1. Элементарная типографика. Ключевые правила |
Правило 1.
Не путать тире и дефис |
Дефис — орфознак, короткая черточка: (-). Пробелами не обрамляется.
Тире — пунктуационный знак, длинная черточка: (—). Обрамляется пробелами. |
|
Дефис {во-первых, серо-буро-малиновый, по-моему}.
Тире {назвался груздем — полезай в кузов}. |
При написании числовых периодов тире не обрамляется пробелами |
Когда тире используется в качестве диапазона между цифрами,
оно не отбивается пробелами {7–8 классы}.
Обратим внимание, как в цифровом варианте представлено сочетание тире и дефиса: {5–6-классники; 2–3-этажный}. |
Диалоги всегда начинаются с тире, а не с дефиса.
Тире отделяется от слова пробелом |
Правильно:
— Кто там стучится в поздний час?
— Конечно я, Финдлей!
— Иди домой, все спят у нас!
— Не все, — сказал Финдлей. |
|
Все неправильно (найди 9 ошибок):
-О том, что буду я с тобой…
- Со мной!-сказал Финдлей.
—Молчи до крышки гробовой!
—Идет,— сказал Финдлей. |
• Формула диалога: абзацный отступ + Alt+0151 или Alt+0150 + пробел • |
Тире в начале строки не ставится, если это не начало абзаца и не диалог |
Тире не переносится в начало строки, а всегда остается на предыдущей строчке полосы (кроме диалогов).
{У меня живет обжоркин —
маленький кисенок Жорка}. |
|
• Пример «минус» 1
• Пример «минус» 2 |
|
Зато «висячий» дефис довольно симпатичен, если оформлен правильно:
{двух-, трехэтажный; пяти-, шестиклассники}. |
Правило 2.
В текстах используются «кавычки-елочки» («…») |
• Формула правильных кавычек: Alt+0171 оп Alt+0187 = «оп»
«Лапки» Alt+0147 + Alt+0148 ставим только в случае, если надо «поставить „кавычки в кавычках”». |
|
{И спросила кроха: «Что такое (Alt+0147) хорошо (Alt+0148), что такое (Alt+0147) плохо (Alt+0148)?» = «Что такое «хорошо», что такое «плохо»?»} |
|
Подсказка. При выделении слова курсивом можно обойтись без «лапок»:
И спросила кроха: «Что такое хорошо, что такое плохо?» |
Правило 3. «Висячие» строки и «строки-сироты» на полосе не оставляются |
«Висячая» строка — это одна строка, «оторвавшаяся» от абзаца и «повисшая» в следующей колонке или (что еще хуже) на следующей полосе. По правилам верстки категорически не допускается. |
|
«Сирота» — одна строка, «оторвавшаяся» от абзаца и «повисшая» в предыдущей колонке или на предыдущей полосе. По правилам верстки категорически не допускается. |
Однобуквенные слова (предлоги, частицы и междометия), набранные прописными, не должны стоять в конце строки |
Висячий предлог (ВП) — это тот, что оставлен в конце строки. По правилам верстки не допускается. Например, на этой странице вы ВП не найдете.
Особенно криминально оставлять ВП в оглавлении и заголовках! |
|
• Пример «минус»
• Правильно (Висячих предлогов нет. Один внутри абзаца, но не после запятой — допустимо). |
|
Сокращенные слова, а также знаки процента, номера, параграфа не должны «отрываться» на другую строку от цифр, чисел и слов, к которым они относятся: 10 кг, 5 мм, 1990 г., 50 %. |
Правило 4.
Все подрисуночные подписи на всех полосах издания оформляются единообразно |
Подрисуночные подписи ставятся:
- С выключкой влево или вправо
- По границе рисунка или фото (не заезжая за край илл.)
- Кеглем меньше основного
- Подпись отбивается от иллюстрации
- Без точек в конце
|
Расстояние между одной подписью и картинкой должно равняться расстоянию между другой подписью и картинкой |
Подрисуночные подписи на всех полосах оформляются одним кеглем (как правило) и с одинаковыми отступами от картинок. |
В конце подрисуночной подписи точка не ставится |
Уточним. Если подрисуночная подпись состоит из одного предложения, то в конце точка не ставится (другие знаки конца предложения остаются в силе). А если из нескольких предложений, то соблюдаются все знаки конца предложения внутри текста, но последнее предложение подписи опять же без точки. |
|
Совет. Ставьте подпись под картинкой. Не делайте надписи в Фотошопе. «Не убивайте» иллюстрации подписями на самих иллюстрациях. |
Правило 5. После заголовка точка не ставится |
Заголовки даются на 2 пт больше основного текста.
После заголовка точка не ставится (можно проверить по любому СМИ). Это правило действует и для оглавления. |
|
Совет. Выпишите все заголовки и посмотрите, как они смотрятся отдельно от текстов. Получится оглавление. Оно должно читаться на «одном дыхании». |
Правило 6. Лишние пробелы из текста удаляются |
Между словами ставится один пробел. Один!
|
Перед знаками препинания пробел не ставится.
После знаков препинания пробел ставится |
|
Правило 7.
Дыры между словами в колонках недопустимы |
Обходимся без дырок в текстах колонок.
Найди, где правильно, а где нет:
Верстальные программы убирают дырки сами, просто надо не забывать включать переносы. |
|
• Пример «крутой минус» |
Правило 8. В тексте одной колонки не должно быть более четырех переносов подряд |
В тексте колонки не должно быть более четырех переносов подряд (на малых форматах — пяти), за исключением тех случаев, когда исправление этой ошибки влечет за собой ухудшение качества выключки слов. |
|
• Правила переносов |
Правило 9. Выделение слов внутри текста нежелательно |
Есть несколько типографских способов выделить смысловую часть. Эти способы делятся на позволительные и непозволительные. |
Запрещается писать внутри текста БОЛЬШИМИ БУКВАМИ |
Нежелательные: жирное, полужирное начертание внутри текста.
Позволительные: курсив.
Непозволительные: подчеркивание, выделение цветом, а особенно набор целых слов и предложений в ВЕРХНЕМ регистре. |
|
• Пример «минус» • Пример «плюс» |
|
Скажем сразу, что непозволительны эти три способа только в основном наборе текста. В качестве художественного оформления, для заголовков или на плакатах они сгодятся. Но внутри текста использовать верхний регистр или подчеркивание категорически запрещено. Этот прием появился от беспомощности во времена пишущих машинок — когда надо было хоть как-то выделять слова. |
Правило 10. Текст в строчках колонок выравнивается по базовым линиям (направляющим) |
Если вы верстаете текст в несколько колонок, например, в 2, 3, 4, нужно чтобы в горизонтали строки совпадали. А для этого необходима привязка к базовым линиям (направляющим). |
|
• Примеры |
|
Во всех верстальных программах (может быть, кроме Паблишера) есть функция вызова и настройки базовых линий. |
Правило 11.
Стихи идут с выключкой влево |
Если же строка стихотворения не влезает в колонку, ее разбивают абзацем и непоместившуюся часть строки делают с выключкой вправо. Для стихотворения можно использовать выключку вправо только в случае, когда стих служит эпиграфом к материалу. |
|
|
Правило 12.
Имя автора указывается кеглем меньше основного |
Если имя автора стоит в конце материала, то используется выключка вправо, а кегль дается меньше основного на 1–2 пт. Можно «закурсивить». Хорошо бы еще отбить его от основного текста, но не намного, не более чем на 1 строку. Точка в конце не ставится. Пример: см. выше. |
2. Мини-кодекс верстки |
Правило 1.
Выворотка и тени на буквах — моветон |
Следует ограниченно использовать прием набора текста вывороткой (белым по черному или цветному). Читать такой текст — неприятно. Если вы все же решили использовать выворотку, то делайте это правильно. Не стоит на темном фоне размещать мелкий светлый текст с засечками. |
|
• Пример «крутые минусы» Белый текст, тем более с засечками, на черном фоне, — нечитабелен. |
Правило 2.
Шрифты с эффектами применяются минимально |
Старайтесь использовать хорошо читаемые шрифты, как для обычного текста, так и для заголовков. Избегайте «пляшущих», «утопленных» и «приподнятых» начертаний. |
|
Не ставьте на буквы тени. |
|
Категорически не использовать системные шрифты Arial, Times New Roman, Helvetica, Courier, Chicago, Monaco, Geneva. Полиграфисты сходятся во мнении, что системные шрифты Windows разрабатывались не для полиграфического применения. Рекомендуем: использовать только PostScript (PS) шрифты Type 1 (T1). |
|
PS-шрифты, наиболее похожие на привычные системные:
- C засечками (системный Times New Roman) — NewtonC, BodoniC
- Рубленый (без засечек) (системный Arial) — PragmaticaC, FreeSetC
Старайтесь в своих материалах не использовать множество шрифтов. Применение на одной полосе более 4 гарнитур — признак плохого тона. Лучше поэкспериментируйте с отображением одной гарнитуры. |