Глава 47. 22 тысячи ссылок {social} | |||
|
Сама реформа показывалась как великое благо, и объявлялось это везде одними и теми же словами, будто добрую сотню сайтов, которые она по очереди выкликивала, ваял один и тот же мозг. «Хоть бы слова разные ставили, — шипела Ритуля, — как можно так бессовестно тырить? И главное — зачем? Ничто не вызывает такую скуку, как единообразие мнений». 1) Кириллица уродлива и монотонна, как забор. Ритка записала эти выводы на листок и положила перед собой, чтобы как-то систематизировать. |
|
«Вот и славно, трам-пам-пам», — напела Ритуля (хотя, честно говоря, славного было меньше, чем «трам-пам-памов»). тут можно вспомнить отца
|
|
Но «правильно» означало кирдык ее версии. Для противовеса ей нужна была другая правда. Противоположная. Тогда так: царя явно раздражали такие симпатичные финтифлюшки. Что же в них такого раздражительного? Они же украшение. А украшение и значение часто идут рядом. Достаточно вспомнить старинные манускрипты (и историчку). «Ок»: экономия сил. «Ок»: без финтифлюшек понятнее. |
![]() Сразу видно — Петр излишеств не любил: все финтифлюшки первым делом повычесывал. И правильно |
|
Вот когда Ритка вспомнила Веру Кирилловну! «Для формирования совершенных форм нужно время и подходящие условия» (урок биологии, 1 четверть). Эволюция! Она и только она оттачивает формы: ненужные детали отмирают, необходимые становятся удобнее. Вот ее спасательный круг, гениальный выход и противоположная правда! Эволюция, а не революция! |
|
Итак, основываясь на исторической математике, можно выкинуть в мусорную корзину мантру № 3 («Кириллица никогда не будет такой же совершенной, как латиница»). Это открытие так поразило нашу Ритулю, что пару минут она стояла как вкопанная. А когда отмерла, была уже искренней, открытой, прямой, неподдельной, несгибаемой, стойкой и непримиримой противницей этой реформы. Видит Бог, она этого не хотела! Все получилось вопреки ее ожиданиям… |
|
|
С новыми патриотическими силами Ритка воротилась к мантре № 1. Зададимся тем же вопросом: почему? Почему кириллица такая несовершенная, заборная, топорная? Четвертая мантра («Надо всеми силами стараться приблизить несовершенную кириллицу к совершенной латинице») уже не рассыпалась под вопросами. Ритка набросилась на нее с яростью львицы, у которой отнимали детеныша. Зачем было переделывать кириллицу в латиницу? Почему одна письменность, у которой своя история, свой эволюционный путь, свой возраст, должна быть похожа на другую? Кому это понадобилось: делать из бульдога носорога? (Здесь Ритка на секунду остановилась и ей пришло в голову, что все люди на самом деле только этим и занимаются.) Развитие бульдожика и носорожика начинается с очень похожих между собой зародышей с какой-то непонятной штукой внутри под названием хорда. Потом она очень быстро исчезает, различия становятся все заметнее, один червяк превращается в носорога, а другой — в бульдога. Проведи в этот момент «реформу» и вместо <…> ККС |
Она сидела, обхватив руками плечи, и перед ее глазами проплывали невероятные картины. Все русские книги напечатаны не «правильной», стерильной антиквой, а удивительно красивыми кириллическими буквочками |
Развитие бульдожика и носорожика начинается с очень похожих между собой зародышей с какой-то непонятной штукой внутри под названием хорда. Потом она очень быстро исчезает, различия становятся все заметнее, один червяк превращается в носорога, а другой — в бульдога
|
Вот что мог думать и говорить «человек, который»! Ритка еще не понимала, что ей делать с этим выводом. Для успокоения проанализировав, в меру своих сил, допетровские книжные рукописи XVII века, она выявила вполне четкую картину: в IX–X веках буква «Р» писалась в одно или в два движения пера. Нога у «Р» то свисала под строкой, то стояла на строке, то вообще «плавала». Такой она осталась при Петре (у Ритули определенно наклевывалась версия, почему царь-корректор отказался от усовершенствования «Р», но она отложила ее до лучших времен). Как же докопаться до смысла, из-за которого некий противник реформы (а он, несомнено, был именно противником, разве можно быть сторонником плахи?) стал интересен НикНику и Звонареву? |
|
Резерв иллюстраций
![]() Она подняла глаза и замерла: они со Звонаревым вцепились в один и тот же лист |
![]() |