Интерактивный словарь История медиа Создавайте словарные статьи, объясняющие термины, имеющие отношение к истории медиа: технические средства, оборудование, которое использовалось на заре эпохи развития медиа, явления, практики и т. д.
Требования и правила. Статьи для словаря должны быть емкие, написаны хорошим литературным языком. Укажите авторов текста и иллюстрации. Можно прикреплять видео. Плагиат и заимствование (в том числе текста и картинок из интернета) недопустимы. Только авторский контент! Нейросети использовать нельзя! Структура статьи: название (объясняемое слово), текст, разделенный на абзацы, иллюстрация, автор текста, автор иллюстрации.
Украшение в начале или конце текста. Это композиция, выполняющая роль вступления или концовки текста. На виньетке чаще всего изображали растительный орнамент, реже людей и животных. Виньетка должна быть незаметна и не перетягивать внимание читателя на себя, она становится как бы частью оформления страницы. Первым, кто использовал виньетки, был итальянский издатель Альд Мануций-старший в своей книге «Война сна и любви».
Газета — вид печатного издания, которые относятся к СМИ. Они бывают разные: молодежные, городские, тематические, электронные или бумажные. В них пишут информацию о различных событиях, рекламу, очерки, анекдоты, часто встречаются кроссворды. Основная аудитория — это работающее население, редко молодежь. Газеты созданы для широкого круга читателей, для свободного времяпровождения. Первые газеты появились в Росии по указку Петра 1, в 1702 году, а родиной печатных СМИ является Германия. Прообразом газеты считаются древние рукописи и наскальные рисунки.
Механическое устройство для воспроизведения звука с плоских дисков, ставшее символом музыкальной культуры конца XIX — первой половины XX века. Он работает с виниловыми (изначально — восковыми или целлулоидными) пластинками, что сделало его удобным, массовым.
Изобретённый Эмилем Берлинером в 1887 году, граммофон быстро вытеснил фонограф из сферы развлечений. Пластинки были проще в производстве, хранении и тиражировании, а звук, хотя и оставался далёким от современного стандарта, стал чище и громче. Прослушивание музыки на граммофоне стало настоящим ритуалом: нужно было завести пружину, аккуратно опустить иглу на диск, а затем наслаждаться — часто всей семьёй, собравшись вокруг аппарата с распахнутым рупором.
Кинескоп — электронно-лучевая трубка, которая служила основным элементом для воспроизведения изображения в телевизорах и первых компьютерных мониторах на протяжении почти всего XX века. Именно кинескоп превратил телевидение из научной фантастики в бытовую реальность, подарив миру возможность видеть движущиеся изображения в собственной гостиной.
Первые экспериментальные кинескопы появились в 1930-х годах, а уже к 1950-м они стали стандартом в телевещании. Их выпуклые экраны, массивные корпуса и характерное потрескивание при включении стали знакомыми деталями домашнего быта целых поколений. Несмотря на громоздкость и энергозатратность, кинескопы обеспечивали тёплое, «живое» изображение с высокой цветопередачей — за что их до сих пор ценят киноманы и коллекционеры ретро-техники.
Одно из первых устройств массового радиовещания, использовавшееся в 1920–1930-х годах, когда радиоприёмники в домах были редкостью. Вместо того чтобы передавать сигнал на индивидуальные приёмники, такие станции воспроизводили радиопередачу громко, через мощный акустический рупор, установленный на улице, в парке, на заводе или площади. Это позволяло целым группам людей одновременно слушать новости, музыку или выступления в реальном времени.
Такие станции были особенно популярны в СССР, где их называли «радиоточками на улице» или «уличными рупорами». Они стали важным инструментом агитации, просвещения и сплочения общества в эпоху, когда большинство семей не имели дома радиоприёмников. Рупоры монтировались на фонарных столбах, зданиях школ, клубов и фабрик — и в назначенное время из них звучал голос диктора, гимн, передача или речь руководства.
Одно из первых устройств в истории, способных записывать и воспроизводить звук. Изобретённый Томасом Эдисоном в 1877 году, он стал настоящим прорывом: впервые человечество получило возможность «запечатлеть» голос, музыку или любой звуковой сигнал и услышать его спустя время. В отличие от более поздних граммофонов, фонограф не только воспроизводил, но и записывал звук в реальном времени!
Принцип действия раннего фонографа был механическим. Звук передавался через воронкообразный рупор к мембране, к которой была прикреплена игла. Эта игла оставляла вибрационную бороздку на вращающемся цилиндре, обёрнутом фольгой или покрытом воском. При повторном вращении цилиндра игла следовала по бороздке, заставляя мембрану колыхаться и воссоздавать исходный звук. Качество записи было далёким от идеального — шумное, приглушённое, но это был настоящий голос прошлого, «оживший» в настоящем.
Интересно, что сам Эдисон вначале не верил в коммерческий потенциал своего изобретения. Но именно фонограф стал символом новой эпохи — эпохи, в которой медиа перестали быть исключительно визуальными и письменными, а обрели голос.