Глава 44. О двойственности человеческой натуры, необычных талантах и уязвленном самолюбии
Глава 44. О двойственности человеческой натуры, необычных талантах и уязвленном самолюбии
Пятница
Второгодники в современной школе явление такое же редкое, как старушки в чате. Однако это еще не повод не попасть в Книгу рекордов Гиннесса
История создания этой главы и пожелания к доработчикам
Как долго писали мы эту главу! Сначала Белокопытов просто мелькал в разных местах повести, как некое сквозное упоминание. Таким его я и хотела оставить героем, которого по сути нет, но который все время эксплуатируется в качестве крепежной детали. Потом Карина Литвинова придумала ему легенду. Она утверждает, что в их лицее действительно учился такой уникум, который прославился минимальным словарным запасом. Это служебный персонаж, хоть он и пришел со своей историей. Его дело помочь Вободаеву доказать Марине свою самостоятельность. Посмотрим, получится у него это или нет.
Слова, которые в этой главе подчеркнуты, предлагаются для «озеленения», но не как термины, а как сюжетные подсказки в пределах повести. Например, что за «Краткий курс» вспоминает Леха. Что-то вроде народного синопсиса.
Общеизвестно, что все нормальные дети обладают неблаговидной склонностью увиливать от своих ученических обязанностей, не делать домашних заданий, отвлекаться на уроках, не заполнять дневники (абсолютно, кстати, бесполезное занятие). А все взрослые вредной привычкой не понимать, что интересы нормального ребенка не сводятся к серой обыденности и мега-проблемам типа домашка, уборка и еще раз домашка.
У детей, в отличие от взрослых, есть миллионы тысяч важнейших дел, какими бы пустяковыми и глупыми не казались они с первого взгляда. Для них главное не уроки, а мир, который бурлит вокруг, та движуха, которую они пропустят, если с утра до вечера будут корпеть над учебниками. Этот отсев (нужное ненужное, интересное неинтересное) проистекает не из небрежности и равнодушия, а наоборот из отзывчивости, счастливого умения жить сегодняшним днем и довольствоваться малым, что напрочь отсутствует у взрослых. [5]
Если бы могла географичка представить, как меняется Звонарев за пределами школы, как он вырос за последние несколько дней, как из легкомысленного остолопа превращается (вырастает, вылупляется, формируется) новая усовершенствованная версия Лехи, она бы немедленно согласилась, что рельеф местности и каркас территории не единственное, что может волновать человека в лучшие годы его жизни, и есть вещи, которые почище всяких изолиний влияют на жизненное направление.
Лехино настроение, когда он подбегал к серому зданию школы, было улетным! Встреча с другом, воспоминание о строке, предчувствие будущего, предстоящее освобождение Карары, тревога за Чарли каждая из этих мыслей тянула в свою сторону, что, как это ни прискорбно, только отдаляло нашего героя от географии. [3]
Проскользнув на входе мимо меняющего очки охранника, Лешка рванул к клеткам гардероба. «Раздевалка! Закрыта!» Он видел: баба Капа, этот божий одуванчик с повадками анаконды, демонстративно повернулась спиной, спрятала связку с ключами в карман темно-синего халата и, по-утиному переваливаясь с боку на бок, пошкандыбала в коридоры «началки». Леха стащил куртку и перекидал из карманов в джинсы: мобильник, кошелек, ключи, аквамарин. Бросив отчаянный взгляд на электронные часы в конце коридора (до начала третьего урока оставалось пять минут), потряс металлическую решетку, шепча спасительное «сим-сим» и лелея тайную надежду: а вдруг раз и клетушка распахнется под влиянием заклиналки, либо от воздействия силы его молодецкой. Вместо этого … Цифры мигнули, злорадно сообщая: не пять, а четыре. «Да обождите, жалко вам, что ли?!» обиженно буркнул Леха часам. «Не жалко!» ответили часы и снова зловредно пропихнули минутную стрелку. Звонарев чуть не взвыл. «Упрямые, прям как Бегущая». Стоп! Бегущая?… «У каждой улики свой секрет. Аквамарин универсальный ключ от всех замков…»,— промурлыкал в лехиной голове мелодичный голосок. Похлопав себя по карманам, Звонарев наощупь определил, куда сунул в спешке камешек, и извлек его на свет. «Волшебный аквамарин из таинственного кафе против бабы Капы и ее раздевалки», мелькнуло в голове «взломщика». «Перед географией все равны!» мысленно ответил он себе от имени Бегущей, и, не теряя времени, приставил камень к замку. Часы цокнули еще раз. Тут Лехины глаза буквально полезли из орбит, подтверждая литературный штамп, с которым мы безуспешно боремся на страницах нашей повести: камешек вытянулся и принял форму обыкновенного ключа, при этом цвет тоже как бы вытянулся и из синего стал нежно-голубым. Леха просунул ключ в замок и крутанул. Щелкнуло! «Обломись, Копперфилд, перед силушкою кафешной! Принцесса не обманула!». … Дзы-ы-ынь! Вообще-то, «дзынь» самый приятный звук в мире, особенно если речь идет о конце урока, но сейчас этот самый «дзынь» подействовал на Звонарева, как сирена на Чарлика. Мимо решетки уже сновали деловитые старшеклассники и беспечные мальки. Прошла, уткнувшись в планшет, Ритконосова, за ней, как привязанный, плелся Севка.
Как в тумане Леха пролез до своего места, и, чуть не плача, переоблачился. Здесь, в глубине школы, среди гроздей мешков со сменкой, аквамарин поблек, а реальность вернулась на свое законное место и над головой юного спасателя закачался дамоклов меч невыученной географии.
Леха выбирался на свет и волю (в другое время он, само собой, обследовал бы свойства волшебного ключа, но страшнее географии для Звонарева была только мамина рекламная пауза после «пожалуйста», а географичка уж постарается известить маму о его сачкизме. Я в пролете. Обязательно спросит!), а школа оживала. Полный штиль сменился мелкой рябью: побежали барашки началки; едва они достигли берега, как на них с ревом обрушились штормовые волны посетителей столовой: быстрее! Занять! Очередь! Этот водораздел пересекали одинокие пловцы, кому вдруг вздумалось плыть против течения; здесь сражалась с волнами Титаник и, булькая, дрейфовал бедный Бормашина, не пожелавший убрать паруса в бурю; тонули в водоворотах портфели, тетради, карандаши и точилки. И здесь же, посреди этого «моря-окияна», отчаянно цепляясь за буек, бултыхался Леха, чье сердце билось сильнее обычного, а бессердечная совесть укоряла невыученным домашним заданием.
Призраку невыученной географии, по всей видимости, этого оказалось мало, и для пущего эффекта он подкинул Звонареву наглядный пример: в холле на банкетке молчаливой птицей среди шумной стаи восседал заслуженный лоботряс 8 «Б» Белокопытов. На коленях его лежала измусоленная тетрадка с единственной небрежно намаранной строчкой «Дамаш. роб». . Это было все, на что «пытливый» Копытовский ум и его же «умелые» руки сподобились накануне.
Второгодники в современной школе явление такое же редкое, как старушки в чате. Белокопытов был не просто второгодником, а категорически проголосованным всем составом педсовета (за исключением Титаника, и то только потому, что Вера Кирилловна хорошо понимала: лишний копытовский год в школе лишний год всеобщих мучений).
По сути, он был парнем безобидным: дисциплину не нарушал, на уроках больше зевал, чем говорил, с приятелями ладил. Хотя бездельником, что ни говори, был отменным. Он не только игнорировал домашку он даже ленился ее списывать у отзывчивых девчонок. Но «полным нулем» его не назвали поскольку был у Копытыча один талант, благодаря которому он прославился на всю школу. Если бы не патологическая лень, можно бы замахнуться и выше: на Книгу рекордов Гиннесса, например. Аборигены племени мумба-юмба с их тремя сотнями и Эллочка-людоедочка, которая, как известно, имела в своем арсенале аж три десятка слов, ему в подметки не годились. Белый Копыт приобрел свою известность в качестве абсолютного рекордсмена минимального словарного запаса и мастера одного-единственного художественного местоимения. Виртуозно сочетая свое фирменное слово с дюжиной других не шибко длинных понятий, он непринужденно выходил победителем практически из любой житейской ситуации. Учителей, особенно молодых, коронка Белого копыта доводила до белого кипения, а одноклассников наоборот, до радостных колик.
Был у Копытыча один талант, благодаря которому он прославился на всю школу. Если бы не его патологическая лень, он мог бы замахнуться и выше: на Книгу рекордов Гинесса, например
Происходило это приблизительно так. Палец учительницы скользил по страничке журнала в поисках жертвы и непременно упирался в графу «Белокопытов». Во-первых, фамилия была звучная, а во-вторых, против нее обычно наблюдался отметочный дефицит. И начиналось представление. — Белокопытов! объявляла учительница и после непродолжительной тишины обводила глазами класс. Наконец с задней парты раздавалось сонное: — Че? — Ты Белокопытов? — Ну и че? — Отвечать иди! — А че я? — Потому что ты Белокопытов! Длинный белоствольный отрок неловко выбирался из-за парты и плелся к доске, где застывал немой статуей. — Ну? нетерпеливо подгоняла учительница. — Че? издавал манекен. — Отвечай! — А че отвечать? — Что учил, то и отвечай! Пауза затягивалась, учительница не выдерживала: — Ну? — Че? тяжело вздыхал Белокопытов. — Я жду! — А че делать?
— Садись, «два»! — А че два? звучал завершающий аккорд, и обладатель эксклюзивного таланта, почесав репу, плелся на место.
Учительница повторяла вопрос. Белокопытов не догонял, тер глаз и вытягивал шею, как новорожденный удав, состоящий из символической худобы, белизны и гибкости. — Учил? — Че? и следовал новый ритуальный вздох.
Класс лежал от смеха на партах, причем хохотали все беззвучно, чтобы не упустить ни одного из знаменитых «Че», которые каждый раз выкачивались из стоящего у доски Белокопытова с новой интонацией и другим смыслом. Возможно, это был его единственный несомненный талант тонко чувствовать оттенки произносимого. Тянуться это могло сколько угодно долго. Первой обычно сдавалась учительница: — Садись, «два»! — А че два? звучал завершающий аккорд, и обладатель эксклюзивного таланта, почесав репу, плелся на место. Он искренне не понимал, в чем причина волнения учительницы и восторга класса, никогда не грубил, как Вободаев, не работал на публику, как Едкий. Он всегда был вне потока.
Когда на весеннем педсовете решался вопрос о переводе, как ни убеждала Вера Кирилловна коллег поставить парню «трояки», чтобы без задержек «скорым поездом» прогнать через всеобуч и побыстрее распрощаться, учителя были категорически против такого транзита. Так обладатель фирменного местоимения был уволен из 9 «А», где учился вместе с Вободаевым, Даником, Машкой, Ритулей и двумя Катями, и попал в 8 «Б», к Звонареву. Второгодничество научило его только одному: домашку он все же стал изредка списывать.
Леха с досадой выглядывал какую-нибудь палочку-выручалочку с девичьим профилем. Как назло, ни одной девчонки рядом не крутилось. Правильно Бормашина говорит: «Когда вас надо, вас никогда нет, а когда вас есть, вас никогда не надо», — еще больше раздосадовался «эксперт» климатических поясов и ландшафтов местности. Мимо проплыли две «окрашенные» старшеклассницы («Я ему, понятно, не ответила, но ты представляешь…»), мелькнула компания бодрых шестиклассников («На шестом уровне слева подходить и применять…»), парочка представителей физмата («говорит…, ща упадешь от смеха… дисперсия!»), следом за ними три, очевидно, гуманитария («Кто-нибудь что-нибудь про эту дисперсию понял?»), отбившаяся от класса и чрезвычайно этим напуганная третьеклассница, в общем, стандартный набор везения «Школьный коридор для юных списывальщиков».
Да, сегодня явно не Лехин день: ни одна «деталь» набора ему не подходила. Ладно. Напустив на себя уверенность и радушие, Звонарев подкатил к банкеткам: — Пацаны, у кого скатать географию? — У Белокопытова! сострил кто-то. — Удачно придумал, рассердился Леха. — Боишься окопытиться? Тогда к Маркеловой чеши! Она добрая, хомячков любит и тебе поможет. Леха фыркнул и повторил: — Пацаны, у кого можно географию скатать? — Ладно, бери мою! До звонка не успеешь ведешь за свой счет в кафешку! [3]
Хохотали беззвучно, чтобы не упустить ни одного из знаменитых «Че», которые каждый раз выкачивались из Белокопытова с новой интонацией
«Ага. Свожу. В такую кафешку, что мало не покажется, сразу язык прикусишь», так и вертелось у Лехи, но он спешно начал листать тетрадь, потом рыться в сумке. Елки зеленые! Сосиски речистые! Географичка вообще не признает работы, вычерченные от руки! — Черт, линейка! Кто даст линейку? — Звонарь! А трусы для физкультуры тебе не пожертвовать?! банкетки разразились дружным смехом, его одноклассники были людьми не жадными, но веселыми. На, бедный родственник! Не забудь сказать «сэнкью». — Сэнкью, процедил Леха с таким выражением, будто его приговорили к съедению мухи. [3]
Оглушенный шумом и толкатней, то и дело встречая толчки, Звонарев медленно плелся на 3-й этаж, в ненавистный кабинет географии. Около класса толпились ребята, но Звонарев стал поодаль. Ему не хотелось суеты. Он оперся на подоконник и отстраненно глядел на сутолоку; между тем часы как будто приняли решение никогда не достичь отметки 10:45 <…> Суета вокруг географии, Белый Копыт, веселые пацаны… пока Звонарев перекатывал к себе в тетрадь таблицу «Реки России», аквамарин напрочь вылетел у него из головы, но как только тетрадка захлопнулась, Леха остро почувствовал, что ему надо с кем-то поделиться случившимся. Но поделиться было не с кем. Что-то внутри него сместилось с места на место, словно аквамариновый ключ открыл не раздевалку, а какую-то потайную комнату в нем самом.
— Принцесса. Ты мой самый лучший друг. А я, остолоп, не понял твоей подсказки…Строил из себя остряка. Вместо того, чтобы послушать…
Второгодничество научило Белокопытова только одному: домашку он все же стал изредка списывать
Вдруг его осенило: а ведь Строка, она о чем-то беспокоилась. Она подрагивала и искрилась, когда он задавал свои вопросы. Нет, точно вздрагивала какое-то неровное, скорее даже нервное мигание проскакивало по ее светлячкам.
А он он отвлекся на какую-то ерунду, типа веера и бубликов. Бублик! Она сказала, что с помощью бублика можно пройти через стену! Это же в корне все меняет! Раньше они думали, что это им Медиум улики подкидывает, загадки подсовывает, чтобы с толку сбить. Но если «через стену» на кой ему такая <…> ? И что еще непонятно эти улики только в кафе работают? Или в жизни тоже? <…> Хотя что непонятного аквамарин же сработал. Как ему только не пришло в голову испытать его раньше?! [1]
Прости, принцесса. До меня как до утки, все доходит через сутки. В этом кафе никогда не знаешь, сам ты до чего-то дошел или тебе голоса или стражники мысль в голову всандалили.
Аквамарин, конечно, с бубликом мало вяжется. В конце концов, если теперь аквамарином все двери можно открыть, то зачем ломиться через стены, вместо того, чтобы тихонько и вежливо зайти через дверь? У Лехи даже воображение разыгралось. Нет, ну вы просто представьте: сидите дома, делаете себе спокойно уроки, никому не мешаете, и тут из противоположной стены медленно высовывается рука, затем нога, а только потом: «Здравствуйте, Иван Иваныч, простите, до двери далеко идти!» А что если… — Звонарь! Ты не болеешь? Температуры нет? — Нет. — А что такой тихий? — Я не тихий. У меня мыслительная пауза.
— А-а, понятно!
А если она и впрямь принцесса? Ну не в прямом смысле слова, а типа того. Во время струения-мерцания ему пару раз почудился силуэт в белом воздушном платьице, он даже видел белые бусы на тонкой руке, но не поверил: подумал, что показалось. Может, он так тревожится, потому что не может себе ее представить?
Что это за странная сущность, в которой она обитает? Эта внезапность появления, ниоткуда выпрыгивающий и мгновенно раскрывающийся экран…Не аквамарин с бубликом, а именно Бегущая уже представляла для Лехи центр тайны, без всякого промежутка переходящий в длинный коридор с пятнадцатью дверями, за которыми скрывалась печатня с ее обитателями, тронная комната, черный человек без лица и вчерашние божьи коровки, так подло заграбаставшие Карару.
Только она владеет всеми секретами кафе, а ею не владеет никто. Она хотела его от чего-то предостеречь, а он, остолоп, не понял, не различил! Потому что остолоп! Такой у него самый дурацкий характер!
Он тоскливо огляделся, ища хоть какого-нибудь позитива для измученной души, хоть чего-то отрадного. Ни-че-го! Все уже вошли в классы, только новенькая копалась в портфеле и поглядывала через плечо, одной рукой придерживая волосы, чтобы те не заслоняли ей обзор. — Привет, коротко окликнул ее Звонарев, остановившись на расстоянии. Марина подняла на него взгляд. Ее лицо показалось ему приветливым. — Дело есть, прибавил Леха и шмыгнул носом. Он изо всех сил сжал в кулаке аквамарин и приготовился… — Ну, говори! новенькая щелкнула замком. — Это …как его… ты сказала у тебя мама врачом работает… вдруг ни с того ни с сего выдал Леха, солью кормит и лечит… Марина звонко засмеялась. — Че смешного? нахохлился Звонарев. Его рыжие космы даже взметнулись вверх. — Морская соль вообще-то несъедобная. — Слушай, а напиши заметку, короче, про это … профилактику соплей с солью, можешь? — Ладно, могу, неожиданно быстро согласилась новенькая. — Фу, выдохнул Леха, не готовый к такому скорому уговору. Тогда я пошел. У нас география. — Пока, удачи. Легко подхватив сумку с ленточкой на ручке, Марина устремилась к своему классу. Но Леха снова окликнул ее: — Нет, стой! Марина остановилась. И снова ему не хватило духу. — Завтра заметку отдашь. Лично мне в руки. — Ладно! Новенькая бросила это «ладно», почти не повернувшись к нему. «Может, и план статьи уже продумывает!» подумал Звонарь. А урок все не начинался и не начинался…
Правильно Бормашина говорит: «Когда вас надо, вас никогда нет, а когда вас нет, вас никогда не надо!»
…Заходя в класс, он увидел, что какой-то малек подскочил к новенькой, что-то тарахтит и жестом, повторяющим лестничный изгиб, указывает в сторону боковой лестницы, словно объясняет дорогу заблудившемуся туристу… Новенькая поставила портфель на подоконник и пошла в сторону, намеченную мелким.
На географии Звонареву повезло только тетради собрали. Зато Белокопытова спросили устно. Вызвать его первым это явный тактический просчет: о том, «че» и как он не выучил, Копыт трындел в два раза дольше, чем пересказывал бы параграф. А когда дело дошло до утерянного атласа и забытого учебника, класс понял, что не только дальнейший опрос, но и объяснение нового материала не состоится.
Леха сидел и смотрел в окно, сплошь залепленное дождем. Из чего, слагается, например, осень? Из опавших листьев, седеющих деревьев, сдвинутого неба, улетающих птиц. А многодождливая осень только из дождя. Так же и настроение Лехи: вчера складывалось из много чего, а теперь было захвачено одним и тем же многогеографическим отвращением сознания. От этого мир казался упрощенным и однозначным. Кафе удалялось, сквозило сквозь Леху, отодвигалось все дальше и дальше.
Второгодники в современной школе — явление такое же редкое, как старушки в чате. Белокопытов же был не просто второгодником, а категорически проголосованным всем сосставом педсовета
На Звонарева вдруг накатила страшная подавленность. Утреннее ощущение легкости совершенно поблекло на фоне плоской, без всяких иллюзий, географии. Кафе, в котором обитала Строка, манило очаровательной свободой и будоражило воображение офигенной тайной, той, которую обычно дарит чужой неизведанный мир, а география своей натертой обязательностью олицетворяла абсолютную зависимость и безоговорочную ясность: Волга, Каспийское море, густота речной сети, общее увлажнение территории, и сколько ты их «чики-пуками» ни заклинай, ничего не изменится.
Леха вдруг почувствовал, что он-кафешный и он-здешний это два разных человека. Высота дыхания, которой он обладал там, сменилась неприятным чувством маленького зависимого человека и все это из-за наспех содранной домашки…Ему вдруг стало неприятно от самого себя. Чем он, в принципе, отличается, от Копыта? Тем, что ходит в кафе, разговаривает с принцессой, разгадывает загадки?
К концу урока Калелия Генриховна, казалось, постарела на два года. Это была женщина, ревностно любившая свой предмет, и бесплодные потуги Белого Копыта у доски воспринимала как личную трагедию. В школе географичка славилась дотошностью, трескучим голосом и за любовь к походам была прозвана Карелия. Каждым летом она ездила с учениками в этот созвучный ее имени край, вдоль и поперек исхоженный под рюкзаком и проплаванный на байдарке.<…> Сегодня она собиралась поведать о великих сибирских реках и о том, как недальновидные политики в 80-е годы прошлого века чуть было не повернули их вспять, а вместо этого весь урок боролась с Белокопытовым.
Лехе даже стало ее немного жаль, и он опять вспомнил «Краткий курс», который что ни говори, а в какой-то степени преподал ему урок понимания взрослых. Выходя с географии, он ощутил полный упадок сил. Сегодня у него куча дел, среди которых главное визит с Пусякиным и феей в кафе. Нужно встряхнуться. Он обратил внимание, что сумка новенькой так и лежит на подоконнике.
Читательская анкета. Глава 44. О двойственности человеческой натуры, необычных талантах и уязвленном самолюбии
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Читательская анкета к 45 главе.
Честно скажу, очень понравилась! Обожаю главы, посвященные умной и сильной Марине, а уж сюжетную линию, где у нее разборки с Бодей его компанией, очень люблю.
2. Самое удачное место
— Ласты склею.
Марина, услышав это, нахмурилась.
— Не тебе.
— А кому?
— Увидишь.
— А у тебя есть ласты?
— А у кого их нет, — машинально ответил Бодя, сбитый с толку этим вопросом. Опасаясь, по-видимому, что замешательство может умалить его достоинство.
Улыбнул этот веселый момент. Понравилось, что в шутке присутствует динамика. Кроме того, четко в воображении представилось лицо Боди в замешательстве. Здорово!
Плюс понравился момент в самом конце, где Марина посмотрела на Бодю так, как в прошлый раз после ситуации в гаражах.
3. Самое неудачное место
Глава мне показалась очень интересной и отдельно плохого моменты выделить не получается
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Не хватило продолжения. То ли глава такая малюсенькая, то ли сюжета не хватает. Придется ждать, что будет дальше.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
1)Как Бодя докажет Марине, что не зависит от чужого мнения? 2) Что означал Маринин взгляд, адресованный Боде в обоих ситуациях.
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Ее нет, к сожалению. Да, почитала бы с удовольствием
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Пусть Марина изменит Бодю. Сделает его лучше. Было бы прекрасно!
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Люблю повесть в принципе. Сама писала главы на прошлых МБИ, редактировала уже существующие, вносила поправки. Приятно чувствовать себя частью грандиозного проекта!
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 44)
См. Редактор-арбитр Степан Пусякин
Дарья Панченко#1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Здесь, в глубине школы, среди гроздей мешков со сменкой, аквамарин поблек…
«Грозди мешков» — словосочетание, конечно, необычное и этим достаточно интересно, но мне кажется, что оно не очень подходит. В этой главе и без него слишком много странных слов. Лучше заменить на «горы мешков», чтобы попроще.
Образ сразу сдувается.
Дарья Панченко#1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Читательская анкета. Глава 44. О двойственности человеческой натуры, необычных талантах и уязвленном самолюбии
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
*Глава 46 (вторая часть сорок четвертой главы*
Да, глава мне очень понравилась. Ее особенность в том, что она почти полностью представляет собой диалог. Диалоги воспринимаются гораздо легче обычного текста и позволяют проанализировать персонажей через их речь.
2. Самое удачное место
Нельзя точно сказать, какое место было наиболее удачным. В течение всего разговора всплывают некоторые факты, интересные особенности героев. Были интересны комические вставки (синонимы равнодушия, подражание осьминогу).
3. Самое неудачное место
Я считаю, что некоторые выводы Марины о Боде не аргументированны. Например, ее заключение о том, что Боде все же не плевать на чужое мнение. Если бы эпизод майкой поставили перед ее выводом, его можно было бы считать весомым аргументом. А так — она словно просто обобщила человеческое поведение и подогнала парня под статистику.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
В главе много промежутков. Все, чего мне хочется — это увидеть их заполненными. Мысль несколько теряется в главе. Не сильно, но заметно.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Помимо вопроса о том, как все же в итоге уладят Марина с Бодей произошедший конфликт, возникает еще один: поймет ли Бодя всю глубину слов, которые ему высказала девушка?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
История у двух глав (4445) — общая. Но зато она четко показывает муки создания и даже вызывает сострадание к авторам.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Хотелось бы найти ответы на «детективные вопросы». И мне очень понравилась идея с включением длинных диалогов — побольше бы таких.
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Самое интересное в проекте — его неоднородность. КП пишут разные люди, разные города, разные издательства. Это действительно интересно, ведь можно увидеть события и персонажей с нескольких точек зрения. Видеть объект со всех сторон — это как раз то, что необходимо настоящим журналистам.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 44)
См. Редактор-арбитр Степан Пусякин
Екатерина Диденко#1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Читательская анкета. Глава 44. О двойственности человеческой натуры, необычных талантах и уязвленном самолюбии
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АНКЕТА К 45 ГЛАВЕ!
Ну наконец-то дождались новую главу! Как манну небесную, ей богу.
Глава понравилась, люблю эпизоды с Мариной. Нравится читать, как она своим отношением или мнением меняет людей. Гриша показался очень милым с какой-то стороны, Марина же — мудрой.
2. Самое удачное место
«— Слушай, а что тебя больше напрягает: наш конфликт или мнение дружков?»
С этого места начинается самое интересное. Марина заставляет Вободаева задуматься о его жизни и о том, как важно для него мнение окружающих.
Очень надеюсь, что они станут хорошими друзьями, а Вободаев станет одеваться в холодную погоду;).
3. Самое неудачное место
Мне все понравилось. Были небольшие недочеты, но они даже внимания не достойны, так как зависят от самого читателя.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Хотелось бы больше разговора Марины и Гриши. Распространеннее, что ли.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Как дальше будут развиваться отношения Марины и Вободаева?
Действительно ли Гриша пройдется в ластах?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Ее нет.
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Насчет названия повести ответить не могу, так как сама повесть еще не завершена.
Хотелось бы прочитать про Леху и Бегущую.
Совет есть: только не нужно делать в повести любовный треугольник! Пожалуйста. Пусть лучше у Марины будет лучший друг защитник Гриша. Сюжет от того, что вы добавите «санта барбару», не улучшится, а станет еще запутанней. Но что мое мнение против авторов? Эх…
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
Отношения Марины и Дани.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 44)
Марина Голивец, рук. #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Есть: Лехе даже стало ее немного жаль, и он опять вспомнил «Краткий курс», который — что ни говори, а в какой-то степени преподал ему урок понимания взрослых.
Надо: Лехе даже стало ее немного жаль, и он опять вспомнил «Краткий курс», который, что ни говори, а в какой-то степени преподал ему урок понимания взрослых.
Марина Голивец, рук. #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Есть: К концу урока Карелия Генриховна, казалось, постарела на два года. Это была женщина, ревностно любившая свой предмет, и бесплодные потуги Белого Копыта у доски воспринимала как личную трагедию.
В школе географичка славилась дотошностью, трескучим голосом и за любовь к походам была прозвана Карелия.
Предлагаю: К концу урока Калерия Генриховна, казалось, постарела на два года. Это была женщина, ревностно любившая свой предмет, и бесплодные потуги Белого Копыта у доски воспринимала как личную трагедию.
В школе географичка славилась дотошностью, трескучим голосом и за любовь к походам была прозвана Карелией.
Вопрос: В синопсисе географичку зовут Анжела Вячеславовна. Если ее имя Калерия, тогда может быть прозвище — Карелия. Но в начале предложения она почему-то уже Карелия.
Марина Голивец, рук. #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Есть: Так же и настроение Лехи, вчера складывалось из много чего, а теперь
было захвачено одним и тем же многогеографическим отвращением сознания.
Предлагаю: Так же и настроение Лехи: вчера складывалось из много чего, а теперь
было захвачено одним и тем же многогеографическим отвращением сознания.
Марина Голивец, рук. #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Есть: Вызвать его первым — это явный тактический просчет: о том, «че» и как он не выучил, Копыт трындел свои «Че?» в два раза дольше, чем пересказывал бы параграф. А когда дело дошло до утерянного атласа и забытого учебника, класс понял, что не только дальнейший опрос, но и объяснение нового материала не состоится.
Предлагаю: Вызвать его первым — это явный тактический просчет: о том, «че» и как он не выучил, Копыт трындел в два раза дольше, чем обычный ученик пересказывал параграф. А когда дело дошло до утерянного атласа и забытого учебника, класс понял, что не только дальнейший опрос, но и объяснение нового материала не состоится.
Марина Голивец, рук. #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Есть: …Заходя в класс, он невзначай увидел, что какой-то
малек подкатил к новенькой, что-то тарахтит и жестом, повторяющим
лестничный изгиб, указывает в сторону боковой лестницы, словно объясняет
дорогу заблудившемуся туристу…
Предлагаю: …Подходя к классу, он краем глаза увидел, как какой-то
малек, подскочив к новенькой, стоящей у окна, что-то тарахтит и жестом, повторяющим
лестничный изгиб, указывает в сторону боковой лестницы, словно объясняет
дорогу заблудившемуся туристу…
Марина Голивец, рук. #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Есть: Это высота дыхания, которой он обладал там, сменилась неприятным чувством маленького зависимого человека — и все это из-за наспех содранной домашки…
ПРедлагаю: Та высота дыхания, которой он обладал там, сменилась неприятным чувством маленького зависимого человека — и все это из-за наспех содранной домашки…
Та — там (как «эта») — не очень благозвучно. Оставим просто «Высоту…»
Марина Голивец, рук. #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Есть: Правильно Бормашина говорит: «Когда вас надо, вас никогда нет, а когда вас есть, вас никогда не надо», — еще больше раздосадовался «поклонник» климатических поясов и ландшафтов местности».
Надо: Правильно Бормашина говорит: «Когда вас надо, вас никогда нет, а когда вас есть, вас никогда не надо», — еще больше раздосадовался «поклонник» климатических поясов и ландшафтов местности.
Марина Голивец, рук. #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Читательская анкета. Глава 44. О двойственности человеческой натуры, необычных талантах и уязвленном самолюбии
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Да, особенно начало
2. Самое удачное место
Разговор учителя с Копытцем
3. Самое неудачное место
Нет таких
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Больше действия, наверно. Хотя понятно, что Копытцу лень что-то делать
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что в сумке?
6. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать в «Истории»?
Прочитала. А куда же без вспомогательных персонажей, таких как копытце?
7. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям. Как назвать повесть (в каждой главе вы можете давать разные ответы)
Хочется просто продолжение прочитать, со всем возможными героями
8. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Если вы внесли свою лепту в эту главу — укажите, какую
КП
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 44)
Марина Голивец, рук. #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Есть: Здесь, в глубине школы, среди гроздей мешков со сменкой, аквамарин
поблек, а реальность вернулась на свое законное место, и над головой
юного спасателя закачался дамоклов меч невыученной географии:
Надо: Здесь, в глубине школы, среди гроздей мешков со сменкой, аквамарин
поблек, а реальность вернулась на свое законное место и над головой
юного спасателя закачался дамоклов меч невыученной географии:
Общий второстепенный здесь
Марина Голивец, рук. #1187 Газета «Летучка»; МАОУ гимназия № 32, МАУ ДО ДДТ «Родник», Калининград
Есть: Мимо решетки уже сновали деловитые старшеклассники и беспечные мальки, прошла Ритконосова, читая на ходу планшет. За ней плелся Севка.
Предлагаю: Мимо решетки уже сновали деловитые старшеклассники и беспечные мальки, прошла, уткнувшись в планшет, Ритконосова, за которой, как привязанный, плелся Севка.