль. Эмоций не должно быть слишком много, ведь в итоге это будет выглядеть наиграно и неестественно. Но если их совсем не будет, то получится скучное неинтересное выступление. Эмоций у актёра должно быть в меру.
 
Автор текста и рисунка: Кира Спорыхина, 7 класс
 
 
1 ] 
Эскиз костюма — от французского «рисунок». Это первоначальный замысел художника, иллюстрация образа. Эскиз костюма для театральной постановки зависит от многих факторов: замысла режиссера, образа, который необходимо визуализировать, аудитории зрителей, стиля и направления в искусстве, в котором предпочитает работать мастер… Все необходимо продумать до мелочей. Создавая образ, художник уже на стадии эскиза продумывает доминанту костюма, а также ткань и аксессуары, которые будут использованы для его изготовления. Вот как представляет юный художник образ Жар-птицы.

Автор текста и картинки: Наталья Кузнецова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
 0 
 
 0 
Небольшая сценка, зарисовка на определенную тему. Чаще всего из этюдов складываются спектакли, так как именно в них рождаются интересные находки, фишки, которые будут выгодно смотреться в будущем спектакле. Когда я пришла в театральную студию и нам сказали придумать этюд, я подумала, что нужно сочинить музыкальное произведение. Спросила, в какой тональности нужен этюд, но в ответ все засмеялись. Мне объяснили, что такое этюд в театре, поэтому я запомнила это на всю жизнь.
 
Автор текста и рисунка: Маша Алексеева, 8 класс
 
1 ] 
Небольшая постановка, зарисовка, полностью раскрывающая мастерство актера. Именно в момент показа этюда раскрывается безграничность его фантазии, вокальные и танцевальные способности, пластичность тела.
 
Тему этюда задает картина, музыка, слово и возникающие с ними ассоциации. Иногда зарисовка может основываться на определяемых мастером состоянии души персонажа, его чувствах и эмоциях.
 
При развитии актерского таланта создание этюдов является некой «палочкой-выручалочкой», которая помогает определить слабые и сильные стороны артиста. И, конечно, такие зарисовки помогают мастеру подобрать для каждого актера роль, в которую он сможет вжиться лучше всего.
 
Автор текста: Самира Калитинская
Фотограф: Карина Калитинская (нет на портале)
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
 0 
 
 

Первая | < Предыдущая | Страница 6 из 6

Всего статей 287

Сезон Статей Авторов
2024/25 11 10
2023/24 21 15
2022/23 255 114
Итого 287 134
Словогрызы: О проекте  •  Медиатермины Д  •  Театральный Д  •  Музыкальный Д  •  Олимпика Д  •  Народный Д  •  Петровская азбука Д  •  Реки Д  •  Читай орнамент Д  •  Изобретения Д  •  Склад
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета