Глава 44. О двойственности человеческой натуры, необычных талантах и уязвленном самолюбии
Глава 44. О двойственности человеческой натуры, необычных талантах и уязвленном самолюбии
Пятница
Второгодники в современной школе явление такое же редкое, как старушки в чате. Однако это еще не повод не попасть в Книгу рекордов Гиннесса
История создания этой главы и пожелания к доработчикам
Как долго писали мы эту главу! Сначала Белокопытов просто мелькал в разных местах повести, как некое сквозное упоминание. Таким его я и хотела оставить героем, которого по сути нет, но который все время эксплуатируется в качестве крепежной детали. Потом Карина Литвинова придумала ему легенду. Она утверждает, что в их лицее действительно учился такой уникум, который прославился минимальным словарным запасом. Это служебный персонаж, хоть он и пришел со своей историей. Его дело помочь Вободаеву доказать Марине свою самостоятельность. Посмотрим, получится у него это или нет.
Слова, которые в этой главе подчеркнуты, предлагаются для «озеленения», но не как термины, а как сюжетные подсказки в пределах повести. Например, что за «Краткий курс» вспоминает Леха. Что-то вроде народного синопсиса.
Общеизвестно, что все нормальные дети обладают неблаговидной склонностью увиливать от своих ученических обязанностей, не делать домашних заданий, отвлекаться на уроках, не заполнять дневники (абсолютно, кстати, бесполезное занятие). А все взрослые вредной привычкой не понимать, что интересы нормального ребенка не сводятся к серой обыденности и мега-проблемам типа домашка, уборка и еще раз домашка.
У детей, в отличие от взрослых, есть миллионы тысяч важнейших дел, какими бы пустяковыми и глупыми не казались они с первого взгляда. Для них главное не уроки, а мир, который бурлит вокруг, та движуха, которую они пропустят, если с утра до вечера будут корпеть над учебниками. Этот отсев (нужное ненужное, интересное неинтересное) проистекает не из небрежности и равнодушия, а наоборот из отзывчивости, счастливого умения жить сегодняшним днем и довольствоваться малым, что напрочь отсутствует у взрослых. [5]
Если бы могла географичка представить, как меняется Звонарев за пределами школы, как он вырос за последние несколько дней, как из легкомысленного остолопа превращается (вырастает, вылупляется, формируется) новая усовершенствованная версия Лехи, она бы немедленно согласилась, что рельеф местности и каркас территории не единственное, что может волновать человека в лучшие годы его жизни, и есть вещи, которые почище всяких изолиний влияют на жизненное направление.
Лехино настроение, когда он подбегал к серому зданию школы, было улетным! Встреча с другом, воспоминание о строке, предчувствие будущего, предстоящее освобождение Карары, тревога за Чарли каждая из этих мыслей тянула в свою сторону, что, как это ни прискорбно, только отдаляло нашего героя от географии. [3]
Проскользнув на входе мимо меняющего очки охранника, Лешка рванул к клеткам гардероба. «Раздевалка! Закрыта!» Он видел: баба Капа, этот божий одуванчик с повадками анаконды, демонстративно повернулась спиной, спрятала связку с ключами в карман темно-синего халата и, по-утиному переваливаясь с боку на бок, пошкандыбала в коридоры «началки». Леха стащил куртку и перекидал из карманов в джинсы: мобильник, кошелек, ключи, аквамарин. Бросив отчаянный взгляд на электронные часы в конце коридора (до начала третьего урока оставалось пять минут), потряс металлическую решетку, шепча спасительное «сим-сим» и лелея тайную надежду: а вдруг раз и клетушка распахнется под влиянием заклиналки, либо от воздействия силы его молодецкой. Вместо этого … Цифры мигнули, злорадно сообщая: не пять, а четыре. «Да обождите, жалко вам, что ли?!» обиженно буркнул Леха часам. «Не жалко!» ответили часы и снова зловредно пропихнули минутную стрелку. Звонарев чуть не взвыл. «Упрямые, прям как Бегущая». Стоп! Бегущая?… «У каждой улики свой секрет. Аквамарин универсальный ключ от всех замков…»,— промурлыкал в лехиной голове мелодичный голосок. Похлопав себя по карманам, Звонарев наощупь определил, куда сунул в спешке камешек, и извлек его на свет. «Волшебный аквамарин из таинственного кафе против бабы Капы и ее раздевалки», мелькнуло в голове «взломщика». «Перед географией все равны!» мысленно ответил он себе от имени Бегущей, и, не теряя времени, приставил камень к замку. Часы цокнули еще раз. Тут Лехины глаза буквально полезли из орбит, подтверждая литературный штамп, с которым мы безуспешно боремся на страницах нашей повести: камешек вытянулся и принял форму обыкновенного ключа, при этом цвет тоже как бы вытянулся и из синего стал нежно-голубым. Леха просунул ключ в замок и крутанул. Щелкнуло! «Обломись, Копперфилд, перед силушкою кафешной! Принцесса не обманула!». … Дзы-ы-ынь! Вообще-то, «дзынь» самый приятный звук в мире, особенно если речь идет о конце урока, но сейчас этот самый «дзынь» подействовал на Звонарева, как сирена на Чарлика. Мимо решетки уже сновали деловитые старшеклассники и беспечные мальки. Прошла, уткнувшись в планшет, Ритконосова, за ней, как привязанный, плелся Севка.
Как в тумане Леха пролез до своего места, и, чуть не плача, переоблачился. Здесь, в глубине школы, среди гроздей мешков со сменкой, аквамарин поблек, а реальность вернулась на свое законное место и над головой юного спасателя закачался дамоклов меч невыученной географии.
Леха выбирался на свет и волю (в другое время он, само собой, обследовал бы свойства волшебного ключа, но страшнее географии для Звонарева была только мамина рекламная пауза после «пожалуйста», а географичка уж постарается известить маму о его сачкизме. Я в пролете. Обязательно спросит!), а школа оживала. Полный штиль сменился мелкой рябью: побежали барашки началки; едва они достигли берега, как на них с ревом обрушились штормовые волны посетителей столовой: быстрее! Занять! Очередь! Этот водораздел пересекали одинокие пловцы, кому вдруг вздумалось плыть против течения; здесь сражалась с волнами Титаник и, булькая, дрейфовал бедный Бормашина, не пожелавший убрать паруса в бурю; тонули в водоворотах портфели, тетради, карандаши и точилки. И здесь же, посреди этого «моря-окияна», отчаянно цепляясь за буек, бултыхался Леха, чье сердце билось сильнее обычного, а бессердечная совесть укоряла невыученным домашним заданием.
Призраку невыученной географии, по всей видимости, этого оказалось мало, и для пущего эффекта он подкинул Звонареву наглядный пример: в холле на банкетке молчаливой птицей среди шумной стаи восседал заслуженный лоботряс 8 «Б» Белокопытов. На коленях его лежала измусоленная тетрадка с единственной небрежно намаранной строчкой «Дамаш. роб». . Это было все, на что «пытливый» Копытовский ум и его же «умелые» руки сподобились накануне.
Второгодники в современной школе явление такое же редкое, как старушки в чате. Белокопытов был не просто второгодником, а категорически проголосованным всем составом педсовета (за исключением Титаника, и то только потому, что Вера Кирилловна хорошо понимала: лишний копытовский год в школе лишний год всеобщих мучений).
По сути, он был парнем безобидным: дисциплину не нарушал, на уроках больше зевал, чем говорил, с приятелями ладил. Хотя бездельником, что ни говори, был отменным. Он не только игнорировал домашку он даже ленился ее списывать у отзывчивых девчонок. Но «полным нулем» его не назвали поскольку был у Копытыча один талант, благодаря которому он прославился на всю школу. Если бы не патологическая лень, можно бы замахнуться и выше: на Книгу рекордов Гиннесса, например. Аборигены племени мумба-юмба с их тремя сотнями и Эллочка-людоедочка, которая, как известно, имела в своем арсенале аж три десятка слов, ему в подметки не годились. Белый Копыт приобрел свою известность в качестве абсолютного рекордсмена минимального словарного запаса и мастера одного-единственного художественного местоимения. Виртуозно сочетая свое фирменное слово с дюжиной других не шибко длинных понятий, он непринужденно выходил победителем практически из любой житейской ситуации. Учителей, особенно молодых, коронка Белого копыта доводила до белого кипения, а одноклассников наоборот, до радостных колик.
Был у Копытыча один талант, благодаря которому он прославился на всю школу. Если бы не его патологическая лень, он мог бы замахнуться и выше: на Книгу рекордов Гинесса, например
Происходило это приблизительно так. Палец учительницы скользил по страничке журнала в поисках жертвы и непременно упирался в графу «Белокопытов». Во-первых, фамилия была звучная, а во-вторых, против нее обычно наблюдался отметочный дефицит. И начиналось представление. — Белокопытов! объявляла учительница и после непродолжительной тишины обводила глазами класс. Наконец с задней парты раздавалось сонное: — Че? — Ты Белокопытов? — Ну и че? — Отвечать иди! — А че я? — Потому что ты Белокопытов! Длинный белоствольный отрок неловко выбирался из-за парты и плелся к доске, где застывал немой статуей. — Ну? нетерпеливо подгоняла учительница. — Че? издавал манекен. — Отвечай! — А че отвечать? — Что учил, то и отвечай! Пауза затягивалась, учительница не выдерживала: — Ну? — Че? тяжело вздыхал Белокопытов. — Я жду! — А че делать?
— Садись, «два»! — А че два? звучал завершающий аккорд, и обладатель эксклюзивного таланта, почесав репу, плелся на место.
Учительница повторяла вопрос. Белокопытов не догонял, тер глаз и вытягивал шею, как новорожденный удав, состоящий из символической худобы, белизны и гибкости. — Учил? — Че? и следовал новый ритуальный вздох.
Класс лежал от смеха на партах, причем хохотали все беззвучно, чтобы не упустить ни одного из знаменитых «Че», которые каждый раз выкачивались из стоящего у доски Белокопытова с новой интонацией и другим смыслом. Возможно, это был его единственный несомненный талант тонко чувствовать оттенки произносимого. Тянуться это могло сколько угодно долго. Первой обычно сдавалась учительница: — Садись, «два»! — А че два? звучал завершающий аккорд, и обладатель эксклюзивного таланта, почесав репу, плелся на место. Он искренне не понимал, в чем причина волнения учительницы и восторга класса, никогда не грубил, как Вободаев, не работал на публику, как Едкий. Он всегда был вне потока.
Когда на весеннем педсовете решался вопрос о переводе, как ни убеждала Вера Кирилловна коллег поставить парню «трояки», чтобы без задержек «скорым поездом» прогнать через всеобуч и побыстрее распрощаться, учителя были категорически против такого транзита. Так обладатель фирменного местоимения был уволен из 9 «А», где учился вместе с Вободаевым, Даником, Машкой, Ритулей и двумя Катями, и попал в 8 «Б», к Звонареву. Второгодничество научило его только одному: домашку он все же стал изредка списывать.
Леха с досадой выглядывал какую-нибудь палочку-выручалочку с девичьим профилем. Как назло, ни одной девчонки рядом не крутилось. Правильно Бормашина говорит: «Когда вас надо, вас никогда нет, а когда вас есть, вас никогда не надо», — еще больше раздосадовался «эксперт» климатических поясов и ландшафтов местности. Мимо проплыли две «окрашенные» старшеклассницы («Я ему, понятно, не ответила, но ты представляешь…»), мелькнула компания бодрых шестиклассников («На шестом уровне слева подходить и применять…»), парочка представителей физмата («говорит…, ща упадешь от смеха… дисперсия!»), следом за ними три, очевидно, гуманитария («Кто-нибудь что-нибудь про эту дисперсию понял?»), отбившаяся от класса и чрезвычайно этим напуганная третьеклассница, в общем, стандартный набор везения «Школьный коридор для юных списывальщиков».
Да, сегодня явно не Лехин день: ни одна «деталь» набора ему не подходила. Ладно. Напустив на себя уверенность и радушие, Звонарев подкатил к банкеткам: — Пацаны, у кого скатать географию? — У Белокопытова! сострил кто-то. — Удачно придумал, рассердился Леха. — Боишься окопытиться? Тогда к Маркеловой чеши! Она добрая, хомячков любит и тебе поможет. Леха фыркнул и повторил: — Пацаны, у кого можно географию скатать? — Ладно, бери мою! До звонка не успеешь ведешь за свой счет в кафешку! [3]
Хохотали беззвучно, чтобы не упустить ни одного из знаменитых «Че», которые каждый раз выкачивались из Белокопытова с новой интонацией
«Ага. Свожу. В такую кафешку, что мало не покажется, сразу язык прикусишь», так и вертелось у Лехи, но он спешно начал листать тетрадь, потом рыться в сумке. Елки зеленые! Сосиски речистые! Географичка вообще не признает работы, вычерченные от руки! — Черт, линейка! Кто даст линейку? — Звонарь! А трусы для физкультуры тебе не пожертвовать?! банкетки разразились дружным смехом, его одноклассники были людьми не жадными, но веселыми. На, бедный родственник! Не забудь сказать «сэнкью». — Сэнкью, процедил Леха с таким выражением, будто его приговорили к съедению мухи. [3]
Оглушенный шумом и толкатней, то и дело встречая толчки, Звонарев медленно плелся на 3-й этаж, в ненавистный кабинет географии. Около класса толпились ребята, но Звонарев стал поодаль. Ему не хотелось суеты. Он оперся на подоконник и отстраненно глядел на сутолоку; между тем часы как будто приняли решение никогда не достичь отметки 10:45 <…> Суета вокруг географии, Белый Копыт, веселые пацаны… пока Звонарев перекатывал к себе в тетрадь таблицу «Реки России», аквамарин напрочь вылетел у него из головы, но как только тетрадка захлопнулась, Леха остро почувствовал, что ему надо с кем-то поделиться случившимся. Но поделиться было не с кем. Что-то внутри него сместилось с места на место, словно аквамариновый ключ открыл не раздевалку, а какую-то потайную комнату в нем самом.
— Принцесса. Ты мой самый лучший друг. А я, остолоп, не понял твоей подсказки…Строил из себя остряка. Вместо того, чтобы послушать…
Второгодничество научило Белокопытова только одному: домашку он все же стал изредка списывать
Вдруг его осенило: а ведь Строка, она о чем-то беспокоилась. Она подрагивала и искрилась, когда он задавал свои вопросы. Нет, точно вздрагивала какое-то неровное, скорее даже нервное мигание проскакивало по ее светлячкам.
А он он отвлекся на какую-то ерунду, типа веера и бубликов. Бублик! Она сказала, что с помощью бублика можно пройти через стену! Это же в корне все меняет! Раньше они думали, что это им Медиум улики подкидывает, загадки подсовывает, чтобы с толку сбить. Но если «через стену» на кой ему такая <…> ? И что еще непонятно эти улики только в кафе работают? Или в жизни тоже? <…> Хотя что непонятного аквамарин же сработал. Как ему только не пришло в голову испытать его раньше?! [1]
Прости, принцесса. До меня как до утки, все доходит через сутки. В этом кафе никогда не знаешь, сам ты до чего-то дошел или тебе голоса или стражники мысль в голову всандалили.
Аквамарин, конечно, с бубликом мало вяжется. В конце концов, если теперь аквамарином все двери можно открыть, то зачем ломиться через стены, вместо того, чтобы тихонько и вежливо зайти через дверь? У Лехи даже воображение разыгралось. Нет, ну вы просто представьте: сидите дома, делаете себе спокойно уроки, никому не мешаете, и тут из противоположной стены медленно высовывается рука, затем нога, а только потом: «Здравствуйте, Иван Иваныч, простите, до двери далеко идти!» А что если… — Звонарь! Ты не болеешь? Температуры нет? — Нет. — А что такой тихий? — Я не тихий. У меня мыслительная пауза.
— А-а, понятно!
А если она и впрямь принцесса? Ну не в прямом смысле слова, а типа того. Во время струения-мерцания ему пару раз почудился силуэт в белом воздушном платьице, он даже видел белые бусы на тонкой руке, но не поверил: подумал, что показалось. Может, он так тревожится, потому что не может себе ее представить?
Что это за странная сущность, в которой она обитает? Эта внезапность появления, ниоткуда выпрыгивающий и мгновенно раскрывающийся экран…Не аквамарин с бубликом, а именно Бегущая уже представляла для Лехи центр тайны, без всякого промежутка переходящий в длинный коридор с пятнадцатью дверями, за которыми скрывалась печатня с ее обитателями, тронная комната, черный человек без лица и вчерашние божьи коровки, так подло заграбаставшие Карару.
Только она владеет всеми секретами кафе, а ею не владеет никто. Она хотела его от чего-то предостеречь, а он, остолоп, не понял, не различил! Потому что остолоп! Такой у него самый дурацкий характер!
Он тоскливо огляделся, ища хоть какого-нибудь позитива для измученной души, хоть чего-то отрадного. Ни-че-го! Все уже вошли в классы, только новенькая копалась в портфеле и поглядывала через плечо, одной рукой придерживая волосы, чтобы те не заслоняли ей обзор. — Привет, коротко окликнул ее Звонарев, остановившись на расстоянии. Марина подняла на него взгляд. Ее лицо показалось ему приветливым. — Дело есть, прибавил Леха и шмыгнул носом. Он изо всех сил сжал в кулаке аквамарин и приготовился… — Ну, говори! новенькая щелкнула замком. — Это …как его… ты сказала у тебя мама врачом работает… вдруг ни с того ни с сего выдал Леха, солью кормит и лечит… Марина звонко засмеялась. — Че смешного? нахохлился Звонарев. Его рыжие космы даже взметнулись вверх. — Морская соль вообще-то несъедобная. — Слушай, а напиши заметку, короче, про это … профилактику соплей с солью, можешь? — Ладно, могу, неожиданно быстро согласилась новенькая. — Фу, выдохнул Леха, не готовый к такому скорому уговору. Тогда я пошел. У нас география. — Пока, удачи. Легко подхватив сумку с ленточкой на ручке, Марина устремилась к своему классу. Но Леха снова окликнул ее: — Нет, стой! Марина остановилась. И снова ему не хватило духу. — Завтра заметку отдашь. Лично мне в руки. — Ладно! Новенькая бросила это «ладно», почти не повернувшись к нему. «Может, и план статьи уже продумывает!» подумал Звонарь. А урок все не начинался и не начинался…
Правильно Бормашина говорит: «Когда вас надо, вас никогда нет, а когда вас нет, вас никогда не надо!»
…Заходя в класс, он увидел, что какой-то малек подскочил к новенькой, что-то тарахтит и жестом, повторяющим лестничный изгиб, указывает в сторону боковой лестницы, словно объясняет дорогу заблудившемуся туристу… Новенькая поставила портфель на подоконник и пошла в сторону, намеченную мелким.
На географии Звонареву повезло только тетради собрали. Зато Белокопытова спросили устно. Вызвать его первым это явный тактический просчет: о том, «че» и как он не выучил, Копыт трындел в два раза дольше, чем пересказывал бы параграф. А когда дело дошло до утерянного атласа и забытого учебника, класс понял, что не только дальнейший опрос, но и объяснение нового материала не состоится.
Леха сидел и смотрел в окно, сплошь залепленное дождем. Из чего, слагается, например, осень? Из опавших листьев, седеющих деревьев, сдвинутого неба, улетающих птиц. А многодождливая осень только из дождя. Так же и настроение Лехи: вчера складывалось из много чего, а теперь было захвачено одним и тем же многогеографическим отвращением сознания. От этого мир казался упрощенным и однозначным. Кафе удалялось, сквозило сквозь Леху, отодвигалось все дальше и дальше.
Второгодники в современной школе — явление такое же редкое, как старушки в чате. Белокопытов же был не просто второгодником, а категорически проголосованным всем сосставом педсовета
На Звонарева вдруг накатила страшная подавленность. Утреннее ощущение легкости совершенно поблекло на фоне плоской, без всяких иллюзий, географии. Кафе, в котором обитала Строка, манило очаровательной свободой и будоражило воображение офигенной тайной, той, которую обычно дарит чужой неизведанный мир, а география своей натертой обязательностью олицетворяла абсолютную зависимость и безоговорочную ясность: Волга, Каспийское море, густота речной сети, общее увлажнение территории, и сколько ты их «чики-пуками» ни заклинай, ничего не изменится.
Леха вдруг почувствовал, что он-кафешный и он-здешний это два разных человека. Высота дыхания, которой он обладал там, сменилась неприятным чувством маленького зависимого человека и все это из-за наспех содранной домашки…Ему вдруг стало неприятно от самого себя. Чем он, в принципе, отличается, от Копыта? Тем, что ходит в кафе, разговаривает с принцессой, разгадывает загадки?
К концу урока Калелия Генриховна, казалось, постарела на два года. Это была женщина, ревностно любившая свой предмет, и бесплодные потуги Белого Копыта у доски воспринимала как личную трагедию. В школе географичка славилась дотошностью, трескучим голосом и за любовь к походам была прозвана Карелия. Каждым летом она ездила с учениками в этот созвучный ее имени край, вдоль и поперек исхоженный под рюкзаком и проплаванный на байдарке.<…> Сегодня она собиралась поведать о великих сибирских реках и о том, как недальновидные политики в 80-е годы прошлого века чуть было не повернули их вспять, а вместо этого весь урок боролась с Белокопытовым.
Лехе даже стало ее немного жаль, и он опять вспомнил «Краткий курс», который что ни говори, а в какой-то степени преподал ему урок понимания взрослых. Выходя с географии, он ощутил полный упадок сил. Сегодня у него куча дел, среди которых главное визит с Пусякиным и феей в кафе. Нужно встряхнуться. Он обратил внимание, что сумка новенькой так и лежит на подоконнике.
Читательская анкета. Глава 44. О двойственности человеческой натуры, необычных талантах и уязвленном самолюбии
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Ничего себе, название «замудрили»!Но из такого названия не следует, что глава должна получится скучной и нудной, а наоборот глава получилась очень смешной, мне понравилась!
2. Самое удачное место
Мне понравился тот эпизод, в котором Белокопытов отвечал на уроке у доски. Я тоже смеялась над тем, как он чекал.
3. Самое неудачное место. Почему?
Я считаю, что неудачных мест нет или они просто не сильно выделяются(поэтому-то и исправлять не надо).Вообще, глава получилась очень смешной и интересной. Наверно, всем она понравится, потому что про школьную жизнь(события реалистичные);мне кажется, в каждом классе есть такой мальчик, типа «Белокопытов».
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации мне не понравились. Могу отметить только первую, а остальные…какие-то серые, неяркие…как-будто смотрю советский фильм(можно было и раскрасить!)
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да, ознакомилась. Всё понятно разъяснили(хорошо, что основана глава на реальных событиях).
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Мне бы хотелось в продолжении прочитать также про Белокопытова. Может будят ещё смешные диалоги с ним.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Самое интересное в проекте- это чтение КП. Мне хочется дочитать до конца. Идей для «кораблика» нет.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 44)
Редактор-арбитр Лариса Боброва
Последнее китайское предупреждение: НЕ НАДО вставлять в анкету куски КП!
Исправлено. Больше не буду копировать куски из КП.
За работу над ошибками. Спасибо!
Трофим Пирютин#121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 44. О двойственности человеческой натуры, необычных талантах и уязвленном самолюбии
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава понравилась. Было много смеха и грусти о самом необычном ученике.
2. Самое удачное место
Самый смешной момент это самый первый цикл «чеканья» Белокопытова:
— Белокопытов! — объявляла учительница и после непродолжительной тишины обводила глазами класс. Наконец с задней парты раздавалось сонное:
— Че?
— Ты Белокопытов?
— Ну и че?
— Отвечать иди!
— А че я?
— Потому что ты Белокопытов!
Длинный белоствольный отрок неловко выбирался из-за парты и плелся к доске, где застывал немой статуей.
— Ну? — нетерпеливо подгоняла учительница.
— Че? — издавал манекен.
— Отвечай!
— А че отвечать?
— Что учил, то и отвечай!
Пауза затягивалась, учительница не выдерживала:
— Ну?
— Че? — тяжело вздыхал Белокопытов.
— Я жду!
— А че делать?
— …
3. Самое неудачное место. Почему?
Это «че» представляет Белокопытова скорее зверя, чем человека.:(
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Моментов, где Белокопытов сделал что-то ради улучшения своего положения.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Сможет Белокопытов исправить свое положение или так и останется «вечным» учеником?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Черно-белые фотографии, конечно, качеством хороши, но лучше сделать их немного цветными(они напоминают грустный фильм)
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да. Ставлю 4. Хочется узнать что он предпримет дальше.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Интерактив не мешает. Но хотелось по меньше серого.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Написать про попытки Белокопытова склонить ситуацию в свою пользу. Думаю, это было интересно.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Самое интересное является выполнения необычных заданий на МБИ.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 44)
Редактор-арбитр Александр Ковко
Олег Усов#121 Медиахолдинг «Горностай»; Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
Читательская анкета. Глава 44. О двойственности человеческой натуры, необычных талантах и уязвленном самолюбии
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Очень много весёлых моментов, а также действие происходит в школе (а для школьников, вроде меня характерно любовь к таким историям)
2. Самое удачное место
«Второгодники в современной школе — явление такое же редкое, как старушки в чате»
Меня очень сильно улыбнул этот момент, а иллюстрация к нему просто шикарная. Определенно лучший момент этой главы.
3. Самое неудачное место. Почему?
Приятная глава, неудачные места не так важны, если напишу, то будут уже бессмысленные придирки.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Боюсь хочу исправить исключительно иллюстрации, в остальном глава приятная.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что случилось с Мариной?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Первая иллюстрация шикарная, а вот остальные слишком серые, не стоит их такими оставлять. Резерв (тот что есть) удачный, вот их можно было бы вставить.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да, прикольно конечно узнать откуда у Белокопытова копыта растут. :)
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Я постоянно путаю зелёные слова и жёлто-зелёные. Нужно их как-то по-другому оформить. (синим например) А афоризмы шикарные, мне нравится.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про Белокопытова, такой уморительный персонаж. Хотелось бы его побольше в повести, но даже не из-за того, что он понравился, а для юмора.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Идеи конечно нет, но хотелось бы больше развить Белокопытова, как комичного персонажа.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 44)
Re: Читательская анкета. Глава 44. О двойственности человеческой натуры, необычных талантах и уязвленном самолюбии
Олег. Молодец, что читаешь. Белокопытова можно вводить «упоминанием». Не эпизодами, а несколькими мазками. Предлагай вставки. Например, про копыта Белокопытова — твой афоризм куда и как вставить
Алексей Быков#1260 Пресс-центр «Переплет»; Школа 24, Горноуральский, Свердловская обл.
Вместо:Леха сидел и смотрел в окно, сплошь залепленное дождем. Из чего, слагается, например, осень? Из опавших листьев, седеющих деревьев, сдвинутого неба, улетающих птиц. А многодождливая осень только из дождя. Так же и настроение Лехи: вчера складывалось из много чего, а теперь было захвачено одним и тем же многогеографическим отвращением сознания.
Предлагаю: Леха сидел и смотрел в окно, сплошь залепленное дождем. Из чего, слагается, например, осень? Из опавших листьев, седеющих деревьев, сдвинутого неба, улетающих птиц. А многодождливая осень только из воды, сырости и тоскливости. Так же и настроение Лехи: вчера складывалось из много чего, а теперь было захвачено одним и тем же многогеографическим отвращением сознания.
Читательская анкета. Глава 44. О двойственности человеческой натуры, необычных талантах и уязвленном самолюбии
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Хорошо. Достаточно близко к школе и ее проблемам. Информативно.
2. Самое удачное место
Второгодники и старушки в чате.
Эпизод 11. Он «кафешный» и он «здешний».
3. Самое неудачное место. Почему?
Нестыковка звонков. Сначала он опаздывает (звонок), потом долго-долго ищет, у кого бы списать, списывает и только потом звонок.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
«Белокопытов не догонял» это в речи серьезных авторов, не в речи школьников-подростков. То же самое «трусы для физкультуры тебе не пожертвовать?». Плохо звучит: «Профилактика соплей с солью».
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Веер может быть хорошо обыгран. Зачем он иначе?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Эпизод 01 неудачно.
Эпизод 03 хорошо.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Хорошая история. Главное ясно, зачем нужен Белокопытов. Хотя он живет и развивается.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Удачны и зеленые слова и афоризмы.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Про кафе. Про отношения героев. Может, не зацикливаться на кафе, а показывать и обычные отношения? В этой главе это было.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Развитие героев и детей, которые трудятся над повестью.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 44)
Читательская анкета. Глава 44. О двойственности человеческой натуры, необычных талантах и уязвленном самолюбии
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Понравилась. Удачное описание Белокопытова в духе Ильфа и Петрова. Рефлексия Лехи: я-в-кафе и я-на-уроке: какие же разные эти я! Мне кажется, Леха это тот персонаж, который сильнее всех разовьется за повесть. Как Иван Бездомный в «Мастере и Маргарите». В этой главе изменения уже очень заметны.
2. Самое удачное место
Их много, но меня больше всего тронул момент, когда Леха, копаясь в себе, набредает на острое недовольство собой и хочет с кем-то поделиться. Он видит Марину, но говорит с ней о статье, импровизируя на ходу. Как это похоже на реальные ситуации в жизни: мы говорим на любую тему, чтобы услышать благосклонные ответы, а на душе в это время может твориться все, что угодно. Но как важно, чтобы в таком состоянии не оттолкнули! Марина молодец, может, именно ее тихое согласие подтолкнуло Звонаря к дальнейшей работе над собой на географии.
3. Самое неудачное место. Почему?
Не увязывается у меня в голове то, что Леха успел сделать за перемену. Аквамарин еще и время останавливает?
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Всего хватило. Ну, разве что, рисованных иллюстраций.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Что с Мариной? Почему сумка так и лежит? Как Лехины изменения скажутся на его поход в кафе?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Некоторые фото неплохие, но именно в этой главе хочется рисованных иллюстраций. Причем цветных (может быть, за исключением момента рассуждения про осень).
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Очень интересно было прочитать про появление Белокопытова в повести и его функцию в тексте. Но кто придумал размышления Лехи?
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Мне, например, «мыслительная пауза» понравилась больше выделенных афоризмов. Но читать они не мешают. Очень нравятся зеленые слова от Нины Богдановой. Такие познавательные!
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Марина! Что с ней приключилось? Про новый поход в кафе. Про Кругловых. Пора и про статую уже что-то узнать.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Как реальность вплетается в повесть. Оказывается есть реальные прототипы у героев. Это очень любопытно!
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 44)
И здесь же, посреди этого «моря-окияна», отчаянно цепляясь за буек, бултыхался Леха, чье сердце билось сильнее обычного, а бессердечная совесть укоряла невыученным домашним заданием.
Бедный Леха! Он так до конца повести не дотянет! У него в прошлой главе сердце колотилось (и отмечалась, что для его ЭКГ это уже нормально), а теперь оно бьется еще сильнее. Мне кажется, нужно сократить количество «сердечных» метафор Лехиного состояния. У него может перехватывать дыхание, или холодеть руки, или пересохнуть во рту…
Владислав Зяблов#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
Читательская анкета. Глава 44. О двойственности человеческой натуры, необычных талантах и уязвленном самолюбии
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Скучно. Если действие происходит в школе, то должны быть какие-то веселые шутки, нетипичные ситуации…
2. Самое удачное место
«Проскользнув на входе мимо меняющего очки охранника, Лешка рванул к клеткам гардероба. „Раздевалка! Закрыта!” Он видел: баба Капа, этот божий одуванчик с повадками анаконды, демонстративно повернулась спиной, спрятала связку с ключами в карман темно-синего халата и, по-утиному переваливаясь с боку на бок, пошкандыбала в коридоры „началки”. <…> Бросив отчаянный взгляд на электронные часы в конце коридора (до начала третьего урока оставалось пять минут), потряс металлическую решетку, шепча спасительное „сим-сим” и лелея тайную надежду: а вдруг — раз и клетушка распахнется под влиянием заклиналки, либо от воздействия силы его молодецкой».
3. Самое неудачное место. Почему?
Выдающихся эпизодов не найдено (т. к. вся глава не блещет).
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Возгласы, типа «Звонарев, где ты был?», «Прогульщик!», «Как тебе не стыдно географию списывать!»…
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Звонарев уйдет с остальных уроков или нет?
Была ли Марина на уроке?
Как так Леха успел, придя в школу за 5 минут до урока, открыть дверь раздевалки, подняться к кабинету географии и еще «скатать» географию? Время, явно, летит неравномерно!
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Серые однотипные иллюстрации главу только портят. Такое ощущение, что Белокопытов — чуть ли не главный герой повести!
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Дополнить!
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Предугадываю, что главным героем след. главы станет Марина или ее исчезновение.
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Привести главу «в чувство»: дополнить ее героями, репликами, курьезами, воспоминаниями, учителями, завучами, НикНиком, в конце концов…
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 44)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Владислав Зяблов#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
Оглушенный шумом и толкатней, то и дело встречая толчки, Звонарев медленно плелся на 3-й этаж, в ненавистный кабинет географии.
Предлагаю:
Оглушенный шумом, криками и толкатнейнеразберихой, то и дело встречая толчки со стороны балтающихся по коридору ребят, Звонарев медленно плелся на 3-й этаж, в ставший ненавистным кабинет географии.
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Владислав Зяблов#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
На коленях его лежала измусоленная тетрадка с единственной небрежно намаранной строчкой «Дамаш. роб». . Это было все, на что «пытливый» Копытовский ум и его же «умелые» руки сподобились накануне.
Предлагаю:
На коленях его лежала измусоленная тетрадка с единственной небрежно намаранной строчкой «Дамаш. роб.» это было все, на что «пытливый» Копытовский ум и его же «умелые» руки сподобились накануне.
Владислав Зяблов#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
Леха выбирался на свет и волю (в другое время он, само собой, обследовал бы свойства волшебного ключа, но страшнее географии для Звонарева была только мамина рекламная пауза после «пожалуйста», а географичка уж постарается известить маму о его сачкизме. Я в пролете. Обязательно спросит!), а школа оживала.
Предлагаю:
Леха выбирался на свет и волю (в другое время он, само собой, обследовал бы свойства волшебного ключа, но страшнее географии для Звонарева была только мамина рекламная пауза после «пожалуйста», а географичка уж постарается известить маму о его сачкизме).
Я в пролете. Обязательно спросит! подумал Лёха, мчась на урок. А школа оживала…
Владимир Иванов#829 Газета «Сверстник»; Лицей 67 (Дом детского творчества 3), Иваново
Читательская анкета. Глава 44. О двойственности человеческой натуры, необычных талантах и уязвленном самолюбии
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Доброго времени суток.
До упаду смешная глава. Как раз в моем духе, только лучше. Ну вы и постарались на славу, авторы!
2. Самое удачное место
У детей, в отличие от взрослых, есть миллионы тысяч важнейших дел, какими бы пустяковыми и глупыми не казались они с первого взгляда. Для них главное — не уроки, а мир, который бурлит вокруг, та движуха, которую они пропустят, если с утра до вечера будут корпеть над учебниками. Этот отсев (нужное — ненужное, интересное — неинтересное) проистекает не из небрежности и равнодушия, а наоборот — из отзывчивости, счастливого умения жить сегодняшним днем и довольствоваться малым, что напрочь отсутствует у взрослых.
Вот она, справедливость, а еще говорят, что у детей забот мало.
3. Самое неудачное место. Почему?
Как всегда, не нашел.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Не возникло желание что-нибудь исправить.
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
«Че» так что же это, просто фраза, или же в ней заключен смысл жизни?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
До упаду правдивая и оригинальная первая иллюстрация. Моему смеху над ней не было предела. Браво вам, иллюстратор!
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Вот оно, самая интересная история создания, она в духе самой главы. Да, молодцы, что рискнули написать так интересно немного смешно.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Жалко, что афоризма «КРУГОВОРОТ ДЕТЕЙ» нет в этой главе, думаю, она бы сюда подошла, а зеленые слова не мешали читать.
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Просто хочу прочитать, как я надеюсь, оригинальное, как эта глава, продолжение.
Рубрика, советы авторам:
Просто продолжайте в том же духе, у вас здорово получается.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 44)
Читательская анкета. Глава 44. О двойственности человеческой натуры, необычных талантах и уязвленном самолюбии
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Сначала от главы пришла в недоумение. Что? Сколько новых лиц? О чем вы вообще? Но потом перечитала главу и смеялась до упаду. Именно сюда как раз подойдет афоризм из первой главы «круговорот детей», правда не в природе, а в школе.
2. Самое удачное место
— Белокопытов! — объявляла учительница и после непродолжительной тишины обводила глазами класс. Наконец с задней парты раздавалось сонное:
— Че?
— Ты Белокопытов?
— Ну и че?
— Отвечать иди!
— А че я?
— Потому что ты Белокопытов!
Длинный белоствольный отрок неловко выбирался из-за парты и плелся к доске, где застывал немой статуей.
— Ну? — нетерпеливо подгоняла учительница.
— Че? — издавал манекен.
— Отвечай!
— А че отвечать?
— Что учил, то и отвечай!
Пауза затягивалась, учительница не выдерживала:
— Ну?
— Че? — тяжело вздыхал Белокопытов.
— Я жду!
— А че делать?
Учительница повторяла вопрос. Белокопытов не догонял, тер глаз и вытягивал шею, как новорожденный удав, состоящий из символической худобы, белизны и гибкости.
— Учил?
— Че? — и следовал новый ритуальный вздох.
Ох уж это вездесущее «че», но, соглашусь, в данном контексте великолепное сочетание.
3. Самое неудачное место. Почему?
Не могу сказать, что неудачное место, но «Общеизвестно, что все нормальные дети обладают неблаговидной склонностью увиливать от своих ученических обязанностей, не делать домашних заданий, отвлекаться на уроках, не заполнять дневники (абсолютно, кстати, бесполезное занятие). » почувствовала некую внутреннюю обиду за свои успехи в учебе. Надеюсь, что авторы не хотели обидеть всех так называемых «ботаников».
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
«Че»- это привычка или стиль жизни?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
К моему великому сожалению, я не удовлетворена иллюстрациями. Задумка неплохая, но итог оказался не очень.
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да. Спасибо всем участникам за проделанную работу.
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Необычно видеть так мало зеленых слов. Первый раз за то время, которое я пробыла с КП, я говорю вам: ребята, давайте озеленим эту главу!
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Герои взрослеют, меняют мнение, меняются сами, но хотел бы не упускать детали их формирования. Поэтому важно добавлять в главы динамику, а именно любовную линию КП.
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 44)
Проверено. Редактор-арбитр Александр Ковко
Татьяна Поминова#1514 Пресс-центр «Вместе»; Школа 2, Кисловодск, Ставропольский край
Читательская анкета. Глава 44. О двойственности человеческой натуры, необычных талантах и уязвленном самолюбии
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава мне понравилась. Правда по началу было тяжело сориентироваться в ней. Прямо круговорот героев в главе!
2. Самое удачное место
Урок географии с Белокопытовым. Вот, действительно, че эта учительница сразу поставила ему «пару»? Он че не заслужил даже тройки за свое виртуозное исполнение че?
3. Самое неудачное место. Почему?
Таких не увидела
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Исправлять или добавлять что-то не возникло желания
5. Сформулируйте «детективный» вопрос, который вызывает у читателя эта глава
Сколько раз в своей жизни Белокопытов уже произнес свое заветное че?
6. Ваше мнение об иллюстрациях к этой главе. Если есть идеи — предлагайте
Иллюстрации хорошие. Особенно мне понравилась самая первая. Сначала не поняла что это, а потом посмотрела на описание и засмеялась)))
7. Ознакомились ли вы с «Историей создания главы» (раскрываемый блок «+» вверху страницы)? Как вы ее оцениваете? О чем вам хотелось бы прочитать?
Да. Кратка и точная. Представляю, сколько работы было сделано!
8. Оцените интерактив к главе: зеленые слова, афоризмы. Не мешают ли они вам читать? Как лично вы организовали бы эти опции?
Ни в одной главе интерактив мне не мешал и не мешает. Наоборот, даже помогает)
9. Про что и про кого вам хотелось бы прочитать в продолжении? Ваши советы авторам-создателям.
Мне поскорее хочется узнать, чем же закончиться повесть!
10. Что для вас в данный момент самое интересное в проекте? Может, у вас есть идея для «кораблика»?
Поскорей читай главу!
На вопросы отвечай!
Выполняй кораблики!
Мозг свой накачай!
(Комментируемый объект: Коллективная повесть Глава 44)
Редактор-арбитр Наталья Быкова
Елена Вяткина, рук. #1260 Пресс-центр «Переплет»; Школа 24, Горноуральский, Свердловская обл.