Глава 4 с дополнениями

Газета-близнец



















Задание



Доработка главы
{#10/1/3170}


Совет
Утром все в полном составе, кроме Статуи, которая еще не очнулась, собрались на военный совет. Чарли, ввиду усилившегося аллергического чиха Главного Редактора, снова пришлось оставить на привязи у палисадника (к неудовольствию Лехи, который то и дело выглядывал в окно, беспокоясь за своего любимца).
— Мужики… Извини, пап, — совершенно серьезно начал Игорь. — В этом так называемом кафе творятся странные вещи. Внешне это совсем небольшое здание, а внутри столько комнат, словно это дворец какой-то. Лехе досталась башня в несколько этажей, нас с Женькой мотало в каком-то длиннющем лабиринте…
— Я еще в печатне был, — с готовностью прибавил Леха, обращаясь к Главному Редактору, который стоял посреди комнаты и ждал, пока все выскажутся (по редакционной привычке, он сначала выслушивал мнения, потом говорил сам). — И у ихнего главного в кабинете был. И уже практически достиг разгадки, как вдруг они меня ни с того ни с сего выставили оттуда, под предлогом, что я недозревший. А теперь неизвестно, — на этих словах Леха перевел взгляд на Игоря и Женьку, — может, после некоторых там уже ничего и не осталось.
— Судя по всем уликам, которые мы собрали, кафе старое, — не поддался на провокацию Игорь.
— Возраст улик ни о чем не говорит, — отозвался Женька. — Их могли и подкинуть туда.
— Согласен. Копаться нужно не в истории кафе, а в его сути. Кому здесь еще не понятно, что там не пирожками угощают? — подытожил Игорь. — Но пока у нас сплошная бессмыслица.
— Кстати об уликах. Если там 15 комнат, и улик должно быть 15, — изрек Леха, для важности сунув руки в карманы брюк.
— Не обязательно, — задумчиво проговорил ГГР. — В каких-то комнатах могут быть только подсказки. Или вовсе что-то другое. Одно ясно: в каждой мы должны отыскать нечто, что приблизит нас к разгадке тайны этого кафе.
— Первая полноценная улика — этот камень. — Игорь указал на аквамарин. — Весьма интересная находка. Нужно ее исследовать получше. — Он встал с дивана и подошел к столу. Там лежали все улики, которые удалось раздобыть на данный момент: конверт с символичным адресом (сплошь покрытый клейкими бумажками с многочисленными пометками); записка «Ему угрожает опасность», аккуратно пришпиленная к краю конверта (к ней, в свою очередь, каскадом прикреплялись новые записки и тоже с пометками); бублик в виде буквы «а» (тот присел на листок с жирнючим вопросительным знаком). Аквамарин и «Ведомости» возлежали в самом углу, причем «Ведомости» были прижаты к столешнице старой канцелярской чернильницей, которую в кругловском доме издавна использовали как пресс для бумаг.


















— Только одно мы знаем точно: все, что происходит, как-то связано с историей русской письменности, Петром I и реформой, которую в свое время он провел над алфавитом. Может и не впрямую, но связано, — сказал Игорь, оглядев все наличные богатства.
— А вам не кажется, что все это — из области бреда? — снова внедрился в разговор Женька. — Слушайте, а может, там вообще аттракционы? Или разыгрывает нас кто-то? Камень — подкинули. Стражника могли пригласить из ТЮЗа. Печатный станок…
— Нет, печатный станок точно был! — горячо возразил Леха. — Мне еще мужик бородатый за него чуть шею не свернул. И книги там по лавкам лежали, знаешь как много, и сшитые, и не сшитые. Клеем пахло. В ТЮЗе так не пахнет.
— Да ладно, это Женька нас на адекватность проверяет. — Игорь похлопал по плечу приятеля. — Сам-то ты тогда чего здесь делаешь, если все это бред? Или лабиринты нам с тобой тоже приснились? Но в одном ты, безусловно, прав: концентрация невероятностей на единицу времени, действительно, зашкаливает. Невольно подумаешь, как там у нас с крышей…
— Частное из общего у нас не выводится. Попробуем пойти другим путем: вывести общее из частного, — услышал Игорь голос отца.
— Это как? — Леха недоуменно поднял брови.
— Перечислим все приметные детали и попытаемся найти и обобщить то, что их объединяет.
— В кафе всегда впускают с собакой, — сразу «обобщил» Леха. — Вход — понятно. А выход, чем обобщается выход?
— Стоп! Не так! Из кафе выкидывает в тот момент, как только мы получаем улику! Если улику не брать, ничего не произойдет, в смысле, там, в кафе, можно и задержаться, — завелся Игорь.
— Доказательства? — потребовал Женька.
— Говорю же: только мы все буквы нашли, все стало рушится; только Леха с Ним встретился, Леху выгнали и даже «Ведомости» с аквамарином не забрали, — терпеливо ответил Игорь.
— Такое впечатление, что кафе само стремится поскорее избавиться от улик. Например, такого еще не было, чтобы оно нас не отпускало, препятствия нам чинило, какого-нибудь гада на нас напустило. Оно, наоборот, нам помогает. Статую вот для вас оживило, — с ударением на «у» закончил Леха.
— Опа-на! Статуя! Она ведь должна что-то знать! — прихлопнул себя по колену Женька.
— Забудь. Она в астрале. — Осадил его Игорь.
Все озадаченно замолкли.
— Ребят! А может, в этом кафе проводятся опыты? — подскочил на месте Леха. Глаза и уши у него горели, он активно жестикулировал. — Ну, знаете, раньше же разрабатывали массовое биологическое оружие! Ведь давно доказано, что музыка влияет на человека, может заставить чувствовать себя хорошо или плохо. А вдруг здесь идут какие-то разработки с использованием языка? И может, Петр вовсе не от того изменил азбуку, чтоб как в Европе было? Может, тут есть другая сторона медали?
— Да погоди, постой, — остудил Леху Женька и обратился к Игорю. — Почему ты так уверен, что кафе связано с реформой?
— Подключай дедукцию. Дата. 29 генваря. В конце концов, другие улики тоже указывали на петровскую реформу, но дата — это уже прямая улика.
— Никакая это не улика, — Женька приобиделся, что его гипотезу молча прокатили. А ведь какой сюжет! — Хозяин мог назвать кафе, как ему вздумается. Дата вовсе ничего не значит.
— Как сказать… — Игорь встал и подошел к окну, вгляделся в даль, словно набирая из нее мыслительную силу. — Если бы мы имели одну деталь, ее можно было бы считать случайностью, но когда этих деталей десять, и они пересекаются по смежному признаку…
— И при этом — нет ни-ка-ких прямых доказательств… — хмыкнул Женька.
Тут раздался короткий вопль Лехи и одновременно что-то треснуло в соседней комнате.
— Е-еесть! — вдруг заголосил Леха, который уже начал бояться, что его только что начавшиеся приключения прямо сейчас и прекратятся. — Есть прямые доказательства! «Ведомости»!
— Они тоже могут быть подделкой… — возразил Женя.
— Да нет, они как раз — не подделка, — ГГР решил, что настало время вступить в разговор. Слова эти, произнесенные тихо, прозвучали на всю комнату. И сказано это было настолько твердо и убедительно, что ребята тут же закончили препирательства и развернулись к Главному Редактору.















Ввиду усилившегося аллергического чиха редактора Чарли снова оставили на привязи





Подделка или Послание?

— Пожалуй, на сей момент это наша единственная настоящая удача. Пока не могу сказать точно, в чем она, но чувствую: здесь ниточка, за которую надо потянуть.
— Почему «Ведомости» не подделка? — не сдавался Женька, но было видно, что его критическая уверенность поиссякла.
— Если это подделка, — продолжил ГГР, чувствуя, как жадно слушают его все трое, — то выполнена она в те же годы, когда печаталась сама газета … Посмотрите-ка сюда, — все разом придвинулись, устремив взгляды к листку.

— В те времена наборные шрифты изготовлялись из дерева или свинца1, на них наносилась краска. Эти ручные шрифты быстро изнашивались, стачивались, поэтому первый и последний экземпляры в одном тираже могли существенно разниться — буквы в последнем получались неровными, краски тоже менялись. Так что перед вами — наверняка какой-то из последних экземпляров. Об этом говорят нечеткость оттиска, один шрифт более стертый, чем другой. Какой бы совершенной ни была современная техника, она никогда не даст нам такого эффекта, — последние слова ГГР произнес, обращаясь лично к Жене. — Но это еще не все. Дай-ка мне свою лупу, сын.
















Редактор чувствовал ниточку,
за которую надо потянуть







Игорь тут же достал из кармана миниатюрную лупу и на всякий случай фонарик. Все склонились над листом, который ГГР бережно разгладил ладонью.
— Вот здесь, на странице, стоит какая-то аббревиатура. «Къ», видите?
— Ни финты себе расклад, — еле слышно проговорил Леха. Он искренне был обескуражен дядиным известием и пожалел, что сам не догадался провести такое очевидное сравнение. Тем более что Пусякин его активно на это подбивал.
— Сравните. — ГГР подошел к компьютеру, быстро открыл снимок с оригинальными «Ведомостями», и тут же поймал распечатку с принтера.

Перед ребятами лежали два одинаковых листа.
Только на одном не было инициалов, и размашистые подписи явно различались



Друзья, это не что иное, как газета-близнец!

Теперь перед ребятами лежали два абсолютно одинаковых листа, только на одном не было инициалов, а размашистые подписи внизу на обеих страницах явно различались!
— Что-то еще… Погодите, поймаю мысль…
Все разом замолчали, будто боясь спугнуть мысль, которую надо поймать, а ГГР углубился в изучение листка.
— «Человек»… «ныне»… «диалектику»… Так-так-так, — бормотал Круглов, водя лупой по тексту. — «Приемлют»… «Нефть»… Почему нефть? При чем тут нефть? «Чают»… Вот, нашел! Здесь — школа, там — очи… Так-так-так, — бормотал Круглов, водя лупой по тексту.
Он быстро перевернул листок. Рыхлая бумага, казалось, сейчас задымится под его взглядом. И снова перевернул листок. Парни затаили дыхание.
Вдруг ГГР, не выпуская листка из рук, бросился к старому книжному шкафу в углу кабинета, рывком выдернул один из ящиков в нижней части шкафа. Ящик вывалился на пол, оттуда посыпались груды каких-то бумаг, папок, тетрадей. ГГР, перебирая эту гору макулатуры, извлек из нее толстую тетрадь в коленкоровом переплете, пролистал несколько страниц и застыл на минуту. Минута показалась вечностью. Но никто не шелохнулся, не произнес ни звука.


















ГГР приложил листок «Ведомостей» к тетрадной странице, перевел взгляд с нее на старую газету, потом обратно, снова на листок. Наконец он поднялся и, держа тетрадь и «Ведомости», подошел к столу. На лице его было написано крайнее волнение. Игорю даже показалось, что отец побледнел.
— Дядя. Вот. — Леха робко протянул расчесочку, которая выпала из кармана ГГР в результате предыдущих манипуляций.
— Не возьмусь пока даже предположить, что здесь зашифровано и кому это предназначалось, — заговорил Круглов приглушенно, машинально расчесывая усы, — но, по-моему, мы должны быть готовы к важным открытиям. Позвольте мне пока больше ничего не говорить об этом, я должен все обдумать. Слишком уж все… невероятно. Просто невероятно!
Тут всех разом как прорвало.
— Дядь Коль! Пап! Николай Николаевич! Ну пожалуйста, ну хоть что-нибудь… Почему это шифровка?
— Вот это я, пожалуй, могу объяснить, при условии, что мы сейчас не станем углубляться в детали. Суть вот в чем. В этих «Ведомостях» есть слова, явно впечатанные отдельно, будто в форму внесли изменения. Более того, будто сюда специально добавляли знаки, которые петровская реформа уже отменила. Словом, этот текст предназначался кому-то, кто сумеет его прочитать, то есть эти впечатанные слова — сигнал, шифр. Кому она адресована, мы, видимо, не узнаем никогда. А вот кто это зашифровал, можно предположить: это сделал, во-первых, профессионал-печатник, во-вторых, человек очень отважный, в-третьих… Стоп. Дальше помолчу. Пока.

… — А теперь посмотрите сами: на четырех из двадцати девяти строк страницы присутствуют слова, которых нет в оригинале. И рядом с ними, пониже — микроскопически воспроизводится тот же инициал. Здесь — школа (он показал на оригинал), а тут — уже очи. Вот тут вместо Шемахи стоит закроются
— Ну и?
— Читай сам. Что получится?
«Ныне очи человека закроются…»
— Совершенно верно. Из чего ясно, что печатник заменил оригинальные буквы и вместо них поставил новые. Перед нами, друзья, не что иное, как газета-близнец!



















Повисла такая тишина, какая бывает после ошеломления. В следующее мгновение все возбужденно задвигались, обживая новое состояние. Леха ликовал: приключения продолжаются!

Женька еле заметно покачивал головой и вопросительно поглядывал на Игоря; Игорь с горящими глазами, глядя куда-то в себя, мерил шагами комнату, прищелкивал пальцами и бормотал «так-так-так».
— А автор-родитель «близнеца» — кто? Тот, кому принадлежит инициал «Къ»? — то ли спрашивая, то ли утверждая, сказал он вслух, ни к кому не обращаясь.
— Неплохо, правда? — улыбнулся ГГР. — Кстати, Алексей. Припомни-ка еще раз свою встречу с печатниками. Что тебе там говорил этот… Еремей, кажется?
— Да нет, Еремей — он больше молчал. Это зверюга-великан бурчал, что кто-то там «больно ретив»… И велел передать Ему эти «Ведомости».
— Загадка на загадке. — ГГР опять задумался. — Печатник, судя по всему, сильно рисковал. Зачем он велел передать Ему именно этот конкретный экземпляр?
— Если б я знал, что они мне всучили клон, я б просто так не ушел! Я бы разобрался с ними!
— Да уж. После такого можно и на дыбу угодить, — мрачно подвел итог Игорь, неизвестно кого имея в виду: Леху или печатников.
— Если это газета-близнец, — без малейшего сомнения заговорил Женька, который еще час назад был едким критиком приключения, — интересно, кто и когда ее напечатал? И сколько экземпляров сохранилось?
— Думаю, главная загадка не в том, как и когда это было напечатано, а в том, что здесь зашифровано.
— Но нам, к сожалению, до этого не докопаться.
— Ошибаетесь, — ГГР передал лупу Игорю, собрал листы и перенес их на стол. — На самом деле мы уже кое до чего докопались. Вот только надо уточнить некоторые детали.
— Стоп! — воскликнул Леха. — Есть идея. «Кое-кому это стоило жизни»… Или он сказал «Могло стоить жизни»? Я точно не помню. Короче, мне срочно надо в печатню!
— Но только теперь ты пойдешь туда с определенным заданием. Я сам постараюсь его сформулировать для тебя. Мне нужно некоторое время, чтобы обдумать. И лучше в одиночестве.
И ГГР удалился на кухню (его «думную келью» еще со студенческих лет), оставив парней изучать «Ведомости».
— Смотрите! — вдруг воскликнул Женька. — А точно: под каждой буквой-подделкой стоит микроскопическая подпись…
— А нам что делать? В частности, мне? — обиженно спросил Леха, имея в виду не то, что говорил Женька, а дядин ответ.
— Ты еще не выполнил того, что тебе было задано во время первого путешествия.
— Усовершенствовать «Полундру»? — уныло спросил Леха.
— Типа того. Поручаю тебе вести бортовой журнал. Это очень важно — вести учет событий. Договорились?
— Эт-можно! — обрадовался Леха, который, как всегда, был «при блокноте». Он тут же притулился на край дивана, открыл записи и принял позу «летописец в думах».
«Подделка обнаружена, — пососав ручку, записал в блокноте Леха. — Все, что мы пока делали, было спонтанно, и мы придвинулись к разгадке тайны лишь на сотую долю. Но придвинулись. Пора делать что-то, что нам действительно поможет. У меня есть несколько идей. Начнем, пожалуй, с собаки. В Чарли что-то встроили. Что? Кто? Зачем? Но он изменился».
Тут послышалось какое-то шуршание за дверью, но Леху это ничуть не отвлекло: он весь был «в процессе».
— Строка! — вдруг вскрикнул Леха, и тут же покосился в сторону кухни, подумав про себя, что зря он это ляпнул. Пока он не будет выдавать своих секретов, а вот потом, когда все раскроется, его личное расследование еще о себе заявит! Спецкор Звонарев еще покажет, на что он способен.

Шорох в соседней комнате повторился. Все повернули головы к источнику звука.
— Какая строка? При чем тут строка? — спросил Женька у Лехи.
— Сначала она показала мне заседание школьной редколлегии, — затараторил Леха и пересел к Женьке. — А потом стала обзываться…
— Пойду-ка я посмотрю, что там творится, — поднялся Игорь: его стал нервировать шорох в соседней комнате.
— Нет, ты объясни, что за строка? — продолжал настаивать Женя, зачем-то придерживая Игоря.
— Вам не кажется, что оттуда доносится какой-то треск? — снова прислушался Игорь.
— А на кой она тебе все это говорила? — не унимался Женька.
— Кто? Что? — не понял Игорь.
— Да строка! — рявкнул Женька. — Я Леху спрашиваю! Что за манера — встревать! Собрался туда — и иди себе.
— Очень просто. Я ей вопрос, она мне ответ, — Леха, довольный, что на него, наконец, хоть кто-то обратил внимание, спешил поделиться экслюзивом.
— Психодром, а не квартира. Пойду все же гляну, — и Игорь вышел.
Леха с Женькой продолжили свой раунд.

















Под каждой буквой-подделкой стояла микроскопическая подпись



Мерцающих ресничек говорок
Игорь тихонько приоткрыл дверь, оглядел комнату и… остолбенел. Повсюду валялись исписанные листы; окно, несмотря на непогоду, было распахнуто, и сквозняк гонял бумагу по всей комнате.
В углу, на диване, поджав под себя ноги, сидела девушка-статуя. Ее длинные волосы и легкое платье чуть заметно колыхал ветерок. В руках была пачка бумаги, и изжеванный кончик карандаша она грызла совсем как современные школьницы во время контрольной.
— Это… Прошу прощения… — слегка растерялся Игорь. — Ничего, что я спрошу? А что здесь, собственно…— и он обвел рукой весь этот листопад, не зная, как выразиться.
— Вдохновение, — откликнулась девушка. — Просто стихи пишу.
— Стихи?! — еще больше удивился Игорь и закрыл окно.
— Да. Хочешь послушать? — и, не дожидаясь ответа, она прочитала нараспев:

Мерцающих ресничек говорок
,
Загадочная речь немого взгляда…
Кому дано узнать, что ты изрек,
Безвестный страж невидимого клада?

Игорь краем уха отметил, как Чарли, привязанный под окном, подвывал, вторя девушке, пока она читала. «Странно», — мелькнуло на периферии Игорева сознания.

— У тебя талант, — сказал Игорь, чтобы хоть что-то сказать. Он не в силах был больше вмещать впечатления.
— А таланту надобен вниматель. Ведаешь, о чем реку?
Игорь слегка оторопел, отозвался невнятно:
— Ага, ведаю… Во всяком случае, стараюсь…

Тут дверь распахнулась, и в комнату ворвался всклокоченный Леха.
— Может, попробовать найти его? Может, он еще жив?
— Что ты орешь? — спросил Игорь.— Я не глухой. Кого найти?
— Этого Волшебкина! Мы не должны зацикливаться на единственной версии! Настоящий репортер обновленной газеты «Полундра» должен исследовать все, все грани и закоулки. Он должен сомневаться!
— Я не знаю, — раздался из кухни спокойный голос ГГР. — Если он и жив, то очень стар. Да и вряд ли он что-то знает.
— Он знает, — вдруг отозвалась бывшая статуя.

< …>
















Листопад под названием «Вдохновение»






Медиум Петра
Наши герои приближались к кафе. Или это кафе приближалось к ним? Дом-император, казалось, закемарил, — он уже не виделся Главному редактору таким торжественным и надменным. Зато строение № 15 будто сигналило: я жду вас, жду! Все восемь окон глазасто встречали старых знакомых, и шторы сегодня были раздвинуты.

— Ребята, нужно определить, кто пойдет на этот раз, — Главный Редактор остановился в нескольких шагах от входа.
— Я и пойду, — твердо сказал Игорь, и взял поводок с Чарли.
— Можно мне тоже? — запросился Леха и даже руку поднял, как на уроке. — У меня все равно каникулы.
— Давайте лучше я, — предложил Женька. — Все равно на семинар опоздал.
Круглов-старший колебался. Кого же отправить? Игорь, конечно, парень с головой на плечах, но, упаси Боже, с ним что-либо случится. Да вообще, не дай Бог, чтобы с кем-то из них что-нибудь случилось!
— Ладно. Пойдут Игорь и Леха. Помните: внимание к мелочам. Игорь, может быть, я зря это тебе говорю, но все же — присмотри за Лехой, — и Круглов-старший повернулся к Женьке. — А мы с тобой займемся кое-чем другим. Тут и снаружи с кафе не все ясно.
Леха на всякий случай прощупал куртку «на блокнот». На этот раз он подготовился основательно — заранее набросал вопросы для интервью и даже пронумеровал их «по приоритету», как учил ГГР. Он хотел было прихватить с собой и газовый баллончик, но Главный Редактор категорически запретил это: «Никакого оружия! Ваш основной ресурс — хорошо работающий мозг».
Игорь перегрузил все улики в рюкзак, и братья с Чарли вошли внутрь кафе.
















— Ваш основной ресурс — хорошо работающий мозг, — наставлял ребят Николай Николаевич





Все было по-прежнему — узкий коридор с пятнадцатью дверьми.
— Снова пришли? Не испугались? — встретил их невидимка.
— Пришли, — ответил Игорь. — Собака при нас.
— Вижу, — усмехнулся Голос.
— Скажите, а кто такой этот Он? — пошел напролом Леха.
Голос помолчал, потом сухо ответил:
— Вопрос неверный. Никакой ответ вам ничего не объяснит.
— Ну, хорошо, вот вы нас сюда пропускаете и не спрашиваете, зачем мы сюда приходим, устраиваете нам аттракционы бесплатные…
— Заблуждаетесь, юноша. Если вас тут ни о чем не спрашивают, это еще не значит, что это что-то значит. Да и насчет оплаты вы ошибаетесь. Тут у Него с вами интерес взаимовыгодный.
— Что вы все загадками говорите! — раздосадовался Леха и открыл рот для следующего вопроса.
— Будет с вас, — остановил его Голос. — Ведь вы не за разговорами сюда пришли, верно? Проходите, вас не задерживают.















Все было по-прежнему — узкий коридор с пятнадцатью дверьми






Игорь с Лехой ходили по треугольнику так же, как с Женькой — по трезубцу


— Я поймал тебя, приведюга! — верещал Леха, вцепившись в брата


Братья твердым шагом направились к комнате № 3. За ними семенил Чарли.
Едва дверь приоткрылась, как над ней загорелась буква обро, и на мгновение место, в котором оказалась наша троица, осветилось. В свете вспышки они успели заметить поодаль еще одну дверь — большую, массивную, с каким-то очередным рельефом…
— Не удивляйся. Здесь «двериное» царство, — прошептал Леха.
Свет погас, все погрузилось в полумрак. Игорь почти на ощупь дошел до двери, нажал на ручку — та не поддалась.
— Заперто. Так и думал.
— Ну, и что будем делать? — снова громким шепом спросил Леха и крепче намотал на руку поводок.
— Стой где стоишь.
Когда глаза привыкли к темноте, направо и налево обозначились два пролета, немного смахивающие на лыжню, только каменную.
— Кажется, придется разделиться, — констатировал Леха.
Игорь вспомнил наказ отца не бросать Леху одного. Но что поделать? Так они быстрее выйдут на улицу и, следовательно, избавят ГГР и Женьку от волнений.
— Ладно, — вздохнул Игорь, — ты с Чарли жди тут, я скоро вернусь. На любой шорох кричите «Полундра!» или лайте.
— Может, еще изобразить вой снежного человека?
— Как удобнее, — отрезал Игорь и медленно двинулся по «лыжне».
Поворот налево — через пару шагов стена.
«Вот черт!» — он постоял и пошел направо. И буквально через пару метров — снова стена! На ней Игорь разглядел портрет.
На темном фоне холста был изображен человек, восседающий на троне; лицо его было затенено и потому неразличимо. Портрет так портрет. Хоть какое-то разнообразие.
Игорь не стал задерживаться и продолжил путь по направлению «лыжни» — в этот раз направо. Пролет опять шел не по прямой, а по косой. Это удивило нашего геолога, всегда придававшего значение рельефу местности.
Когда Игорь понял, что «лыжня» заканчивается, до его слуха донесся какой-то топот. Игорь замер. Топот тоже.
Не успел он ступить еще пару шагов, как что-то яростно загавкало и со звонкими криками, да еще и яростно светя фонариком, бросилось на него.
— Я поймал тебя, приведюга! Что ты от нас хо… — верещал Леха, который еще не успел разглядеть, что вцепился в брата.
— Ты откуда здесь? — стряхнул с себя Леху Игорь.
— Тебя спасал, Большой брат. А ты вот он. Опять подвиг сорвался! — Леха пытался выдержать свою обычную роль, хотя было видно, что храбрость далась ему не без усилия. — Такой странный, косой, — кивнул Леха в сторону пролета. — И еще я видел там картину.
— С троном и человеком в тени?
— Ага.
Ребята — и между ними Чарли — пошли дальше и скоро вернулись к тому месту, откуда начали маршрут.
До Игоря медленно, но все отчетливее доходила одна мысль.
— Дай-ка мне свой блокнот и ручку, — попросил он Леху.
На свободном листке Игорь накидал план их движения подобно тому, как это же вчера делал Женька. Через минуту на листе появилась контурная зарисовка, очертаниями напоминающая «Д».
— Ну, и что это? — спросил Леха, светя фонариком в рисунок.
— Ты не понял? Мы с тобой ходим по треугольнику. Точно так же, как с Женькой ходили по трезубцу.
— Тогда, получается, что внутри треугольника должна быть…
— Пустота.
— А в ней, скорее всего…
— Именно. Комната № 3, в которую нам нужно во что бы то ни стало попасть. Вывод: ищем дверь.
Они не сразу разыскали ее в полумраке: хотя Лехин фонарик работал на совесть, казалось, что его луч вязнет в окружающей тьме. Им пришлось нарезать еще пару «треугольников», пока Чарли не присел в самом неподходящем месте и не тявкнул.
— Опа-на. Вот она, дверка, с резьбой! Молодец! — Игорь потрепал пса за холку. Леха воспринял это как личный комплимент: он уже начал переживать за временный простой своего друга.

То, что поначалу показалось резьбой, на самом деле было большой кожаной перчаткой, прибитой к доскам двери на уровне глаз.
Леха присмотрелся. «Ящерица!»
— Большой брат! А дай-ка мне тот мой камешек… аквамарин который.
Игорь извлек камень из кармана рюкзака.
— Не урони, второй раз не найдем.
Леха нащупал углубление в темечке ящерицы, вложил в него камешек, повертел в ямке, слегка придавил — что-то едва слышно щелкнуло…
— Прошу! — тихо, но с жестом фокусника Леха приоткрыл дверь.


















Мальчики и собака вошли в комнату. Как и предполагал Игорь, она была треугольной. В дальнем углу подрагивал и едва освещал пространство светильник. Неподалеку — трон. На троне человек. Лицо было скрыто в тени, как на тех картинах. Братья остановились в нерешительности.
Повисло гнетущее молчание.
Человек на троне, видимо, рассматривал гостей из темноты.
Наконец они услышали голос (Леха, конечно, его сразу узнал):
— Лишнего не спрашивайте и не говорите. Я все знаю.
— Что он знает? — прошептал Леха.
— Потом. Слушай во все ухи, — крепким шепотом ответил Игорь и сжал Лехину руку.
Человек переменил позу, но лицо по-прежнему оставалось в тени.
— Я знаю твоего отца, Круглов. — В голосе звенел металл. — Сам по себе он мало меня занимает, но он нужен для дела, которым я давно занимаюсь.
— Что вам надо от его отца? — громко спросил Леха. — Он ничего плохого никому не сделал. Он обычный редактор обычной школьной газеты!
Человек переменил позу и засмеялся.
— А Круглов, как я вижу, не все вам поведал. И даже того не объяснил, с чего это он тут же сорвался в кафе, едва получил мое письмо? Тебе тоже это неизвестно, кругловский сын? Я так и думал.
— У его отца нет от него никаких тайн! Он увлекается старыми книгами, вот и все.
— А чего тогда вы здесь, если «вот и все»? Что мне в вас проку? Зачем он вас сюда послал? — человек оставался недвижим, но было понятно, что он перевел взгляд на Игоря. Тот сделал шаг вперед, на всякий случай заслоняя собой Леху. — Твой отец — никто. И если он хочет еще что-то изменить в своей жизни, у него теперь появилась возможность. Я ждал его. А он прислал вас…

Трон медленно повернулся вокруг оси, совсем скрыв в тени говорившего.
Силуэт поднялся с трона и удалился куда-то в темноту дальнего угла. Оттуда стали доноситься едва различимые голоса, по-видимому, «тронный человек» кому-то что-то говорил.
Мальчики изо всех сил вслушивались, но ничего разобрать не удавалось.
— Ты что-нибудь понимаешь? — шепнул Леха на ухо Игорю.
Тот покачал головой. Потом, так же наклонившись к Лехе, прошептал в ответ:
— В детстве отец мне рассказывал про Петра, про его казематы для врагов, допросы, которые вел царь. А иногда вместо него допрашивал какой-то подсадной, двойник, отец его еще называл почему-то «медиум Петра»… И, по его рассказам, этот «медиум» иной раз был свирепее и безжалостнее самого царя…
Леха почувствовал, как по спине побежали мурашки.
— Ты что, думаешь, что это может быть Он? И тогда что — он и нас…
— Нет, мы ему зачем-то нужны. И пока он не получит то, что ему нужно, ничего не станет делать вредного. Это надо использовать. Все, молчи, возвращается.
Трон повернулся в прежнее положение.
— Пусть Круглов добудет и передаст мне то, о чем, кроме него, никто не знает. За это я помогу ему все исправить. Так и передайте — таково мое условие.
— Почему ты думаешь, что отец отдаст это тебе? — почти с вызовом выкрикнул Игорь.
— А ты ведь умный парень, — усмехнулся медиум. — Быстро сообразил, что планировки комнат — это буквы алфавита. Сообрази и тут.
— И что тогда?
— И тогда никто из вас ни о чем не пожалеет. Возможно. —
В голосе говорившего промелькнула усмешка.
— Мы все знаем! — вдруг ни с того ни с сего выскочил вперед Леха. — Игорь! Это Он! Это Ему я нес «Ведомости» и глаз!
Человек засмеялся, подал псу знак.
— Чарли! Назад! — Леха мгновенно вспомнил, что было с собакой прошлый раз.
И тут Чарли повел себя ну очень странно, и можно сказать, не по-товарищески. Вместо «назад» вильнул хвостом и подался вперед, а потом и вовсе послушно подполз к подножию трона и остановился перед ним, высоко задрав морду. Человек что-то сказал ему вполголоса
и дал в зубы какой-то предмет.
— Чарли, фу! Что вы ему даете, нашему собаке? — крикнул Леха, путаясь от негодования в словах.
— Улику. Ты же за ней сюда пришел.
Игорь машинально принял «посылку» из пасти собаки и тут же понял: зря. Но было уже поздно…
Визит окончен, никто с ними больше не будет разговаривать. Потому что, исходя из антидедукции, как только улика оказывается в руках посланца, кафе выкидывает его обратно.
И тут же, словно в подтверждение этих мыслей, Игорь почувствовал, как поводок оборачивается вокруг его запястья, как нос Чарли утыкается ему в щеку, как рюкзак больно врезается ему в живот. Затем поток воздуха или какого-то силового поля неведомой природы стал вытаскивать его из комнаты-треугольника.
















Иной раз Медиум был свирепее
и безжалостнее самого царя…







…По перевернутым домам Игорь понял, что лежит на тротуаре. Второе, что он увидел, — огромные глаза ГГР за стеклами очков.
— Ну, как все прошло? — тут же подскочил к ним и Женька.
— А где Леха?!
Лехи нигде не было.
— Папа… — Игорь протянул ему «посылку». Расчесочка для усов, словно инкрустированная драгоценными камнями, оказалась в ладони ГГР.
Он все понял и так разволновался, что даже привычное движение расчесочкой по усам ему не удавалось, — они только больше спутывались, придавая его лицу еще более растерянное выражение.
Тут Чарли вдруг подпрыгнул, выхватил расческу, перекусил ее пополам и выплюнул на землю.
…Среди расчесочных обломков на асфальте лежала записка.















Расчесочка для усов, инкрустированная драгоценными камнями





От авторов

Как мы писали свою главу (в назидание соавторам-потомкам повести)
Предлагаем всем авторам писать такие же примечания
У нас получилось не сразу. Хотя внимательно читали и ТЗ № 20, и предшественников, и дискуссию на дежурке. Оказалось, это очень трудоемкое, хотя и интересное дело — писать свою часть, имея на руках предыдущее «наследство», от которого нельзя уже отказаться, и в то же время иметь в виду наших «наследников».
А самое сложное, оказывается, соблюдать партнерство, заботиться о том, чтобы следующим не надо было мучиться с объяснением, что и почему тут у нас произошло. Не знаем, как у нас получилось, но мы очень старались. Потому что сами немножко намучались — с некоторыми линиями сюжета так и не удалось справиться.
Очень помогла критика (см. сюжетный план), мы поняли, в каком направлении надо двигаться. А потом плотно работали с Мастером, чуть ли не по абзацам. Это оказалось не только полезно, но и очень интересно.
И вообще, мы призываем всех авторов (особенно тех, кто так бурно отстаивает неприкосновенность своего текста) не отвергать критику и не искать в ней ущемления своей индивидуальности. Не отказываться от редактуры текстов: она, как мы убедились, текстам полезна, потому что авторы не видят материал со стороны, а редактор — видит.

Что, нам кажется, удалось
Мы вернули активность ГГРу, откликнувшись на замечание авторов 1 главы (она нам очень понравилась).
Леха у нас ведет бортовой журнал. Это мостик из походного блокнота 2 главы. Использовав спецкорство Лехи, мы задали ему характеру.
Не забыли (и вы не забывайте) про улицу, дома, так прекрасно выписанные в 1 главе — они должны жить в повести, они — внешний колорит города.
Мы «снабдили» Игоря лупой — эта деталь подчеркивает его «геопроисхожение». Попытались придать характерности Женьке (скептик, но ведомый), и Ему (он у нас постепенно выдвигается в главные антигерои).
Сведений об Игоре нам не хватило — в прошлой главе его отношения с отцом прохладные: он предпочел уйти в кафе тайком от ГГР. Нам захотелось, чтобы отношения отца и сына стали близкими, и мы поправили это недоразумение. ГГР мы полюбили.
В следующих главах у Игоря пусть завяжутся романтические отношения со «статуей», только без «посмотрел, остолбенел, ее голубые глаза впечатались ему в душу»
Но самое-самое главное — это  газета-близнец («Ведомости», которые приносит Леха в 1 главе), медиум Петра и новая подоплека отношений ГГР с кафе. Мы не ввели ни одного нового героя.

С чем мы так и не справились
Нам так и не удалось придать убедительности девушке-статуе: чересчур фантастична ее история, никак не вписывалась в реальность наших героев. Мы не смогли ничего придумать лучше, чем то, что написали. Может быть, у продолжателей получится лучше.
Обошли молчанием и историю с Женькой-собакой. В дежурке кто-то правильно заметил: если Голос можно было так просто одурачить, то почему бы в следующий раз Главному Редактору не попробовать пройти с плюшевой собачкой? Может быть, это стоило бы изменить?
Во 2 главе упоминается некто Пусякин — его линию мы тоже не смогли развить, хотя хотелось.
То, что отмечено зеленым, нуждается в исторической проверке,
а потом — в пояснениях в сносках. Будет правильно, если в проекте появятся люди, которые возьмут на себя труд проверять и уточнять исторические детали.

По мелочам
Двигайте линию закодированного Чарли, она «подвисла». Сейчас пока достаточно намеков, потом стоит посвятить Чарли индивидуальную главу и назвать ее «Код Чарли».
В наследство: чернильница как пресс для бумаг. «Думная кухня» Круглова-старшего.



















Объяснение сюжетного выбора и что дальше
Мы пытались вплавить текст в русло сюжета, заданного в синопсисе. Видимо, смысл этой интриги в том, что Ему нужен Круглов, чтобы тот помог расшифровать, прочитать «возмутительную грамоту» печатника (который уже в пыточной, но молчит). Мы назвали его медиумом (двойником) Петра.

Медиуму хотелось бы получить от ГГР свое, но так, чтобы не надо было ничего отдавать Круглову. А ГГРу, наоборот, надо встретиться с печатником. В этом мы видим дальнейшее движение интриги — как получить свое с наименьшими потерями.
Идея с пленением Лехи далее видится так: ГГР должен будет сам 
(с собакой) отправиться в кафе — за Лехой-заложником. Потом заболеет из-за аллергии, будет бредить. Мальчишки, Игорь и Женя, из этого бреда выудят что-то важное и пойдут в кафе «разбираться». ГГР после болезни поднимется быстро, но совсем другим человеком — он что-то понял. Снова соберется в кафе, пусть даже ценой здоровья — ему надо во что бы то ни стало. А пока — инструктирует мальчишек, те приносят новые улики, артефакты… передают условия медиуму.
Наконец, Круглов решает, что «пора!» (это уже ближе к концу), и идет сам, может быть, и все вместе. Они спасают там печатника (ГГР успевает с ним поговорить), происходит какой-то катаклизм (пожар, землетрясение), кафе рушится, герои едва успевают выскочить.
На улице все по-прежнему, за спиной на двери кафе табличка:
«Закрыто по техническим причинам». Идут домой, там-то все 
и выясняется («а вот теперь — лекции», — требует Леха).
Далее — эпилог. Про Леху с его «Полундрой», про Круглова с его научной миссией…
Фотоаппарат у нас опять не сработал.
Еще одно слабое место — статуя. Она  выпадает, ей  нужна осмысленная легенда.

















https://lgo.ru/mclass/10/kp/004.htm