Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Психологические задачки
от Игоря Павлова

Психологические задания

Ребята! Если вы пришли на эту страницу, значит, вам интересна психология. Мне это очень приятно.
Желаю вам удачи в выполнении «психологических задачек». Вы всегда можете обратиться ко мне с вопросами на мою «Дежурную линию»

Навигация по разделу:

Рубрика II, задание 5. «Плохой хороший человек»

Что или кто влияет на наше отношение к людям, особенно к тем, с кем мы мало знакомы или встречаемся впервые? Этот вопрос давно волнует психологов. Во второй половине ХХ  века русскими психологами были придуманы оригинальные эксперименты, которые помогли лучше понять, от чего зависит наше мнение о других. И хотя с тех пор прошло более 40 лет, поставленная тогда проблема восприятия людьми друг друга по-прежнему актуальна. Все мы склонны выносить суждения о незнакомых или малознакомых нам людях, основываясь на стереотипах, предрассудках и установках. Не избавлены от подобных «очков» и учителя, и директора, и даже политики.

  • Задача
    Посмотреть видеофильм «Я и другие» (см. ниже), где показан пример психологического эксперимента на межличностное восприятие. Подготовить все необходимые материалы и попробовать самостоятельно провести описанный ниже эксперимент. По результатам эксперимента написать статью о том, как люди воспринимают друг друга и к каким последствиям могут привести ошибки и негативные установки в межличностном восприятии.
    Результаты включите в свой выпуск, а картинки закачайте в гусеницу Спецвыпуска,
    папку «Эксперимент».

  • Подготовка к эксперименту
    Для проведения эксперимента вам понадобится несколько фотографий разных людей, на которых должно быть изображено лицо человека крупным планом. Это могут быть фотографии взрослых, ваших ровесников или детей другого возраста.

    Затем выберите себе испытуемых, которые не видели фильм «Я и другие» и ничего не знают о целях эксперимента. Испытуемыми могут стать ваши друзья, одноклассники или даже родители и учителя! Когда все будет готово, приступайте к исследованию.

  • Описание эксперимента
    Покажите испытуемому одну из фотографий и дайте инструкцию: «Говорят, что по лицу человека можно определить черты его характера. Давайте посмотрим, умеете ли это делать вы. Сейчас я вам покажу фотографию выдающегося человека (ученого, писателя, учителя года, лауреата Нобелевской премии), а вы должны попробовать составить его психологический портрет: описать особенности характера, черты личности, может быть, даже его жизненные цели и ценности».
    Если на фотографии изображен школьник, то скажите, что он, например, выдающийся спортсмен или победитель математической олимпиады.

    Затем покажите эту же фотографию другому испытуемому, который еще не участвовал в эксперименте, дайте ему ту же самую инструкцию, только скажите, что на фотографии изображен не ученый, а, например, преступник (правонарушитель, двоечник).

  • Несколько советов о том, как грамотно провести психологический эксперимент
    • Любой эксперимент начинается с гипотезы — предположения о том, какие результаты мы получим в ходе исследования. Попробуйте самостоятельно сформулировать гипотезу. Начать можно так: «Мы предполагаем, что испытуемые в ходе эксперимента…» (какие вы предполагаете получить ответы в зависимости от того, какую инструкцию дадите испытуемому?)
    • Для получения более достоверных результатов одного испытуемого недостаточно. Поэтому проведите эксперимент с несколькими людьми и затем сравните их ответы — будут ли они одинаковыми или разными. Если несколько человек характеризуют изображенного на  фотографии «ученого» положительно, а другие несколько человек характеризуют этого же человека в роли «преступника» отрицательно (как в фильме «Я и другие»), то можно говорить о том, что вам удалось открыть один из психологических законов, который управляет восприятием людьми друг друга.
    • Ответы испытуемых, чтобы не забыть, лучше всего записывать на диктофон или бумагу — это называется «вести протокол исследования». Но если вы решите записывать эксперимент на диктофон или камеру, имейте в виду — вам понадобится разрешение испытуемого на запись. Записывая эксперимент на диктофон или камеру без согласия испытуемого, вы пренебрегаете правилами научной этики и нарушаете права человека.
    • В конце эксперимента испытуемый, скорее всего, захочет узнать, правильно ли он все сделал. Не стоит скрывать от него цели эксперимента, а в конце можно рассказать о том, что именно вы изучали. Не смейтесь и не иронизируйте над испытуемым, если во время эксперимента он попадется в «ловушку установки». После эксперимента вежливо объясните ему, что так бывает почти со всеми людьми, и теперь, после участия в эксперименте, он сможет в будущем избежать подобных ошибок в суждении о других людях. Поблагодарите его за участие в вашей работе.


    Документальный фильм «Я и другие», в котором показан один из классических и самых интересных психологических экспериментов: изучаются особенности восприятия и оценки людьми друг друга (просмотр с Ютюба в школах закрыт, посмотреть можно с домашних компьютеров).


Рубрика IV, задание 5. «Девять состояний»

Человек каждую минуту испытывает самые разные чувства и эмоции, которые выражаются на его лице. Способно ли лицо человека передать все многообразие эмоций и их малейших оттенков?

Задача: Сделать серию портретных фотографий одного и того же человека, который демонстрирует разные эмоции на своем лице. Взять у своей «фотомодели» интервью и попросить рассказать о том, в каких ситуациях чаще всего возникает каждая из эмоций.
Важно, чтобы человек привел примеры или вспомнил, когда последний раз испытывал это чувство и почему оно у него возникло. Например: «Злость… последний раз я испытывал злость, когда мама стала наводить порядок в моем шкафу. Почему именно злость? Потому что я считаю, что это моя территория, а когда кто-то туда суется, я злюсь!». Таким образом, у вас должен получиться «эмоциональный» портрет типичного юноши или девушки. Можете сделать две серии фотопортретов: один — юноши, а второй — девушки, и потом сравнить, одинаково ли они выражают свои эмоции и по поводу каких ситуаций чаще всего.
Интервью следует оформить в виде подписей под каждой фотографией.

Вдохновляющие примеры
(не для копирования, а для «подзарядки»).

Кликнуть, чтобы увеличить.

Вернуться в План-рубрикатор «Спецвыпуска по Сети»




© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета