Следопыты спасали человека, вернее, не человека — статую, а еще вернее — девушку. Печально, однако, что за этот благородный поступок Агент 00-Нос отдувалась в отделении милиции
История создания этой главы и пожелания к доработчикам
Первый вариант обложки главы, которая легла в основу 19 и 20 глав
Аркаша в роли Медиума
Голос в молодости
Женя-художник
Команда «Горностаев» — это отдельная песня, страница, веха, а может быть, эра нашего проекта.
Аркаша типа пишет
Алена гримирует «Игоря»
Аркаша в роли Лехи
Леша в роли Игоря, в роли аквамарина — синий камень
Нина Богданова — руководитель издательства, редактор
Это мы не знаем кто, но он нам нравится
Алена Винс — идейный вдохновитель, осуществитель, уникальная девочка
Полина Гостева — автор, спорщик, тоже уникальная девочка
Низкие своды угнетали и давили. «Куда идем мы с Пятачком — большой-большой секрет…» — нелепая кричалка сказочного медвежонка навязчиво крутилась в Женькиной голове, и оттого ситуация казалась несостоявшемуся «сенбернару» еще более абсурдной. Энтузиазма в нем заметно поубавилось. Он уже давно был не рад, что согласился на это авантюрное предприятие. Игорь спиной чувствовал Женькино настроение и изо всех сил старался не подавать виду, что вся эта мрачность и сырость ему тоже не больно-то нравится. «Не дрейфь, — то ли другу, то ли самому себе приказал Круглов-младший, — разберемся… когда упремся». И вдруг остановился. Да так неожиданно, что погруженный в свои мысли Женька едва не налетел на него сзади. — Что? — удивленно хлопал он осоловелыми от полумрака глазами. — Уже, — Игорь вгляделся в конец коридора. — Что «уже»? — не понял Женька. — Уперлись. Тусклые коридорные светляки разбрасывали по полу свои желтые спасательные круги, а длинные колеблющиеся тени, казалось, еще больше омрачали замшелые камни. У стены метрах в тридцати светляки выхватили из тьмы и окружили чей-то силуэт. — Рискнем? — Игорь посмотрел на друга. Тот пожал плечами, всем своим видом показывая: «Делай как знаешь. Тем более, что выбора-то все равно нет».
Все иллюстрации к этой главе подготовила Алена Винс, #121, Новосибирск
Друзья осторожно приблизились к загадочной фигуре, и напряжение исчезло: в проходе стояла статуя. Девушка из белого мрамора держала в руках свиток, лицо ее было печально. Каменные, тяжелые складки платья обрамляли тонкий стан. Точеные черты — вздернутый носик, чуть приоткрытые губы — искусная скульптура. Даже слишком. Игорь заглянул в свиток: — Гляди! Каменная, но грамотная. Буквы на свитке шли витиеватой цепочкой. — «Монастыри улиток и створчаток», — прочитал он и удивился. — Что за ерунда! Никогда о таких не слышал. Орден брюхоногих капуцинов или как? Неужели раньше такие были? — Смотри, а статуя-то модница! В бусиках! — Женька заметно приободрился, узрев в лабиринте вместо внезапного противника застывшую девчонку. — Ну и что? — Колье у нее не мраморное, а настоящее. — Чудно, — Женька склонил голову на бок, прищурился. — Слушай, а это идея.
Он достал из кармана найденную серебряную скорлупку и до того, как Игорь успел сказать «не трогай», приложил овал с затейливо вырезанным краем к цепочке. Щелкнул замок, и Женькина находка уютно устроилась на тонкой шее, словно висела здесь всегда.
На лицо изваяния упала тень. Быть может, из-за этой причудливой игры света друзьям показалось, что статуя улыбнулась? — Как родное! — довольно отметил Женька, радуясь своей находчивости. — Нда, — выдохнул Игорь. — «Ты — утраченная деталь, я — испорченный механизм». — Чего? — Ничего, поэт один современный… Тебе не кажется, что тут этих утраченных деталей все больше становится. Не хочешь еще что-нибудь поискать? — «Кто ищет, тому назначено блуждать», — Женька торжественно поднял палец. — Тоже, между прочим, поэт. Гете. Иоганн Вольфганг. — Дурные ноги голове покоя не дают, — иронично прибавил Игорь, и они отправились дальше по туннелю, оставив одаренную медальоном статую позади.
Долго ли, коротко ли… Словом, не прошли они и двадцати шагов, как оказались перед развилкой. Три коридора разбегались перед нашими героями, а где кончались — неизвестно. — Вот невезуха! — досадливо поморщился Игорь. — Времени и так в обрез. Похоже, чтобы изучить тут все, нам придется разойтись. Указатель бы, что ли, какой поставили. Или камень положили, на худой конец. Женька, которому удача с медальоном явно добавила присутствия духа, даже сострил: — Как там, не помнишь: «направо ехать — женатому быть»? Я, пожалуй, налево. Лучше смерть, чем жениться. — Точно, — Игорь криво усмехнулся. — Ты налево, я направо. Если не погибну, встретимся около статуи.
Долгий коридор отдавался гулким эхом на каждый шаг удаляющегося друга, и Женьке снова стало не по себе. Шутить больше не хотелось. Он медленно ступал в неизвестность: «И чего мы тут ходим? Обычный подвал, сейчас еще крысы вылезут». Чем глубже погружался он в темноту, тем больше нарастало (смутное поначалу) ощущение, что за ним следят. Вдруг яркий свет ослепил Женьку — канделябры, все те же загадочные трезубцы, стоявшие в нишах по стенам, загорелись. Парень от неожиданности попятился назад, обо что-то споткнулся и упал, подняв облако пыли. — А-а-пчхи! — Будьте здоровы! — эхом разнеслось по коридору. — Спасибо, — привычно поблагодарил Женька и вдруг понял: это не Игорев голос! Он на миг застыл, а затем вскочил и, как бешеный носорог, не разбирая дороги, кинулся наутек. Тупик! Ошарашенный чихатель понял, что перепутал направление. Переведя дыхание, он стал осторожно ощупывать каменную кладку в надежде обнаружить проход. Кругом все те же барельефы…
Что это? Из сумрака на него глядело какое-то существо. «Вроде каменное», — неуверенно подбодрил себя Женька и вгляделся в чудовище. Огромная львиная морда выделялась среди общего «интерьера».
«Это же маскарон! Петровское барокко! Ничего себе!» — профессиональный интерес перевесил страх, Женька причмокнул и стал осматривать выпуклый лепной орнамент. Накануне в институте они проходили этот стиль: четкость линий в сочетании с нарядным убранством фасадов — человеческие лица и звериные морды в замковых камнях, оконных проемах, фризовых панелях и сандриках… — Киска, а зубки у тебя есть? — начинающий архитектор с интересом заглянул в разверстую пасть. Ему показалось или там действительно что-то лежит? Женька осторожно протянул вглубь руку, и вдруг что-то зашевелилось под его пальцами. — Мама! — пожалуй, любой, даже самый сдержанный и небрезгливый человек от неожиданности закричал бы на Женькином месте что-нибудь подобное. Бедолага отдернул руку так быстро, будто его ударило током.
…Из пасти показалась маленькая узкая голова. — Змея! Женька обмер. Ноги казались неподъемными бетонными тумбами. С замиранием сердца смотрел он на тварь, ожидая злобного шипения и дрожания раздвоенного язычка.
Нечто чешуйчатое выбралось наружу и оказалось маленькой зеленоватой ящеркой. Она скользнула по полукруглому своду стены, повисла почти над самой головой и вдруг шлепнулась прямо Женьке в капюшон. Пытаясь вытряхнуть непрошеную гостью, он запрыгал и заизвивался всем телом так, что ему могли бы позавидовать самые искусные исполнительницы танцев живота. Ящерица нырнула из капюшона за шиворот и выпала из-под свитера. — Вот мерзость! — парня передернуло: холодная тварь касалась его тела! Нет, определенно пора заканчивать это одиночное плавание! — Слышь, ты, котяра! А чего-нибудь поприятнее у тебя не найдется? — собрав всю волю и отрешенность, на какую только был способен, он снова запустил руку в каменную пасть. На этот раз «улов» не шевелился: на ладони лежала маленькая серебряная скорлупка — зеркальное отражение той, что висела сейчас на шее у каменной незнакомки.
Игорь ждал его в условленном месте. — Женька! — воскликнул он, увидев друга. — Я там голоса какие-то слышал… из стен. Мы здесь точно не одни… Ну что? В третий вместе идем?
Чем глубже погружался он в темноту, тем больше нарастало смутное поначалу ощущение, что за ним следят
Женька с опаской покосился на черный неприветливый проход. — Надо, Женя, надо! — уцепил приятеля за рукав Игорь.
Нельзя сказать, чтобы Женька боялся. Однако никакой радости он уже давно не испытывал и считал самым лучшим итогом похода скорейшее его завершение. Тем более что «прогулочный маршрут» просто изобиловал всякими малоприятными встречами. — Имей в виду, Игорян, — еще одна ящерица у меня за пазухой — и ты рискуешь остаться без друга, — Женька глубоко, как перед долгим погружением в пучину, вздохнул и шагнул в полутемный коридор вслед за Игорем.
— Музыка… Хрустальные звуки плыли по туннелю, сливаясь в мелодию, то нежную, то жалобную. Она становилась все громче и отчетливее, и звуки, слагавшие ее, были рождены каким-то неведомым, не похожим ни на один из современных, музыкальным инструментом. — Я, конечно, могу ошибаться, — неуверенно начал Игорь, — но, кажись, это клавикорд. Отец недавно на «Культуре» передачу смотрел, а я — так, — слушал вполуха.
— Все может быть, — пожал плечами Женька и хмыкнул. — Вон, опять нарисовался свет в конце туннеля.
Впереди действительно что-то засветилось. Друзья ускорили шаг. Два силуэта обозначились в галерее и поспешили им навстречу. Решительность приятелей явно поубавилась, как, кстати, и у тех двоих, которые тоже сбросили скорость.
— Похоже, нас обнаружили, — прошептал Женька. — Надо поговорить с ними, может, они знают что, — так же тихо ответил Игорь.
На ржавой цепи, сплошь покрытой какой-то ветхой дрянью, висело мутное зеркало в темной раме. «Встретившись» с собственным отражением, Женька нервно засмеялся, прислонился к стене и тут же отпрыгнул, тряся рукой: — Фу! Тут все в паутине! Только сейчас они заметили, что и зеркало, и барельефы, его обрамлявшие, и канделябры покрыты вековым слоем пыли. — Чует мое сердце, не зря оно тут, — кивнул Игорь на зеркало и аккуратно коснулся его поверхности, прочерчивая пальцем на мутном сером слое прозрачную полосу. — Ничего так местечко, а? — все еще посмеиваясь, Женька отряхнул руки. Ему все время казалось, что что-то налипает на ладони. — Хоть фильм ужасов снимай, — согласился Игорь. — Погоди, там еще кто-то.
Он наклонился к зеркалу и отпрянул. Из глубины серебряного стекла на него глядели два неподвижных глаза, в темноте проступало женское лицо, серое тяжелое платье, свиток. Игорь обернулся. Зеркало отражало стоящую шагах в десяти от ребят их знакомую — мраморную статую. Она что, догнала их? Нет, они ходили по кругу!
Гладь зарябила, внутри поплыли чьи-то неясные очертания: — Спаси… — слабым голосом продребезжала тонкая фигура, касаясь зеркала с другой стороны раскрытыми ладонями, но стекло помутнело, и видение исчезло.
Раздался металлический скрежет, и рыцарь в доспехах, стоявший в нише, покачнулся, осел и замер, коленопреклоненный, возле статуи. Из раструба его перчатки по руке побежала и скрылась за воротом зеленая стремительная молния — Женькина недавняя знакомая. — Елки, смотри, Железный дровосек! — отпрянул в сторону Игорь. — И девочка Элли. А ты, сер Бернар, выходит — Тотошка, — и он толкнул приятеля в плечо. — Сам ты Тотошка! — засмеялся Женька. — Я смелый Лев! Опять же грива у меня подходящая. Зато я знаю, кто здесь Страшила, — «отомстил» приятель. — Не просто Страшила, а Мудрый! — парировал Игорь, подходя к рыцарю. — Смотри-ка, что у него?
Под вековой паутиной они увидели собственное отражение в зеркале
Он наклонился к зеркалу и отпрянул. Из глубины серебряного стекла на него глядели два неподвижных глаза, в темноте проступало женское лицо
На железной перчатке висел шнурок с медальоном. Круглов-младший осторожно снял его с доспехов. — Гляди, на статую похожа! — рассматривал он женское изображение на находке. — Платье такое же! Может, это ее штучка? Он подошел к мраморной девушке и повесил украшение ей на шею рядом с той серебряной скорлупкой, которой Женька одарил барышню в начале их блужданий по лабиринту. — Может, и это от нее отвалилось? — Женька извлек из кармана найденную в пасти льва вещицу, поднес к цепочке. Две изрезанные по краю пластины, как два кусочка от детских пазлов, соединились в одно целое. Щелк! — и второй медальон тоже висел на шее у статуи.
— Смотри-ка, тут на одном медальоне — петля, а на другом — защелка. А вдруг они и между собой соединятся? Пробую? — и Женька ловко приладил половинки друг к другу…
— А тут вроде светлее стало, не находишь? — Игорь заглянул в каменное лицо. Изваяние глядело в пустоту. «Как живая, — подумал Игорь, — только молчит». Он обернулся к приятелю: — Теперь попробуем то, что на свитке, разобрать?
Прошло мгновение, и земля под ними задрожала: копье и доспехи рыцаря посыпались на пол, со стен срывались и с грохотом падали канделябры.
Поразительные перемены происходили и со статуей: из рук девушки выпал свиток, а она сама, до этого белая и безжизненная, стала набирать цвет, как цветок в теплый майский день. Даже с платья как будто слетела мраморная крошка. Игорь потерял дар речи и застыл, не отрывая от нее глаз. Внезапно по всему лабиринту, перетекая из туннеля в туннель, распространился дикий хохот. Девушка обмякла и упала прямо на руки геологу.
— Лови ее, не урони, — давать «бесценные» указания Женька умел. Всего в шаге от него прокатился огромный камень, дикий хохот усилился. Откуда-то сверху раздавались крики: «Рушится, рушится. Так ее, так!», а рядом, совсем тихо, прозвучало: «Не трогайте!»
Женька и Игорь с незнакомкой на руках бросились из ходившего ходуном туннеля. И как только они ступили за порог, все моментально стихло. Ни звука. Таинственный трезубец догорел яркими сполохами и погас. Молодые искатели приключений, не задерживаясь у злосчастной двери, ринулись к выходу.
Раздался металлический скрежет, и рыцарь в доспехах, стоявший в нише, покачнулся
— До скорой встречи! — попрощался Голос и странно хихикнул. Ребята вылетели из кафе и, в изнеможении опустившись на крыльцо, вдохнули холодного осеннего воздуха. Дождя не было. Еще не поздний вечер разливал по небу последний свет. Где-то вдалеке перебежала улицу трехцветная дворовая кошка. Будто бы и не случилось ничего. Никаких чудес. Только у Игоря на руках ровно дышала та, что еще недавно была каменным изваянием.
Статуя, до этого белая и безжизненная, стала набирать цвет
Ждать Ритке, и правда, пришлось недолго, не более получаса. Сначала затряслась земля под ногами, качнулись стены здания, задрожали окна. Ритуля даже зажала ладонями уши. Но больше ничего не произошло — дом, поколебавшись, будто раздумывая, остался стоять на своем прежнем месте. Зато наша неутомимая сыщица увидела студентов. Они вывалились из кафе какие-то помятые, взъерошенные, с грязными разводами на лицах. Игорь нес на руках девушку в легком платье, похожем на свадебное.
«Что это было? Что за невеста?» И тут новая гениальная догадка озарила сыщицу: в кафе террористы! «Но неужели никто не слышал взрыва? Почему никто не выбегает, не зовет на помощь? Вдруг там внутри под завалами кто-то остался? Надо вызвать милицию!» И Ритуля набрала «02». Хриплым от волнения голосом она выговорила в трубку: — На улице Волшебкина, 15 — теракт! Взрыв! Похищение! Приезжайте скорей, здесь много жертв! «Все же лучше остаться в стороне. Помочь следствию я всегда успею, — передумала девочка, дожидаясь посланцев. — Сначала надо самой разобраться в происходящем».
Милицейская машина была на месте через пять минут. Лейтенант и сержант с собакой-ищейкой прошли в кафе, оттуда в открытую дверь «выпрыгнула» залихватская музыка и не совсем трезвые голоса. Ритуля вылезла из кустов и подошла к низкому окну, пытаясь разглядеть хоть что-нибудь за плотно зашторенными окнами. Девочка даже не заметила, как милиционеры вернулись на улицу. — Опять ложный вызов! — сержант был явно на взводе. — Достали робин-гуды. Раньше хоть только школы «минировали», а теперь уже и за кофейни принялись! — Радуйся, что ложный! Ты представляешь, если настоящий! — остановил его лейтенант. — И где теперь этого «взрывника» искать? — сержанта, видно, оторвали от какого-то очень важного дела. И тут милиционеры приметили девчонку в берете. Прижавшись к стене, она магнитила глазами овчарку.
…Разговор в участке был долгим и неприятным. Служители закона обещали позвонить в школу, пожаловаться директору. Рита твердо стояла на своем: знать ничего не знает, просто проходила мимо. Она даже всплакнула для убедительности: недаром же в прошлом году посещала театральный кружок! На хулиганку и прогульщицу девчонка никак не походила, в дневнике у нее были преимущественно «четверки» и «пятерки». — Может, и правда, не она? Голос какой-то хриплый был, а у этой звонкий, аж уши закладывает. Да и маленькая совсем, с игрушками еще ходит, — кивнул начальник отделения на собачку. — Отпускайте! «Я их выведу на чистую воду!» — дала себе слово Носова, вылезая из патрульной машины, доставившей ее прямо к дому. Теперь раскрытие тайны Круглова стало для Ритули делом чести.
Девушка обмякла и упала прямо на руки геологу
— Подержи дверь, Женька, а то не впишемся, — Игорь боком вошел в коридор. Удивительно, но «каменная» барышня весила не больше обыкновенной девчонки. До самого дома Игорь нес ее сам, не доверяя «ценный груз» даже другу. Теперь можно было и дух перевести. На шум из гостиной с книгой в руках показался Николай Николаевич: — Игореша, куда ты пропал? Я тебя заждался… Что-то случилось?.. — Круглов недоуменно взирал на немую сцену в коридоре — сын с неизвестной девушкой на руках и его друг, распахнувший настежь дверь. — Да поставь же ты свою барышню, наконец. Нет… — Ник Ник увидел, что глаза у нее закрыты, — лучше положи! Тут же он кинулся хлопотать в гостиной, устраивая для нежданной гостьи местечко на диване. Игорь уложил Статую, поправил ей подушку и укрыл пледом. — Ну, рассказывайте, орлы! Все-таки не каждый день вот так запросто к нам в дом приносят спящих красавиц. — Ох, дядь Коль! Мы человека спасли, — пустился в объяснения Женька. — Вернее, не человека — девушку, — поправил он сам себя. Круглов улыбнулся. — Ты можешь помолчать?! — рыкнул на приятеля Игорь. — Лучше принеси воды. Пап, можно мы потом все расскажем?
Девушка приоткрыла глаза и жалобно застонала. Все кинулись к дивану. Однако смотрела спасенная красавица только на Игоря — так же, как и там, в подземелье. — Чего и следовало ожидать… Даром, что ли, он по левому туннелю лазал? — махнул рукой Женька и уселся за стол. И пока Игорь с отцом суетились вокруг бывшей Статуи, пытаясь напоить ее чаем с медом, аспирином и зачем-то микстурой от кашля (видимо, потому что она была вкусной), он, крутя в руке карандаш, что-то неспешно вычерчивал на бумаге. — Игорех, я тут прикинул — вот, схема туннелей, по которым мы блуждали, — закончил он набросок и протянул приятелю. — Слушай, похоже на значок, горевший над дверью! — вспомнил Игорь. — Вылитая «Пси» — одна из букв, которую вычеркнул Петр из новой азбуки, — пояснил Круглов, заглянув сыну через плечо. А потом, обернувшись на неожиданную гостью, добавил вполголоса: — Тихо, ребята, уснула!
«Я их выведу на чистую воду!» — дала себе слово Носова, вылезая из патрульной машины
Резерв иллюстраций
Автор: Мария Мельник, #1187 «Летучка», гимназия 32, Калининград
Читательская анкета. Глава 19. Статуя тоже человек
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, ведь в ней была частичка волшебства, а это всегда интересно.
2. Самое удачное место
Момент, когда Игорь нес незнакомку. Это было так мило.
3. Самое неудачное место. Почему?
Мне не понравилось, что Рита сует свой нос куда не надо и создает другим проблемы.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне всего хватило, ведь в главе присутствовала и романтика, и волшебство, и взаимопомощь. Помимо этого, еще была много детективных вопросов и довольно страшные моменты.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что это за девушка, которую Игорь принес к себе домой? Почему она из статуи превратилась в живую девушку? Как буду складываться дельнейшие отношения у ребят с новой знакомой?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации не бывают лишними, поэтому я всегда хорошо к ним отношусь. Они получились намного лучше, по сравнению с иллюстрациями к предыдущей главе.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да, мне очень понравились представленные в ней фотографии, особенно фотография морячки.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Да, это практичное решение. Мне интерактив помогает в понимании непонятных слов и афоризмов, а также увеличивает мой словарный запас.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Хочется узнать о статуи, которая превратилась в девушку. Да, и загадочный «голос» так еще и не раскрыли.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Мне интересно узнать для себя новые слова, крылатые выражения и все в этом духе.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 19)
Редактор-арбитр Лариса Боброва
Сергей Мокеев#839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону
Читательская анкета. Глава 19. Статуя тоже человек
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, замечательная
2. Самое удачное место
Мне очень понравилось название. Сразу появился вагон заинтересованности в прочтении этой главы. И рисунки — без комментариев… (шучу, комментарии ниже)
3. Самое неудачное место. Почему?
Все отлично
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Хочется больше рисунков
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Будут ли еще такие же цепляющие и интересные названия глав, как в этой?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Просто восхитительно! Снимаю шляпу перед авторами этой невозможной красоты
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Нет
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Не мешают, а разнообразят монотонный чернобуквенный текст
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Мои, скорее, не советы, а пожелания будут адресованы иллюстраторам-художникам этой главы: радуйте почаще нас своими художественными изысками, это невероятно красиво!
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Интересно было бы увидеть больше рисунков
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 19)
Читательская анкета. Глава 19. Статуя тоже человек
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава очень понравилась. Много неожиданных приключений у студентов, да и Ритуля отличилась!
2. Самое удачное место
Поразительные перемены происходили и со статуей: из рук девушки выпал свиток, а она сама, до этого белая и безжизненная, стала набирать цвет, как цветок в теплый майский день. Даже с платья как будто слетела мраморная крошка. Игорь потерял дар речи и застыл, не отрывая от нее глаз. Внезапно по всему лабиринту, перетекая из туннеля в туннель, распространился дикий хохот.
Девушка обмякла и упала прямо на руки геологу.
3. Самое неудачное место. Почему?
Таких нет
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Дописать — кто эта таинственная незнакомка: статуя или девушка, ищущая приключений.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Откуда свалилась ящерица?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации можно сделать поярче.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
История в картинках — это здорово.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Зеленые слова пропустила, Скорее хотела узнать подробности о лабиринте, кафе.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Продолжение истории со статуей-девушкой. Что она расскажет студентам?
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
помогать команде, учиться, учиться и еще раз учиться…
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 19)
Владислав Воронин#121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 19. Статуя тоже человек
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, очень понравилась. Было много неожиданных и захватывающих моментов.
2. Самое удачное место
— Вот невезуха! — досадливо поморщился Игорь. — Времени и так в обрез. Похоже, чтобы изучить тут все, нам придется разойтись. Указатель бы, что ли, какой поставили. Или камень положили, на худой конец.
Женька, которому удача с медальоном явно добавила присутствия духа, даже сострил:
— Как там, не помнишь: «направо ехать — женатому быть»? Я, пожалуй, налево. Лучше смерть, чем жениться.
— Точно, — Игорь криво усмехнулся. — Ты налево, я направо. Если не погибну, встретимся около статуи.
3. Самое неудачное место. Почему?
Всё понравилось, неудачных мест не нашёл.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Хотелось бы подробнее описать появление Жени и Игоря в глазах Риты.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что это за девушка?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации получились очень красивые и качественные. Помогают представить образ девушки.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да, ознакомился. Фотографии получились забавные и очень оригинальные.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
С зелёными словами всё хорошо, выделили именно самые непонятные.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Хочу узнать про девушку: откуда она, кто она или же что она?
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Я бы назвал эту повесть: «книга поколений», ведь участие в её написании принимает много людей в течение многих лет
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 19)
Алексей Захаров#121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 19. Статуя тоже человек
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава оооочень понравилась.
2. Самое удачное место
«Куда идем мы с Пятачком — большой-большой секрет…» — нелепая кричалка сказочного медвежонка навязчиво крутилась в Женькиной голове.
Очень милое место, аж в детство вернулась)
3. Самое неудачное место. Почему?
Их не было:)
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Всего хватило: и диалогов, и описаний.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Почему статуя была девушкой?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Очень красивые и «живые»!
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Нет, не ознакомилась
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Нет, читать не мешают.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про всех ребят, они очень интересные когда вместе.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Мне очень нравится, что мы работаем все вместе.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 19)
Мария Яковлева#121 Медиацентр «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 19. Статуя тоже человек
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава безумно понравилась, потому что много моментов, от которых сердце замирает: хочется узнать, что же будет дальше.
2. Самое удачное место
Как там, не помнишь: «направо ехать — женатому быть»? Я, пожалуй, налево. Лучше смерть, чем жениться.
3. Самое неудачное место. Почему?
По моему мнению, в главе таких нет. Все сделано качественно и со вкусом.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Смотреть пункт выше. Мне все очень понравилось.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Почему статуя превратилась в девушку? Ее кто-то заколдовал?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Некоторые рисунки слишком темные, серые. Хотелось бы больше красок.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Интересно посмотреть на создателей, представление создания главы в виде фотографий — очень оригинально. Но хотелось бы все-таки прочитать про то, как придумывали главу, откуда черпали идеи.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Все отлично, с зелеными словами «попали прямо в яблочко»
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Хотелось бы прочитать про статую-девушку: интересно, кто же она такая.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Интересно, что главы дорабатываются уже новыми поколениями писателей. Это здорово!
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 19)
Полина Буртняк#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
Читательская анкета. Глава 19. Статуя тоже человек
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да. Очень интереснач глава, наполненая своими фишками. Мне очень понравился поворот сюжета и диалоги мальчиков. Девушка-статуя интересный нв данный момент персонаж и я надкюсь, что она такой и останется.
2. Самое удачное место
То место, где мальчики стояли на развилке. Рассмешил этот случай.
3. Самое неудачное место. Почему?
То место, где Ритка звонит в полицию. Зачем она так сделала? Её даже не наказали, хотя когда полицейские ехали на ложный вызов мог случится настоящий несчвстный случай….
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Статуи и размышлений Ритки. Обычно размышления хорошо дополнялитглавы, а сейчас этого не хватило.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
О чем расскажет статуя?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Фотографии реально классные. Очень дополняют главу и помогают представить текст лучше.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да. Очень интересно, узнать о том, как готовятся модели.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Дв, они тут как всегда к месту и дополняют текст.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Развитие событий со статуей, про Даника и Марину.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Развитие сюжетной линии и отношений Даника с Мариной. Все же есть между ними «химия».
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 19)
Он достал из кармана найденную серебряную скорлупку и до того, как Игорь успел сказать «не трогай», приложил овал с затейливо вырезанным краем к цепочке.
Комментарий: Не описания того, как она найдена. У читателя возникает удивление. Я даже назад отлистала: нет, не находил Женька ничего.
Вероятно, нужно включить упоминание о находке раньше в тексте.
Читательская анкета. Глава 19. Статуя тоже человек
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Понравилась. Что-то пришло в движение. Реальное и сказочное удачно сложились. Много забавных мелочей: паучок, ящерка, бусы, кошка
2. Самое удачное место
Голос. Пока претендует на титул самого загадочного после Медиума персонажа.
3. Самое неудачное место. Почему?
Речь Женьки. Игорь, выносящий Статую. Он выносит ее как бумажную копию. Ощущение, что у нее НЕТ веса.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Всего хватило, особенно обрадовала проработка деталей.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Как соединяться линии реальных девушек и ожившей статуи. Как будут сосуществовать в повести Марина (поэт) и Статуя (поэт)?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации хороши. Отдаю предпочтение рисованным (из резерва).
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Удачная подмена «истории» фотографиями. Авторы и их роли. Это удачно.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Не нравятся. Как и само слово «опции».
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Создаются отдельные фрагменты будущего целого. Но у создателей нет единого плана. Каждый идет по своему отрезку трезубца. С каждым витком Игры эта разобщенность, эта борьба будущих сюжетных линий все больше «замусоривает» повесть.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Выделение общей сюжетной линии, сведение всех сюжетных планов и линий повествования.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 19)
Читательская анкета. Глава 19. Статуя тоже человек
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Главу эту я люблю давно именно с нее началось наше знакомство с КП, мы должны были придумать продолжение. Наша часть в повести не сохранилась, что, наверное, к лучшему, потому что иначе КП уложилась бы глав в 15. А придумка про оживающую статую оказалась весьма продуктивной.
2. Самое удачное место
Мне понравился эпизод с ящеркой. Хорошо, что ее линия находит свое развитие. Хороший момент с зеркалом. И «Спаси…», которое расшифровали, как «спасите». Вообще, складывается впечатление, что все, что помечено ящеркой помогает нашим героям. Так ли это? Увидим.
3. Самое неудачное место. Почему?
Мне понравился момент, когда кто-то неизвестный желает здравствовать Женьке. Но жаль, что этот хорор-эпизод не выстрелил, не воплотился. А еще стойкая ассоциация с фортом Байард (руку в пасть, пауки, «змейки») не отпускает. Старца Фура не хватает только, но его с успехом заменяет Голос. (Но это может быть моя личная ассоциация).
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Всего хватило. Реализации хорор-эпизода разве что. Но я не уверена, что это формат КП, так что всего. Радует, что сюжет Спящей красавицы разыгран свежо и бодро. Он угадывается, но так ненавязчиво.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что поведает статуя? Как на Рите скажется вызов полиции?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации хороши! И я даже не знаю, какие лучше: те, что стоят в главе, или резервные. Иллюстраторы молодцы!
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да! Там много фото людей, которые работали над главой. Это здорово! Именно этого я жду от хистори. Но также хотелось бы прочитать и саму хистори, а не только полюбоваться на творцов КП.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Не мешают. В этой главе достаточно напряженный сюжет, поэтому при первом прочтении интерактив проскакиваешь, а при втором уже медленно читаешь, поэтому ощущения «спотыкания» нет.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Конечно, про Статую, про Риту и школу, про кафе, про Круглова и его семью.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
То, что каждый автор оставляет в КП частичку себя, причем не самую плохую. Исходя из этого, в итоге должен получиться невероятно позитивный продукт.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 19)
Редактор-арбитр Александр Ковко
Кира Наумова#1187 Газета «Летучка»; Гимназия 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Читательская анкета. Глава 19. Статуя тоже человек
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава заинтересовала и понравилась. Были очень неожиданные моменты.
2. Самое удачное место
Этот эпизод понравился больше всего.
«Короче, мы тут человека спасли! Или не человека — девушку… То бишь, дело было так. Пошли мы с Женькой и Игорем в кафе, — ну, это, генварское, где печатники зависают, — а там комната очередная, и статуя посередине стоит. Мне особо свиток в ее руках запомнился, там что-то про улиток монастырских было написано… Ну ладно, Женька ей в бусы скорлупку вставил, потом у „котяры” одного еще такую же выпросил. И ее вставил. И медальон еще какой-то повесил. И тут (финты ж себе раскладец!) со статуи мрамор — бух! Она на руки Игоряну — плюх! Мы из кафе — хоп! И к дяде Коле прямиком. Жалко, что об этом в „Спасателе” нельзя рассказать — все равно не поверят…»
3. Самое неудачное место. Почему?
Не нужно было Ритке совать свой нос куда не надо, не разобравшись позвонила в милицию.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Хватило всего. Очень интересная глава.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Зачем Ритуля позвонила в милицию? И почему Женька, Игорь и статуя вышли из кафе именно когда их заметила Рита?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации хорошии, много ярких рисунков и фотографии.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Ознакомилась, но так и не узнала, как создавалась глава.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Зелёные слова и афоризмы не мешают, даже наоборот помогают, самим понять смысл этих слов.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Хочется побольше узнать о этой статуе-девушке.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
КП
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 19)
Читательская анкета. Глава 19. Статуя тоже человек
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Понравилась своей загадочностью. Магия-это же так здорово!
2. Самое удачное место
Вся глава хорошо написана. Где-то неожиданности очень заинтриговали. Ритка, как обычно, молодец. Понравился момент с оживлением статуи.
3. Самое неудачное место. Почему?
Не то, чтобы неудачный момент, скорее я бы поступила иначе на месте Ритки. Она сразу стала звонить в полицию, даже не разобравшись что да как. Нужно было подумать сначала, а потом действовать. Ибо если сначала действовать, а потом думать проблем куча будет.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
В главе выделен девятый эпизод серым цветом, то есть «на вылет». Мое мнение: можно убрать. Читала и с ним и без него весомой разницы нет. Никакого смысла этот кусочек не несет.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Почему эта статую смотрела исключительно на Игоря?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Обычно мрачные кадры сразу не нравится, но тут они как раз таки кстати. Точно передается суть главы. Мне нравится.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Самая необычная история создания, если честно. Очень понравились фотографии ребят, вы большие умнички! Необычно и креативно! Даже слов не нужно, чтобы описать как вы это делали, фотографии говорят сами за себя.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Их почти нет, только несколько слов.
А так читать не мешают. Нравится, как некоторые объясняют слова. Очень необычно подходят к озеленению, Википедия может только позавидовать юным ребятам! :) И это не только в этой главе, во многих так.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
По названию я уже поняла, что будет что-то связано с мистической статуей. Хотелось бы узнать что это за оживленная статуя, кто она и что будет дальше.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Проект очень «затянул» в себя. Сюжет повести настолько закручен, что даже не представляешь что ожидать в следующей главе.
Ребята, работающие в одной большой команде, не зная друг друга, вкладывают столько сил и труда не передать словами.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 19)
Читательская анкета. Глава 19. Статуя тоже человек
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава одна из лучших. Прописана живо и не без юмора, с затягивающей в дальнейшее чтение интригой.
2. Самое удачное место
— Как там, не помнишь: «направо ехать — женатому быть»? Я, пожалуй, налево. Лучше смерть, чем жениться.
3. Самое неудачное место. Почему?
Слабо прописана реакция на чудо, т. е на оживление статуи. Может сложиться впечатление, что наших детей ничего не может поразить, кроме выигрыша ЦСКА у «Реала». Подробнее в комментариях
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Исправления в комментариях
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что они будут делать с ожившей статуей это, конечно, главная интрига на будущее. И вообще кто она и зачем?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Вообще, давно хотела сказать фотографии, на мой взгляд, не лучший вид книжной иллюстрации. Они «как бы» разрушают некоторую условность любого повествования. А рисунки, наоборот, дополняют.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Прекрасная презентация прекрасной редакции
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Ничего не мешало, настолько захватил текст
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Что там будет с ожившей статуей я вся в нетерпении.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 19)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Анна Ефремова, рук. #1731 Кружок журналистики «Бронзовый век»; Школа 183, Москва
Комментарий к данной сцене будет следующий: как-то слишком прозаически ребята реагируют на чудо. Настолько прозаически, что сцена выглядит не вполне достоверной. И далее: «Женька и Игорь с незнакомкой на руках бросились из ходившего ходуном туннеля…» Ещё дальше, в следующем абзаце: «Ребята вылетели из кафе…» Такое впечатление, что авторы никогда не носили на руках девушек, пусть даже изящных.
Отсюда правки. Предлагаю следующий вариант:
Девушка обмякла и упала прямо на руки геологу. Игорь настолько обомлел, что сам едва не превратился в статую с девушкой на руках.
— Не урони, — только и сумел проговорить Женька, с трудом разлепляя губы.
Всего в шаге от него прокатился огромный камень, дикий хохот усилился. Откуда-то сверху раздавались крики: «Рушится, рушится. Так ее, так!», а рядом, совсем тихо, прозвучало: «Не трогайте!»
Пора было сматываться. Женька сделал шаг к Игорю, чтобы перехватить у хрупкого друга драгоценную ношу — и тут же по выражению его лица понял, что деать этого не следовало.
— Давай за мной! — крикнул он, направляясь к выходу.
Игорь кивнул и с девушкой на руках зашагал за Женькой.
Как только они вступили за порог, всё моментально стихло… (далее по тексту до конца абзаца)
Здесь нужно поменять синтаксис. Смотрите: первые три фразы у вас как бы механически повторяют один и тот же синтаксический рисунок. Плюс звукопись не работает. Излишне подробная картина действий не нужна тут требуется динамическая картинка. Попробуете?