Мы провели социологический опрос среди учащихся 7, 8 и 9 классов. Всего в нем приняли участие 72 человека. Мы спрашивали у ребят, какую внелитературную лексику они употребляют, и получили следующие результаты: Вульгаризмы использует в речи 81% учащихся. Сленг употребляет 83% респондентов, а ругаются матом 76% опрошенных. Результаты анкетирования свидетельствуют о низком уровне культуры учащихся нашей школы. Конечно же, факт печальный. Чем же так привлекательна для школьников эта лексика? Почему она пользуется такой популярностью?
Вульгаризмы — слова или выражения, свойственные фамильярной или грубой речи. Не секрет, что они частенько летают по коридору нашей школы. «Жрать», «рожа», «кретин», «поддонок» — это далеко не все вульгарные слова, которые можно услышать в нашем учебном заведении. Что же побуждает учеников говорить вульгаризмами? Конечно же, всё, что мы делаем, в первую очередь идет из семьи. Родители для ребенка — самый большой пример, и если мама и папа допускают в своей речи вульгарные выражения, то их дочь или сын будут считать это нормальным и говорить, как «предки».
Сленг — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, социальных, возрастных группах). Существует мнение, что сленг — это язык-бродяга, который слоняется в окрестностях литературной речи и постоянно старается пробить себе дорогу в самое изысканное общество. Первая волна сленга связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной 20-е годы XX века. Сегодня, проходя по коридору нашей школы во время перемены, можно услышать такие слова, как «дискач», «чувак», «лажа», «кэш».
Основной причиной возникновения сленга в речи человека является влияние общества. Многие не хотят отличаться от своих сверстников, и поэтому делают, как они, чтобы не быть белой вороной. Особенно плохо, когда на подростка виляют плохие компании, которые помимо речи загрязняют характер, поведение, душу человека.
Мат — бранные слова и выражения, недопустимые с точки зрения общественной морали Они обычно заключают в себе резко негативную оценку и оскорбление адресата. Это непечатная и нецензурная лексика. Мат считается ругательством взрослых, и когда подростки употребляют его, они просто хотят казаться старше. Употребление мата доказывает бедность речи человека. Когда люди не могут подобрать слов в критический момент, они заменяют их матами. Также нецензурная лексика может употребляться в стрессовой ситуации, если человека переполняют эмоции, чувства, а культура при этом на низком уровне.
Экология языка. Все чаще в повседневной жизни стало употребляться данное понятие. Это наука о состоянии языка, о воздействии на него окружающей среды. Сегодня русскому языку грозит экологический кризис. Жаргонизмы, сленг, маты и другая внелитературная лексика все чаще проникают в нашу речь, стараясь захватить в ней больше места. Употребление всей этой лексики в речи — это исключительно отрицательная характеристика человека. Каков язык — таков и говорящий.
От такой «гадости» надо избавляться. Для достижения этой цели нужно использовать литературный язык, читать книги, общаться с культурными образованными людьми, которые будут влиять на вас исключительно положительно.
Очень важной ступенью в очищении нашей речи от «мусора» является самовоспитание. Если вы действительно захотите улучшить себя и свою речь, то у вас все обязательно получится. Искоренение «грязных» слов из лексикона, в первую очередь, — уважение к себе.
Приятно находиться в обществе, где нет агрессии, а есть комфортная обстановка, где все уважают друг друга. Как же будет хорошо, если таким обществом будет наша школа, да и вся страна. Тогда человек будет эволюционировать, а не деградировать.
Конечно, за один день проблему культуры речи решить не удастся, но если каждый задумается об уровне своей культуры, решит улучшить свою речь, то обязательно станет лучше. Все мы станем лучше. И лучше станет мир вокруг нас.