Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Глава 3


Глава 3. Знание Несущая




По желанию авторов глава выходит в том виде, как поступила на Портал
(без дополнительной редакторской обработки)

Сюжетный план
Если вы хотите принять участие в доработке главы, вам сюда

— Ух ты! Совсем о нем забыл.
Камешек лукаво подмигнул мальчику синим глазком.
— Что это? откуда он у тебя? — спросил Главный Редактор, рассматривая вещицу. — Где ты это нашел?
— Дядь Коль, давай за чаем? Жуть как вымотался! — устало вздохнул парнишка.
Тут послышался стук входной двери, и через мгновение в кухне появился сын Господина Главного Редактора — Игорь.
— Привет всем, — поздоровался он, садясь и наливая себе чаю. — Сегодня был насыщенный день! Нас знакомили с коллекцией камней самого Ивана Грозного. Конечно, меня больше привлекает петрография, но все равно было познавательно! — глаза у парня блеснули.
— А если бы ты знал, на какой экскурсии я побывал! — завертел своей находкой Леха.
— Ну-ка, дай взглянуть! — заинтересовался Игорь.
Он аккуратно, профессиональным движением, взял камешек и стал внимательно изучать его с разных сторон, рассматривая то сквозь верхние, то сквозь боковые грани. Потом достал из кармана маленькую лупу, которая всегда находилась при нем, и склонился над камнем.
— Аквамарин! — подытожил Игорь. — Чудный камень. Я бы даже
сказал — волшебный.
Главный Редактор машинально положил в чай уже шестую ложку сахара и усмехнулся:
— В каком смысле — «волшебный»?
— Ну… — протянул Игорь. — Говорят, что это камень удачи. Кроме того, есть поверье, что благодаря голубому цвету он воздействует на «работу» третьего глаза, развивает инстинкты и пробуждает шестое чувство. А физические свойства потрясающие…
— В конце концов! Дайте мне слово! — перебил Леха.
И парнишка стал с упоением рассказывать о своих похождениях, а Игорь, между тем, так увлекся необычной историей, что не заметил, как съел полбатона колбасы.
— Мне надо срочно позвонить, — бросил на ходу и быстро удалился из комнаты Игорь.

Эту главу делала команда газеты
«Горностай», # 121, Новосибирск

Нина Богданова

Нина Богданова:
редактор газеты «Горностай»






«Мои мысли чисты!»

В ванне, за занавеской, раздался шепот юного геолога

— Алле, Женька! Привет! Ты не знаешь, где можно раздобыть собаку, всего на сутки или даже меньше? — раздался шепот юного геолога в ванне, за закрытой занавеской. — Не «зачем-кай»! Не телефонный разговор. Давай через 15 минут на нашем месте. Договорились, — выключил телефон Игорь.
Парень мчался на встречу с лучшим другом Женькой, третьекурсником архитектурной академии. Вряд ли кто-нибудь, кроме школьного товарища, мог понять возбужденное состояние Игоря. Геолог-петрограф был уверен, что Женька, авантюрист по натуре, согласится принять участие в необычном деле и наверняка загорится идеей раздобыть что-нибудь интересное в таинственном кафе. Он так замечтался, что чуть не сбил старушку, безобидно прогуливающуюся перед сном. И только услышав бурное возмущение «божьего одуванчика», вернулся к реальности.
Игорь подошел к широкой арке полузаброшенного дома в виде буквы «П» — тихое место, куда редко кто может зайти. Часы показывали без четверти десять.
Игорь терпеть не мог, если кто-нибудь опаздывал, но, по закону подлости, его верный товарищ никогда не приходил вовремя.








Наконец в полумраке показалась знакомая фигура. Коренастый паренек с длинными вьющимися волосами, которые разлетались даже при легком ветерке, походкой боевого слона приближался к Игорю.
— Ну, здорово! — протянул руку Женька.
— Опять опоздал, — возмутился Игорь, ему не терпелось поделиться сногсшибательной новостью.
— Поспешишь — людей насмешишь, гласит народная мудрость, — с важным видом заявил Женя.
— А не поспешишь, все на свете пропустишь! — с жаром ответил Игорь. — Я тебе сейчас такое расскажу…
И выложил другу все, что успел узнать из рассказов отца и Лехи.
— Нехило… — только и смог ответить Женька.
— Вот тебе и «нехило»!
— Ладно, пошли в это «29 генваря», на месте разберемся, — мигом завелся Женька.
— Туда не так-то просто попасть. Видишь ли, собака нужна.
— Нашел проблему: бери Чарли за поводок — и вперед!
— Всегда бы так просто, как ты говоришь. В Чарли впендюрили какой-то код, и теперь за ним могут следить, я же хочу изучить обстановку без лишних глаз.
— Ну, тогда… Да хоть я сам собакой прикинусь, раз такое дело! Парик мне не нужен, я и так лохматый, капюшон — вот. Чем не собака? Темнота — друг молодежи.
Он мигом надвинул на глаза мохнатый капюшон, плюхнулся на четвереньки и задиристо тявкнул.
— Ну, Женька, ты вылитый сенбернар! — оценивающе осмотрел друга с головы до ног Игорь.
Они шли, обсуждая свой план по проникновению в кафе, полагаясь на шестое чувство. Конечно, собачий прикид тяжелым бременем ложился на широкие Женькины плечи, ведь стоять, а тем более ходить на четвереньках, — не самая приятная перспектива, но ради друга он готов был и потерпеть.
Друзья-товарищи остановились перед заветным входом в кафе. Женька приготовился: встал на четвереньки, профыркался, пару раз гавкнул и глубоко вздохнул.
— Я готов, — и первым робко направился в неизвестность. Игорь последовал за ним.
Однако Женькиной смелости хватило ровно на два шага. Прижавшись к стене, он пропустил вперед своего «хозяина».

Хитрая задумка

Женька надвинул на глаза мохнатый капюшон, плюхнулся на четвереньки и задиристо тявкнул






Путешественники

Ребята медленно двинулись дальше, прислушиваясь к каждому шороху

— Здравствуйте, где собака? — Голос, еще не известный нашим авантюристам, повис в тишине. Игорь завертел головой, чтобы понять, кто говорит. Никого.
— Как где? Вот же! Познакомьтесь, сэр… Бернар! — от волнения он начал немного заикаться:
— Ты что несешь? Какой «сэр»? Сенбернар! — зашикал доселе молчавший Женька.
— Не шуми, поздно метаться, — легонько пнул собачку любящий «хозяин».
— Ваша собака умеет разговаривать? — напомнил о себе невидимка.
— Нет, что вы! Моя собачка гавкает! — Игорь объяснялся с неизвестным, как с пятилетним ребенком.
— Что ж, тогда проходите, «сэры Бернары», — с заметной иронией прозвучало приглашение.
Игорь облегченно вздохнул. Ребята двинулись к ближайшей двери, из-за которой доносились звуки веселой музыки, смех и звон бокалов.
Друзья попробовали открыть дверь — она не поддалась.
— Заперто, — приуныл Игорь. — На бал нас не пускают. Видимо, нам не сюда, псина.
При этих словах с треском и скрежетом несмазанных петель раскрылась соседняя дверь, и зловещим светом вспыхнул странный значок, сильно напоминающий трезубец.
— Что это? — поднял брови Игорь.
— Погоди, где-то я это уже встречал.… А, вспомнил: такой же я видел на факультете психологии (при упоминании последнего слова пол ощутимо вздрогнул)… Моя Полинка целый час рассказывала об их символе, — переходя на шепот, продолжил Женька.
Ребята несмело шагнули в проем двери, и она немедленно захлопнулась за ними.
— Ой! — зажмурив один глаз и потирая макушку, Женька поднял небольшой предмет, который неизвестно почему и зачем свалился ему на голову.
— Смотри, здесь что-то изображено! — удивился Игорь.
Женя уставился на загадочную пластинку.
— Возможно, это нолик. Или буква «О»? — высказал он свои догадки. — Ладно, пригодится, — и сунул нолик в карман.

Парни медленно двинулись вперед, изучая помещение: на стенах — статные воины на резвых конях, сцены баталий, копья, орудия, с потолка свисали старинные люстры на железных цепях, а вместо современных лампочек — высокие свечи.
— Что-то твой Лешка опять напутал. Говорил: «портреты, портреты с усами», а тут что?! Одни барельефы да горельефы! — возмутился Женька-эрудит.
Друзья шли в давящей тишине, как вдруг послышался тихий, неразборчивый шепот.
— Что это?! — испугался Женя.
Медленно двинулись дальше, прислушиваясь к каждому шороху, к каждому вздоху стен.








Вдалеке показался тусклый свет. И странный силуэт… Игорь и Женя уже крались не дыша, но человек их не замечал. Он даже не шевелился. Когда друзья подошли совсем близко, напряжение исчезло, — статуя. Девушка из белого мрамора держала в руках свиток, лицо ее было печально.
Женя подошел к изваянию:
— Хе-хе, каменная! Да смотри-ка, читает! — и он заглянул в свиток: улыбка тут же сползла с его лица, он пальцем поманил Игоря к себе. — Гляди!

Буквы на свитке шли витиеватой цепочкой и соединялись в какие-то слова, вот только время оставило в «живых» всего одну строку. Но и в ней часть знаков отсутствовала. На их месте красовались маленькие впадинки.
— А не отсюда ли?.. — Игорь вынул из кармана находку, «прилетевшую» на Женьку, и приложил в одно из углублений. — Как родной!
— «Уиток», — прочитал Женя. — На древнерусском, что ли?
— Похоже, тут еще кое-чего не хватает. Надо поискать, — и Игорь лукаво посмотрел на друга.

Они огляделись и заметили, что стоят на развилке трех дорог. Женька не преминул заметить, что для полноты картины не хватает камня: «Налево пойдешь…», «Направо пойдешь…»
— Точно. Ты идешь налево, я — направо, — скомандовал Игорь. — Если что-нибудь обнаружишь, беги обратно. Встретимся около статуи.

Мраморная статуя

Женя заглянул в свиток Статуи: улыбка тут же сползла с его лица…






И ребята пошли каждый по своему пути. Без друга смелости у Жени еще чуток поубавилось. Он, медленно ступая и озираясь вокруг, шел в неизвестность. И по мере того, как он углублялся, ощущение, что за ним следят, нарастало. Тьма стала непроглядной. Вдруг яркая вспышка ослепила Женьку — канделябры в виде все того же загадочного трезубца, стоявшие в нишах стены, загорелись. Парень от неожиданности попятился назад, обо что-то споткнулся и упал, подняв облако пыли.
— А-а-пчхи!
— Будьте здоровы! — эхом разнеслось по коридору.
— Спасибо, — отряхиваясь, поблагодарил Женька.
Он на миг застыл, а затем, не разбирая дороги, кинулся наутек, но через несколько метров уперся в стену. Тупик! Ошарашенный Женька понял, что побежал не в ту сторону. Переведя дыхание, огляделся и стал осторожно ощупывать каменную кладку. Кругом все те же барельефы…

Но что это? Из сумрака на Женьку глядело странное существо. «Вроде каменное», — неуверенно подбодрил себя парень и стал медленно двигаться к чудовищу. Огромная вытянутая морда льва выделялась среди общего «интерьера».
«Это же маскарон! Петровское барокко! Ничего себе!» — забыв про страх, причмокнул Женька и стал нетерпеливо изучать статую.
— Что это у тебя, киска? — осторожно заглянул он в пасть льву и вытащил оттуда маленькую белую пластинку. — «О»! Опять ты?.. Спасибо! — убегая, крикнул Женька каменному царю зверей.








В условленном месте он нашел Игоря, только что вернувшегося из параллельного коридора.
— Женька! — воскликнул он. — Я там голоса какие-то слышал… из стен, — одними губами проговорил Игорь. — Мы здесь точно не одни… И вообще, смотри, что я нашел!
Игорь раскрыл ладонь, на которой лежала пластинка того же камня, что и предыдущая, только на ней была изображена буква «Л».
— Ну что, еще один коридор… — вздохнул Игорь.
— Идем! — теперь уже с готовностью ответил Женя.
Ребята двинулись к пасти черного коридора. Дрожащие огни канделябров уже не пугали, а, скорее, радовали.
И тут холодок пробежал по коже — музыка… Серебристые звуки издалека плыли по тоннелю, изящно сливаясь в нежно-жалобную мелодию. Она становилась все громче и отчетливее, ее звучание не походило ни на один из современных музыкальных инструментов.
— Я, конечно, могу ошибаться, — неуверенно начал Игорь, — но мелодию эту издает клавикорд. Недавно на каком-то канале услышал краем уха.
— Все может быть, — пожал плечами Женька, наслаждаясь волшебством музыки, и тихо хмыкнул. — Опять свет в конце тоннеля.
Впереди действительно что-то светилось. Друзья ускорили шаг и вдруг заметили два силуэта, направляющиеся им навстречу. Решительность обоих явно поубавилась, кстати, как и у тех двоих, которые тоже сбросили скорость.
— Похоже, нас заметили, — прошептал Женька, опять почти не разжимая губ.
— Надо поговорить с ними, может, они знают что, — так же тихо ответил Игорь.
Но, приблизившись, вместо двух людей они увидели собственное отражение в зеркале, в мраморной раме, скрытой под вековой паутиной. Нервно смеясь, Игорь прислонился к стене, но тут же отпрыгнул, тряся рукой:
— Фу! Тут все в паутине!
Только сейчас они заметили, что и барельефы, и зеркало, и канделябры были оплетены паутиной и покрыты вековым слоем пыли.
— Чует мое сердце, не зря оно тут, — тихо сказал Женька и аккуратно прикоснулся к поверхности зеркала.
Тут же зеркальная гладь зарябила, и внутри показались чьи-то очертания:
— Спаси… — слабым голосом продребезжала фигура, протягивая Женьке сквозь стекло заветную белую пластинку и медленно начала таять.
Парень дрожащей рукой аккуратно взял реликвию, и друзья, поняв, что здесь больше делать нечего, повернули обратно. А в голове так и звучало: «Спаси…»

Зазеркалье

Под вековой паутиной они увидели собственное отражение в зеркале






— Еще одна…
— Стой-ка, тебе не кажется, что из этих букв получается… — и Женька быстренько выстроил пластинки в один ряд. — «воло» или «лово», — прочитал он.
В молчании они подбирали буква за буквой, пока у них не начали получаться отдельные слова.
— И… что у нас? — спросил Женька.
— Да ерунда полная: улитки какие-то непонятные… — загрузился Игорь. — По-моему, тут еще чего-то не хватает.
— Смотри! Что это у девушки за полумесяц? — указал на ее колье Женька.
— Так ведь это и есть недостающая буква «С»! — догадался Игорь. — Помоги-ка.
Женька придерживал колье, пока Игорь пытался отцепить буковку.
— Приросла она, что ли? — он резко дернул: «серпик» оторвался, а юный геолог шлепнулся на пол. — Есть!
— «Монастыри улиток и створчаток», — подставил последнюю пластинку Женька. — Что бы это могло значить?

В этот момент земля под ними опять задрожала: копья и доспехи рыцарей посыпались на пол, издалека донесся звук падающего канделябра. Поразительные перемены происходили и со статуей: из рук девушки выпал свиток, а она сама, до этого белая и безжизненная, стала набирать цвет, как цветок в теплый майский день. Внимательно посмотрела на Женю, потом перевела взгляд на Игоря. Игорь потерял дар речи и застыл, не отрывая глаз. Вывести его из ступора помогли падающие со стен маскароны, барельефы и горельефы. Раздавшийся внезапно дикий хохот распространился по всему лабиринту, перетекая из туннеля в туннель.








Девушка обмякла и упала прямо на руки геологу.
— Лови ее, не урони, — давать ценные указания Женька умел.
Игорь заботливо посмотрел на таинственную незнакомку. Но всего в шаге от него прокатился огромный камень уродливой формы, дикий хохот усилился. Откуда-то сверху раздавались крики: «Рушится, рушится. Так ее, так!» А где-то издали, совсем тихо, прозвучало: «Не трогайте!»
Женька и Игорь с незнакомкой на руках бросились из рушащегося лабиринта. И как только за ними захлопнулась дверь, все моментально стихло. Тишина. А странный таинственный трезубец догорал яркими сполохами. Молодые искатели приключений, не задерживаясь у злосчастной двери, ринулись к выходу.
— До скорой встречи! — попрощался Голос и странно хихикнул.
Ребята выползли из кафе и вдохнули глоток свежего воздуха. Был рассвет, и легкий ветерок нежно ласкал их лица. Измученные, грязные, они в полном молчании добрались до дома.

Спасение

Девушка обмякла и упала прямо на руки геологу






— Тише, ты! — шикнул на друга Игорь, когда Женька случайно опрокинул ведро возле входной двери. — Домашних разбудишь.
Действительно, из спальни показался Господин Главный Редактор.
— Игореша, куда ты пропал? Что это у тебя в руках? — сонно спросил Редактор.
— Ох, дядь Коль! Пока вы тут дрыхли, мы человека спасали, — перебил Женька, как бы ставя в вину, что ГГР и Леха решили последовать своим инстинктам, а не принесли пользу человечеству.
— Какого человека?
— Вернее, не человека — девушку, — сам себя поправил Женька.
— Ты можешь помолчать?! — рыкнул Игорь. — Женька, принеси стакан воды.
Уложив девушку на диван, парни склонились над ней. Игорь аккуратно подложил подушку под голову и укрыл ее пледом. Дверь комнаты приоткрылась, и показалась лохматая голова Лехи. Помятая одежда и красные полосы на лице говорили о практически бессонной ночи мальчика. И было из-за чего: Леха всю ночь сидел, разглядывая «Ведомости».
— Наконец-то вы пришли! Я такое нарыл… — начал было Леха, но тут заметил гостью.
Девушка приоткрыла глаза и жалобно застонала. Все кинулись к дивану. Однако смотрела она только на Игоря — так же, как и там, в подземелье.








— Началось, — махнул рукой Женька и уселся за стол. И пока все, включая ГГР, суетились вокруг «бывшей» статуи, студент архитектурной академии что-то вычерчивал на клочке бумаги.
— Домашнее задание? — бросил Леха, хихикнув над собственной шуткой.
— Остолоп! Игорь, туннели, по которым мы ходили, — протянул Женя все тот же клочок бумажки.
— Так ведь это значок, горевший над дверью! — вспомнил Игорь.
— Это «пси» — буква, которую великий Петр… Она просто оказалась лишней.
Пока ГГР размышлял вслух, девушка, придя в себя, поднялась и прошептала:
— Я Слово… Знание Несущая…
Леха подскочил со стула и заорал на всю комнату:
— Слушайте сюда! Вы что, не видите — она же живое свидетельство нашего живого языка!



Девушка, придя в себя, прошептала:

— Я Слово… Знание Несущая…






От авторов. Постскриптум к главе 3
Спасибо всем за критику, поддержку и сотрудничество.
Мы не вмешивались в ход событий 1–2 глав, пытались понять, разобраться. Следили за дискуссией на дежурках. И зацепок, и вариантов много в 1–2 главах, линий развития огромное количество и в 3-ей (от девушки — свидетельницы, дочери, соседки). Чарли со своим кодом даст возможность пройтись последовательно по важным дверям, а в некоторые ход закрыт.
Герои из 1 и 2 глав не исчезли в 3-ей. Другое дело, что ГГР как самое заинтересованное лицо почему-то (!!!) самоустраняется. В чём причина? По недосмотру или в этом какой-то смысл? Может, и то и другое.
Ясно было с самого начала, что Лёха по поведению слишком маленький, чтобы разобраться в тех задачах, которые ГГР еще в студенчестве не понял, как решить. Нужны более-менее «взросло-образованные» люди, иначе интрига умерла бы в конце 3 главы (Леху использовать как почтальона слишком наивно). Леха, очевидно, будет задавать вопросы — учиться, это серьезный образовательный процесс, как и должно происходить в жизни.
Кстати, жанр детектива не только допускает, но и предполагает, что сначала все нелогично, даже мистично, а потом разрешается, но, между прочим, кое-что так и остается необъясненным, на откуп воображению. Здесь у нас девушка с «такой биографией»…
Все время приходилось сдерживать буйную фантазию моих авторов. А потом подумала, и мне тоже показалось, что без некоторой сказочности не обойтись — как иначе проникнуть в глубину веков, чтобы это было интересно детям?
Рассматривалось много вариантов. Например, хотели включить в сюжет результаты исследования Фаворского, его гравюры и оттиски — там много пищи для размышлений. Цепляет его высказывание о графическом обозначении на бумаге человеческих мыслей, об «эмоциональном ореоле» — орнаменте, который тоже «работает».
И сложился бы иной сюжет, иные герои — лучше ли, хуже — неизвестно. Но это уже из разряда «если бы».







Исходный текст Закачать свою главу Предложить иллюстрации Предложить идею



 
Комментарии к Главе 3


Нет комментариев

© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета