Здравствуйте, Ирина Наильевна.
Это действительно конкурс и мы стареемся помочь конкурсантам, по мере сил и возможностей. Замечания и предложения для этого и пишутся. А критикой ради критики я не занимаюсь. Я стараюсь подсказать, что нужно сделать (исправить, доснять, переделать какой-то кусок, исправить монтаж) для того чтобы победить, а не для того чтобы обидеть или расстроить. Если конкурсантам не нужна победа, то можно не читать комментарии из дежурок, если победа нужна, то можно воспользоваться. Решайте сами — это ваше право.
Мы работаем над инструкцией, и в ближайшее время она появится. Но это не будет учебник «Как снять кино»! Это скорее будет «Конспект и помощник тому кто снимает для конкурса и хочет победить».
Поймите меня правильно, но научиться писать, снимать, монтировать и верстать ребята должны не «на полях» конкурса, а все-таки до того как на конкурс придут. Т. е. вы как учитель должны меня понять, что ребенок вначале учится писать — это вне конкурса, потом его учат писать тексты: сочинения, эссе и пр. — это тоже где-то в школе или дома, и только потом он приходит на конкурс. Так же обстоит дело с версткой газет и журналов, дизайном, фотографией и всем остальным и с видеороликами в т. ч.
Ответы на ваши вопросы
Замечания-предложения я структурировал в четыре пункта. Давайте по пунктам и пройдемся.
1. Хронометраж у нас не вызвал вопросов — это хорошо.
2. В этом пункте я хвалил вас за режиссуру и сетовал на отсутствие монтажа в сценах. И попытался «расшифровать» свои мысли, разложив их, на два маркера, которые (вы правильно поняли) были связаны между собой.
«Не старайтесь записать всю сцену в один прогон. Пишите в несколько планов». Это значит, что вы записали несколько сцен и смонтировали из них ролик. И каждая сцена у вас записана в один прогон — включили камеру, ребята отыграли, выключили. Сцена готова. У вас первая сцена, назовем ее «в классе» (три девочки и один мальчик) дети довольно хорошо говорят текст и играют роли. Она записана в один прогон. Следующая сцена «Девочки танцуют», тоже записано в один прогон. Сцена с хором, судя по рывкам, смонтирована, т. е. камеру, возможно, выключали и включали. Ну, и так далее.
Для того чтобы картинка (телевизионная) была интереснее сцены снимают с разных точек (меняют ракурсы), и делают разные планы. Обычно сцена начинается «общего плана», потом идет чередование «средних» и «крупных» планов, кончатся сцена (обычно) «общим» планом. Монтаж позволяет вырезать заминки, лишние паузы и просто заменить плохо сыгранный актером кусок на более удачный. Для этого и снимаются «дубли».
В нашем случае планы можно определить так: общий план — это сцена целиком — все герои в кадре. Средний план — это когда герой в кадре по пояс (возможно, с частью стола). И крупный план — это когда в кадре только голова героя.
Планы вещь условная, ситуативная. Бывают планы с природой, адресные планы и так далее, их много, но нам сейчас нужны только три.
Про «приближение-отдаление» я ничего не говорил, и боюсь, не понимаю, что вы имеете в виду. Но научится снимать «наезды», «отъезды» и «панорамы» — это отдельная тема для разговора, а у нас уже роман в письмах получается.
Повторюсь, под цифрой «2» стояло два маркера — это были связанные между собой предложения (или замечания — как вам будет угодно, так и воспринимайте). Я их расшифровал.
3. В этом пункте говорилось: «Следите, чтоб персонажи в кадре были видны. У вас вовремя песни две девочку все время прячутся — это смотрится как ошибка».
Я немного рабтаю в школе и на телевидении долго работал и прекрасно понимаю, что и дети, и взрослые регулярно портят картинку, взрослые, кстати, гораздо чаще. Но я не понимаю, почему очевидно плохой материал надо вставлять в конкурсную работу? Вот когда мы отправляем текст на верстку в газету, мы исправляем ошибки, убираем ляпы, ставим всякие запятые, точки, дефисы и т. п. И считаем что это правильно — ведь мы понимаем, что текст должен быть «чистым», а почему видеоматериал или фотография должны готовиться по другому принципу?
И если сравнивать кино (видео) с литературой, то монтаж и операторская работа — это и есть те самые «знаки препинания», «абзацы» и прочие штуки очень нужные в видео и киноработах для того чтобы из «буковок и пробелов» то есть из кадров сделать «текст» — кино, и желательно получить высокохудожественный продукт. Вот у меня тут явно не хватает запятых — это же раздражает!
4. «Дыры» в кадре — это пустое пространство, неоправданное композицией.
Про композицию я вам сейчас не смогу рассказать. Это как научить писать сочинения, пришедшего на школьную олимпиаду ребенка — трудноватая задача!
Посмотрите победителей конкурса прошлого сезона. Там неидеальные работы, ошибки есть у всех — это детский конкурс, но почерпнуть есть что.
Удачи вам!
|