Опрос ребром

Проект предлагает вам изучить проблему выбора профессии и планирования карьеры среди учеников вашей школы. Для этого вам потребуется провести социологическое исследование

Опрос ребром // направление «Фокус-рейды и исследования»

Предлагаем вам изучить проблему выбора профессии и планирования карьеры среди старших учеников вашей школы. Для этого вам потребуется провести социологическое исследование. Пользуясь различными исследовательскими методами (анкетирование, интервью), вам необходимо узнать, как смотрят на проблему выбора профессии разные аудитории: ученики 9–11 классов, их родители и учителя. Нужно провести не только «количественные исследования», но и собрать разные мнения при помощи интервью. Результатом должен стать журналистский материал в одном из двух форматов: видеосюжет или иллюстрированная статья по описанным ниже критериям. В материале нужно отразить итоги проведенного исследования: количественные (анкетирование) и качественные (интервью). Помимо отношения школьников к выбору профессий в целом, выявить интерес к актуальной сегодня работе в IT-индустрии.


{social}

Оглавление

Общие положения

Шаг 1. Анкетирование

Шаг 2. Интервью

Шаг 3. Обработка результатов

Шаг 4. Представление результатов

Критерии оценки

Результаты 1 этапа

Результаты 2 этапа

Общие положения

Конкурсное задание состоит из двух частей:

1. Исследовательская работа
Вам необходимо провести:
анкетирование старшеклассников и их родителей
интервью со старшеклассниками и учителями старшей школы — на выбор в бумажном или электронном виде.

2. Творческое задание по представлению результатов исследования
Представить результаты своего исследования в журналистском формате: статья объемом не более 3 тысяч знаков, с иллюстрациями (графики, инфографика) либо видеосюжет длительностью не более 3 минут.

Сроки
Ввиду сложности задачи срок выполнения не 2 недели, а месяц. С 12 декабря по 9 января.


Методическая поддержка: Пленер № 3. Каков опрос — таков ответ

Шаг 0. Предварительное исследование

Подразумевает процесс «погружения» исследователя в заданную проблему. Включает изучение темы через сбор информации, которая находится в открытом доступе: статистики, имеющихся обзоров и проводившихся исследований, документальных фильмов, видео-репортажей, статей.

Шаг 1. Анкетирование

Анкетирование — это проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор структурно организованных вопросов (анкета). Преимущество данного метода заключается в возможности проведения исследования большой группы людей одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных. Его целью является сбор количественных данных. Важно узнать статистические данные по вопросам анкеты. Вам нужно опросить следующие группы:

Не менее 40 школьников 9 классов
Не менее 40 школьников 10 классов
Не менее 40 школьников 11 классов
Не менее 5 родителей учащихся 9 классов
Не менее 5 родителей учащихся 10 классов
Не менее 5 родителей учащихся 11 классов

Составлять вопросы самостоятельно не требуется — для каждой группы опрашиваемых уже есть отдельная небольшая анкета и обсчетная форма к ней (см. приложения 1 и 2). Однако вы можете дополнить анкету своими вопросами.

На выбор
Вариант 1. Сбор данных через бумажную анкету: опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера, или анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого. Опрос можно проводить индивидуально (опрашивать каждого отдельно), либо опрашивать группами (например, сразу целый класс). Одна анкета соответствует одному опрашиваемому. Скачать «бумажную» анкету


Вариант 2. Сбор данных через электронную форму. Вы предлагаете своим респондентам заполнить электронную анкету, при ответе они указывают город и регномер. Результаты вы можете просмотреть на портале или заказать отдельно по своей школе. Для этого нужно обратиться на дежурку Фокус-рейды и исследования.

Электронные анкеты: для опроса учеников 9–11 кл. // для опроса родителей учеников 9–11 кл.


Результаты анкетирования для опроса учеников 9–11 кл. // для опроса родителей учеников 9–11 кл.


Что нужно предоставить по итогам
Если вы анкетируете людей с помощью бумажных анкет (вариант 1), то результат этапа анкетирования: заполненная форма excel (см. приложение 2), где отображаются результаты всех опрошенных участников (учащиеся и родители). Это самая главная часть исследования, она является фундаментом для дальнейшей работы. Закачивается в гусеницу «Фокус-рейды и исследования, обязательно подписывается названием вашего СМИ и темой: «ИТ-профессии». Всего закачать только один файл, который поставить в комплект с другими материалами.

Скачать форму отчета в excel // Закачать отчет — см. старт-панель (ниже).


Если вы проводите анкетирование с помощью электронных форм (вариант 2), то обсчет формируется автоматически и вы можете заказать его у куратора проекта (дежурка «Фокус рейды и исследования»)

Шаг 2. Интервью со школьниками и учителями

Интервью — это метод получения необходимой информации путем непосредственной беседы в форме «вопрос-ответ». Его целью является получение развернутого ответа опрашиваемого на задаваемые интервьюером вопросы.

Материалы исследований (количественные результаты) нужно подкрепить свободным интервью. Результат этапа интервью — качественный сбор мнений учащихся и учителей по вопросам, относящимся к теме выбора профессии. Результаты опроса могут пойти в работу над творческим заданием (например, отрывки интервью учителей или учеников перед камерой или построение сюжетной линии вокруг истории героя (школьник не может определиться с выбором профессии).

В процессе беседы интервьюер задает вопросы, не предлагая никаких вариантов ответа. Опрашиваемый высказывает свое личное мнение по тому или иному вопросу.

Ниже представлен приблизительный перечень вопросов. Обратите внимание, что данные вопросы не являются обязательными, вы можете проявить себя и использовать свой перечень вопросов. Однако общее количество вопросов не должно превышать 5, а их направленность должна касаться вопросов выбора будущей профессии или профориентации в IT.

Примерные вопросы для интервью с учениками 9–11 кл.

  1. Кем вы видите себя через 15 лет?
  2. Есть ли люди (известные или ваши близкие), на которых вы равняетесь при выборе будущей профессии?
  3. Представьте, что вопрос поступления в ВУЗ перед вами не стоит, у вас есть возможность не готовиться к ЕГЭ, а заняться тем, что вам действительно интересно. Чем бы вы занялись?
  4. Является ли, на ваш взгляд, профессия IT-специалиста перспективной? Почему?
  5. Какие трудности сегодня встречают школьники на своем пути, которые мешают им стать IT-специалистами?
  6. Почему некоторые школьники не хотят идти в IT?
  • Чтобы получить точные данные, необходимо опросить не менее 10 учащихся старшей школы.

Перечень примерных вопросов для опроса учителей

В процессе опроса интервьюер задает вопросы, не предлагая никаких вариантов ответа. Учителя высказывают свою позицию.

  1. Как вы считаете, нужно ли помогать школьникам с выбором будущей профессии? Какую роль в этом процессе должна выполнять школа?
  2. Осуществляются ли в вашей школе профориентационные мероприятия, помогающие школьникам в выборе будущей профессии? Что это за мероприятия?
  3. Какие форматы профориентации школьников, на ваш взгляд, эффективны? Какие из них вы хотели бы внедрить в своей школе?
  4. Есть ли, на ваш взгляд, какие-либо трудности / препятствия в работе по профориентации со школьниками? Если да, то какие?
  5. Профессии IT-специалистов на сегодняшний день являются крайне перспективными. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы привлечь школьников в направления, связанные с высокими технологиями?
  • Чтобы получить наиболее точные данные, необходимо опросить не менее 15 учителей старшей школы.

Ваш результат этапа интервью — Doc файл, где отражены результаты всех интервью (в формате вопрос-ответ). Он остается у вас, закачивать его не нужно.

Шаг 3. Обработка и анализ полученных результатов

Исходная позиция исследователя строго предопределена задачами исследования. Ваша главная задача состоит в том, чтобы выявить отношение школьников и их родителей к выбору профессий в целом и профессий IT-индустрии, в частности.
Вам нужно поставить перед собой более конкретные исследовательские вопросы, которые «вытекают» из плана исследования. Например, они могут быть такими: как представляют школьники и родители проблему (выбора профессии, и в частности, профессии в области ИТ-технологий, откуда они берут информацию о рынке труда, как они принимают решение о поступлении в вуз, что они знают про инструменты профориентации и какие из них используют).



1. Обработку результатов анкетных опросов школьников и родителей проделать с помощью таблицы в электронном формате (отчет в excel)


Вам необходимо ввести следующие данные:

  • Дата
  • Место проведения опроса (школа, регион / область)
  • Участники опроса как социальная (профессиональная, иная) группа, сообщество.
  • Суммарное количество респондентов (отдельно родители, отдельно старшеклассники), количество ответивших по каждому вопросу
  • Количество выбравших каждый вариант ответа в каждом вопросе. Если опросы открытые (предполагающие свободный ответ в виде высказывания) — следует сгруппировать похожие ответы и выделить уникальные.
  • Доля опрошенных, выбравших каждый вариант ответа в каждом вопросе рассчитается автоматически
  • Результаты интервью.

2. После того, как вы обработаете все анкеты и интервью, необходимо проанализировать полученные данные.
3. Постараться выявить на их основе причинно-следственные связи.
4. Сделать выводы.

Поскольку перед вами будут опросы старшеклассников 9–11 классов и их родителей, вы можете сравнить, чем отличаются ответы на один и тот же вопрос у школьников разных классов (имеется в виду сравнение 9 класса с 10 классом, 9 с 11 и т. д.). Также можно сравнить ответы школьников с ответами родителей и как отличаются ответы на вопросы в зависимости от пола опрашиваемого.

Шаг 4. Представление результатов // творческое задание

Результатом должен стать журналистский материал в одном из двух форматов: видеосюжет или иллюстрированная статья по описанным ниже критериям.

Требования к видеоопросу или репортажу
Главная техническая задача видеоопроса: все должно быть четко видно и слышно. Видеосъемку необходимо проводить в хорошо освещенном месте, где нет посторонних шумов, которые могут заглушить слова героя интервью. Надо иметь в виду, что в видео-интервью большую роль играет эмоциональный посыл, переживание при высказывании, взгляд, мимика героя.

Для видео-репортажа можно использовать вопросы для интервью, указанные выше.
В репортаже могут быть:
— Постановка проблемы, ее актуальность
— Статистические данные
— Прямая речь репортера в камеру
— Видеоряд — смонтированные фрагменты видеоизображения, отобранные из так называемых исходников (отснятого оператором материала). Может сопровождаться закадровым текстом и наложенной анимацией.
— Отрывки видео-интервью.

Рекомендуемое качество видео

Требования к статье
Читателю / зрителю должен быть интересен тот продукт, который вы ему предложите. Включите фантазию и представьте результаты в удобном и красивом формате, подходящим для публикации в СМИ (статья, видеорепортаж, анимация, инфографика — вашу фантазию никто не ограничивает).

Объем не должен превышать 3 тыс. символов.
В статье должна быть поставлена проблема, раскрыта ее актуальность, приведены статистические данные анкетного опроса школьников и их родителей, а также результаты интервью со школьниками и учителями.

Большое внимание необходимо уделить иллюстрациям. В качестве иллюстраций могут быть использованы:
— Фотографии.
— Тематические изображения.
— Графики, гистограммы и диаграммы, построенные на основе данных, полученных в ходе исследования.
— Инфографика.

Требования к оформлению графиков, гистограмм и диаграмм
В заголовке указать вопрос и единицу измерения (%).
Указать легенду (какой цвет обозначает какой вариант ответа).
Круговые диаграммы могут быть использованы только для тех вопросов, в которых опрашиваемые могут выбрать один вариант ответа.
Гистограммы и столбчатые диаграммы предназначены для вопросов, где опрашиваемый может выбрать несколько вариантов ответа.

Формат представления материала не ограничивается описанными примерами, приветствуются ваши неординарные идеи и креативный подход.

Куда загружать работы
Статью вы загружаете в хронограф «Статья в тему» (рубрику «Опрос ребром»), картинки закачиваете в фоторепортаж к новости. Если у вас в школе выпускается газета или другой вид СМИ, то на конкурс принимаются полосы с материалом, которые также надо прикрепить к статье или загрузить в ваше портфолио, в гусеницу «Фокус-рейды и исследования» (см. старт-панель)

Сроки: до 11 февраля. Но вы можете выполнить это задание в момент объявления горячей темы и получить дополнительные баллы.

https://www.youtube.com/watch?v=elBJj23WRAc&feature=youtu.be

Критерии оценки

Так как проект состоит из двух частей (исследование и творческое задание), каждая составная часть оценивается отдельно. Проект является законченным только при условии успешного выполнения обоих частей.

Каждая часть оценивается по нескольким критериям:

Исследование
Критерий 1. Полнота исследования (опрошено требуемое количество человек).
Критерий 2. Точность исследования (полученные данные обработаны без ошибок).
Критерий 3. Качество анализа результатов исследования (полученные результаты исследования были оценены, на их основе сделаны выводы и наблюдения).
Критерий 4. Материалы оформлены аккуратно, предоставлены в срок.

Творческое задание
Наполнение созданного материала (статья либо видео-репортаж):
Критерий 1. Постановка проблемы (насколько точно была поставлена и озвучена проблема в материале).
Критерий 2. Раскрытие поставленной проблемы (насколько широко, с разных сторон, была освещена проблема сюжета).
Критерий 3. Качество самого материала:
Для видео-сюжета — качество монтажа, качество картинки, точность подачи материала в кадре, уложение во временные рамки (до 3 мин).
Для статьи — точность подачи материала в тексте, качество иллюстраций, уложение в формат (не более 3 тысяч символов)

Экспертное жюри конкурса (профессионалы IT-отрасли, журналисты) определит победителей из числа присланных заявок. Всего будет награждено 5 победителей. Баллы всех команд пойдут в общий зачет.
В виду сложности задание оценивается в 1000 дополнительных баллов, к которым плюсуются баллы арбитров.

Смысл и польза
  1. Прогностическая журналистика — новое слово в профессии.
  2. Освоение самой трудной области для школьных СМИ: аналитики.
  3. Профессиональная проба.
  4. Напишите свой ответ на этот вопрос на дежурке  № 9 «Фокус-рейды и исследования»


Задания марафона не отвлекут ребят от работы в своих объединениях, а наоборот, поддержат творческую жизнь редакции.

Команды и индивидуальные участники работают на открытой площадке новостного агентства школьной прессы «НАШпресс» и соревнуются в разных жанрах и стилях.

Выбрать задачи по интересу поможет интерактивная игра «15 на 15» — 15 тем и 15-ть жанров.

Горячие темы обновляются раз в две недели (по четвергам), начиная с 15 октября.

Ритм марафона для участников: минимум одна творческая активность в две недели.

Обновить
личное досье

https://lgo.ru/proect/marafon/opros.htm