|
|

|
Текст и картинка должны быть авторскими (указывайте авторов в конце публикации). Из интернета материалы не принимаются, после замечаний удаляются. Объем — два-три абзаца (это статья, заметка, а не строчка). Картинки сканируйте в хорошем качестве. Требования и правила. Структура статьи: название (объясняемое слово), текст, разделенный на абзацы, иллюстрация, автор текста, автор иллюстрации. Термины, созданные в нынешнем сезоне, подсвечиваются таким фоном.
|
Аудио 4
Верстка 29
Видео 22
Жанры_стили 9
Журналистика 43
Имена
Монтаж 12
Оборудование 30
Печатные_СМИ 35
Препресс 1
Продакшн 3
Препродакшин
Постпродакшин 2
Программы_ПО 6
Производство 10
Профессии 39
Радио 2
Редакция 16
Сленг 25
Страницы_истории
Структура_выпуска 4
Телевидение 43
Спецтермин 2
Типографика 23
Титры 7
Фотография 21
Шрифты 8
Эксклюзив 3
Эффекты 13
Аббревиатуры 4
Большая_игра 5
Люди 4
Малая_игра 3
Марафон 11
Медиатон 3
Портал 8
События 4
Явления  Кернинг — расстояние, заданное для двух конкретных букв в печатном тексте (в отличие от трекинга — общего расстояния для всех символов в тексте). Дело в том, что форма букв влияет на восприятие расстояния между ними, поэтому, если все буквы в тексте находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, его плотность кажется неравномерной. Вот, например, слово «улица» на рисунке сверху. Кажется, что между буквами У и Л расстояние больше, чем между остальными, не так ли? На самом деле все межбуквенные расстояния совершенно одинаковы, а глаз обманут формой именно этих двух букв. Слово в итоге выглядит некрасивым, и это оно ещё одно, а если таким будет весь текст? Читать его будет не очень удобно и приятно, а местами даже непонятно — расстояние между буквами может показаться пробелом, и та же «улица» в сознании читателя превратится в «у лица». Тут-то на помощь и приходит кернинг. Сравните, то же слово на рисунке снизу — уже с ним. Буква У немного нависает над Л, расстояние между ними меньше, чем между другими символами, а кажется оно совершенно одинаковым! Вот и ура, этого-то мы и хотели.
В каждом файле шрифта уже настроен нужный кернинг символов. А если нужно, его всегда можно настроить вручную, например, в заголовке.
Автор текста и картинки: Евгения Кашкова
Редактор-арбитр Александр Ковко
// |  |
Кинокамера — сложное оборудование, предназначенное для фиксации событий во внешнем мире. В недавнем прошлом широко использовались пленочные кинокамеры. На сегодняшний день пленочные кассеты практически не используются. Роль пленки в камере сегодня играет матрица, которая накапливает электронную информацию, впоследствии передаваемую в компьютер.
Автор текста и картинки: Светлана Разуванова
//  | [ 1 ] | |
|  | Кинопроектор «Русь» изготовлялся в СССР и был самым распространенным любителским кинопроектором страны. Изготовлялся производством ЛОМО в 1970–1990 годах, хотя первый кинопроектор «Русь» был сконструирован в 1918 году инженером А. Павским. Относился к бытовым приборам для демонстрации кинофильмов, снятых на кинопленку 8 мм. Использовался в любительских киностудиях и был популярен среди туристских клубов, так как был доступен. Его можно было встретить также и в учебных заведениях.
Автор текста и картинки: Михаил Шинко
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
// |  | Слово «кирпич» пришло к нам из туркских языков. В толковом словаре Владимира Ивановича Даля: «Кирпи́ ч — деланый камень, брусок, сбитый из глины и обожженный, для стройки.-». А у журналистов кирпич и простыня — длиннющие занудные, тяжелые для восприятия статьи, которые пугают читателей. Уместно вспомнить высказывание польской писательницы Станиславаы Флешаровой-Мускат: «Мы всегда склонны преуменьшать вес кирпича, который упал не на нашу голову».
Автор текста и картинки: Софья Курдюкова
Редактор-арбитр Лариса Боброва
// |  |
Как вы думаете, что такое кирпич? Первым на ум приходит строительный материал красного цвета. Но у журналистов это слово приобрело другое значение. На нашем слэнге это большой журналистский текст, не разбитый на начитки в речи (на абзацы на письме). Образование произошло в результате расширения значения уже существующего слова, так как такие тексты читаются очень трудно.
P.S.
Если вы нашли кирпич — разбейте его!
Автор статьи: Дарья Кирякина
Фото: Мария Яковлева
// |  |
Как построить дом — знает каждый! Для этого нужет цемент и кирпич — материал, который после обжига становится очень твёрдым. А какое отношение он имеет к журналистике? — справедливо спросите вы, и будите абсолютно правы, ведь кирпичём в редакциях называют большой по объёму текст без иллюстраций. Кстати, из таких кирпичей тоже можно построить дом!
Автор текста — Анастасия Тимофеева
Автор рисунка — Полина Маркелова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
//  | [ 1 ] | |
|  | Термин «кирпич» в журналистике обозначает большую, обычно расширенную статью или репортаж, которая в основном состоит из текста. Это формат публикации, которая занимает много места в издании и содержит подробное описание событий, анализ фактов или сведения о значимом событии или явлении.
Кирпич может быть написан на разнообразные темы, от политических и экономических новостей до культурных событий и спортивных соревнований.
Важной особенностью данного формата статьи является подробное освещение темы, включая обширные комментарии экспертов, интервью с вовлеченными сторонами и аналитические материалы.
Для журналистов составление кирпича требует глубокого анализа и исследования темы. Автор должен представить все факты, перспективы и мнения, связанные с темой статьи, чтобы предоставить читателям полную картину происходящего. Кирпич также может включать в себя фотографии, графики и другие иллюстративные материалы, которые помогают визуализировать представленную информацию.
Из-за своего большого объема, кирпичи обычно размещаются в крупных печатных изданиях, таких как газеты или журналы, а также на онлайн-платформах с возможностью длительной публикации. Такие статьи часто являются более глубокими и содержательными, чем обычные новостные заметки, и предназначены для более серьезных и внимательных читателей, заинтересованных в детальном анализе событий.
В целом, кирпич — это формат журналистской публикации, который предлагает полный и глубокий анализ темы или события, позволяющий читателям получить все необходимые сведения для понимания и формирования собственного мнения. Он отличается от краткой новостной заметки и является одним из способов передачи информации журналистами в расширенной и подробной форме.
Автор текста и иллюстрации: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Ульяна Буравлева
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
10 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
2 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Клевета́ — распространение заведомо ложной информации, порочащей честь и достоинство другого лица или подрывающей его репутацию
Многиие страны считаютт кллевет преступлеием, и мы того же мнения. В росии клевета является одним из уголовных правонарушений и наказывается по статье 128.1
Наказание, предусмотренное за клевету с 8 декабря 2011 года — Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ.
Санкции:
• Клевета наказывалась штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
• Клевета, содержавшаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — наказывалась штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев.
• Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, — наказывалась штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трёх лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.
На самом же деле клевету не всегда могут распознать и справедливо за неее судить. И в действительности к этому закону стали серьезно отниситьсся только с 2011.
В настоящее время «Клевета» иногда используется для преследования тех, кто критикует представителей власти. Например, в 2016 году было возбуждено уголовное дело в отношении жителя Магадана, который критиковал местного губернатора во время общественной проверки качества построенных домов. Еще один вопиющий случай, в России случай осуждения гражданки за подачу жалобы в органы прокуратуры на угрозы со стороны начальницы. Вместо помощи гражданка была необоснованно осуждена за клевету и только после вмешательства Уполномоченного ее дело было пересмотрено.
Автор текста: Родимова Полина. Авор изображения: Нуржанова Анастасия.
/-/ Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
2 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
2 |
|
Итого: |
20 |
|
|  | Клип- это смонтированное видео, с использованием музыки, рекламы.
Автор фото и иллюстрации: Макова Татьяна // |  |
Что такое клип?
Клип — это непродолжительный, музыкальный видеосюжет с использованием динамичного сюжета.
Слово клип используют в русском языке с конца XVIII века, значение — скрепка, зажим.
После оно использовалось в значение вырезка из газеты. В середине XX века слово приобрело значение — короткий музыкальный фильм.
Автор текста и иллюстрации: София Белошапко
// |  |
Клок — эфирный час на радио. Представляет собой именованный шаблон одного часа расписания, а именно — 60 минут
Используется для формирования эфирного времени (эфирной сетки), чтобы успешно распределить все заранее записанные программы и прямые эфиры, разделив отведенное на них время на сегменты.
Автор текста и картинки: Кирилл Бойко
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
5 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
5 |
|
Итого: |
20 |
|
|  | Ключевые кадры (keyframes) — это основа анимации и работы с эффектами в After Effects и других монтажных программах. Ключевой кадр фиксирует определённое значение параметра (например, позицию, масштаб, прозрачность) в заданный момент времени.
Они нужны для того, чтобы можно было создавать плавные переходы между изменениями параметров. Например, объект может двигаться, увеличиваться, менять цвет или исчезать — всё это происходит благодаря последовательности ключевых кадров. А также можно сделать анимацию в разы плавнее, если использовать разного вида графики скорости
Ключевые кадры используются повсеместно: для создания анимации, настройки эффектов и даже синхронизации видео с музыкой. Это инструмент, без которого сложно представить профессиональный монтаж.
Автор текста и изображения — Аллай Рашидов
См. Редактор-арбитр Илона Денисова
См. Редактор-арбитр Илона Денисова //  | [ 1 ] | |
Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
10 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
10 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Ключик — это ежегодный раздел заданий в Малой Большой Игре, который появляется в самом начале. Основная цель работ в заданиях «Ключика» — познакомить новичков с портальными правилами, наглядно показать что делать можно, а что нельзя, рассказать о функционале. Да и бывалым участникам МБИ всегда пригодится восполнить перед основной игрой в памяти требования к текстам, картинкам, напомнить себе о возможностях портала и выполнения заданий. Так как же это работает?
Задания ключика часто призывают команды создать коллажи/видео/плакаты/афоризмы, иллюстрирующие функции портала или его правила. Чем дополнить учительскую? Какой новый контент может быть на странице «Черной Метки»? Какими лайфхаками, связанными с участием в МБИ вы можете поделиться? А можете загадать другой команде загадку на их форуме?
И, конечно, как вы заполнили свое досье?
Эти вопросы — только примеры заданий в этом разделе. Выполнение «Ключика» и от будущих ошибок спасает, и нервы арбитров не мотает, и новый контент для портала предлагает.
(Текст и иллюстрация Марии Панюковой)
Редактор-арбитр Лариса Боброва
//  | [ 1 ] | |
|  |
Слово «книга» происходит от церковно-славянского «кънигы», что означает «письмо, грамота». История книги непосредственно связана с историей развития письменности. «Книга — это великое чудо изо всех чудес, сотворённых человеком», — считал Максим Горький.
Самым древним материалом для изготовления книг была глина. Шумеры ещё в VII веке до нашей эры изготавливали из глины специальные пластинки, на которые острой палочкой при помощи клинописи наносили текст. После высушивания пластинки обжигались и укладывались в специальные ящики в определенном порядке — для чтения. В древнем Египте примерно с III тысячелетия до нашей эры для книг использовали папирус. Примерно с III века нашей эры папирус начинает вытеснять пергамент — тонко выделанная кожа животных. В древнем Китае, до изобретения бумаги, книги изготавливали из тонких бамбуковых пластинок, соединённых между собой скобками. Рунические письмена древних скандинавов наносились на памятные камни-менгиры. Наши предки славяне для книг использовали бересту. Все первые книги были рукописными, что делало каждую из них уникальной. Изобретение в ХV веке книгопечатания сделало книги более доступными.
Автор текста и картинки: Лариса Боброва
//  | [ 1 ] | |
|  |
Колодец представляет собой редакционный материал, который «окружен» рекламой с двух сторон и под текстом. Идея этого термина заключается в том, чтобы совмещать интересную информацию с коммерческими объявлениями, делая их частью контента. Таким образом, читатель воспринимает рекламу практически незаметно, потому что она органично вписана в статью.
Представьте себе на странице журнала красиво оформленную статью о путешествиях. По бокам и снизу этой статьи находятся яркие и привлекательные рекламные блоки, которые отвлекают внимание читателя и при этом информируют его о различных услугах и продуктах. Идеальное решение для рекламодателей, которые хотят достигнуть своей целевой аудитории, не прерывая потока чтения.
Читатели получают интересную и полезную информацию, рекламодатели достигают показателей, а журналистика продолжает развиваться и удивлять своей оригинальностью. Это всего лишь один из множества способов совместного прогресса и эволюции двух индустрий в нашем быстро меняющемся мире.
Автор текста и иллюстрации: Анастасия Молчанова
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
10 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
8 |
|
Итого: |
20 |
|
|  | Колонтитул — (фр. colonne — столбец и лат. titulus — надпись, заголовок) — это строка, расположенная над или под текстом страницы, содержащая информацию, которая помогает ориентироваться или служит для идентификации. В зависимости от вида издания, колонтитул включает в себя: .имя автора, название произведения, части, главы, параграфа, другую информацию. Колонтитулы могут быть разными для разных страниц. Для четных и нечетных страниц, для титульного листа, для разделов можно задать свои колонтитулы. Колонтитул относится титульным элементам.
Автор текста и картинки: Лариса Боброва
// |  |
Прочитав это слово сразу возникает ощущение чего-то грандиозного, монументального. Но это лишь специальный номер страницы в книге, статье или в другом печатном издании. Как правило, этот термин в основном используется в полиграфии. Хоть это и простой номер, без него не обойтись, он очень важный и нужный элемент на странице.
Это интересно! Самые первые нумерации страниц появились еще в 1470 году. До этого вместо колонцифр использовали кустоду. Кустода — определенное слово (например, первый слог слова на следующей странице), которое писалось внизу каждой страницы. Это делалось для того, чтобы правильно разложить листы в верном порядке при сборке книг.
Колонцифру могут писать как снизу, так и сверху листа. Но нам привычнее видеть порядковый номер внизу. Так он почти не заметен и не притягивает к себе особого внимания нашего зрения. Порядковые номера обычно пишут таким же шрифтом, но на два-три кегля меньше основного текста.
Автор текста и картинки: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина
// |  |
Колотушка — ручной микрофон корреспондента. Вещь первой необходимости для репортёра на съёмках. Именно с ней вы можете быть уверены в том, что звук на стендапе или синхроне будет отличным, так как этот микрофон — направленный, то есть не записывет все звуки вокруг, а «фокусируется» именно на человека, который говорит.
У вас, наверное, возник вопрос, а почему «колотушка»? Да всё просто, людям, которые работают в медиа, ообщаться на сленге быстрее и проще. Пока ты произнесёшь слова РЕПОРТЁРСКИЙ МИКРОФОН, спикер уже успеет уехать, приехать обратно, забрать вещи, которые оставил, и уехать снова. А вы так и не запишите с ним интервью. Или если просто сказать микрофон, то возникает вопрос «А какой?»: петличка, удочка или колотушка. Так что берите себе на вооружение новое слово, если вы его еще не знали!
Интересный факт! А вы знали, что первым устройством, использующимся только в качестве микрофона, стал «угольный микрофон Эдисона» 1878 года? Уже после Эдуард Вент в 1916-ом изобрёл конденсаторный микрофон. А более привычный для нашего глаза электрический микрофон появился в 1920 году. Ими и сегодня пользуется каждый человек, ведь он есть даже у вас в телефоне. Данный тип микрофонов является наиболее лёгким и эффективным. Даже на такой, казалось бы, непрофессиональный микрофон, некоторые артисты записывают свои песни и становятся знаменитыми.
Автор текста и картинки: Рамиль Аляутдинов
// |  | Колумнист — это журналист или автор, который регулярно пишет колонку для газет, журналов или онлайн-изданий. Его статьи часто посвящены определенной теме или направлению.
Основные характеристики колумниста:
1. Специализация: Автор может быть экспертом в определенной области, например, политике, культуре, спорте или технологиях.
2. Мнение: В отличие от новостных репортажей, статьи колумниста часто содержат субъективное мнение автора и его анализ событий.
3. Регулярность: Журналист публикует свои материалы на постоянной основе, что помогает устанавливать связь с читательской аудиторией.
4. Стиль изложения: Обычно колумнисты используют более личный, разговорный стиль, чтобы привлечь внимание читателей.
Колумнисты играют важную роль в формировании общественного мнения и предоставлении уникального взгляда на актуальные события.
См. Редактор-арбитр Илона Денисова //  | [ 1 ] | |
Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
10 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
7 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
На Большой игре обычно создаются пять команд (иногда это число меняется, но в основном, все-таки пять), которые соревнуются между собой на протяжении всей БИ. Команды названы по сортам груш. Каждая команда — это «микс» из представителей различных студий. Команды вместе выполняют творческие задания, готовят выступления на Подиум, обмениваются опытом, помогают друг другу и наслаждаются Большой игрой.
В группу Триумф обычно включают ребят, которые, кроме игры, заняты на репетициях церемонии награждения победителей марафона школьных СМИ. Церемония проходит сразу после игры. А группа Дюймовочка создается, если в игре задействованы малыши.
Автор текста Ирина Родэ, автор рисунка Юлия Мамаева.
// |  |
Без чего не проходит ни один день человека живущего в обществе?
Без сна? Прогулок? Учебы? Нет, без коммуникации. Мы общаемся, отвечаем, слушаем, вникаем и объясняем. Это и есть невероятный процесс — коммуникация, в современном мире без неё никуда. Это любое информационное взаимодействие, разговор с людьми. Только главное помнить, что каждый из нас сам выбирает на каком уровне ее выстраивать, на уровне профессионального журналиста или ленивого неуча.
Ну, а Елена Макарова, говорила так: «Всё в отношениях решают коммуникации. Решайте любые проблемы через диалог».
Автор текста: Мария Бардина
Автор иллюстрации: Велина Выхристюк
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина // |  |
Композиция кадра — это взаимное расположение в кадре разных объектов. Она делится на три вида: линейную, светотеневую и режиссёрскую. Линейная композиция заключается в кажущейся объёмности и глубине плоского изображения. Яркими примерами являются ракурсная съемка и что-либо, снятое под углом.
Светотеневой композиции свойственно создание определенной атмосферы с учётом света и тени. Например, солнечный день ассоциируется с чем-то радостным и веселым, а сумрак с чем-то таинственным. Все остальные виды съемок, такие как панорама и тревеллиг можно отнести к режиссёрской композиции.
Существуют правила и рекомендации справедливые для кино, живописи и неподвижных изображений.
1. Правило третей
Предполагает разделение кадра на трети по горизонтали и вертикали. Таким образом ключевые объекты должны упасть на пересечение двух линий. Это основное правило композиции.
2. В кадре должен быть ровный горизонт.
3. Главный объект лучше располагать слева или справа от центра изображения.
4. Снимать желательно на уровне глаз.
5. При создании кадра глаза могут находиться в фокусе, но тогда придётся пожертвовать другими деталями, чтобы точно передать чувства и эмоции человека.
6. Соблюдение баланса симметрии даёт ощущение гармонии и совершенного порядка.
Формирование общей картинки из отдельных частей, создание сюжета и донесение его смысла главные задачи композиции видеосъемки. Придерживаясь её основных правил создаётся завершённое изображение, которое не оставит зрителя равнодушным.
Авторы текста: Екатерина Карпова, София Богуславская.
Автор картинки: Мария Кырчанова.
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
10 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
5 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Композиция (от лат. compositio — складывание, соединение, сочетание) — правильное расположение частей целого в кадре в картине в спектакле. Основы композиции важны в фотографии, архитектуре, живописи. Благодаря им изображение получается гармоничным и эстетически привлекательным.
1. «Золотое сечение Фибоначчи»
Леонардо Пизанский — это первый крупный математик средневековой Европы. Наиболее известен под прозвищем Фибоначчи. Он выстроил последовательность цифр, где две предшествующие всегда дают в сумме последующую в этой бесконечной прогрессии. Таким математическим явлением воспользовался итальянский художник Леонардо да Винчи, с помощью чисел изображённые на схеме, итальянский художник нарисовал Джоконду.
2». Золотые треугольники»
Такой приём позволяет показать динамику. Задача фотографа — визуально провести диагональ через весь кадр. Из незадействованных углов на диагональ нужно опустить по одной перпендикулярной линии.
3». Равновесие»
Правило равновесия — это грамотное расположение объектов, которые должны друг друга уравновешивать в кадре.
4». Ведущие линии» или правило перспективы — это правило гласит что должны быть ведущие линии чтобы показать глубину изображения, чаще всего данное правило используют для того чтобы можно было показать атмосферу окружающей обстановки.
Автор текста: Арсений Новиков
Автор иллюстрации: Вероника Рыбалка
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
10 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
10 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Уважаемый читатель, ты, наверняка, глядя на это фото, представляешь жаркий день, который заставляет любого человека найти прибежище на летней веранде, где-нибудь в загородном доме, чтобы утолить жажду кружечкой замечательного напитка, чая или сока, а лучше домашнего компота из сливы или вишни. Что же на самом деле означает этот термин в журналистике и какая его связь с оригиналом?
Компот — это набор информации разной тематики в одной статье. Когда журналист в силу своей неопытности или при отсутствии нужного материала набрал разнородный, тематически схожий и не очень, то у него получился «компот», который нужно испить, т. е, отсортировать текст.
Учителя русского языка, читая школьные сочинения, которые грешат таким «винегретом», отмечают в тексте логические ошибки, а на полях ставят букву Г.
Автор статьи и фото — Ирина Милованова
См. Редактор-арбитр Лариса Боброва
// |  |
Компот. Догадываюсь, что сейчас большинство из Вас сразу же представило себе тот самый сладкий вкусный напиток, который варит бабушка. У меня любимый, например, вишневый. Компот пробовали все. Но можно ли сварить его не только из вишни, яблок или груш? Оказывается, что да. А самое удивительное, что он может легко получиться не только у бабушки дома, но и у корреспондента. Причем тот может и не подозревать об этом. Пока его статью не прочтет главный редактор… Итак, не буду больше томить — к сути.
Компотом называют набор самых разных данных в материале, дающий в итоге бесполезную смесь информации.
Есть и второе значение данного слова, относящееся к спортивной журналистике: компот — это протокольные данные о прошедшем состязании, преимущественно командном (сколько голов забили, кто забил, сколько штрафных, угловых, кто получил предупреждения, сколько зрителей посетили матч и другие характеристики).
Автор текста и картинки: Анна Петрова
// |  |
Компот в журналистике — это не наивкуснейший напиток из детства, а термин, используемый для описания материала, в котором собрано большое количество разнородных данных, фактов или информации без определенной структуры или логического объединения.
Как правило, компот используется, когда журналист хочет предоставить читателю или зрителю полную картину событий, но не имеет возможности или времени для тщательной обработки и систематизации информации. В результате, в материале сосредоточены различные факты, свидетельства, цитаты или статистические данные, которые могут казаться беспорядочными и не связанными друг с другом.
Такой подход может использоваться, например, при написании новостного репортажа о сложном событии или вопросе, требующем быстрого исследования. Компот позволяет журналисту предоставить максимальное количество информации в кратчайшие сроки, но при этом рискуют потерять четкую логическую структуру материала.
Хотя компот может быть полезен для формирования полной картины и предоставления различных точек зрения, он также может создавать сложности для читателя или зрителя, особенно если недостаточно контекста или анализа. Поэтому, важно, чтобы журналисты старались дополнить материал более глубокими исследованиями и анализом, чтобы помочь аудитории более полно понять представленную информацию.
Автор текста и иллюстрации: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Ульяна Буравлева
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
10 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
2 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Компромат — это улики, материалы (важные документы, видео, фото, аудиозаписи) раскрывающие нежелательную информацию, которая может быть использована против вас или любого другого человека. Компромат является рычагом давления, его используют для шантажа или вымогательства.
Он может вскрыться случайно либо же с помощью слежки за человеком (например с помощь папараций или детективов). Компромат может полностью погубить карьеру человека, в редких случаях даже жизнь. Но есть другая сторона медали, где компромат может являться дополнительным хайпом и рекламой для человека.
Автор текста и картинки: Николай Чирва
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
5 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
8 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
В журналистике термин «компромат» используется для обозначения материалов, с помощью которых журналисты пытаются дискредитировать человека или организацию. В отличие от политического компромата, журналистский компромат относится к публикациям, расследованиям и статьям в которых раскрываются негативные факты о личности: политиков, бизнесменов и других.
Журналистский компромат может включать в себя различные формы информации такие как скрытые факты, скандальные события, коррупционные схемы, негативные факты о биографии. Журналисты могут использовать компромат в своих статьях и расследованиях с целью привлечения внимания общественности к проблемам коррупции, беззакония или неэтичного поведения личностей, на которых они обращают внимание. Однако, в процессе использования журналистского компромата возникают вопросы этики профессии, так как публикации компроматных материалов могут иметь различные последствия для общества.
Журналистский компромат играет значимую роль в информационном пространстве, позволяя журналистам проводить расследования, контролировать деятельность общественных деятелей и бизнесменов.
Таким образом журналистский компромат представляет сложный и значимый аспект профессиональной деятельности журналистов который требует внимательного подхода к соблюдению норм законодательства.
Автор текста и иллюстрации — Аллай Рашидов
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
10 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
5 |
|
Итого: |
20 |
|
|  | Компромат — любого вида информация, компрометирующие кого-либо.
Компромат обычно представляет собой документы (бумаги, фотографии, видео и звукозапись), содержащие информацию, разоблачающие тёмные стороны деятельности человека или организации — те, которые старались не разглашать.
Изображение и текст были сделанны Еленой Слетковой
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
2 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
2 |
|
Итого: |
20 |
|
|  | 
Комьюнити — это не просто группа людей с общими интересами, это настоящая среда, в которой каждый может чувствовать себя своим. Для меня комьюнити стало местом, где я нашла поддержку, понимание и вдохновение.
С самого начала моего пути я почувствовала, что здесь я не одна. Мы делимся опытом, знаниями и даже проблемами. Это пространство, где каждый может высказать свое мнение и быть услышанным. Я помню, как впервые пришла на встречу нашего комьюнити. Сначала было немного страшно, но вскоре я поняла, что здесь все на одной волне.
Знакомства и общение с единомышленниками стали для меня источником новых идей и мотивации. Мы вместе проводим время, обсуждаем актуальные темы, помогаем друг другу расти и развиваться. Я вижу, как наши усилия приносят плоды: многим удалось достичь своих целей, и это вдохновляет.
Одним из самых ценных моментов в комьюнити для меня стало осознание, что вместе мы можем больше. Мы организуем различные мероприятия, любовно создаем контент и делаем вклад в общее дело. Каждый из нас приносит что-то уникальное, и именно это делает наше комьюнити живым и динамичным.
Я горжусь тем, что являюсь частью этого сообщества. Уверена, что вместе мы можем справиться с любыми задачами, которые стоят перед нами. Комьюнити — это не просто общение, это создание крепких связей и поддержка друг друга на пути к успеху.
  См. Редактор-арбитр Илона Денисова
//  | [ 1 ] | |
Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
9 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
1 |
|
Итого: |
20 |
|
|  | Что значит конвергенция в медиасфере?
Нет, это никак не связано с конвергентной эволюцией рыб, трансформацией фей или одним из свойств глазных яблок. Конвергенция — смесь различных медиатехнологий, платформ и контента.
Представьте себе оливье с яблоком: казалось бы, в тарелку с несовместимыми продуктами добавили очередной из ряда выбивающийся ингредиент. Так и с конвергенцией. Этот термин обозначает совмещение ранее несовместимого. Радиовещание, телекоммуникации, лонгриды и все компьютерные возможности в целом объединяются в один новый проект. Распространение этого приема стало возможно благодаря интернету и новым технологическим изобретениям в сфере медиа. Но, увы, это не значит, что жизнь современного специалиста упростилась, наоборот, теперь необходимо обладать знаниями и умениями в нескольких различных нишах, дабы повысить охваты и поспеть за скоростью прогресса.
Конвергенция — скачок вперед для мира медиа, это инновационный способ взаимодействия с аудитория и преподнесения материала, без которого современное медиа уже невозможно представить.
Автор текста и иллюстрации: Анастасия Ганелина
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
0 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
8 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Термин, нежно и трепетно любимый всей редакцией «132%», которая с гордостью называет себя конвергентной. Может быть, и в ваших пресс-центрах наблюдается этот процесс.
Слово «конвергенция» происходит от латинского глагола «convergо» — «сближаю», но это даже не сближение, а настоящее слияние. Что же сближается и сливается?
Во-первых, технологии. Это раньше, чтобы взять интервью, нужны были диктофон, фотоаппарат и видеокамера. Сейчас всё это запросто помещается в одном устройстве, которое к тому же может само отправить всю информацию в редакцию прямо с места событий.
А раз устройство всего одно, то зачем толпа людей, чтобы с ним работать? Хватит и одного. Так происходит слияние функций разных специалистов: журналисту теперь недостаточно написать текст, он ещё должен уметь сам сделать к нему фото или видео, разместить всё это на сайте, да мало ли ещё что! Кстати, задумайтесь: здесь, на Марафоне школьных СМИ, мы всем этим и занимаемся!
Затем начинается соединение разных медианаправлений в одной редакции. Ведь такие блестящие специалисты уже не удовлетворятся выпуском одной газеты, а будут, например, издавать сразу три! Или вместе с печатным изданием делать ещё сетевое и телевидение в придачу… и радио… и вести страницы в соцсетях. А потом начнётся слияние разных информационных продуктов и появится, например, онлайн-газета или интернет-радио. А практически безразмерную печатную газету не хотите? Даже это возможно в конвергентной редакции, но как — не скажу, догадайтесь сами!
Дошло до того, что функции журналистов и потребителей информации тоже сближаются. Не верите? Откройте любую заметку на каком-нибудь новостном портале: ещё неизвестно, откуда больше сведений получите, из самого материала или из комментариев к нему. Да и сами можете свои пять копеек вставить.
Вот такая она, эта конвергенция. Ну что, происходит нечто подобное в ваших редакциях? Поздравляю: вы идете в ногу с современной журналистикой!
Автор иллюстрации Елизавета Койнова
// |  | Кондуит — анализатор различных проектов, которые появляются на портале. У каждого мастер-класса по сети есть собственный конудуит, обозначенный номером потока, в котором учитываются только задания, которые выполнены в рамках именно этого события. Самый популярный кондуит — тот, что посвящен Малой Большой Игре. Он знает много людей, которые получали очень хорошие баллы, и знает, как они зарабатывали очки и в личный, и в командный зачет.
Слово «кондуит» произошло от французского «conduite» — поведение. Раньше таким словом назывался штрафной журнал в гимназиях и кадетских корпусах, но теперь НАШпресс нашел свое применение кондуиту, превратив его в рейтинг лучших юнкоров со всей страны!
Автор текста и картинки: Артем Кузнецов
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
10 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
9 |
|
Итого: |
20 |
|
|  | Консервы. Я думаю многие сразу представили себе баночку вкусненьких шпрот или только что сваренного бабушкиного варенья. Но сейчас речь пойдет вовсе не о еде. Выражаясь языком журналистики, консервы (они же нетленка)- это материалы, которые не теряют своей актуальности никогда. Можно предположить, что слово произошло от английского «conservation», что в переводе означает «сохранение». Такие сюжеты оставляют про запас на случай забивки места или эфира.
Автор текста и картинки: Арина Дидикина // |  |
Кто и когда придумал употреблять слово «консервы» в журналистике, это уже вряд ли кому-то удастся узнать. Но аналогия с настоящими консервами точно есть.
В обычном понимании КОНСЕРВЫ (от лат. conservo «сохраняю») — пищевые продукты, которые были подвергнуты консервированию и упаковке с целью длительного хранения без порчи.
В широком смысле, под определение консервов подходят любые продукты, приготовленные или обработанные так, чтобы обрели свойство не портиться длительное время
У журналистов есть свои КОНСЕРВЫ: так называют старые сюжеты, которые могут долго не потерять своей актуальности. Пустить их в теле- или радиоэфир, опубликовать на сайте или в газете можно когда угодно!
В таких сюжетах обычно затрагиваются вечные темы.
Для любого журналиста хорошо бы иметь в запасе несколько таких «консервов», ведь их всегда можно использоват в моменты, когда материала для публикации может по какой-то причине не хватить!
Редактор-арбитр Лариса Боброва // |  |
Консервы — материалы, которые никогда не теряют своей актуальности. Очень полезная вещь на случай информационного дефицита (во время каникул и прочего отдыха).
Как часто шутят журналисты: «Когда необходима горячая новость — пойди соверши преступление и напиши про это». Вот именно во избежание вышеуказанного и существуют консервы.
Автор иллюстрации: Арина Стрельцова
Редактор-арбитр Александр Ковко
// |  |
Ежедневно репотёры снимают множество событий, многие из которых даже не попадают в эфир и любой, кто хоть как то связаный с телепроизводством знает что все сюжеты раны или поздно попадут в архив. Но иногда старые материалы очень полезны, их достают из закромов и показывает в документальных или исторических программах. Именно такие материалы называют Консервы! Консервы — любые видеоматериалы снятые давно, и вновь показываемые по какому то случаю телезрителю.
Автор текста Анастасия Тимофеева
Автор рисунка Валентин Косьянов
// |  |
У каждого из нас дома хранятся консервы, как говорится «на чёрный день» или «на случай голодовки». Они бывают самые разные: рыбные, мясные, овощные, зерновые и многие другие. Но мало кто знает, что означает слово консервы с точки зрения журналистики. Слово консервы на журналистическом языке означает: материалы на все времена, которые имеют продолжительный срок, нежели обычные новости, которые быстро теряют свою актуальность. Их обычно оставляют «на чёрный день», в том случае, если нечего будет рассказать свежего.
Автор текста и фото: Ксения Ефремова
См. Редактор-арбитр Виктория Тряшкина // |  |
Консервы — журналистский термин, который обозначает материалы или статьи, которые не теряют своей актуальности со временем. Это могут быть интервью с известными людьми, аналитические материалы, доклады научных исследований и другие подобные материалы, которые всегда будут интересны и полезны для аудитории.
Консервы являются важным инструментом для журналистов, особенно в сфере онлайн-медиа, где информация устаревает очень быстро. Например, статья о новом исследовании в области медицины или технологий может быть актуальной не только в момент своего публикования, но и в последующих годах. Такие материалы могут привлекать постоянный трафик на сайт или быть использованы в различных ситуациях.
Для создания консервов важно уделить особое внимание качеству и достоверности информации. Журналист должен проводить тщательное исследование, собирать факты и контактировать со специалистами в соответствующей области. Это позволит создать материалы, которые будут интересны и актуальны на протяжении длительного времени.
Консервы также могут быть использованы журналистами в случаях, когда нет возможности создавать новые материалы или между актуальными новостями. Они могут оживить контент, обновить его и привлечь новую аудиторию. Кроме того, консервы могут быть использованы как источник информации для написания комментариев, обзоров и аналитических материалов.
Таким образом, консервы — это важный инструмент в работе журналистов, позволяющий создавать материалы, которые не утрачивают своей актуальности со временем и могут быть использованы в различных ситуациях.
Автор текста и иллюстрации: Анастасия Молчанова
См. Редактор-арбитр Ульяна Буравлева
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
10 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
2 |
|
Итого: |
20 |
|
|  | Контент — информационное содержание сайта (тексты; графическая, звуковая информация), а также книги, газеты, сборника статей, материалов и другое.
Автор текста и картинки: Елена Красикова
Редактор-арбитр Алена Бузькевич
// |  |
Контент — это некий сбор информации, медиафайлов, соцсетей, которые нравятся людям, определённой аудитории.
Контент должен быть всегда актуальный и полезный, иначе он не будет никому интересен. «Свежим, как булочка», так говорят некоторые люди по поводу контента.
В современном мире контент важен. Почему? Ну, представим ситуацию, что человеку срочно понадобилась какая-либо информация, и ему нужно срочно её найти. Он зайдёт в интернет и первое, что ему попадётся — это самый актуальный сайт. Некий человек возьмёт и просто скопирует всё, что ему нужно. Это и будет называться контентом.
Текст и иллюстрация выполнены Слетковой Еленой
Елена, в данном случае «В моём понимании » уотреблять не стоит.
// |  | Термин «контент» сегодня широко используется в различных сферах, от медиапроизводства до маркетинга и социальных сетей. В общем смысле, контент — это любая информация или материал, который может быть передан, воспринят или использован аудиторией. Это может включать текст, изображения, видео.
Стратегически сформулированный контент помогает создать бренд, рассказать историю и наладить связь с целевой аудиторией. Качественный контент способствует повышению видимости в поисковых системах.
В свете постоянно развивающихся технологий и различных форматов контента, таких как подкасты и видео в прямом эфире, важно продолжать изучать и адаптировать подходы к созданию и распространению контента, чтобы эффективно взаимодействовать с аудиторией и достигать поставленных целей.
См. редактор-арбитр Илона Денисова
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
8 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
10 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Контент в медиа — это информация, материалы или элементы, которые создаются и распространяются через различные каналы коммуникации. Он может включать тексты, изображения, видео, аудио и другие форматы для привлечения внимания аудитории. Качество контента играет ключевую роль в привлечении аудитории и удержании ее внимания. Стратегия контент-маркетинга помогает компаниям достигать своей целевой аудитории через разнообразные типы контента. Контент в медиа может быть создан как для развлечения и информирования, так и для продвижения товаров или услуг. В современном медийном ландшафте контент стал одним из ключевых инструментов для привлечения и удержания аудитории. Эффективный контент дополняется аналитикой и стратегией, чтобы достичь поставленных целей и задач. Контент в медиа имеет большое значение для формирования образа бренда и установления взаимодействия с аудиторией. Создание разнообразного и интересного контента позволяет укрепить связь между брендом и его потребителями.
См. редактор-арбитр Илона Денисова
//  | [ 1 ] | |
Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
5 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
10 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Контент-план — график, составляемый с целью распределить публикации на определенный период времени, например, месяц или неделю. Такой план создается для каждой платформы по-разному, потому что у всех площадок свои особенности.
Контент-план имеет множество разных функций:
— помогает сбалансировать публикации. Благодаря четкому графику, в соцсетях будет не беспорядок из разных опубликований, а регулярные и интересные посты.
— экономит время. При использовании контент-плана вам не нужно будет постоянно думать, что же выложить, какую тему подобрать и как сделать так, чтобы не повторялось с предыдущими постами.
— увеличивает качество работ. Если посты уже распланированы заранее, то у вас будет много времени, чтобы написать качественный текст для публикации и создать хорошее изображение.
Автор текста — Анастасия Нуржанова. Автор изображения — Ульяна Тишина.
См. редактор-арбитр Илона Денисова
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
8 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
8 |
|
Итого: |
20 |
|
|  | Контраст — это отличия между различными компонентами изображения, которые позволяют им быть более заметными и выразительными. Контраст может быть двух видов. Первый изобразительный. Он включает в себя различия по таким характеристикам: цвету, тону, форме, размеру, текстуре и подобные. Второй, смысловой контраст, относится к различиям в идеях, настроениях, эмоциях и т. д.
Контраст различается и по цветам. Всего есть несколько типов: по цвету, по насыщенности, контраст светлого и темного, холодного и теплого, дополнительных цветов, а также есть по размеру цветовых пятен.
С помощью контраста можно выделить те элементы, которые являются самыми важными и главными. Также можно акцентировать внимание зрителя на разных объектах изображения. Например, контраст разных по размеру вещей таких, как шкаф и тумбочка, передает ощущение величины предмета.
Контраст обычно используют для передачи чувств автора, настроения, мыслей и того, что на душе. Он помогает создать некую атмосферу и элементы, которые передадут идею изображения. Контраст разных цветов может вызывать всевозможные чувства, эффекты и ощущения.
Автор тектса и изображения — Анастасия Нуржанова. См. Редактор-арбитр Алия Афлятунова
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
8 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
5 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Конфиденциальность- запрет о несанкционированном разглашении информации. Используется в политике, в программах личных телефонных устройств, при неразглашении личных данных. За несоблюдение конфиденциальности может караться законом.
Автор: Александра Калугина (Гармония)
Картинка: из интернета (я не художник, поэтому приходится действовать вот так, и я честно об этом говорю)
// |  |
Концепция — определённый комплекс взглядов на что-либо, формирующий общую систему.
Так, в медиа, разныая медиапродукция: печатная пресса, журналы или даже крупные проекты являются представителями определённой концепции, которая не только влияет на выпускаемый материал, но и формирует целевую аудиорию, интересующуюся именно таким материалом.
Находить и «цеплять» зрителя, продвигать конкретную идею и получать из этого выгоду — основные цели концепции
Автор текста и картинки: Кирилл Бойко
// Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
5 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
6,5 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Концепция-это общее представление или идея, которая является основой для понимания, анализа или обсуждения каких-либо явлений. Она может быть описана как система взглядов, мыслей или теорий. Концепция может использоваться в различных областях такие как наука, философия, искусство и бизнес.
В зависимости от контекста, она может обозначать:
- идею или замысел. Начальная мысль, вокруг которой развивается дальнейшее расследование или какой-либо проект.
- модель или структуру. Упрощенное представление сложной системы.
Например, в искусстве-к концепции произведения, в науке-к научной теории, в бизнесе-к плану компании.
См. редактор-арбитр Илона Денисова
//  | [ 1 ] | |
Набор критериев: dcom20 Оценка по критериям
| № |
Критерий |
Max |
Оценка экспертов |
| 1 |
Текст |
10 |
5 |
| 2 |
Иллюстрация |
10 |
0 |
|
Итого: |
20 |
|
|  |
Копирайт — это знак, который используется при большом тиражировании печатной продкции.
Наличие этого знака указывает на то, что авторские права на данный текст защищены, если их нарушить, то можно и иметь дело с судом.
Автор текста и картинки: Екатерина Корабельникова
/-/  | [ 1 ] | |
|  |
Авторские права — важная вещь в защите своего творчества или крупных проектов. Для защиты авторских прав был придуман копирайт (©)
Копирайт — специальный знак, который используется при массовом тиражировании печатной, кино, видеопродукции, а также в дизайне. Наличие этого знака говорит о том, что авторские права на изделие защищены, а при их нарушении дело будет рассматриваться в суде.
Такой знак чаще всего ставят при массовом тиражировании продукта, но некоторые художники, фотографы ставят копирайт на единичный продукт.
Фото и текст: Кирилл Бойко
// |  |
| Сезон |
Статей |
Авторов |
| 2025/26 |
30 |
29 |
| 2024/25 |
153 |
58 |
| 2023/24 |
303 |
113 |
| 2022/23 |
218 |
91 |
| 2021/22 |
39 |
18 |
| 2020/21 |
21 |
11 |
| 2019/20 |
95 |
35 |
| 2018/19 |
31 |
10 |
| 2017/18 |
31 |
21 |
| 2016/17 |
23 |
10 |
| 2015/16 |
90 |
30 |
| 2014/15 |
31 |
3 |
| Итого |
1065 |
355 |
|
|