|
Спецпроект: «Театральный словарь»
Всего статей – 287
|
Объясняйте слова, которыми пользуются на репетициях режиссеры театра и актуры, которые мы слышим, когда ходим в театр или читаем о нем.
Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком. Укажите авторов текста и иллюстрации. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент!
|
Аксессуары 3
Актеры 24
Амплуа 3
Балет
Бутафория 5
Жанры_стили 3
Зал 3
Зрители 3
Имена
Музыка 5
Оборудование
Постановки 16
Профессии 3
Репертуар 1
Репетиция 1
Сленг
Страницы_истории
Сцена 26
Танец
Традиции 9
Цеха
Эксклюзив 2 А • Б • В • Г • Д • Е • Ё • Ж • З • И • Й • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Ы • Э • Ю • Я
Парик — это шапка с нашитыми на неё искусственными или настоящими волосами. Его также можно считать частью грима, ведь в театральных постановках
он помогает актёру внешне преобразиться в своего персонажа. Без парика невозможно представить многих сказочных персонажей, доскональнее передать его образы.
Автор текста — Анастасия Черепанова
Автор иллюстрации — Полина Нужина
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Пародия — это то же, что и подражание. В театре актер с помощью умения
пародирования манер своего персонажа представляет его перед зрителями. Иначе говоря, это имитация уже существующего, но при этом с добавлением своего. Если бы при литературной или музыкальной пародии авторы полностью копировали текст друг у друга, то это считалось бы уже плагиатом. В современных постановках мы часто можем увидеть персонажей, которые пародируют других, уже более известных.
Автор текста — Анастасия Черепанова
Автор иллюстрации — Полина Нужина
![](/img/icons/balloon_left.gif) | [ 1 ] | |
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Пародия — это один из жанров литературы и творчества, в котором главной чертой является воссоздание характеров, черт речи, поведения.
Основым методом является подражание уже имеющимся известным предметам искусства, людям и жизненным ситуациям.
Автор текста и иллюстрации: Любовь Чупахина
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина ![](/img/icons/balloon_left.gif) | [ 1 ] | |
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Места для зрителей в нижней части зала. На входных билетах всегда пишут, где места — на балконе или в партере. Мне всегда нравилось сидеть в партере, потому что находишься близко к сцене и можно рассмотреть костюмы актёров и декорации намного лучше. Это позволяет погрузиться в историю не отвлекаясь на соседей хрустящих чипсами или громко обсуждающих происходящее.
Автор текста и рисунка: Маша Алексеева, 8 класс
![](/img/icons/balloon_left.gif) | [ 1 ] | |
| ![](/img/cab/trans.gif) | Недавно ходила в театр и сидела в 3 ряду партера. Мне было очень удобно смотреть постановки (можно рассмотреть мельчайшие детали). Меня заинтересовало название этой части зала. Я знала, что партер — это нижняя часть зала в театре, которая находится ближе всего к сцене. Но прочитав об этом термине подробнее удивилась, узнав, что раньше партер использовался для нижнего сословия. В нем люди смотрели спектакль стоя. Не зря в переводе с французского «партер» означает «на земле».
Автор текста и картинки: Светлана Шеронова | ![](/img/cab/trans.gif) |
Педжент в переводе с латинского — плита. Так назывался в средневековье передвижной театр. Выглядел он как большая повозка, как правило двухярусная. На первом ярусе актеры переодевались, а на втором устраивали спектакли. Педжент перемещался из города в город. Как только уезжал один театр, на его место приезжал другой. Горожане любили спектакли и представления. У них был небольшой выбор развлечений, поэтому мобильные театры пользовались успехом.
Автор текста Инесса Касьянова, автор рисунка Ирина Зобнина #3905
См. редактор-арбитр Илона Денисова
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Техника и технология сцены — это отдельное научное направления в театральных кулисах.
Планшет сцены — это специальная конструкция пола. Она может быть как частью представления, в виде черного настила, так и иметь сложнейшую автоматизированную систему.
В любом, городе или местности, где мне приходится бывать — театр является первым местом посещения, ну…а все остальное потом. И о том что пол во время спектакля имеет свое отдельное название и свое научное направление развития узнала совсем недавно. Хотелось бы узнать, в будущем более подробно, почему независимо от национальной принадлежности спектакля (национальный японский, например, или классический русский) , планшет сцены почти всегда черного цвета.
На фото фигурка, иллюстрирующая национальный японский театр из Новосибирского краеведческого музея.
Автор фото и текста: Ольга Степанова, учитель с нашего двора
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Подиум — это часть сцены собирающеяся специально для показа мод. Вообще, эта конструкция разбираемая и иногда присутствует в театре. Эта часть крайне полезна, если на нее размещать колонки и освещения, то к ним будет невидимый доступ из под сцены. В самом же театре используется не так уж и часто, но иногда встречается в больших постановках.
Автор текста: Михаил Шахматов
Автор изображения: Арина Шахматов (сестра)
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Подмостки — слово, имеющее два разных значения. Первое — часть строительных лесов, а второе — площадка, созданная из досок. Сегодня поговорим о втором варианте употребления этого слова. Самые первые подмостки появились в Древней Греции, они устанавливались под открытым небом. Из этого следует, что словосочетание «театральные подмостки» — это материал, из которого сделана сама сцена.
Автор картинки: Анна Вишневская
Автор текста: София Кичай
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Портал (лат. — ворота).
В театре портал — сооружение из монолитных или легких переносных материалов, ограничивающее ширину сцены от авансцены.
Понятие «портал сцены» означает архитектурное обрамление сцены, отделяющее её от зрительного зала. В результате образуется портальное отверстие, называемое «зеркало сцены».
Обычно портал сцены имеет форму прямоугольника с закругленными верхними краями. С внутренней стороны арки портала помещается подъемный или раздвижной занавес.
Портал может быть постоянным и временным (если необходимо изменить размер сцены на время спектакля). Портал — это и парадный вход, архитектурно оформленный дверной проем здания.
А ещё есть Портальные башни — жесткая металлическая конструкция, которая может двигаться параллельно архитектурному порталу. На них монтируется осветительная аппаратура. Со стороны зрительного зала их закрывают специальными драпировками.
Как написал Оскар Уайльд: «На древнегреческом портале античного мира было начертано: познай самого себя. На портале современного мира будет начертано: будь самим собой».
Текст: Нина Богданова
Рисунок: Ульяна Стеценко, 7 класс (рисунок сделан в специальной 3-D программе: моделирование объектов)
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Что такое постановка? Постановка — это когда группа людей ставят или создают спектакль или танец для зрелищного показа. Также постановка является творческим процессом. Обычно постановку ставят в театре, чтобы создать спектакль по какому-либо произведению. Но также постановка ставится в цирке для того, чтобы создать новый, замечательный номер для зрителей. Благодаря постановкам и создаются замечательные номера, которые вдохновляют зрителей в театре и цирке. Для создания хорошей постановки помогают специалисты такие как: дирижёр, хореограф и многие другие, в зависимости от жанра постановки. Существует человек, которого называют режиссёром-постановщиком. Этот человек играет самую важную роль в постановке, ведь он её ставит, поэтому ему и дали такое название- режиссёр-постановщик.
Автор текста и рисунка — Елизавета Нашку
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Постижер - это слово к нам пришло из Франции. Дословно в переводе оно означает «подделку или имитацию волос». Постижеры в театре делают парики, шиньоны, локоны,
брови, ресницы, искусственные бороды, усы и бакенбарды. Сейчас это довольно редкая и необычная профессия в театре. Обычно постижеры работают в паре с гримерами и костюмерами. Очень часто, в силу постоянных смены
репертуаров, ролей требуется изменение цвета волос, их длины. Изменение
внешности в целом. Тогда постижеры мастера, своего дела берутся за работу. Это очень кропотливый труд и достаточно долгий. На изготовление одного парика может
уходить несколько недель, а то и месяцев. Кроме того постижер должен понимать,
для какой исторической эпохи он делает свое творение, из каких волос,
натуральных или искусственных будет создано изделие. Они, словно волшебники
создают образ героев и заставляют нас поверить в его натуральность.
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
См. редактор-арбитр Илона Денисова
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Постижёр — тот, кто изготавливает для театральных артистов парики, бороды, усы. Быть постижёром — настоящее искусство: чтобы работать с волосами — натуральными или искусственными, нужно иметь определённые навыки, знать, как именно с ними обращаться.
В нелёгком труде актёров умение постижёра сделать удачную бороду, усы или удобный парик для создания образа очень важно. В этом во всём актёру приходится находиться на сцене несколько часов. Известные актёры рассказывали, что наиболее искусные постижёры были способны изготовить парики из натуральных волос особым образом: они их вязали в форме шапочек. В таких париках было особенно комфортно работать.
Автор текста и иллюстрации Софья Кислякова
| ![](/img/cab/trans.gif) | Премьера. Многие слышали это слово хотя бы раз — когда обсуждали какой-то новый фильм, «взорвавший» весь интернет, или же недавнюю постановку, которая сумела впечатлить даже самого жестокого критика… Так что же такое премьера? Премьера — это публичный показ нового произведения искусства. Чаще всего этот термин применим к фильмам, выставкам или спектаклям, однако может использоваться и в контексте музыкальных композиций (фанаты Моцарта тут?).
Премьера может быть мировой — значит, произведение пройдется по всему миру, охватывая максимальное количество публики, и локальной — значит, за пределы определенного заведения она не выйдет.
Автор текста: Кира Фомина. Автор изображения: Кира Фомина. См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
Оценка по критериям
№ |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
1 |
Текст |
10 |
5 |
2 |
Иллюстрация |
10 |
10 |
|
Итого: |
20 |
|
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Это танцевальная женская обувь, которая напоминает мне чешки. В этой обуви танцуют балет только девушки, а вот у мужчин специальные балетки. По форме пуанты напоминают мне рыбку. Носочек тупой, чтобы балерине было легче стоять на пальчиках. Лентами обвязывают ногу чуть выше лодыжки, этим закрепляя пуанты. В жизни эта обувь довольно жесткая, но когда смотришь танец, то кажется, что именно пуанты придают балерине лёгкость, воздушность и грациозность. Зрителя это очень воодушевляет на собственное творчество.
Автор текста и рисунка Настя Ушакова, 7 класс
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Пуанты-это женские балетные туфли.
Их придумали для исполнения легких, воздушных ролей балерин. Девушки, будто по пархая по воздуху танцуют выступления. Артисты балета же, напротив, воплощают мощь и уверенность, держа в сильных руках хрупкую девушку. Пуанты появились в конце XVIII века. От французского “кончики пальцев». Они чаще встречаются в светло-розовых тонах и реже — в черно-белых тонах.
Автор текста: Эмиля Мкчатырян, 5 класс
Автор рисунка: Анна Колесникова, 6 класс
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
Уникальность текста 70,28%
См. редактор-арбитр Илона Денисова ![](/img/icons/balloon_left.gif) | [ 1 ] | |
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Пьеса — это драматическое произведение, написанное специально для театра. Кроме того, пьесу можно посмотреть и в формате видео-, а также послушать аудиоспектакль во время долгой дороги. Писатели, работающие над созданием пьесы именуются драматургами. Всё произведение строится на разговорах одних людей с другими. Первые пьесы появились ещё во времена античности, но некоторые из них дошли и до наших времён.
Автор текста и иллюстрации — Адам Зяблицкий
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Пюпитр — это музыкальная подставка, которая облегчает исполнителю чтение нот во время игры. Пюпитр может быть настольным, напольным или прикрепленным к самому прибору. Он устанавливается с помощью подставки или штатива и состоят из поверхности, угол и высоту которой можно регулировать. Современные музыкальные стойки могут быть адаптированы к особенностям и требованиям музыканта. Они используются на мероприятиях, где музыканты выступают вживую.
Cлово «Пюпитр» произошло от французского (pupitre — дощатый помост).
Автор текста и иллюстрации — Нурлан Алиев.
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Радио + театр = спектакли, предназначенные для передач по радио.
Как же мы жили до изобретения подкастов? Слушали радио. Оно начинало вещать в 6 часов утра: сначала звучал гимн Советского Союза, потом была «Утренняя гимнастика», в 7 утра — «Пионерская зорька». Заканчивалось вещание в полночь тоже гимном. Популярность радио в XX веке была невероятная. А от воспоминаний о «Театре у микрофона» у меня до сих пор екает сердце.
Не поверите, но у нас до сих пор стоит на кухне старенький радиоприемник «Маяк-202», который мы нет-нет — и включаем, но все реже и реже: мобильник вытеснил желание послушать что-нибудь новенькое или, наоборот, поностальгировать, слушая что-либо из архивов Гостелерадиофонда. Эти радиоспектакли — как подкасты — только на несколько порядков круче: «Радионяня», «Почтовый дилижанс в стране литературных героев», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», детективы, фантастика…
Лучшие радиоверсии спектаклей становятся лучшими аудиокнигами. Правда, чтобы они дошли до слушателя, необходимо решать важную проблему: реставрировать прекрасные радиоспектакли. Для этого проводится кропотливая работа: удаляются шумы, гул, треск, приглаживаются и подстраиваются под современную технику частоты, выравнивается уровень звука…
Рекомендую познакомиться с Золотым фондом радиоспектаклей — коллекцией произведений в формате аудиоспектакля в открытом доступе в интернете.
Текст и коллаж Нины Богдановой
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина | ![](/img/cab/trans.gif) |
Рампа — край сцены, обычно подсвеченный светом. Актёрам важно его видеть, чтобы случайно не упасть со сцены. К рампе актёры выходят на поклон в конце спектаклей под аплодисменты зрителей, которые одаривают участников спектакля цветами.
Чем ближе актёр находится к краю сцены, тем лучше его рассмотрит зритель. Актёру важно учитывать это обстоятельство.
Автор текста и иллюстрации — Софья Кислякова
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Если вы думаете, что кружочек актёров, которые мычат, тянут разные буквы и поют слова вокруг фортепиано — секта, то спешу Вас расстроить, это не так
распевка — специальные упражнения для голоса. Их делают актёры перед спектаклями, в которых есть вокальные партии.
Распевкой называют упражнения, которые разогревают связки и голос для вокала. Без них, как спортсмену без разминки, актеру нельзя выходить на сцену. Часто у театральных коллективов есть свои «традиции» на распевке. Например, особенное упражнение, слово или словосочетания которое они пропевают.
автор фото: Полина Зеленкова
автор текста: Елизавета Калиновская
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина | ![](/img/cab/trans.gif) |
Режиссёр — по сути маг театрального дела, способный литературный текст представить через действие актёров на сцене в декорациях, в сопровождении музыки. Режиссёру необходимо обладать особым художественным воображением и организаторскими способностями.
Театральными режиссёрами не рождаются, а становятся. Не все режиссёры могут стать великими, признанными во всём мире. Из российских стоит назвать К.С. Станиславского (1863–1938)и В.И. Немировича-Данченко (1858–1943).
Автор текста и иллюстрации — Софья Кислякова
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Режиссёр — одна из самых важных профессий в театре. Он берёт на себя ответственность не только за эстетическую сторону спектакля, но и за его организацию, подбор исполнителей, интерпретацию текста, а также за использование различных сценических средств. «Быть режиссером фильма — это все равно что командовать матросней Христофора Колумба, которая требует повернуть назад», — говорил Федерико Феллини.
Кажется, что режиссёры были всегда. Если есть театр, то есть и режиссёр, который всё в нем грамотно организует. Оказывается, нет.
Режиссерское искусство и профессиональные режиссеры, искатели собственной оригинальной трактовки той или иной пьесы, появились лишь в конце XIX века. До этого в театрах актёры сами делали постановки. А еще раньше — драматурги. Например, постановками собственных руководили Уильям Шекспир (1564–1616) и Карпио Лопе де Вега (1562–1635).
Автор текста и иллюстрации — Кирилл Бойко
![](/img/icons/balloon_left.gif) | [ 1 ] | |
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Создатель разных представлений и программ для театра и кино. Работает над сценарием или пьесой, занимается с актёрами над их дикцией и жестикуляцией. Также он может поправить актёра добавить некоторые детали. Отвечает за постановку номеров в целом.
Автор текста и рисунка: Никита Чупраков, 7 класс
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Режиссёр — это главный человек в театре и кино. Он руководит всеми.
Этот человек не может просто давать указания, он должен уметь и брать на себя ответственность за всё. От этого зависит судьба фильма или спектакля.
Иногда некоторые режиссёры тоже снимаются в своих произведениях. Так как он имеет кучу обязанностей, режиссёр берет к себе много помощников, которые исполняют его просьбы и также руководят процессом.
Автор рисунка и статьи — Вероника Треккарики
Оценка по критериям
№ |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
1 |
Текст |
10 |
5 |
2 |
Иллюстрация |
10 |
5 |
|
Итого: |
20 |
|
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Реквизит (от лат. requisitum — требуемое, необходимое) — предметы заднего плана, дополняющие атмосферу и создающие образ общей картины или места протекаемых событий. Как правило реквизит — чисто театральный термин.
Реквизит может быть как настоящим, так и бутафорным (искусственным). Это все те вещи, которые находятся на сцене во время выступления. Реквизитом являются мебель, декорации, ширмы, а также костюмы актёров.
Реквизит чаще используют для создания заднего фона. Обычно реквизитные вещи (возможно, за исключением костюмов) не обладают большим количеством мелких деталей; и это логично, ведь, в основном, взоры зрителей направлены на актёров.
Конечно, затраты на реквизит могут варьироваться. Иногда можно потратить совсем несущественную сумму, а в некоторых случаях реквизит будет дороже всего выступления.
В любом случае реквизит — необходимая часть выступления, так как он помогает больше погрузиться в происходящее на сцене.
Автор иллюстрации: Ксения Лагушкина
Автор текста: Александр Татаринцев
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Неотъемлемая часть любого выступления. Реквизит, это не только то, что находится позади актёров, создавая атмосферу на сюжет постановки, но и различные вещи, с которыми на протяжении всего представления взаимодействуют герои. Думаю, будет не так занятно смотреть на выступления актёров на фоне пустой тёмной сцены. У меня есть личный опыт в работе реквизитора: в преддверии Нового года мне поручили подготовить реквизит для видеролика: это была маска гоблина, амулет, игрушечное оружие и посох для деда Мороза. Маску и амулет я изготовила сама, при этом искала материалы, договаривалась с людьми, которые помогали. Заранее продумывала, как вещи будут выглядеть, после чего осуществляла задуманное. Это было занятно и интересно, хотя ролик мы так и не сняли — воплотим идею в конце этого года.
Автор текста: Кира Спорыхина 7 класс
Автор рисунка: Лена Кадникова 8 класс
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина | ![](/img/cab/trans.gif) |
В театре реквизит — это различные бутафорные или настоящие вещи. Это могут быть декорации, помогающие актерам передать место и время на сцене для зрителей. Реквизитом может быть часть костюма: зонт, шляпа, корона, или различное поддельное оружие.
Но реквизит и бутафорию стоит различать. Реквизит это предметы и атрибуты используемые для представления, а бутафория — это муляжные вещи, которые копируют настоящие.
Создает реквизит в театре реквизитор. Он сам подбирает и выдумывает декорации для выступления.
Автор теста и изображения: Ангелина Гензе.
Оценка по критериям
№ |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
1 |
Текст |
10 |
5 |
2 |
Иллюстрация |
10 |
2 |
|
Итого: |
20 |
|
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Ремарка (фр. пометка) — уточнение, пояснение в тексте от автора сценария, обычно пишется в скобках. Ремарки касаются поведения героев, эмоции, с которой они произносят ту или иную фразу, их внешнего вида, места действия и развития сюжета. «Помощь актерам», ведь с помощью ремарок, артист может с точностью передать образ героя.
Автор текста и картинки: Вероника Лосева
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина | ![](/img/cab/trans.gif) |
Репа — репетиция. Так актёры Московского армянского театра под руководством Славы Степаняна между собой называют репетицию. Но я знаю, что репой назвают ещё и репетиторство.
Автор и иллюстратор: Дарина Каменева
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Рок-оратория
Театральный жанр, в котором соединены музыка, драма и хореография.
Это соединение рока и оратории, определённые черты
которой сохраняются: речитатив, хор, пролог, эпилог. Также от оратории взят минимализм
в сценических костюмах. Важен и драматургический конфликт.
Автор фото — Анастасия Казакова
Автор текста — Фёдор Казаков
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Буфет — это самое любимое место всех зрителей. После каждого антракта это прекрасное место ждёт
вас с распростёртыми руками, вкусными бутербродами и напитками.
А вы знали, когда появился буфет? Еда в театре появилась
тогда же, когда и сам театр. Вместо нашего привычного меню были орехи, сушенные
фрукты и вино. Раньше за угощения платил хорег, или, как мы сейчас говорим, продюсер
богатый горожанин. Если гостю не нравится представление, то он начинал громко жевать.
Сейчас театры очень постарались над оформлением буфетов. Вкусные меню, удобные диванчики, приятная музыка. А самое главное — есть
бутерброды, которые хочется есть килограммами.
Хочу поделиться с вами смешным рассказом про аристократку.
Женщина — очаровательная особа, но очень не воспитана…
Автор текста и фото: Лилия Михайлова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Снегурить — так актёры Московского армянского иеатра под руководством Славы Степаняна называют исполнение роли Снегурочки в новогодних спектаклях. Фраза: «Я сегодня буду снегурить!», звучала и у нас в школе, когда актриса театра Ольга Горбунова исполняла роль Снегурочки на новогодних праздниках в начальной школе.
Автор и иллюстратор: Дарина Каменева
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Софит — это конструкция для подвеса осветительных
приборов, предназначенных в театре для освещения сцены. Как правило, это сварная металлическая многоярусная конструкция. По-итальянски слово soffito означает
«потолок», но в театре софиты подвешиваются под колосниками сцены. Обычно
софитов бывает несколько.
На софитах могут монтироваться любые приборы и в любых количествах. Прожекторы,
устанавливаемые на софитах, направлены вниз и вперёд к середине сцены.
Автор фото — Анастасия Казакова
Автор текста — Фёдор Казаков
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Это конструкция, которая состоит из металла и служит для освещения той или иной площадки. Если площадка большая, то софитов должно быть больше. А если площадка маленькая, то хватит и двух софитов. Приведу пример: в театре сцена не такая большая, но и не такая маленькая. Обычно на такой сцене располагаются от двух до шести софитов. Софиты существуют не только белого или жёлтого цвета. Обычно, чтобы создать обстановку ночи, используют синие софиты. А для того, чтобы создать обстановку дня, используют классические, жёлтые софиты. Чаще всего софиты расположены впереди или сверху сцены.
Выражения:
«В свете софитов»,
«Золотой софит» — высшая премия Санкт-Петербурга.
Автор текста и картинки: Елизавета Нашку
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
![](/img/icons/balloon_left.gif) | [ 1 ] | |
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Аппарат, который освещает сцену. Обычно их несколько штук. Вешают софиты высоко над сценой и перед ней так, чтобы людям в зрительном зале было видно актёров и декорации. Так же софиты добавляют красок в действие спектакля, например в трагической сцене можно добавить красного цвета, а в радостной розового или жёлтого. Мне помнится, когда я выходила на сцену, софиты светили прям в глаза, что я даже не видела зрительный зал. Но это и помогает сосредоточиться, ведь актёр не видит зрителей, и это придаёт уверенности.
Автор текста: Любовь Ведерникова, 7 класс
Рисунок: Софья Суркова, 4 класс
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Если перевести слово «вербатим» с латинского языка, то означает оно «дословно». Это довольно новое слово в театральной сфере. Изобрели его британцы, они воспроизводили художественную прямую речь обычных прохожих, не обрабатывая ее. Таким образом, молодежь хотела раскрыть тайны двойных стандартов, показать правду людям о жизни в стране, о политике.
Проходит такой спектакль в виде монолога или диалога, который зачитывают артисты на сцене. Тему спектакля выбирает специальная творческая группа, после чего начинается опрос реальных людей. После чего интервью расшифровывают и передают актерам, которые создают сценический образ персонажа и проживают его перед зрителями.
Можно сказать, что это документальный текст из интервью обычных людей, который прочитывают актеры театра на сцене. Интересно здесь то, что зритель видит картины, глазами выступающих. Актеры, перевоплощаясь, становятся другими людьми, теми, у которых брали интервью: милыми старушками, строгими преподавателями, продавцами в магазине, бездомными. Это очень необычно и креативно. Чаще всего такие спектакли ставят на острые, злободневные темы.
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина | ![](/img/cab/trans.gif) |
Статист-второстепенное лицо в театре. Они могут не разговаривать и выполнять очень мало действий.
Статисты играют маленькую, но при этом значительную роль. Такие актёры нужны для абсолютно разных массовых сцен в театре или кино.
Почти в каждом представлении есть главные герои. В самых значительных действиях участвуют именно они. Статисты могут быть теми объектами, из-за которых или для которых происходят эти действия.
Автор текста и картинки: Ника Батырева
В доработку! См. редактор-арбитр Илона Денисова ![](/img/icons/balloon_left.gif) | [ 2 ] | |
| ![](/img/cab/trans.gif) | Статист — тот человек, который участвует в спектакле, но не говорит ни слова! Он или играет в массовке, или просто ни на что не влияет. Без статистов не обойтись вообще никак! Это могут быть как декорации, так и какя-либо толпа (опять же для массовки). На самом деле это тоже сложная «роль». Молчать на протяжении всего спектакля и не играть никаких эмоций (если этот человек в роли декораций)…
Автор иллюстрации и текста: Ксения Кутявина См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина | ![](/img/cab/trans.gif) |
Субретка — с французского переводится, как «служанка», «горничная».
В театре — это комедийный персонаж, чаще
всего его играют женщины. Это такая громкая, осторумная, веселая особа, которая
знает многие тайны своей хозяйки, помогает ей разобраться в любовных,
романтичных интригах. Как ни странно, субретками иногда называют девушек и в нашей, современной жизни. Это особы, колкие на язык, любящие перемыть косточки
всем и вся.
Это слово мы можем встретить и в «Записках современника» писателя и театрала Степана Жихарева (1788–1860)
: «Молодые Самойловы также очень хороши; очень жаль, что Самойлова
не играет в комедиях: это была бы превосходная субретка,
особенно в комедиях Мольера; живость в разговоре, свобода
в телодвижениях, очень выразительная, простодушно-плутовская физиономия
и необычайная естественность — все обличает в ней, что она могла бы быть великою комическою артисткою, а между тем она играет
русалок и подобные роли, которые будут со временем гробом
её таланта».
В классических комедиях девушки Дорина и Туанет из «Тартюф»
и «Мнимый больной» Мольера, а так же Сюзанна из «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше — являются типичными субретками.
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Субретка (фр. «служанка») — актерское амплуа старинных комедий- традиционный персонаж-бойкая, остроумная служанка с находчивым лукавым характером. Как правило, помогает своим хозяевам в любовных интригах.
Термин возник в итальянской комедии дель арте (комедия масок), в XVII веке перебрался во французскую комедию, а оттуда уже пришел и в русский театр.
Самая, наверное, популярная субретка — Сюзанна из комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», которую сыграла несравненная темпераментная Нина Корниенко в спектакле-легенде Московского театра сатиры.
P.S. Субретками иронично иногда называют бойких, острых на язык соседок-сплетниц, которые всегда в курсе всего происходящего.
Текст Нины Богдановой
Рисунок Софьи Персидской (7 класс)
Коллаж Нины Богдановой
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина | ![](/img/cab/trans.gif) |
Человек помогающий артистам на сцене. Он подсказывает слова пьесы, если вдруг герои на сцене их забыли. Человек-суфлер сидит в особом месте — «ракушке» перед сценой и зрители не видят его. Многие думают, что профессия суфлера не очень важная, но если актёры забыли текст или ноты, то без помощи этого работника им не обойтись и спектакль может сорваться.
Автор текста и рисунка Никита Чупраков, 7 класс
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Суфлёр — это помощник актёров как на репетиции, так и на спектакле. У него в руках весь сценарий спектакля, где дословно прописаны все роли. В случае, если актёр забыл какое-либо слово, суфлёр может подсказать его ему. Во время спектакля суфлёр находится в так называемой суфлёрной будке, которая располагается посередине сцены, немного возвышается над помостом сцены, имеет полукруглую форму.
Автор текста и фото: Ксения Ефремова
| ![](/img/cab/trans.gif) | | ![](/img/cab/trans.gif) |
Своеобразная творческая кухня, где создается новое выступление для зрителя. Так, чтобы ему угодить и он ушёл домой со счастливым лицом и вспоминал об этом спектакле. Режиссер и актеры стараются, чтобы зритель вспоминал этот день как один из самых счастливых в его жизни. Сцена, это место, где весь театральный коллектив проявляет себя и показывает своё мастерство и навыки.
Автор текста и рисунка Никита Чупраков, 7 класс
| ![](/img/cab/trans.gif) | Сцена — специально отведённое место в театре, в котором разыгрывается театральное действие. Обычно сцена находится на возвышении перед партером, зрительным залом. На сцене устанавливаются декорации и разыгрывается спектакль.
Выйти на сцену. Играть на сцене МХАТа. Жить сценой.
Автор фото — Анастасия Казакова
Автор текста — Фёдор Казаков
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| ![](/img/cab/trans.gif) | Сцена- это специальное пространство, предназначенное для выступлений актеров. Она может находиться в театре, на концерте или даже на открытом воздухе. Обычно сцена приподнята над зрительным залом, что позволяет всем зрителям видеть исполнителей и действие, происходящее на ней. Это место становится центром внимания, где разворачиваются истории, какие бы они ни были- трагическими, комедийными или драматическими.
На сцене используются различные элементы: декорации, освещение и звуковые эффекты. Они помогают создать нужную атмосферу и поддерживать связь между артистами и зрителями. Каждый элемент играет свою роль, чтобы погрузить публику в происходящее на протяжении всего представления.
Актеры, выходя на сцену, принимают на себя роли, оживляя персонажей и их истории. Их задача- передать эмоции и мысли так, чтобы публика могла почувствовать все переживания вместе с ними. Чем сильнее актеры передают свои чувства, тем глубже связь с аудиторией.
Сцена- это не просто физическое пространство. Это волшебный мир, где зрители могут забыть о повседневной жизни и погрузиться в фантазии, созданные творчеством исполнителей.
Автор текста — Илья Леваков
Автор картинки — Арина Горбачева См. Редактор-арбитр Илона Денисова
Оценка по критериям
№ |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
1 |
Текст |
10 |
10 |
2 |
Иллюстрация |
10 |
6 |
|
Итого: |
20 |
|
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Сценарий — это прекрасное приспособление чтобы не перепутать порядок действий, порядок действий в поставлении пьесы, сценки в театре, кино, в сказке, и других подобных местах. В кино и пьесах сценарий нужен больше всего для режиссёра, чтобы он у себя в голове собрал всё то, что он придумал.
А также сценарий используется в жизни для того чтобы создать план на следующий день, неделю или год. Это очень удобно в работе или в учёбе.
Автор иллюстрации и текста — Евгения Саяпина
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Сценический образ — это образ персонажа, демонстрируемого актером на сцене. Он складывается из актерской игры и дополняется костюмом и гримом.
Удивительно, что в обычной жизни актер может быть человеком с характером, совсем не похожим на характер персонажа, в которого он перевоплотится на сцене всего через полчаса, но выйдя на сцену, сыграет любовь и ненависть, горе и радость, множество чувств и эмоций.
Автор рисунка и статьи — Черныш Дарья
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
| ![](/img/cab/trans.gif) |
В затихшем театре, под занавесом тайны, в пыли притаились две маски — Талия и Мельпомена.
Талия, маска веселья и радости, всегда улыбалась своим золотистым контурам. Ее глаза сверкали при воспоминании веселых комедий, где зрители погружались в хохот и легкость бытия. Когда Талия раскрывала свою маску, вокруг зажигались яркие краски, а в воздухе струились искренние смех и радость.
Напротив нее, в тени фонарного света, тихо стояла Мельпомена. Ее маска трагедии была окутана атмосферой глубоких чувств и грусти. Мельпомена молча взирала на свет и тень, представляя сцены страдания и потерь. Ее маска оставалась неподвижной, но в ее глазах таились тайные истории боли и переживаний.
Однажды, при свете волшебного лунного светила, Талия и Мельпомена решили создать волшебное представление. Сценой был их уютный уголок, а зрителями — ночные тени и древние декорации. Талия подарила свой светлый смех, в то время как Мельпомена раскрыла свое трагическое таинство.
Их представление стало пленительным танцем света и тени, гармонией смеха и грусти. Эти две маски, казалось, танцевали под звездами, рассказывая истории жизни через язык театрального искусства.
Так, Талия и Мельпомена продолжали свое вечное представление, напоминая всем, что в театре жизни искусство смеха и слез тесно переплетены, создавая неповторимую симфонию человеческих эмоций.
Две из девяти муз греческой мифологии. Запомните эти древние символы, устоявшиеся в истории театра, бережно хранимые старинными театральными декорациями.
Автор текста — Иван Хомяков
Изображение — Анастасия Мельник
Оценка по критериям
№ |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
1 |
Текст |
10 |
10 |
2 |
Иллюстрация |
10 |
8 |
|
Итого: |
20 |
|
| ![](/img/cab/trans.gif) |
Сезон |
Статей |
Авторов |
2024/25 |
11 |
10 |
2023/24 |
21 |
15 |
2022/23 |
255 |
114 |
Итого |
287 |
134 |
|
|