Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Научное жюри

Жюри Спецвыпуска по сети-2011

«Контрольные вопросы» арбитров Научного жюри — это материалы, которые нужно подготовить для «подверсток» Спецвыпуска (например, разместить на нижнем или боковом поле). Но сначала отправьте свой ответ на Дежурную линию (форум) арбитра

Навигация по разделу:
Михаил Сергеевич — доктор биологических и кандидат физико-математических наук, заместитель директора Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН, профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, заместитель главного редактора газеты «Троицкий вариант — Наука». Про остальное можно посмотреть тут
«Биоинформатика, геномика и молекулярная эволюция — самые близкие и понятные мне области, в которых я могу считаться специалистом. А из общих соображений могу консультировать команды Спецвыпуска по вопросам молекулярной биологии, микробиологии, эволюции»

Геном другого человека
(прогеном неандертальца)

Михаил Гельфанд
биоинформатик

Биоинформатика — наука про то, как понимать генетические тексты. Дело в том, что когда говорят о «расшифровке генома» — это не вполне точно: мы выписываем последовательность нуклеотидов, но не понимаем, что она значит. Я занимаюсь тем, что пытаюсь узнать, где в геноме расположены гены, каковы функции белков, которые ими закодированы, как распознать участки генома, которые регулируют работу генов. И самое интересное — понять, как происходит эволюция генов, регуляторных систем и генома в целом.




Подробнее про это и кое-что другое можно прочитать в лекции «Биоинформатика: молекулярная биология между пробиркой и компьютером»

Онлайн трансляция

Текст лекции

http://trv.nauchnik.ru/22N.pdf
Что может биоинформатика Теория и практика эволюции Генетический код и его «диалекты»
(с. 10-11)



Лекция «Геномы и эволюция»
Онлайн трансляция
Текст



Мои «контрольные вопросы»
Каков размер генома человека (в парах нуклеотидов)? Сколько в нем генов?
Какова доля различающихся пар нуклеотидов в геномах человека и шимпанзе? А в геномах двух человек (не близких родственников)?
Что общего между селеноцистеином и буквой «ё»?

Владимир Михайлович — философ, инженер, футуролог, международный эксперт. Окончил факультет радиоэлектроники МАИ, аспирантуру Института социологических исследований АН СССР. Кандидат философских наук. Сфера научных интересов — прогнозирование глобальных гуманитарных последствий развития новых, прежде всего нано-биологических, технологий.
Автор первой в мире монографии по этой проблематике, гипотезы Перехода (2005 г.), ряда научных статей и выступлений в прессе, на телевидении и радио. В своих работах анализирует перспективы влияния новых технологических разработок на цивилизационные процессы, на существование и эволюцию человека, исследуют философские и космологические аспекты развития мыслящей жизни, проблемы SETI и защищенности разума.
В нашем проекте — консультант команд, выбравших темы, связанные с нанотехнологиями, прогнозированием будущего и техникой.

Фрагмент книги. Глава «Панацея»
Книга «Nano Sapiens или Молчание небес»

Владимир Кишинец
инженер, футуролог

Нанотехнологии — поистине будущее человечества. Это новые методы работы с веществом, которые изменят лицо нашей цивилизации. Во всем мире к исследованиям в различных областях «нанотеха» привлечены огромные ресурсы, а специалисты сравнивают их значение с атомными и космическими проектами прошлого века вместе взятыми. И такие оценки совсем не преувеличение.
Нанотехнологии — это собирательное название разнообразных приемов (технологий) создания объектов атомарных и молекулярных размеров в самых различных областях техники и производства. Спектр их чрезвычайно широк — это и новые идеи в компьютерной технике, в создании замечательных новых материалов, и поистине фантастические, революционные перспективы в медицине, в управлении биологическими основами нашей жизни.

Неудивительно, что в России развитию нанотеха уделяется огромное внимание. Достаточно сказать, что головной научно-исследовательской организацией по нанотематике определен знаменитый Курчатовский институт, один из ведущих научных центров мира. Нанотехнологии интересны тем, что это не проблема одной отдельной науки. Их разработчикам необходимы не только комплексные знания физики, механики, химии, биологии, информатики, инженерии и даже философии, но и научное воображение, интеллектуальная смелость. Результаты освоения нанотеха выходят далеко за рамки практического использования, приводя нас к новым мировоззренческим идеям о месте и роли разумной жизни.

Однако сегодня, когда лучшие умы планеты работают над проблемами нанотеха, большинство населения нашей страны, включая и учителей и школьников, мало что знает об этом.
В прессе, на телевидении и в Интернет лишь изредка мелькает весьма поверхностная информация, часто дилетантские и обывательские суждения, да плоские шутки по поводу нанотеха. Тут у нас серьезная проблема.

Но вам, сегодняшним школьникам, очень повезло, ведь вы имеете реальные возможности стать пионерами и непосредственными участниками созидательной нанотехнологической революции, можете успеть совершить важные открытия, создать невиданные и полезные механизмы, сделать новые шаги в понимании того, как устроен наш мир. Нужно только попробовать понять и полюбить этот удивительный, вечный и одновременно новый для нас нано-мир, мир природных и рукотворных нанотехнологий.



Мои «контрольные вопросы»
Сколько нанометров в одном миллиметре?
Какой американский физик и о чем в 1959 году сказал:
«Там внизу еще много места»?
Каковы средние размеры молекулы ДНК человека?



Игорь Вячеславович преподает в Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина (Беларусь) и проводит исследования в различных областях психологии. Автор нескольких научно-популярных книг по детской психологии и более 60 публикаций в научных и научно-популярных журналах. Пишет не только научно-популярные и научные тексты, но и художественную литературу. В 2010 году стал лауреатом Международной литературной премии имени С. Михалкова за лучшее художественное произведение для подростков. Проводит обучающие тренинги по журналистике. Параллельно с этим Игорь занимается образовательными проектами для детей и взрослых в психологическом центре «Инсайт».
В нашем проекте — консультант команд, выбравших психологические темы.

Фрагменты из книги «Как я (на) учился»
Предисловие, или из чего сделаны мамы
Как я (на) учился жить без папы
Как я (на) учился жить с новым папой

Игорь Павлов

Наука, которой я занимаюсь, кажется мне одной из самых интересных и сложных среди всех наук о человеке. Нет ничего загадочнее, чем психика, которую невозможно изучить «голыми руками», так как она «без цвета, вкуса и запаха» — то есть, говоря научным языком, нематериальна и субъективна. Но без психики и ее высшей формы — сознания, человек никогда не сумел бы возвыситься над миром животных и создать все, что было создано им на сегодняшний день. Любая другая наука своим возникновением обязана тому, что когда-то сознание человека направило свой взор на окружающий мир в целях его познания и самопознания.

Области моих интересов — механизмы психического развития человека: Почему люди становятся такими, какими они становятся, и от чего зависит траектория их развития; психология художественного творчества и писательской деятельности: Почему некоторые люди испытывают потребность писать, и какую роль личный опыт человека накладывает на его художественное творчество; особенности межличностной коммуникации и психология массового сознания: Откуда берутся предрассудки и стереотипы, почему поведение людей наедине с самими собой может сильно отличаться от их поведения в обществе, каким образом реклама влияет на потребителей и т. д. Все это и еще огромная масса вопросов интересует меня, и чем больше я начинаю разбираться в психологии людей, тем больше новых вопросов у меня возникает.

От Спецвыпуска я ожидаю интересных и качественных материалов, посвященных популяризации науки и научной деятельности. Вообще, писать о науке и научных открытиях, как мне кажется, гораздо сложнее, чем делать репортажи или сочинять статьи на вольные темы. Ведь для этого надо не только уметь хорошо писать тексты, но и обладать навыками исследовательской работы, уметь отличать житейские явления от научных, развивать у себя научное мировоззрение. К сожалению, сегодня в прессе полно текстов, по своему характеру антинаучных, основанных на обыденных представлениях, популярных стереотипах и псевдонаучных идеях. Надеюсь, участники проекта сумеют продемонстрировать некоторым из таких «писак» профессиональный подход к научно-популярной журналистике.



Мои «контрольные вопросы»
Что больше всего влияет на психическое развитие человека?
Является ли человек свободным существом?

Задания Игоря Павлова
«Плохой хороший человек» и другие



Анастасия Вадимовна — врач-инфекционист, младший научный сотрудник ЦНИИ Эпидемиологии. Автор пяти научных работ. В настоящее время работает над диссертацией.
Консультирует команды, выбравшие медицинские и биологические темы.
  • Дежурная линия
    Анастасии Покровской (6, новых 1)

Анастасия Покровская
врач-инфекционист

Имею два высших образования — медицинское и менеджера государственного и муниципального управления. Но для себя выбрала медицину. И не просто профессию врача, а именно научную деятельность, так как только эта область дает возможность реализовать потребность в получении новых знаний. Медицина как наука охватывает огромное количество самых разных направлений — от изучения размножения вируса до клонирования человека. Кроме того, медицина не замыкается внутри себя, а все больше интегрирует с другими науками.

Сфера моего научного интереса сводится к довольно узкому направлению — инфекционным болезням. На первый взгляд кажется, что она не решает глобальные вопросы человечества и в большей степени направлена на сугубо практические проблемы медицины. Однако вся история и эволюция человечества тесно связаны с взаимодействием человеческого макроорганизма и населяющих его микроорганизмов. Эпидемии инфекционных болезней не раз вмешивались не только в демографические процессы, но изменяли социальную, политическую и экономическую ситуацию. Все помнят, какой общественный резонанс вызвали «птичий» и «свиной» грипп. Учитывая, что в течение последних 30 лет зарегистрированы около 40 новых возбудителей, способных вызывать болезни у человека, столкнуться с новыми эпидемиями нам еще предстоит.

Надеюсь, «Спецвыпуск по Сети», посвященный научно-популярной журналистике, даст возможность участникам проявить не только творческие способности журналиста, но и развить навыки исследователя и мыслителя, потренировать логику и интуицию, которые так необходимы для научной работы.

И главное, не бойтесь новых и смелых идей, какими бы странными они ни казались, ведь за научные достижения, «которые сначала вызывают смех, а затем заставляют задуматься», в результате вручают премии.


Мои «контрольные вопросы»
Вирусы — живые существа или вещества?
Какая польза от бактерий?
Почему иногда полезно болеть?
Что такое прионы?
Чем прославился Александр Флеминг?



Сергей Борисович — известный популяризатор астрономии, автор около 100 научных работ. Кандидат физико-математических наук. Окончил физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в 1995 г. Работает в отделе Релятивистской астрофизики ГАИШ (Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга) при МГУ им. М.В. Ломоносова. Член редколлегии газеты для ученых «Троицкий вариант — Наука».
Выступает как консультант команд, выбравших астрономические темы.
Сергей Попов

Я занимаюсь астрофизикой двойных и одиночных компактных объектов. Компактный объект — это обычно то, что остается после смерти звезды. Это нейтронная звезда, черная дыра или белый карлик. Новый класс нейтронных звезд был открыт всего несколько лет назад — спутник обнаружил семь необычных нейтронных звезд, которые не излучают в радиодиапазоне. Я обнаружил, что эта «великолепная семерка» генетически связана с так называемым Поясом Гулда.

Сегодня астрономия в лице астрофизики является одной из самых быстро развивающихся наук, что связано с прогрессом в области наблюдений. Появление все более крупных и совершенных телескопов позволяет нам быстро продвигаться в постижении тайн Вселенной. Прямая связь астрономии с высокими технологиями, суперкомпьютерными вычислениями и космическими исследованиями ставит ее в ряд самых «продвинутых» современных наук. Поэтому несмотря на кажущуюся отвлеченность астрономических исследований от проблем повседневной жизни астрономия оказывается одной из самых заметных, самых «публичных» естественных наук.
Желаю авторам почувствовать, чем живет современная большая наука, и донести это ощущение и знание до своих читателей.
Вы всегда можете обращаться ко мне по астрономическим вопросам.


Мои «контрольные вопросы»
Откуда во Вселенной углерод?
Как давно началось расширение Вселенной?

Телестудия «РосКосмоса»



Григорий Витальевич — редактор отдела науки еженедельного журнала «Русский репортер». Пишет на научные темы более 15 лет, что не мешает ему освещать другие темы, будь то репортажи из зоны боевых действий или кулинарные рецепты. Активно участвует в образовательных проектах: Летняя школа «Исследователь» и «Медиаполигон».
  • Дежурная линия
    Григория Тарасевича (3)
Григорий Тарасевич

Я пишу о науке уже лет пятнадцать. Честное слово — не надоело. Наоборот, переживаю, что в земных сутках слишком мало часов
(примерно 24) и не хватает времени, чтобы разобраться с огромным количеством интереснейших тем. Приятно просыпаться, думая о молекулярной биологии, а засыпать с мыслями о когнитивном диссонансе.
Но все-таки я журналист, а не ученый. И мне интересны не только тайны мироздания, но и люди, которые эти тайны открывают. Поверьте, общение с хорошим академиком (или младшим научным сотрудником) дает морально-интеллектуальный заряд гораздо большего размера, нежели встреча с Ксюшей Собчак.
Часто слышишь: «Хочу писать о культуре!», «Хочу писать о политике!», «Хочу писать о спорте!». Мне кажется, молодые журналисты совершенно напрасно относятся к научно-популярной тематике с пренебрежением. На мой вкус, наука отвечает на самые главные вопросы человечества, а все остальное — не более чем дополнение.
Теперь о Конкурсе. Готов всячески помогать и консультировать.
Но учтите — я злобный и критичный.


Мои «контрольные вопросы»
Что было раньше — курица или яйцо?
Почему светит Солнце?

© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета