Восемнадцать правил классической типографики

{page_title}

{page_subtitle}

Перечень веками проверенных рекомендаций по созданию удобной для чтения и эстетически привлекательной печатной продукции



Правила типографского набора выдержали проверку столетиями. При соблюдении этих правил вы сможете создавать печатную продукцию с красивым набором полосы и удобочитаемым текстом.

Правило 1
Для оптимального удобства чтения выбирайте классические шрифты, проверенные временем.
Каждый опытный дизайнер и верстальщик имеет набор таких шрифтов, которые не преподносят «сюрпризов» на выводе. Наверняка в этот комплект входят такие известные гарнитуры, как Academy, Baskerville, Bodoni, Franklin Gothic, Futura, Garamond, Goudy, Helvetica, Petersburg, Times New Roman…

Правило 2
Не используйте много шрифтов в одной публикации. Обычно несколько шрифтов применяют для выделения части текста, но большое их количество превращает страницу в мешанину, и читатель с трудом может определить, что же является более или менее важным. Особенно это относится к выделению декоративными шрифтами.

Правило 3
Избегайте использования в одной публикации шрифтов, слишком похожих по рисунку. Для создания акцента (выделения) избегайте близких по рисунку гарнитур (это будет выглядеть как ошибка).

Правило 4
Использование в наборе одних прописных знаков очень затрудняет чтение, поскольку они лишены верхних и нижних выносных элементов, характерных для строчных знаков и повышающих узнаваемость букв.

Правило 5
Используйте такой размер шрифта, который обеспечивает максимальную удобочитаемость для выбранной вами гарнитуры. Эти размеры обычно колеблются от 8 до 12 пунктов для текста, который будет прочитан с расстояния 30—40 сантиметров. При этом не забывайте обращать внимание на междустрочное расстояние.

Правило 6
Избегайте использовать в одной публикации шрифты слишком разных размеров и насыщенности. Обычно достаточно шрифта одной гарнитуры с разницей в два пункта для набора основного текста и заголовка. Часто для выполнения нужных вам выделений достаточно использовать один шрифт в начертаниях Normal и Bold.

Правило 7
Избегайте применять слишком темные или слишком светлые шрифты. Принцип «золотой середины» в данном случае полностью себя оправдывает.

Правило 8
Используйте шрифты средней ширины. Избегайте шрифты типа Condensed или Expanded. Не искажайте текст, растягивая или сжимая его, — это затрудняет чтение.

Правило 9
Текст должен быть ровным и непрерывным. Соблюдайте правильные межсловные и межбуквенные расстояния.

Правило 10
Используйте соответствующую длину строки. При слишком длинных строках чтение становится скучным и утомительным, а при чрезмерно коротких создается эффект «рубленого» чтения, что раздражает читателя.

Правило 11
Соблюдайте правильные междустрочные расстояния. Строки со слишком маленьким пространством между ними замедляют процесс чтения, поскольку глазу трудно «ухватить» начало следующей строки.

Правило 12
Для оптимального удобства чтения используйте флаговый набор с выключкой влево. В некоторых ситуациях оправдана выключка в край, когда в жертву приносится постоянство межсловных пробелов.

Правило 13
Обозначайте начало абзаца отступом или включением дополнительного пространства между параграфами. Для первой строки текста после заголовка необходимости в отступе нет.

Правило 14
Не допускайте висячих строк. Висячая строка — это неполная концевая строка, приходящаяся на верхнюю границу колонки, или начальная строка, попадающая в самый низ колонки. Обычно устраняется путем вгонки и выгонки за счет межсловных пробелов или объединения двух-трех абзацев в один.

Правило 15
Делайте выделения в тексте, не мешающие потоку чтения. Не переусердствуйте: минимум выделений обеспечит максимальные результаты.

Правило 16
Не нарушайте целостность рисунка шрифта. Правильно разработанный шрифт не содержит случайных пропорций и деталей. Если вам необходим более узкий или более широкий шрифт, используйте его специально разработанные версии, такие как Condensed и Extended.

Правило 17
Не нарушайте принцип выравнивания букв и слов по базовой линии. Поскольку шрифты разрабатываются с учетом базовой линии для оптимальной читабельности, любое отклонение от этой нормы очень сомнительно.

Правило 18
При работе со шрифтами и цветом следите за контрастом между текстом и фоном. Слишком малый контраст в цвете, насыщенности или комбинация этих показателей могут существенно снизить уровень читабельности.




{sider}

Подробно об элементарных издательских правилах и стандартах:
см. ТЗ № 5 
(раздел «Технические требования
к верстке»
).

https://lgo.ru/metoda/lociya/pravila2.htm