Если вы хотите принять участие в доработке главы, вам сюда
— Ух ты! Совсем о нем забыл. Камешек лукаво подмигнул мальчику синим глазком. — Что это? откуда он у тебя? — спросил Главный Редактор, рассматривая вещицу. — Где ты это нашел? — Дядь Коль, давай за чаем? Жуть как вымотался! — устало вздохнул парнишка. Тут послышался стук входной двери, и через мгновение в кухне появился сын Господина Главного Редактора — Игорь. — Привет всем, — поздоровался он, садясь и наливая себе чаю. — Сегодня был насыщенный день! Нас знакомили с коллекцией камней самого Ивана Грозного. Конечно, меня больше привлекает петрография, но все равно было познавательно! — глаза у парня блеснули. — А если бы ты знал, на какой экскурсии я побывал! — завертел своей находкой Леха. — Ну-ка, дай взглянуть! — заинтересовался Игорь. Он аккуратно, профессиональным движением, взял камешек и стал внимательно изучать его с разных сторон, рассматривая то сквозь верхние, то сквозь боковые грани. Потом достал из кармана маленькую лупу, которая всегда находилась при нем, и склонился над камнем. — Аквамарин! — подытожил Игорь. — Чудный камень. Я бы даже сказал — волшебный. Главный Редактор машинально положил в чай уже шестую ложку сахара и усмехнулся: — В каком смысле — «волшебный»? — Ну… — протянул Игорь. — Говорят, что это камень удачи. Кроме того, есть поверье, что благодаря голубому цвету он воздействует на «работу» третьего глаза, развивает инстинкты и пробуждает шестое чувство. А физические свойства потрясающие… — В конце концов! Дайте мне слово! — перебил Леха. И парнишка стал с упоением рассказывать о своих похождениях, а Игорь, между тем, так увлекся необычной историей, что не заметил, как съел полбатона колбасы. — Мне надо срочно позвонить, — бросил на ходу и быстро удалился из комнаты Игорь.
Эту главу делала команда газеты «Горностай», # 121, Новосибирск
— Алле, Женька! Привет! Ты не знаешь, где можно раздобыть собаку, всего на сутки или даже меньше? — раздался шепот юного геолога в ванне, за закрытой занавеской. — Не «зачем-кай»! Не телефонный разговор. Давай через 15 минут на нашем месте. Договорились, — выключил телефон Игорь. Парень мчался на встречу с лучшим другом Женькой, третьекурсником архитектурной академии. Вряд ли кто-нибудь, кроме школьного товарища, мог понять возбужденное состояние Игоря. Геолог-петрограф был уверен, что Женька, авантюрист по натуре, согласится принять участие в необычном деле и наверняка загорится идеей раздобыть что-нибудь интересное в таинственном кафе. Он так замечтался, что чуть не сбил старушку, безобидно прогуливающуюся перед сном. И только услышав бурное возмущение «божьего одуванчика», вернулся к реальности. Игорь подошел к широкой арке полузаброшенного дома в виде буквы «П» — тихое место, куда редко кто может зайти. Часы показывали без четверти десять. Игорь терпеть не мог, если кто-нибудь опаздывал, но, по закону подлости, его верный товарищ никогда не приходил вовремя.
Наконец в полумраке показалась знакомая фигура. Коренастый паренек с длинными вьющимися волосами, которые разлетались даже при легком ветерке, походкой боевого слона приближался к Игорю. — Ну, здорово! — протянул руку Женька. — Опять опоздал, — возмутился Игорь, ему не терпелось поделиться сногсшибательной новостью. — Поспешишь — людей насмешишь, гласит народная мудрость, — с важным видом заявил Женя. — А не поспешишь, все на свете пропустишь! — с жаром ответил Игорь. — Я тебе сейчас такое расскажу… И выложил другу все, что успел узнать из рассказов отца и Лехи. — Нехило… — только и смог ответить Женька. — Вот тебе и «нехило»! — Ладно, пошли в это «29 генваря», на месте разберемся, — мигом завелся Женька. — Туда не так-то просто попасть. Видишь ли, собака нужна. — Нашел проблему: бери Чарли за поводок — и вперед! — Всегда бы так просто, как ты говоришь. В Чарли впендюрили какой-то код, и теперь за ним могут следить, я же хочу изучить обстановку без лишних глаз. — Ну, тогда… Да хоть я сам собакой прикинусь, раз такое дело! Парик мне не нужен, я и так лохматый, капюшон — вот. Чем не собака? Темнота — друг молодежи. Он мигом надвинул на глаза мохнатый капюшон, плюхнулся на четвереньки и задиристо тявкнул. — Ну, Женька, ты вылитый сенбернар! — оценивающе осмотрел друга с головы до ног Игорь. Они шли, обсуждая свой план по проникновению в кафе, полагаясь на шестое чувство. Конечно, собачий прикид тяжелым бременем ложился на широкие Женькины плечи, ведь стоять, а тем более ходить на четвереньках, — не самая приятная перспектива, но ради друга он готов был и потерпеть. Друзья-товарищи остановились перед заветным входом в кафе. Женька приготовился: встал на четвереньки, профыркался, пару раз гавкнул и глубоко вздохнул. — Я готов, — и первым робко направился в неизвестность. Игорь последовал за ним. Однако Женькиной смелости хватило ровно на два шага. Прижавшись к стене, он пропустил вперед своего «хозяина».
— Здравствуйте, где собака? — Голос, еще не известный нашим авантюристам, повис в тишине. Игорь завертел головой, чтобы понять, кто говорит. Никого. — Как где? Вот же! Познакомьтесь, сэр… Бернар! — от волнения он начал немного заикаться: — Ты что несешь? Какой «сэр»? Сенбернар! — зашикал доселе молчавший Женька. — Не шуми, поздно метаться, — легонько пнул собачку любящий «хозяин». — Ваша собака умеет разговаривать? — напомнил о себе невидимка. — Нет, что вы! Моя собачка гавкает! — Игорь объяснялся с неизвестным, как с пятилетним ребенком. — Что ж, тогда проходите, «сэры Бернары», — с заметной иронией прозвучало приглашение. Игорь облегченно вздохнул. Ребята двинулись к ближайшей двери, из-за которой доносились звуки веселой музыки, смех и звон бокалов. Друзья попробовали открыть дверь — она не поддалась. — Заперто, — приуныл Игорь. — На бал нас не пускают. Видимо, нам не сюда, псина. При этих словах с треском и скрежетом несмазанных петель раскрылась соседняя дверь, и зловещим светом вспыхнул странный значок, сильно напоминающий трезубец. — Что это? — поднял брови Игорь. — Погоди, где-то я это уже встречал.… А, вспомнил: такой же я видел на факультете психологии (при упоминании последнего слова пол ощутимо вздрогнул)… Моя Полинка целый час рассказывала об их символе, — переходя на шепот, продолжил Женька. Ребята несмело шагнули в проем двери, и она немедленно захлопнулась за ними. — Ой! — зажмурив один глаз и потирая макушку, Женька поднял небольшой предмет, который неизвестно почему и зачем свалился ему на голову. — Смотри, здесь что-то изображено! — удивился Игорь. Женя уставился на загадочную пластинку. — Возможно, это нолик. Или буква «О»? — высказал он свои догадки. — Ладно, пригодится, — и сунул нолик в карман.
Парни медленно двинулись вперед, изучая помещение: на стенах — статные воины на резвых конях, сцены баталий, копья, орудия, с потолка свисали старинные люстры на железных цепях, а вместо современных лампочек — высокие свечи. — Что-то твой Лешка опять напутал. Говорил: «портреты, портреты с усами», а тут что?! Одни барельефы да горельефы! — возмутился Женька-эрудит. Друзья шли в давящей тишине, как вдруг послышался тихий, неразборчивый шепот. — Что это?! — испугался Женя. Медленно двинулись дальше, прислушиваясь к каждому шороху, к каждому вздоху стен.
Вдалеке показался тусклый свет. И странный силуэт… Игорь и Женя уже крались не дыша, но человек их не замечал. Он даже не шевелился. Когда друзья подошли совсем близко, напряжение исчезло, — статуя. Девушка из белого мрамора держала в руках свиток, лицо ее было печально. Женя подошел к изваянию: — Хе-хе, каменная! Да смотри-ка, читает! — и он заглянул в свиток: улыбка тут же сползла с его лица, он пальцем поманил Игоря к себе. — Гляди!
Буквы на свитке шли витиеватой цепочкой и соединялись в какие-то слова, вот только время оставило в «живых» всего одну строку. Но и в ней часть знаков отсутствовала. На их месте красовались маленькие впадинки. — А не отсюда ли?.. — Игорь вынул из кармана находку, «прилетевшую» на Женьку, и приложил в одно из углублений. — Как родной! — «Уиток», — прочитал Женя. — На древнерусском, что ли? — Похоже, тут еще кое-чего не хватает. Надо поискать, — и Игорь лукаво посмотрел на друга.
Они огляделись и заметили, что стоят на развилке трех дорог. Женька не преминул заметить, что для полноты картины не хватает камня: «Налево пойдешь…», «Направо пойдешь…» — Точно. Ты идешь налево, я — направо, — скомандовал Игорь. — Если что-нибудь обнаружишь, беги обратно. Встретимся около статуи.
И ребята пошли каждый по своему пути. Без друга смелости у Жени еще чуток поубавилось. Он, медленно ступая и озираясь вокруг, шел в неизвестность. И по мере того, как он углублялся, ощущение, что за ним следят, нарастало. Тьма стала непроглядной. Вдруг яркая вспышка ослепила Женьку — канделябры в виде все того же загадочного трезубца, стоявшие в нишах стены, загорелись. Парень от неожиданности попятился назад, обо что-то споткнулся и упал, подняв облако пыли. — А-а-пчхи! — Будьте здоровы! — эхом разнеслось по коридору. — Спасибо, — отряхиваясь, поблагодарил Женька. Он на миг застыл, а затем, не разбирая дороги, кинулся наутек, но через несколько метров уперся в стену. Тупик! Ошарашенный Женька понял, что побежал не в ту сторону. Переведя дыхание, огляделся и стал осторожно ощупывать каменную кладку. Кругом все те же барельефы…
Но что это? Из сумрака на Женьку глядело странное существо. «Вроде каменное», — неуверенно подбодрил себя парень и стал медленно двигаться к чудовищу. Огромная вытянутая морда льва выделялась среди общего «интерьера». «Это же маскарон! Петровское барокко! Ничего себе!» — забыв про страх, причмокнул Женька и стал нетерпеливо изучать статую. — Что это у тебя, киска? — осторожно заглянул он в пасть льву и вытащил оттуда маленькую белую пластинку. — «О»! Опять ты?.. Спасибо! — убегая, крикнул Женька каменному царю зверей.
В условленном месте он нашел Игоря, только что вернувшегося из параллельного коридора. — Женька! — воскликнул он. — Я там голоса какие-то слышал… из стен, — одними губами проговорил Игорь. — Мы здесь точно не одни… И вообще, смотри, что я нашел! Игорь раскрыл ладонь, на которой лежала пластинка того же камня, что и предыдущая, только на ней была изображена буква «Л». — Ну что, еще один коридор… — вздохнул Игорь. — Идем! — теперь уже с готовностью ответил Женя. Ребята двинулись к пасти черного коридора. Дрожащие огни канделябров уже не пугали, а, скорее, радовали. И тут холодок пробежал по коже — музыка… Серебристые звуки издалека плыли по тоннелю, изящно сливаясь в нежно-жалобную мелодию. Она становилась все громче и отчетливее, ее звучание не походило ни на один из современных музыкальных инструментов. — Я, конечно, могу ошибаться, — неуверенно начал Игорь, — но мелодию эту издает клавикорд. Недавно на каком-то канале услышал краем уха. — Все может быть, — пожал плечами Женька, наслаждаясь волшебством музыки, и тихо хмыкнул. — Опять свет в конце тоннеля. Впереди действительно что-то светилось. Друзья ускорили шаг и вдруг заметили два силуэта, направляющиеся им навстречу. Решительность обоих явно поубавилась, кстати, как и у тех двоих, которые тоже сбросили скорость. — Похоже, нас заметили, — прошептал Женька, опять почти не разжимая губ. — Надо поговорить с ними, может, они знают что, — так же тихо ответил Игорь. Но, приблизившись, вместо двух людей они увидели собственное отражение в зеркале, в мраморной раме, скрытой под вековой паутиной. Нервно смеясь, Игорь прислонился к стене, но тут же отпрыгнул, тряся рукой: — Фу! Тут все в паутине! Только сейчас они заметили, что и барельефы, и зеркало, и канделябры были оплетены паутиной и покрыты вековым слоем пыли. — Чует мое сердце, не зря оно тут, — тихо сказал Женька и аккуратно прикоснулся к поверхности зеркала. Тут же зеркальная гладь зарябила, и внутри показались чьи-то очертания: — Спаси… — слабым голосом продребезжала фигура, протягивая Женьке сквозь стекло заветную белую пластинку и медленно начала таять. Парень дрожащей рукой аккуратно взял реликвию, и друзья, поняв, что здесь больше делать нечего, повернули обратно. А в голове так и звучало: «Спаси…»
— Еще одна… — Стой-ка, тебе не кажется, что из этих букв получается… — и Женька быстренько выстроил пластинки в один ряд. — «воло» или «лово», — прочитал он. В молчании они подбирали буква за буквой, пока у них не начали получаться отдельные слова. — И… что у нас? — спросил Женька. — Да ерунда полная: улитки какие-то непонятные… — загрузился Игорь. — По-моему, тут еще чего-то не хватает. — Смотри! Что это у девушки за полумесяц? — указал на ее колье Женька. — Так ведь это и есть недостающая буква «С»! — догадался Игорь. — Помоги-ка. Женька придерживал колье, пока Игорь пытался отцепить буковку. — Приросла она, что ли? — он резко дернул: «серпик» оторвался, а юный геолог шлепнулся на пол. — Есть! — «Монастыри улиток и створчаток», — подставил последнюю пластинку Женька. — Что бы это могло значить?
В этот момент земля под ними опять задрожала: копья и доспехи рыцарей посыпались на пол, издалека донесся звук падающего канделябра. Поразительные перемены происходили и со статуей: из рук девушки выпал свиток, а она сама, до этого белая и безжизненная, стала набирать цвет, как цветок в теплый майский день. Внимательно посмотрела на Женю, потом перевела взгляд на Игоря. Игорь потерял дар речи и застыл, не отрывая глаз. Вывести его из ступора помогли падающие со стен маскароны, барельефы и горельефы. Раздавшийся внезапно дикий хохот распространился по всему лабиринту, перетекая из туннеля в туннель.
Девушка обмякла и упала прямо на руки геологу. — Лови ее, не урони, — давать ценные указания Женька умел. Игорь заботливо посмотрел на таинственную незнакомку. Но всего в шаге от него прокатился огромный камень уродливой формы, дикий хохот усилился. Откуда-то сверху раздавались крики: «Рушится, рушится. Так ее, так!» А где-то издали, совсем тихо, прозвучало: «Не трогайте!» Женька и Игорь с незнакомкой на руках бросились из рушащегося лабиринта. И как только за ними захлопнулась дверь, все моментально стихло. Тишина. А странный таинственный трезубец догорал яркими сполохами. Молодые искатели приключений, не задерживаясь у злосчастной двери, ринулись к выходу. — До скорой встречи! — попрощался Голос и странно хихикнул. Ребята выползли из кафе и вдохнули глоток свежего воздуха. Был рассвет, и легкий ветерок нежно ласкал их лица. Измученные, грязные, они в полном молчании добрались до дома.
— Тише, ты! — шикнул на друга Игорь, когда Женька случайно опрокинул ведро возле входной двери. — Домашних разбудишь. Действительно, из спальни показался Господин Главный Редактор. — Игореша, куда ты пропал? Что это у тебя в руках? — сонно спросил Редактор. — Ох, дядь Коль! Пока вы тут дрыхли, мы человека спасали, — перебил Женька, как бы ставя в вину, что ГГР и Леха решили последовать своим инстинктам, а не принесли пользу человечеству. — Какого человека? — Вернее, не человека — девушку, — сам себя поправил Женька. — Ты можешь помолчать?! — рыкнул Игорь. — Женька, принеси стакан воды. Уложив девушку на диван, парни склонились над ней. Игорь аккуратно подложил подушку под голову и укрыл ее пледом. Дверь комнаты приоткрылась, и показалась лохматая голова Лехи. Помятая одежда и красные полосы на лице говорили о практически бессонной ночи мальчика. И было из-за чего: Леха всю ночь сидел, разглядывая «Ведомости». — Наконец-то вы пришли! Я такое нарыл… — начал было Леха, но тут заметил гостью. Девушка приоткрыла глаза и жалобно застонала. Все кинулись к дивану. Однако смотрела она только на Игоря — так же, как и там, в подземелье.
— Началось, — махнул рукой Женька и уселся за стол. И пока все, включая ГГР, суетились вокруг «бывшей» статуи, студент архитектурной академии что-то вычерчивал на клочке бумаги. — Домашнее задание? — бросил Леха, хихикнув над собственной шуткой. — Остолоп! Игорь, туннели, по которым мы ходили, — протянул Женя все тот же клочок бумажки. — Так ведь это значок, горевший над дверью! — вспомнил Игорь. — Это «пси» — буква, которую великий Петр… Она просто оказалась лишней. Пока ГГР размышлял вслух, девушка, придя в себя, поднялась и прошептала: — Я Слово… Знание Несущая… Леха подскочил со стула и заорал на всю комнату: — Слушайте сюда! Вы что, не видите — она же живое свидетельство нашего живого языка!
Девушка, придя в себя, прошептала: — Я Слово… Знание Несущая…
Отавторов. Постскриптум к главе 3 Спасибо всем за критику, поддержку и сотрудничество. Мы не вмешивались в ход событий 1–2 глав, пытались понять, разобраться. Следили за дискуссией на дежурках. И зацепок, и вариантов много в 1–2 главах, линий развития огромное количество и в 3-ей (от девушки — свидетельницы, дочери, соседки). Чарли со своим кодом даст возможность пройтись последовательно по важным дверям, а в некоторые ход закрыт. Герои из 1 и 2 глав не исчезли в 3-ей. Другое дело, что ГГР как самое заинтересованное лицо почему-то (!!!) самоустраняется. В чём причина? По недосмотру или в этом какой-то смысл? Может, и то и другое. Ясно было с самого начала, что Лёха по поведению слишком маленький, чтобы разобраться в тех задачах, которые ГГР еще в студенчестве не понял, как решить. Нужны более-менее «взросло-образованные» люди, иначе интрига умерла бы в конце 3 главы (Леху использовать как почтальона слишком наивно). Леха, очевидно, будет задавать вопросы — учиться, это серьезный образовательный процесс, как и должно происходить в жизни. Кстати, жанр детектива не только допускает, но и предполагает, что сначала все нелогично, даже мистично, а потом разрешается, но, между прочим, кое-что так и остается необъясненным, на откуп воображению. Здесь у нас девушка с «такой биографией»… Все время приходилось сдерживать буйную фантазию моих авторов. А потом подумала, и мне тоже показалось, что без некоторой сказочности не обойтись — как иначе проникнуть в глубину веков, чтобы это было интересно детям? Рассматривалось много вариантов. Например, хотели включить в сюжет результаты исследования Фаворского, его гравюры и оттиски — там много пищи для размышлений. Цепляет его высказывание о графическом обозначении на бумаге человеческих мыслей, об «эмоциональном ореоле» — орнаменте, который тоже «работает». И сложился бы иной сюжет, иные герои — лучше ли, хуже — неизвестно. Но это уже из разряда «если бы».