Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Глава 4


Глава 4. Газета-близнец



Сюжетный план
Если вы хотите принять участие в доработке главы, вам сюда



Совет
Утром все в полном составе, кроме Статуи, которая еще не очнулась, собрались на военный совет. Чарли, ввиду усилившегося аллергического чиха Главного Редактора, снова пришлось оставить на привязи у палисадника (к неудовольствию Лехи, который то и дело выглядывал в окно, беспокоясь за своего любимца).
— Мужики… Извини, пап, — совершенно серьезно начал Игорь. — В этом так называемом кафе творятся странные вещи. Внешне это совсем небольшое здание, а внутри столько комнат, словно это дворец какой-то. Лехе досталась башня в несколько этажей, нас с Женькой мотало в каком-то длиннющем лабиринте…
— Я еще в печатне был, — с готовностью прибавил Леха, обращаясь к Главному Редактору, который стоял посреди комнаты и ждал, пока все выскажутся (по редакционной привычке, он сначала выслушивал мнения, потом говорил сам). — И у ихнего главного в кабинете был. И уже практически достиг разгадки, как вдруг они меня ни с того ни с сего выставили оттуда, под предлогом, что я недозревший. А теперь неизвестно, — на этих словах Леха перевел взгляд на Игоря и Женьку, — может, после некоторых там уже ничего и не осталось.
— Судя по всем уликам, которые мы собрали, кафе старое, — не поддался на провокацию Игорь.
— Возраст улик ни о чем не говорит, — отозвался Женька. — Их могли и подкинуть туда.
— Согласен. Копаться нужно не в истории кафе, а в его сути. Кому здесь еще не понятно, что там не пирожками угощают? — подытожил Игорь. — Но пока у нас сплошная бессмыслица.
— Кстати об уликах. Если там 15 комнат, и улик должно быть 15, — изрек Леха, для важности сунув руки в карманы брюк.
— Не обязательно, — задумчиво проговорил ГГР. — В каких-то комнатах могут быть только подсказки. Или вовсе что-то другое. Одно ясно: в каждой мы должны отыскать нечто, что приблизит нас к разгадке тайны этого кафе.
— Первая полноценная улика — этот камень. — Игорь указал на аквамарин. — Весьма интересная находка. Нужно ее исследовать получше. — Он встал с дивана и подошел к столу. Там лежали все улики, которые удалось раздобыть на данный момент: конверт с символичным адресом (сплошь покрытый клейкими бумажками с многочисленными пометками); записка «Ему угрожает опасность», аккуратно пришпиленная к краю конверта (к ней, в свою очередь, каскадом прикреплялись новые записки и тоже с пометками); бублик в виде буквы «а» (тот присел на листок с жирнючим вопросительным знаком). Аквамарин и «Ведомости» возлежали в самом углу, причем «Ведомости» были прижаты к столешнице старой канцелярской чернильницей, которую в кругловском доме издавна использовали как пресс для бумаг.



Эту главу делала команда
газеты «Контакт!», # 134, Москва


Зоя Высоцкая:
главный автор









— Только одно мы знаем точно: все, что происходит, как-то связано с историей русской письменности, Петром I и реформой, которую в свое время он провел над алфавитом. Может и не впрямую, но связано, — сказал Игорь, оглядев все наличные богатства.
— А вам не кажется, что все это — из области бреда? — снова внедрился в разговор Женька. — Слушайте, а может, там вообще аттракционы? Или разыгрывает нас кто-то? Камень — подкинули. Стражника могли пригласить из ТЮЗа. Печатный станок…
— Нет, печатный станок точно был! — горячо возразил Леха. — Мне еще мужик бородатый за него чуть шею не свернул. И книги там по лавкам лежали, знаешь как много, и сшитые, и не сшитые. Клеем пахло. В ТЮЗе так не пахнет.
— Да ладно, это Женька нас на адекватность проверяет. — Игорь похлопал по плечу приятеля. — Сам-то ты тогда чего здесь делаешь, если все это бред? Или лабиринты нам с тобой тоже приснились? Но в одном ты, безусловно, прав: концентрация невероятностей на единицу времени, действительно, зашкаливает. Невольно подумаешь, как там у нас с крышей…
— Частное из общего у нас не выводится. Попробуем пойти другим путем: вывести общее из частного, — услышал Игорь голос отца.
— Это как? — Леха недоуменно поднял брови.
— Перечислим все приметные детали и попытаемся найти и обобщить то, что их объединяет.
— В кафе всегда впускают с собакой, — сразу «обобщил» Леха. — Вход — понятно. А выход, чем обобщается выход?
— Стоп! Не так! Из кафе выкидывает в тот момент, как только мы получаем улику! Если улику не брать, ничего не произойдет, в смысле, там, в кафе, можно и задержаться, — завелся Игорь.
— Доказательства? — потребовал Женька.
— Говорю же: только мы все буквы нашли, все стало рушится; только Леха с Ним встретился, Леху выгнали и даже «Ведомости» с аквамарином не забрали, — терпеливо ответил Игорь.
— Такое впечатление, что кафе само стремится поскорее избавиться от улик. Например, такого еще не было, чтобы оно нас не отпускало, препятствия нам чинило, какого-нибудь гада на нас напустило. Оно, наоборот, нам помогает. Статую вот для вас оживило, — с ударением на «у» закончил Леха.
— Опа-на! Статуя! Она ведь должна что-то знать! — прихлопнул себя по колену Женька.
— Забудь. Она в астрале. — Осадил его Игорь.
Все озадаченно замолкли.

— Ребят! А может, в этом кафе проводятся опыты? — подскочил на месте Леха. Глаза и уши у него горели, он активно жестикулировал. — Ну, знаете, раньше же разрабатывали массовое биологическое оружие! Ведь давно доказано, что музыка влияет на человека, может заставить чувствовать себя хорошо или плохо. А вдруг здесь идут какие-то разработки с использованием языка? И может, Петр вовсе не от того изменил азбуку, чтоб как в Европе было? Может, тут есть другая сторона медали?
— Да погоди, постой, — остудил Леху Женька и обратился к Игорю. — Почему ты так уверен, что кафе связано с реформой?
— Подключай дедукцию. Дата. 29 генваря. В конце концов, другие улики тоже указывали на петровскую реформу, но дата — это уже прямая улика.
— Никакая это не улика, — Женька приобиделся, что его гипотезу молча прокатили. А ведь какой сюжет! — Хозяин мог назвать кафе, как ему вздумается. Дата вовсе ничего не значит.
— Как сказать… — Игорь встал и подошел к окну, вгляделся в даль, словно набирая из нее мыслительную силу. — Если бы мы имели одну деталь, ее можно было бы считать случайностью, но когда этих деталей десять, и они пересекаются по смежному признаку…
— И при этом — нет ни-ка-ких прямых доказательств… — хмыкнул Женька.
Тут раздался короткий вопль Лехи и одновременно что-то треснуло в соседней комнате.
— Е-еесть! — вдруг заголосил Леха, который уже начал бояться, что его только что начавшиеся приключения прямо сейчас и прекратятся. — Есть прямые доказательства! «Ведомости»!
— Они тоже могут быть подделкой… — возразил Женя.
— Да нет, они как раз — не подделка, — ГГР решил, что настало время вступить в разговор. Слова эти, произнесенные тихо, прозвучали на всю комнату. И сказано это было настолько твердо и убедительно, что ребята тут же закончили препирательства и развернулись к Главному Редактору.


Ввиду усилившегося аллергического чиха редактора Чарли снова оставили на привязи







Подделка или Послание?
— Пожалуй, на сей момент это наша единственная настоящая удача. Пока не могу сказать точно, в чем она, но чувствую: здесь ниточка, за которую надо потянуть.
— Почему «Ведомости» не подделка? — не сдавался Женька, но было видно, что его критическая уверенность поиссякла.
— Если это подделка, — продолжил ГГР, чувствуя, как жадно слушают его все трое, — то выполнена она в те же годы, когда печаталась сама газета … Посмотрите-ка сюда, — все разом придвинулись, устремив взгляды к листку.

— В те времена наборные шрифты изготовлялись из дерева или свинца1, на них наносилась краска. Эти ручные шрифты быстро изнашивались, стачивались, поэтому первый и последний экземпляры в одном тираже могли существенно разниться — буквы в последнем получались неровными, краски тоже менялись. Так что перед вами — наверняка какой-то из последних экземпляров. Об этом говорят нечеткость оттиска, один шрифт более стертый, чем другой. Какой бы совершенной ни была современная техника, она никогда не даст нам такого эффекта, — последние слова ГГР произнес, обращаясь лично к Жене. — Но это еще не все. Дай-ка мне свою лупу, сын.


Редактор чувствовал ниточку, за которую надо потянуть






Игорь тут же достал из кармана миниатюрную лупу и на всякий случай фонарик. Все склонились над листом, который ГГР бережно разгладил ладонью.
— Вот здесь, на странице, стоит какая-то аббревиатура. «Къ», видите?
— Ни финты себе расклад, — еле слышно проговорил Леха. Он искренне был обескуражен дядиным известием и пожалел, что сам не догадался провести такое очевидное сравнение. Тем более что Пусякин его активно на это подбивал.
— Сравните. — ГГР подошел к компьютеру, быстро открыл снимок с оригинальными «Ведомостями», и тут же поймал распечатку с принтера.


Перед ребятами лежали два одинаковых листа. Только на одном не было инициалов, и размашистые подписи явно различались

Друзья, это не что иное, как газета-близнец!


Теперь перед ребятами лежали два абсолютно одинаковых листа, только на одном не было инициалов, а размашистые подписи внизу на обеих страницах явно различались!
— Что-то еще… Погодите, поймаю мысль…
Все разом замолчали, будто боясь спугнуть мысль, которую надо поймать, а ГГР углубился в изучение листка.
— «Человек»… «ныне»… «диалектику»… Так-так-так, — бормотал Круглов, водя лупой по тексту. — «Приемлют»… «Нефть»… Почему нефть? При чем тут нефть? «Чают»… Вот, нашел! Здесь — школа, там — очи… Так-так-так, — бормотал Круглов, водя лупой по тексту.

Он быстро перевернул листок. Рыхлая бумага, казалось, сейчас задымится под его взглядом. И снова перевернул листок. Парни затаили дыхание.
Вдруг ГГР, не выпуская листка из рук, бросился к старому книжному шкафу в углу кабинета, рывком выдернул один из ящиков в нижней части шкафа. Ящик вывалился на пол, оттуда посыпались груды каких-то бумаг, папок, тетрадей. ГГР, перебирая эту гору макулатуры, извлек из нее толстую тетрадь в коленкоровом переплете, пролистал несколько страниц и застыл на минуту. Минута показалась вечностью. Но никто не шелохнулся, не произнес ни звука.







ГГР приложил листок «Ведомостей» к тетрадной странице, перевел взгляд с нее на старую газету, потом обратно, снова на листок. Наконец он поднялся и, держа тетрадь и «Ведомости», подошел к столу. На лице его было написано крайнее волнение. Игорю даже показалось, что отец побледнел.
— Дядя. Вот. — Леха робко протянул расчесочку, которая выпала из кармана ГГР в результате предыдущих манипуляций.
— Не возьмусь пока даже предположить, что здесь зашифровано и кому это предназначалось, — заговорил Круглов приглушенно, машинально расчесывая усы, — но, по-моему, мы должны быть готовы к важным открытиям. Позвольте мне пока больше ничего не говорить об этом, я должен все обдумать. Слишком уж все… невероятно. Просто невероятно!
Тут всех разом как прорвало.
— Дядь Коль! Пап! Николай Николаевич! Ну пожалуйста, ну хоть что-нибудь… Почему это шифровка?
— Вот это я, пожалуй, могу объяснить, при условии, что мы сейчас не станем углубляться в детали. Суть вот в чем. В этих «Ведомостях» есть слова, явно впечатанные отдельно, будто в форму внесли изменения. Более того, будто сюда специально добавляли знаки, которые петровская реформа уже отменила. Словом, этот текст предназначался кому-то, кто сумеет его прочитать, то есть эти впечатанные слова — сигнал, шифр. Кому она адресована, мы, видимо, не узнаем никогда. А вот кто это зашифровал, можно предположить: это сделал, во-первых, профессионал-печатник, во-вторых, человек очень отважный, в-третьих… Стоп. Дальше помолчу. Пока.

… — А теперь посмотрите сами: на четырех из двадцати девяти строк страницы присутствуют слова, которых нет в оригинале. И рядом с ними, пониже — микроскопически воспроизводится тот же инициал. Здесь — школа (он показал на оригинал), а тут — уже очи. Вот тут вместо Шемахи стоит закроются
— Ну и?
— Читай сам. Что получится?
«Ныне очи человека закроются…»
— Совершенно верно. Из чего ясно, что печатник заменил оригинальные буквы и вместо них поставил новые. Перед нами, друзья, не что иное, как газета-близнец!








Под каждой буквой-подделкой стояла микроскопическая подпись

Повисла такая тишина, какая бывает после ошеломления. В следующее мгновение все возбужденно задвигались, обживая новое состояние. Леха ликовал: приключения продолжаются!

Женька еле заметно покачивал головой и вопросительно поглядывал на Игоря; Игорь с горящими глазами, глядя куда-то в себя, мерил шагами комнату, прищелкивал пальцами и бормотал «так-так-так».
— А автор-родитель «близнеца» — кто? Тот, кому принадлежит инициал «Къ»? — то ли спрашивая, то ли утверждая, сказал он вслух, ни к кому не обращаясь.
— Неплохо, правда? — улыбнулся ГГР. — Кстати, Алексей. Припомни-ка еще раз свою встречу с печатниками. Что тебе там говорил этот… Еремей, кажется?
— Да нет, Еремей — он больше молчал. Это зверюга-великан бурчал, что кто-то там «больно ретив»… И велел передать Ему эти «Ведомости».
— Загадка на загадке. — ГГР опять задумался. — Печатник, судя по всему, сильно рисковал. Зачем он велел передать Ему именно этот конкретный экземпляр?
— Если б я знал, что они мне всучили клон, я б просто так не ушел! Я бы разобрался с ними!
— Да уж. После такого можно и на дыбу угодить, — мрачно подвел итог Игорь, неизвестно кого имея в виду: Леху или печатников.
— Если это газета-близнец, — без малейшего сомнения заговорил Женька, который еще час назад был едким критиком приключения, — интересно, кто и когда ее напечатал? И сколько экземпляров сохранилось?
— Думаю, главная загадка не в том, как и когда это было напечатано, а в том, что здесь зашифровано.
— Но нам, к сожалению, до этого не докопаться.
— Ошибаетесь, — ГГР передал лупу Игорю, собрал листы и перенес их на стол. — На самом деле мы уже кое до чего докопались. Вот только надо уточнить некоторые детали.
— Стоп! — воскликнул Леха. — Есть идея. «Кое-кому это стоило жизни»… Или он сказал «Могло стоить жизни»? Я точно не помню. Короче, мне срочно надо в печатню!
— Но только теперь ты пойдешь туда с определенным заданием. Я сам постараюсь его сформулировать для тебя. Мне нужно некоторое время, чтобы обдумать. И лучше в одиночестве.
И ГГР удалился на кухню (его «думную келью» еще со студенческих лет), оставив парней изучать «Ведомости».
— Смотрите! — вдруг воскликнул Женька. — А точно: под каждой буквой-подделкой стоит микроскопическая подпись…
— А нам что делать? В частности, мне? — обиженно спросил Леха, имея в виду не то, что говорил Женька, а дядин ответ.
— Ты еще не выполнил того, что тебе было задано во время первого путешествия.
— Усовершенствовать «Полундру»? — уныло спросил Леха.
— Типа того. Поручаю тебе вести бортовой журнал. Это очень важно — вести учет событий. Договорились?
— Эт-можно! — обрадовался Леха, который, как всегда, был «при блокноте». Он тут же притулился на край дивана, открыл записи и принял позу «летописец в думах».
«Подделка обнаружена, — пососав ручку, записал в блокноте Леха. — Все, что мы пока делали, было спонтанно, и мы придвинулись к разгадке тайны лишь на сотую долю. Но придвинулись. Пора делать что-то, что нам действительно поможет. У меня есть несколько идей. Начнем, пожалуй, с собаки. В Чарли что-то встроили. Что? Кто? Зачем? Но он изменился».

Тут послышалось какое-то шуршание за дверью, но Леху это ничуть не отвлекло: он весь был «в процессе».
— Строка! — вдруг вскрикнул Леха, и тут же покосился в сторону кухни, подумав про себя, что зря он это ляпнул. Пока он не будет выдавать своих секретов, а вот потом, когда все раскроется, его личное расследование еще о себе заявит! Спецкор Звонарев еще покажет, на что он способен.

Шорох в соседней комнате повторился. Все повернули головы к источнику звука.
— Какая строка? При чем тут строка? — спросил Женька у Лехи.
— Сначала она показала мне заседание школьной редколлегии, — затараторил Леха и пересел к Женьке. — А потом стала обзываться…
— Пойду-ка я посмотрю, что там творится, — поднялся Игорь: его стал нервировать шорох в соседней комнате.
— Нет, ты объясни, что за строка? — продолжал настаивать Женя, зачем-то придерживая Игоря.
— Вам не кажется, что оттуда доносится какой-то треск? — снова прислушался Игорь.
— А на кой она тебе все это говорила? — не унимался Женька.
— Кто? Что? — не понял Игорь.
— Да строка! — рявкнул Женька. — Я Леху спрашиваю! Что за манера — встревать! Собрался туда — и иди себе.
— Очень просто. Я ей вопрос, она мне ответ, — Леха, довольный, что на него, наконец, хоть кто-то обратил внимание, спешил поделиться экслюзивом.
— Психодром, а не квартира. Пойду все же гляну, — и Игорь вышел.
Леха с Женькой продолжили свой раунд.








Мерцающих ресничек говорок
Игорь тихонько приоткрыл дверь, оглядел комнату и… остолбенел. Повсюду валялись исписанные листы; окно, несмотря на непогоду, было распахнуто, и сквозняк гонял бумагу по всей комнате.
В углу, на диване, поджав под себя ноги, сидела девушка-статуя. Ее длинные волосы и легкое платье чуть заметно колыхал ветерок. В руках была пачка бумаги, и изжеванный кончик карандаша она грызла совсем как современные школьницы во время контрольной.
— Это… Прошу прощения… — слегка растерялся Игорь. — Ничего, что я спрошу? А что здесь, собственно…— и он обвел рукой весь этот листопад, не зная, как выразиться.
— Вдохновение, — откликнулась девушка. — Просто стихи пишу.
— Стихи?! — еще больше удивился Игорь и закрыл окно.
— Да. Хочешь послушать? — и, не дожидаясь ответа, она прочитала нараспев:

Мерцающих ресничек говорок
,
Загадочная речь немого взгляда…
Кому дано узнать, что ты изрек,
Безвестный страж невидимого клада?

Игорь краем уха отметил, как Чарли, привязанный под окном, подвывал, вторя девушке, пока она читала. «Странно», — мелькнуло на периферии Игорева сознания.

— У тебя талант, — сказал Игорь, чтобы хоть что-то сказать. Он не в силах был больше вмещать впечатления.
— А таланту надобен вниматель. Ведаешь, о чем реку?
Игорь слегка оторопел, отозвался невнятно:
— Ага, ведаю… Во всяком случае, стараюсь…

Тут дверь распахнулась, и в комнату ворвался всклокоченный Леха.
— Может, попробовать найти его? Может, он еще жив?
— Что ты орешь? — спросил Игорь.— Я не глухой. Кого найти?
— Этого Волшебкина! Мы не должны зацикливаться на единственной версии! Настоящий репортер обновленной газеты «Полундра» должен исследовать все, все грани и закоулки. Он должен сомневаться!
— Я не знаю, — раздался из кухни спокойный голос ГГР. — Если он и жив, то очень стар. Да и вряд ли он что-то знает.
— Он знает, — вдруг отозвалась бывшая статуя.

< …>


Листопад под названием «Вдохновение»







— Ваш основной ресурс — хорошо работающий мозг, — наставлял ребят Николай Николаевич

Медиум Петра
Наши герои приближались к кафе. Или это кафе приближалось к ним? Дом-император, казалось, закемарил, — он уже не виделся Главному редактору таким торжественным и надменным. Зато строение № 15 будто сигналило: я жду вас, жду! Все восемь окон глазасто встречали старых знакомых, и шторы сегодня были раздвинуты.

— Ребята, нужно определить, кто пойдет на этот раз, — Главный Редактор остановился в нескольких шагах от входа.
— Я и пойду, — твердо сказал Игорь, и взял поводок с Чарли.
— Можно мне тоже? — запросился Леха и даже руку поднял, как на уроке. — У меня все равно каникулы.
— Давайте лучше я, — предложил Женька. — Все равно на семинар опоздал.
Круглов-старший колебался. Кого же отправить? Игорь, конечно, парень с головой на плечах, но, упаси Боже, с ним что-либо случится. Да вообще, не дай Бог, чтобы с кем-то из них что-нибудь случилось!
— Ладно. Пойдут Игорь и Леха. Помните: внимание к мелочам. Игорь, может быть, я зря это тебе говорю, но все же — присмотри за Лехой, — и Круглов-старший повернулся к Женьке. — А мы с тобой займемся кое-чем другим. Тут и снаружи с кафе не все ясно.
Леха на всякий случай прощупал куртку «на блокнот». На этот раз он подготовился основательно — заранее набросал вопросы для интервью и даже пронумеровал их «по приоритету», как учил ГГР. Он хотел было прихватить с собой и газовый баллончик, но Главный Редактор категорически запретил это: «Никакого оружия! Ваш основной ресурс — хорошо работающий мозг».
Игорь перегрузил все улики в рюкзак, и братья с Чарли вошли внутрь кафе.








Все было по-прежнему — узкий коридор с пятнадцатью дверьми.
— Снова пришли? Не испугались? — встретил их невидимка.
— Пришли, — ответил Игорь. — Собака при нас.
— Вижу, — усмехнулся Голос.
— Скажите, а кто такой этот Он? — пошел напролом Леха.
Голос помолчал, потом сухо ответил:
— Вопрос неверный. Никакой ответ вам ничего не объяснит.
— Ну, хорошо, вот вы нас сюда пропускаете и не спрашиваете, зачем мы сюда приходим, устраиваете нам аттракционы бесплатные…
— Заблуждаетесь, юноша. Если вас тут ни о чем не спрашивают, это еще не значит, что это что-то значит. Да и насчет оплаты вы ошибаетесь. Тут у Него с вами интерес взаимовыгодный.
— Что вы все загадками говорите! — раздосадовался Леха и открыл рот для следующего вопроса.
— Будет с вас, — остановил его Голос. — Ведь вы не за разговорами сюда пришли, верно? Проходите, вас не задерживают.


Все было по-прежнему — узкий коридор с пятнадцатью дверьми







Игорь с Лехой ходили по треугольнику так же, как с Женькой — по трезубцу


— Я поймал тебя, приведюга! — верещал Леха, вцепившись в брата

Братья твердым шагом направились к комнате № 3. За ними семенил Чарли.
Едва дверь приоткрылась, как над ней загорелась буква обро, и на мгновение место, в котором оказалась наша троица, осветилось. В свете вспышки они успели заметить поодаль еще одну дверь — большую, массивную, с каким-то очередным рельефом…
— Не удивляйся. Здесь «двериное» царство, — прошептал Леха.
Свет погас, все погрузилось в полумрак. Игорь почти на ощупь дошел до двери, нажал на ручку — та не поддалась.
— Заперто. Так и думал.
— Ну, и что будем делать? — снова громким шепом спросил Леха и крепче намотал на руку поводок.
— Стой где стоишь.
Когда глаза привыкли к темноте, направо и налево обозначились два пролета, немного смахивающие на лыжню, только каменную.
— Кажется, придется разделиться, — констатировал Леха.
Игорь вспомнил наказ отца не бросать Леху одного. Но что поделать? Так они быстрее выйдут на улицу и, следовательно, избавят ГГР и Женьку от волнений.
— Ладно, — вздохнул Игорь, — ты с Чарли жди тут, я скоро вернусь. На любой шорох кричите «Полундра!» или лайте.
— Может, еще изобразить вой снежного человека?
— Как удобнее, — отрезал Игорь и медленно двинулся по «лыжне».
Поворот налево — через пару шагов стена.
«Вот черт!» — он постоял и пошел направо. И буквально через пару метров — снова стена! На ней Игорь разглядел портрет.
На темном фоне холста был изображен человек, восседающий на троне; лицо его было затенено и потому неразличимо. Портрет так портрет. Хоть какое-то разнообразие.
Игорь не стал задерживаться и продолжил путь по направлению «лыжни» — в этот раз направо. Пролет опять шел не по прямой, а по косой. Это удивило нашего геолога, всегда придававшего значение рельефу местности.
Когда Игорь понял, что «лыжня» заканчивается, до его слуха донесся какой-то топот. Игорь замер. Топот тоже.
Не успел он ступить еще пару шагов, как что-то яростно загавкало и со звонкими криками, да еще и яростно светя фонариком, бросилось на него.
— Я поймал тебя, приведюга! Что ты от нас хо… — верещал Леха, который еще не успел разглядеть, что вцепился в брата.
— Ты откуда здесь? — стряхнул с себя Леху Игорь.
— Тебя спасал, Большой брат. А ты вот он. Опять подвиг сорвался! — Леха пытался выдержать свою обычную роль, хотя было видно, что храбрость далась ему не без усилия. — Такой странный, косой, — кивнул Леха в сторону пролета. — И еще я видел там картину.
— С троном и человеком в тени?
— Ага.
Ребята — и между ними Чарли — пошли дальше и скоро вернулись к тому месту, откуда начали маршрут.
До Игоря медленно, но все отчетливее доходила одна мысль.
— Дай-ка мне свой блокнот и ручку, — попросил он Леху.
На свободном листке Игорь накидал план их движения подобно тому, как это же вчера делал Женька. Через минуту на листе появилась контурная зарисовка, очертаниями напоминающая «Д».
— Ну, и что это? — спросил Леха, светя фонариком в рисунок.
— Ты не понял? Мы с тобой ходим по треугольнику. Точно так же, как с Женькой ходили по трезубцу.
— Тогда, получается, что внутри треугольника должна быть…
— Пустота.
— А в ней, скорее всего…
— Именно. Комната № 3, в которую нам нужно во что бы то ни стало попасть. Вывод: ищем дверь.
Они не сразу разыскали ее в полумраке: хотя Лехин фонарик работал на совесть, казалось, что его луч вязнет в окружающей тьме. Им пришлось нарезать еще пару «треугольников», пока Чарли не присел в самом неподходящем месте и не тявкнул.
— Опа-на. Вот она, дверка, с резьбой! Молодец! — Игорь потрепал пса за холку. Леха воспринял это как личный комплимент: он уже начал переживать за временный простой своего друга.

То, что поначалу показалось резьбой, на самом деле было большой кожаной перчаткой, прибитой к доскам двери на уровне глаз.
Леха присмотрелся. «Ящерица!»
— Большой брат! А дай-ка мне тот мой камешек… аквамарин который.
Игорь извлек камень из кармана рюкзака.
— Не урони, второй раз не найдем.
Леха нащупал углубление в темечке ящерицы, вложил в него камешек, повертел в ямке, слегка придавил — что-то едва слышно щелкнуло…
— Прошу! — тихо, но с жестом фокусника Леха приоткрыл дверь.






Мальчики и собака вошли в комнату. Как и предполагал Игорь, она была треугольной. В дальнем углу подрагивал и едва освещал пространство светильник. Неподалеку — трон. На троне человек. Лицо было скрыто в тени, как на тех картинах. Братья остановились в нерешительности.
Повисло гнетущее молчание.
Человек на троне, видимо, рассматривал гостей из темноты.
Наконец они услышали голос (Леха, конечно, его сразу узнал):
— Лишнего не спрашивайте и не говорите. Я все знаю.
— Что он знает? — прошептал Леха.
— Потом. Слушай во все ухи, — крепким шепотом ответил Игорь и сжал Лехину руку.

Человек переменил позу, но лицо по-прежнему оставалось в тени.
— Я знаю твоего отца, Круглов. — В голосе звенел металл. — Сам по себе он мало меня занимает, но он нужен для дела, которым я давно занимаюсь.
— Что вам надо от его отца? — громко спросил Леха. — Он ничего плохого никому не сделал. Он обычный редактор обычной школьной газеты!
Человек переменил позу и засмеялся.
— А Круглов, как я вижу, не все вам поведал. И даже того не объяснил, с чего это он тут же сорвался в кафе, едва получил мое письмо? Тебе тоже это неизвестно, кругловский сын? Я так и думал.
— У его отца нет от него никаких тайн! Он увлекается старыми книгами, вот и все.
– А чего тогда вы здесь, если «вот и все»? Что мне в вас проку? Зачем он вас сюда послал? — человек оставался недвижим, но было понятно, что он перевел взгляд на Игоря. Тот сделал шаг вперед, на всякий случай заслоняя собой Леху. — Твой отец — никто. И если он хочет еще что-то изменить в своей жизни, у него теперь появилась возможность. Я ждал его. А он прислал вас…

Трон медленно повернулся вокруг оси, совсем скрыв в тени говорившего.
Силуэт поднялся с трона и удалился куда-то в темноту дальнего угла. Оттуда стали доноситься едва различимые голоса, по-видимому, «тронный человек» кому-то что-то говорил.
Мальчики изо всех сил вслушивались, но ничего разобрать не удавалось.
— Ты что-нибудь понимаешь? — шепнул Леха на ухо Игорю.
Тот покачал головой. Потом, так же наклонившись к Лехе, прошептал в ответ:
— В детстве отец мне рассказывал про Петра, про его казематы для врагов, допросы, которые вел царь. А иногда вместо него допрашивал какой-то подсадной, двойник, отец его еще называл почему-то «медиум Петра»… И, по его рассказам, этот «медиум» иной раз был свирепее и безжалостнее самого царя…
Леха почувствовал, как по спине побежали мурашки.
— Ты что, думаешь, что это может быть Он? И тогда что — он и нас…
— Нет, мы ему зачем-то нужны. И пока он не получит то, что ему нужно, ничего не станет делать вредного. Это надо использовать. Все, молчи, возвращается.
Трон повернулся в прежнее положение.
— Пусть Круглов добудет и передаст мне то, о чем, кроме него, никто не знает. За это я помогу ему все исправить. Так и передайте — таково мое условие.
— Почему ты думаешь, что отец отдаст это тебе? — почти с вызовом выкрикнул Игорь.
— А ты ведь умный парень, — усмехнулся медиум. — Быстро сообразил, что планировки комнат — это буквы алфавита. Сообрази и тут.
— И что тогда?
— И тогда никто из вас ни о чем не пожалеет. Возможно. —
В голосе говорившего промелькнула усмешка.
— Мы все знаем! — вдруг ни с того ни с сего выскочил вперед Леха. — Игорь! Это Он! Это Ему я нес «Ведомости» и глаз!
Человек засмеялся, подал псу знак.
– Чарли! Назад! — Леха мгновенно вспомнил, что было с собакой прошлый раз.
И тут Чарли повел себя ну очень странно, и можно сказать, не по-товарищески. Вместо «назад» вильнул хвостом и подался вперед, а потом и вовсе послушно подполз к подножию трона и остановился перед ним, высоко задрав морду. Человек что-то сказал ему вполголоса
и дал в зубы какой-то предмет.
— Чарли, фу! Что вы ему даете, нашему собаке? — крикнул Леха, путаясь от негодования в словах.
— Улику. Ты же за ней сюда пришел.
Игорь машинально принял «посылку» из пасти собаки и тут же понял: зря. Но было уже поздно…
Визит окончен, никто с ними больше не будет разговаривать. Потому что, исходя из антидедукции, как только улика оказывается в руках посланца, кафе выкидывает его обратно.
И тут же, словно в подтверждение этих мыслей, Игорь почувствовал, как поводок оборачивается вокруг его запястья, как нос Чарли утыкается ему в щеку, как рюкзак больно врезается ему в живот. Затем поток воздуха или какого-то силового поля неведомой природы стал вытаскивать его из комнаты-треугольника.


Иной раз Медиум был свирепее и безжалостнее самого царя…







Расчесочка для усов, инкрустированная драгоценными камнями

…По перевернутым домам Игорь понял, что лежит на тротуаре. Второе, что он увидел, — огромные глаза ГГР за стеклами очков.
— Ну, как все прошло? — тут же подскочил к ним и Женька.
— А где Леха?!
Лехи нигде не было.

— Папа… — Игорь протянул ему «посылку». Расчесочка для усов, словно инкрустированная драгоценными камнями, оказалась в ладони ГГР.
Он все понял и так разволновался, что даже привычное движение расчесочкой по усам ему не удавалось, — они только больше спутывались, придавая его лицу еще более растерянное выражение.
Тут Чарли вдруг подпрыгнул, выхватил расческу, перекусил ее пополам и выплюнул на землю.
…Среди расчесочных обломков на асфальте лежала записка.








От авторов

Как мы писали свою главу (в назидание соавторам-потомкам повести)
Предлагаем всем авторам писать такие же примечания

У нас получилось не сразу. Хотя внимательно читали и ТЗ № 20, и предшественников, и дискуссию на дежурке. Оказалось, это очень трудоемкое, хотя и интересное дело — писать свою часть, имея на руках предыдущее «наследство», от которого нельзя уже отказаться, и в то же время иметь в виду наших «наследников».
А самое сложное, оказывается, соблюдать партнерство, заботиться о том, чтобы следующим не надо было мучиться с объяснением, что и почему тут у нас произошло. Не знаем, как у нас получилось, но мы очень старались. Потому что сами немножко намучались — с некоторыми линиями сюжета так и не удалось справиться.
Очень помогла критика (см. сюжетный план), мы поняли, в каком направлении надо двигаться. А потом плотно работали с Мастером, чуть ли не по абзацам. Это оказалось не только полезно, но и очень интересно.
И вообще, мы призываем всех авторов (особенно тех, кто так бурно отстаивает неприкосновенность своего текста) не отвергать критику и не искать в ней ущемления своей индивидуальности. Не отказываться от редактуры текстов: она, как мы убедились, текстам полезна, потому что авторы не видят материал со стороны, а редактор — видит.

Что, нам кажется, удалось
Мы вернули активность ГГРу, откликнувшись на замечание авторов 1 главы (она нам очень понравилась).
Леха у нас ведет бортовой журнал. Это мостик из походного блокнота 2 главы. Использовав спецкорство Лехи, мы задали ему характеру.
Не забыли (и вы не забывайте) про улицу, дома, так прекрасно выписанные в 1 главе — они должны жить в повести, они — внешний колорит города.
Мы «снабдили» Игоря лупой — эта деталь подчеркивает его «геопроисхожение». Попытались придать характерности Женьке (скептик, но ведомый), и Ему (он у нас постепенно выдвигается в главные антигерои).

Сведений об Игоре нам не хватило — в прошлой главе его отношения с отцом прохладные: он предпочел уйти в кафе тайком от ГГР. Нам захотелось, чтобы отношения отца и сына стали близкими, и мы поправили это недоразумение. ГГР мы полюбили.
В следующих главах у Игоря пусть завяжутся романтические отношения со «статуей», только без «посмотрел, остолбенел, ее голубые глаза впечатались ему в душу»
Но самое-самое главное — это  газета-близнец («Ведомости», которые приносит Леха в 1 главе), медиум Петра и новая подоплека отношений ГГР с кафе. Мы не ввели ни одного нового героя.

С чем мы так и не справились
Нам так и не удалось придать убедительности девушке-статуе: чересчур фантастична ее история, никак не вписывалась в реальность наших героев. Мы не смогли ничего придумать лучше, чем то, что написали. Может быть, у продолжателей получится лучше.
Обошли молчанием и историю с Женькой-собакой. В дежурке кто-то правильно заметил: если Голос можно было так просто одурачить, то почему бы в следующий раз Главному Редактору не попробовать пройти с плюшевой собачкой? Может быть, это стоило бы изменить?
Во 2 главе упоминается некто Пусякин — его линию мы тоже не смогли развить, хотя хотелось.

То, что отмечено зеленым, нуждается в исторической проверке,
а потом — в пояснениях в сносках. Будет правильно, если в проекте появятся люди, которые возьмут на себя труд проверять и уточнять исторические детали.

По мелочам
Двигайте линию закодированного Чарли, она «подвисла». Сейчас пока достаточно намеков, потом стоит посвятить Чарли индивидуальную главу и назвать ее «Код Чарли».
В наследство: чернильница как пресс для бумаг. «Думная кухня» Круглова-старшего.








Объяснение сюжетного выбора и что дальше
Мы пытались вплавить текст в русло сюжета, заданного в синопсисе. Видимо, смысл этой интриги в том, что Ему нужен Круглов, чтобы тот помог расшифровать, прочитать «возмутительную грамоту» печатника (который уже в пыточной, но молчит). Мы назвали его медиумом (двойником) Петра.

Медиуму хотелось бы получить от ГГР свое, но так, чтобы не надо было ничего отдавать Круглову. А ГГРу, наоборот, надо встретиться с печатником. В этом мы видим дальнейшее движение интриги — как получить свое с наименьшими потерями.
Идея с пленением Лехи далее видится так: ГГР должен будет сам 
(с собакой) отправиться в кафе — за Лехой-заложником. Потом заболеет из-за аллергии, будет бредить. Мальчишки, Игорь и Женя, из этого бреда выудят что-то важное и пойдут в кафе «разбираться». ГГР после болезни поднимется быстро, но совсем другим человеком — он что-то понял. Снова соберется в кафе, пусть даже ценой здоровья — ему надо во что бы то ни стало. А пока — инструктирует мальчишек, те приносят новые улики, артефакты… передают условия медиуму.
Наконец, Круглов решает, что «пора!» (это уже ближе к концу), и идет сам, может быть, и все вместе. Они спасают там печатника (ГГР успевает с ним поговорить), происходит какой-то катаклизм (пожар, землетрясение), кафе рушится, герои едва успевают выскочить.
На улице все по-прежнему, за спиной на двери кафе табличка:
«Закрыто по техническим причинам». Идут домой, там-то все 
и выясняется («а вот теперь — лекции», — требует Леха).
Далее — эпилог. Про Леху с его «Полундрой», про Круглова с его научной миссией…
Фотоаппарат у нас опять не сработал.
Еще одно слабое место — статуя. Она  выпадает, ей  нужна осмысленная легенда.











Исходный текст Закачать свою главу Предложить иллюстрации Предложить идею



 
Комментарии к Главе 4


Ольга Куроедова #829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново23:14 24.01.2013 | № 57167
 
 0 
 
 0 
Анкета читателя. Глава 4
1. Состоялась ли глава (есть ли развитие сюжета)?
Развитие просто восхитительное
2. Самое удачное место?
Встреча с медиумом
3. Самое неудачное место?
Таких нет
4. Что лучше всего получилось у авторов (характеры героев, ход событий, язык, диалоги, иллюстрации)?
Очень понравились диалоги
5. Соблюдены ли условия коллективного творчества (преемственность сюжета, героев, интриги)?
Да, соблюдены
6. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает эта глава у читателя?
Что дальше в «Ведомостях»
7. Ваш ответ на него?

8. Какие уроки (выводы) сделали вы для себя как для пишущего, прочитав эту работу коллег?
Команда сработала отлично
9. Пожелания к следующим главам
Раскрывайте тайны…
10. Обнаруженные ружья
(Комментируемый объект: Коллективная повесть глава 4)

© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета