|
Настоящий раздел можно было бы поставить как в первую часть наших рассуждений о газетах, где речь шла о вечных ценностях дизайна, так и во вторую, посвященную школьной прессе. Шрифт Times New Roman признан самым замечательным типографическим феноменом ХХ века**. Издатели могут о том и не знать, но анализ школьных газет показывает: это наиболее любимый, повсеместно распространенный и довольно часто единственный используемый шрифт. Для большинства первое упоминание о газетном шрифте или о самой газете «Таймс»*** связано с тем эпизодом приключений Шерлока Холмса, где великий сыщик объясняет доктору Мортимеру, как можно определить название газеты по клочку ее страницы: — …у меня тоже есть свой конек! На мой взгляд, разница между боргесом**** на шпонах, которым набираются передовицы «Таймса «, и слепым шрифтом дешевеньких вечерних листков не менее очевидна, чем разница между вашими неграми и эскимосами. Знание шрифтов — одно из самых элементарных требований к сыщику, хотя должен признаться, что в дни своей юности я однажды спутал «Лидского Меркурия » с «Утренними известиями «. Но передовицу «Таймс» ни с чем не спутаешь*****. Не спутал бы Холмс шрифт газеты «Таймс» и с нынешним чрезвычайно популярным шрифтом, носящим ее название, хотя бы потому, что во времена Конан Дойла его еще не существовало. История Times New Roman началась в 1929 году, когда английский типограф и историк шрифта Стэнли Морисон был приглашен как консультант по типографике в старейшую лондонскую газету «Таймс» для улучшения ее облика. Как видно, столь ценимый Холмсом шрифт (английский вариант Антиквы******, очень контрастный, с тонкими засечками) не удовлетворил Морисона. Есть версия, что в основу нового шрифта, созданного Морисоном в сотрудничестве со штатным художником газеты В. Лардентом, был положен образец из некоей книги фламандского печатника XVI века Кристофа Плантена. Результатом их работы стал текстовой шрифт с высокой удобочитаемостью — солидный, благородный, респектабельный. Название Times New Roman означает «Таймс Новый Прямой » (новый по отношению к прежнему шрифту газеты), но ни в коем случае не «Времена новые римские «, как может показаться при прямом переводе на русский. Первый номер газеты, набранный новым шрифтом, был напечатан 3 октября 1932 года. Так началась мировая слава английского шрифта и его создателя. Позднее, правда, возникло предположение, что Times New Roman принадлежит другому автору. В 1994 году на конференции Международной типографической ассоциации американский исследователь М. Паркер объявил: «Times New Roman создан не позднее 1916 года С. Берджессом, американским строителем гоночных яхт, известным также как поэт, авиа? и автоконструктор «. Определение авторства шрифта — дело, вероятно, не менее сложное, чем атрибуция живописного произведения, и в истории Times New Roman далеко не все ясно до сих пор. Зато ясно, что созданный то ли Морисоном, то ли Лардентом, то ли Берджессом шрифт оказался на редкость удачным. Канадский исследователь Р. Брингхерст отмечает, что Times New Roman имеет гуманистический (то есть ренессансный) наклон осей овалов, но маньеристические пропорции, барочную насыщенность цветом и острые неоклассицистические окончания. Вот какие пласты европейского культурного наследия скрываются в столь привычном шрифте!
Он применяется повсюду: в книгах, журналах, рекламе. Для него было разработано множество специальных знаков (математических, фонетических и др.), и Times стал стандартным шрифтом для набора технической и научной литературы. Именно шрифтом Times New Roman набиралась всемирно известная Британская Энциклопедия. Но особенно популярным он стал, когда появились компьютерные настольные издательские системы, в которые он обязательно встраивается. Первоначально Times New Roman был разработан, естественно, для английского языка. Откуда же взялся Times русский? Точные даты и авторы не известны, но основные варианты кириллического Times появились, видимо, в середине ХХ века. В конце 70-х годов кириллический Times был переведен в цифровую форму, а с распространением в 80-х годах настольных издательских систем и изобретением языков PostScript и TrueType он стал доступен всем пользователям персональных компьютеров.
Скорее всего, именно повсеместная доступность шрифта Times New Roman объясняет его чрезвычайную популярность в школьных газетах. Хорошо это или плохо? Конечно, хорошо, что маленькое школьное издательство начинает свой путь со столь добротного произведения газетного дизайна. Однако есть все основания полагать, что в редакциях не подозревают ни о его графических достоинствах, ни о солидной истории. Шрифт выбирают, не думая, не сопоставляя его с другими, не задаваясь вопросом о том, насколько он соответствует стилю и характеру газеты — просто потому, что он первый открывается на панели Word'а. Им набирают и тексты, и заголовки, и подписи. Этот же шрифт используется и при наборе черновиков, и при распечатке рефератов, и при подготовке официальных документов. Он стал универсальным, и потому нейтральным к передаваемому им содержанию до такой степени, что его собственный облик уже не воспринимается глазом зрителя. Он есть — и его как будто нет.
На нем не задерживается взгляд. Его красота остается невидимой для читателя, поскольку он не может сопоставить его с другим шрифтом, когда вся полоса набрана лишь Times’ом. Не видят его достоинств и школьные дизайнеры, иначе не пытались бы ломать и гнуть буквы по собственной прихоти. Между тем надо лишь вглядеться, чтобы понять: Times New Roman — действительно красавец. Как, впрочем, и немалое количество других существующих на свете шрифтов.
* Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. — М, 2006. — С. 49. ** История шрифта Times New Roman изложена здесь по статье Вл. Ефимова «Новые Римские времена «, опубликованной в журнале Publish, № 4, 1999. Настоятельно рекомендуем ознакомиться. *** «Таймс» (The Times) — ежедневная английская газета, одна из старейших и наиболее влиятельных в стране. Основана 1 января 1785 года в Лондоне, современное название с 1788. С 1848 формат газеты был расширен до 12 полос, она стала крупнейшей газетой страны. К 1850 году ее тираж превысил 50 тыс. экз. Под редакцией Т. Барнса (1817–1841) «Таймс» отличалась либеральным направлением, в газете родился отработанный жанр репортажа, обзоров, колонки редактора. В 1853–1856 гг. «Таймс» отправила на Крымскую войну первого военного корреспондента, через которого, в частности, русское правительство передало свои предложения о мире. В 1930-е гг. для «Таймс» был составлен первый кроссворд. **** Боргес (нем. Borgis, от итал. borghese — городской) — типографский шрифт, кегль (размер) которого равен 9 пунктам (около 3,38 мм). ***** Дойль А.К. Собрание соч.: в 8 т. — М., 1966. — Т. 3. — С. 34. ****** Антиква, антиквенные шрифты — шрифты с засечками, формы которых ведут свое происхождение от шрифта древнеримских монументальных надписей. Существует огромное количество книг, содержащих информацию об истории шрифта; начать можно со знакомства с сайтом нашего партнера компании Паратайп Что привлекает внимание читателей? 1. Графика — 80 % 2. Фотографии — 75 % 3. Заголовки — 56 % 4. Рекламные блоки — 52 % 5. Информашки — 31 % 6. Подписи — 29 % 7. Тексты — 25 %
Сурнин Д. Внимательный дизайн // [кАк) № 34/2005. По: Garsia M.R. and Stark P. (1991)/ Eyes on the News
Газету редко читают насквозь — с первой до по- следней строки. Отбивки, линейки, краски, крупный и жирный шрифт — все служит выделению важнейших текстов, которые к тому же сведены в подборки под особыми рубриками или помещены на отдельных полосах.
Рудер Э. Типографика. — М., 1982 Вряд ли кто-то стал бы в одной и той же обуви танцевать, бегать… то же самое относится и к шрифту. Иногда буквам нужно как следует поработать, чтобы донести до читателя конкретные цифры и факты, или требуется немного принарядить слова, чтобы они казались более приятными, удобными и просто красивыми.
Шпикерман Э. О шрифте. — М., 2005 |
Интернет ссылки для газетных дизайнеров |
http://www.newspaperdesign.ru/ Официальный сайт Всероссийского конкурса газетного дизайна. Есть публикации мастеров отечественного газетного дизайна о том, как из просто газеты сделать газету великолепную (рус.)
www.whitemouse.ru/font Есть много полезного: история латинского шрифта, история русского шрифта, начертания цифр, компьютерные шрифты (рус.)
http://www.artlebedev.ru/ Сайт Студии Артемия Лебедева. В разделе «Ководство » (именно так!) — замечания, замыслы, идеи, издевательства, советы и мысли по поводу законов дизайна: «А в дизайне законов нет. Не было и не будет. Есть рекомендации, советы, перечни пунктов житейского опыта. Есть „10 главных ошибок” и „7 золотых правил”. А за- конов нет. Если бы дизайн был наукой (а дизайн — это такая же наука, как шахматы — спорт), можно было бы порассуждать, что бывает вот только так и никак иначе. Но дизайн, как всякий вид творчества, искусства, креативности (прости оспади), как всякий способ одних людей общаться с другими, как язык, как мысль — обойдет любые законы… » (рус.)
http://www.kak.ru/ Портал о дизайне: дискуссии, новости, авторская колонка главного теоретика графического дизайна наших дней Сергея Ивановича Серова и многое другое (рус.)
http://www.snd.org/ Официальный сайт The Society for News Design — Всемирного общества газетного дизайна. Исключительная возможность попрактиковаться одновременно и в английском языке, и в искусстве сочетания слов и картинок (англ.)
http://www.newseum.org/todaysfrontpages/ Первые полосы четырехсот с лишним газет из 48 стран мира. Обновление — еже- дневно. Смотри и учись! (англ.)
http://www.myfonts.com/ Крупнейший Интернет- портал по распространению цифровых шрифтов (англ.) |
| | | |
| |
{sider} |