Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Пн
Энциклопедия 29 генваря

Статей: 48 шт.
Описаний героев и литературных объектов, присутствующих на страницах бессмертной коллективной повести. Выбирайте картинки в папке «Иллюстрации к главам»
 А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ъ   Ы   Ь   Э   Ю   Я 
Сашенька
 
Александра Александровна Смирнова — студенческая любовь НикНика.
Сашенька почти не изменилась за все годы разлуки с Кругловым.
Характер
У нее мягкий характер. Это хозяйственная, милая и культурная женщина
Роль в повести
Она как-то связана со всей мистикой, происходящей в кафе, ведь у нее хранится старинный портрет девушки, которая похожа на Статую.
Интересные факты
Отец по профессии военный. Саша работает учителем. Детей нет.

Упоминается в главах 32 33 38 41

Художник Анна Злыгостева, 10 кл., гимназия № 6 «Центр Горностай», Новосибирск
Редактор-арбитр Карина Литвинова
1 ] 
 
Леха // Лешка // Лешкин // Звонарь
Алексей Звонарев — главный персонаж КП. Племянник НикНика и, соответственно, двоюродный брат Игоря. Лучший друг Степана Пусякина, которого герой вовлекает в историю с кафе. Учится в 9 классе.
Внешность
Счастливый обладатель копны рыжих волос и больших ушей.
По сюжету
Лешка — первый посетитель кафе. Круглова в расчет не берем, потому что он не смог пройти дальше коридора. Проход Лехе обеспечили его верный пес Чарли и аллергия на собачью шерсть НикНика. Будучи в «Полундре» спецкором и ведущим рубрики «Спасатель», парень жаждал приключений. Но ему доставались только простуда и грипп. Представьте же его радость, когда под руку подвернулось что-то действительно стоящее. Наш искатель приключений просто не мог пройти мимо и упустить свой шанс.
Именно Лешка находит первую улику — аквамарин. В 8 главе он встречается с Бегущей строкой. Их отношениям в Повести отведено особое место. Сначала Строка Звонарю не понравилась: принялась учить его, корреспондента газеты, как и что нужно писать в «Полундре». Однако по мере развития действий все налаживается, и Леха называет ее уже не «речистой сосиской», а Принцессой. Самая романтичная, пожалуй, пара.
Так как Лешка больше всех знает о кафе, он становится предметом бесконечных нападок Ритконосика, которая преследует единственную цель — выведать, что же происходит в этом таинственном кафе. Но парень стойко хранит тайну и не поддается на Риткины провокации. Даже игра в три вопроса оставляет Носову с носом.
Леша встречается и с печатниками, и с Медиумом, и с доспехами. В общем, не теряет времени зря. Он замечает, что после вылета из кафе с Чарликом происходит что-то странное, и беспокоится о своем четвероногом друге.
Характер
Прямолинейный, нетерпеливый, любопытный, импульсивный. Они с Ритулей два сапога пара. С боем рвется вперед, к победе. Даже его строгая мама не может удержать сына, уж слишком он напористый. Рассказывая о своем посещении кафе, не может соединить все логично, потому что переполнен эмоциями. Игорь просит его объяснять все помедленней и по порядку, но в Звонареве энергия бурлит, и просьба становится практически невыполнимой. Его отец — капитан дальнего плавания, личный друг НикНика. Возможно, от отца и жажда приключений. Лешка — парень веселый, смелый и бесшабашный. У него отличное чувство юмора и развитая смекалка.
Интересные факты
Звонарь чаще и дольше всех находится в кафе. Всегда носит с собой походный блокнот, куда записывает все свои размышления.
Упоминается в главах 01 05 07 08 09 10 23 24 26 27 28 29 31 35 36 40 42 43 44 48
Художник Маргарита Амосова, 10 кл., гимназия № 6 «Центр Горностай», Новосибирск
Автор статьи Екатерина Диденко

Картинка не соответствует легенде героя. На замену!
1 ]
 0 
 
 0 
 
Киса, Великий Эндрю, Андрюхин.
Ученик пятого класса той самой «школы при Полундре». Кисой его называют потому, что однажды он спас кошака. Юн и прекрасен. Недоверчив и осторожен, как всякий маленький среди больших. Присмотревшись, идет на контакт. Ненавидит писать. В редакцию попал случайно — его восхитил шкаф по прозвищу Бурундук, когда Эндрю пришел за Никитой. Его радушно приняли очтальные члены экипажа, а Леха Звонарев, жизнерадостно водрузив испуганного Андрея на стул, сразу пригласил его в Полундру.
«Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы заметить смятение души белого Андрюхи — всю жизнь он считал, что „Полундра” — это нечто ужасное; ведь там заставляют писать, а именно это Киса и ненавидел больше всего на свете».
Задача для писателей: нужно вписать небольшие эпизоды с Кисой во всю повесть, описать, какой он увидел Полундру, как (сперва — изредка, а потом все чаще и чаще) стал появляться в редакции. Рассказать, как он спас кошку.
Упоминания: Андрею будет посвящена отдельная глава, которая пока находится в работе.
1 ] 
 
Антиквар — герой эпизода повести. Благодаря его экспертизе, Рита узнает о ценности красного камешка и о том, что он старинный.
Совершенно нетипичный представитель своей профессии. Рита представляла его седым картавым дедушкой, а на деле это оказался высокий мужчина средних лет с длинными волосами, собранными в пижонский хвостик. На нем была футболка, плотно облегающая спортивный торс.
 
Пьет кофе, хотя это нетипично для спортивных людей. В его лексике преобладают просторечные слова. Не использует профессиональных терминов, присущих антикварам. Не воспринимает всерьез Ритку. Предпочитает не иметь дело с детьми. Работает только ради получения прибыли. В некоторые мгновения становится похожим на змею, выглядывающую из дупла. Иногда похож на пижона с рыбьей головой.
 
Упоминается в главе 34
 
Автор статьи София Овдина
 
Коллаж Маргариты Амосовой, 9 кл., гимназия № 6 «Горностай», Новосибирск
Редактор-арбитр Карина Литвинова
2 ] 
 
Баба Капа (Нина Капитоновна) — уборщица школы — фоновый персонаж. Появляется в главе, которая связана с заседанием «Полундры». Ее раздражает, что дети не уходят вовремя домой, а долго сидят в редакции. Отношения с «писателями» у нее непростые после случая с Даником, который показал ей, как моют пол (палубу) на корабле. В этом эпизоде выяснилось, что и Баба Капа знает морские термины.
Упоминается в главе 22 44
Художник Дарья Шитикова
Редактор-арбитр Карина Литвинова             
1 ] 
 
Бегущая строка — одна из главных обитательниц кафе «29 генваря», особа, окруженная тайной.

Вокруг нее много загадок и вопросов, на которые ответов читатель до сих пор не знает.
Она появляется на экране (на стене) во время первого приключения Лехи в недрах кафе (надо сказать, она является только ему), меняет шрифт в зависимости от настроения. Например, при первой встрече с Лехой Звонаревым, она «пылает» — ее буквы загораются.
Лешке строка по ходу размышлений представляется настоящей девушкой. А может быть, она и правда — заколдованный человек?
Характер
Строка — это не просто яркие буквы, появляющиеся на стене. В течение развития сюжета ставится ясно, что у нее есть собственный характер: она умная, вежливая, остра на язык, не любит современные сленговые и жаргонные фразы, знает историю Петровского времени, употребляет в своей речи устаревшие слова. Есть предположение, что она из минувшего века. Кроме того, в одной из глав строка предлагает Лехе дать ответы на три любых вопроса и сообщает ему назначение улик, найденных ранее ребятами в кафе. Это характеризует строчку как персонажа, готового помочь детям разобраться в сложившихся обстоятельствах, узнать больше о таинственном месте. У Лехи есть подозрение, что, когда бегущая строка ему помогала, она сильно рисковала. Кто стоит за строкой, кого она боится ослушаться? На эти вопросы повесть ответов еще не дала.


Роль в повести
Строчка — это своего рода проводник по кафе. Она может показывать и скрывать двери, тем самым подсказывая посетителям верный путь.
Сюжетная интрига
Особое внимание уделяется отношениям Строки и Лехи Звонарева. Сначала Леша и Строчка не поладили, потому что она стала советовать мальчику изменить направление статей в «Полундре», предложила больше писать о школьной жизни. Завязался спор, который перерос в конфликт двух героев. Однако в следующие посещения мальчика они поладили. А позже, хоть парень и отрицал, что проявляет симпатию к той, которую раньше называл «речевой сосиской», мы видим, что Лехе нравится Бегущая строка. Он с нетерпением ждет новой встречи с помощницей-спасительницей.
В настоящее время опубликовано 52 главы
Упоминается в главах 08 28 35 39 40 42 44
Фото Киры Наумовой
Редактор-арбитр Карина Литвинова
 
 
Белый Копыт // Копытыч
 
Белокопытов — второстепенный персонаж, заслуженный лоботряс 8 «Б» класса. Белокопытов был не просто второгодником, а категорически проголосованным всем составом педсовета (за исключением Титаника, и то только потому, что Вера Кирилловна хорошо понимала: лишний копытовский год в школе — лишний год всеобщих мучений).
По сути, он был парнем безобидным: дисциплину не нарушал, на уроках больше зевал, чем говорил, с приятелями ладил. Хотя бездельником, что ни говори, был отменным. Он не только игнорировал домашку — он даже ленился ее списывать у отзывчивых девчонок.
Но «полным нулем» его не называли — поскольку был у Копытыча один талант, благодаря которому он прославился на всю школу. Если бы не патологическая лень, можно бы замахнуться и выше: на Книгу рекордов Гиннесса, например.
Аборигены племени мумба-юмба с их тремя сотнями и Эллочка-людоедочка, которая, как известно, имела в своем арсенале аж три десятка слов, — ему в подметки не годились.
Белый Копыт приобрел свою известность в качестве абсолютного рекордсмена минимального словарного запаса и мастера одного-единственного художественного местоимения — «че?». Виртуозно сочетая свое фирменное слово с дюжиной других не шибко длинных понятий, он непринужденно выходил победителем практически из любой житейской ситуации. Учителей, особенно молодых, коронка Белого копыта доводила до белого кипения, а одноклассников — наоборот, до радостных колик.
Интересные факты
Нос Белокопытова видоизменился «благодаря» Боде, который после истории с неудачным списыванием, обвинил во все Копытыча и сделал его «инвалидом носа».
 
Упоминается в главе 17 44
 
Автор фото Матвей Десятков, московский Культурологический лицей № 1310, Москва
Редактор-арбитр Карина Литвинова
1 ] 
 
Братья — печатники — герои, которых встречает Леха в кафе » 29 Генваря».
Первый брат описывается настоящим великаном, да и на протяжении всего повествования Звонарев так и зовет его — «Великан», несмотря на то, что зовут его Карара.
Карара ворчлив, более размерен в движениях и разговоре. Можно даже сказать, отчасти суров, что, собственно, и играет на руку при такой работе, как главный печатник, которым тот и является.
Со вторым же братом Еремеем, Леша с первых слов находит общий язык. По росту Еремей ненамного меньше Великана, но на его фоне выглядит не таким массивным. Более шустрый и быстрый. Звонарев говорит о нем, как о суетливом человеке.
Одна из особенностей печатников — их разговор. Говорят они, временами используя в речи архаизмы.
Упоминаются в главах-эпизодах: 08-05, 08-06, 08-07, 08-08, 08-09, 08-10, 36-06, 36-07, 36-08, 36-09, 36-10, 36-11, 36-12, 36-13, 36-14
Художник Дарья Василенко
Редактор-арбитр Карина Литвинова             
1 ] 
 
Бурундук — это большой красный шкаф (что-то среднее между буфетом и комодом), который находится в редакции газеты «Полундра».
Суть его проста: он является своеобразным «бюром находок». Чаще всего в нем лежат забытые, никому не нужные тетради, сменки, ручки и прочие школьные принадлежности, которые, по необходимости, могут забрать в использование члены редакции. Также он является библиотекой и мини-сейфом «Полундры», храня словари, учебники, «Великую книгу афоризмов» и важные «артефакты» редакции: старый оловянный рупор, «черную метку» и маленький полосатый коврик, олицетворяющий трибуну.
Странное название шкафа появилось потому, что он, будучи старым другом флагштока, когда-то был окрещен тоже «по-морскому» — «рундук». Услышав непонятное слово, кто-то обозвал его «бурундуком». Сходство с запасливым зверьком понравилось, теперь так и стали говорить: «Возьми у Бурундука», «Бурундучок, дай колпачок».
 
Роль в повести
«Эльдорадо» полезных вещей, деревянная спонсорская поддержка неимущих и нуждающихся.
 
Упоминается в главах 02 03 04 05 15 20 21 23 24
Художник Даниил Киприянов, 9 кл., гимназия № 6 «Горностай», Новосибирск
 
 
1 ] 
 
Вадик // старпом
Вадим Дубровский — герой Коллективной повести.
По сюжету
Учащийся одиннадцатого класса. Состоит в редколлегии школьной газеты «Полундра»: первый «зам», старший «пом» главного редактора Николая Николаевича Круглова.
Характеристика
Умный, аккуратный, вежливый, начитанный. Ответственно подходит к своим обязанностям. Лидер. Уважаем другими ребятами в «Полундре», и его авторитет заслужен. Иногда может быть строгим, из-за чего некоторые опасаются его «свирепого гнева». Обладает знаниями в области истории. Кроме того, думает о поступлении на исторический факультет. По склонности душевной и темпераменту Вадик относился к резонерам — людям, любящим высказывать вслух свои суждения. Родители парня — веселые и добрые любители активного отдыха. Однако Вадику всегда больше по душе было чтение книг.
Из детства героя
Посещал в детстве много спортивных секций: от плавания до карате, ходил с родителями в походы (но не получал от этого большого удовольствия). По словам бабушки Вадима, у парня художественный талант и проявляется он только тогда, когда мальчик рисует от души. В художку Вадик не хотел: там надо рисовать по заданию.
Интересные факты
Вечно не высыпается из-за многочисленных занятий и курсов.
Активный, умный
Думает, спорит, заводит
Историей увлекается и увлекает
Мечтатель
Упоминается в главах 01 04 05 06 15 20 21 22 46
Художник Дарья Шитикова
1 ] 
 
Верочка Кирилловна // Титаник
 
Вера Кирилловна Пароходова — учитель биологии и завуч.
Не только «говорящая» фамилия героини привела к появлению прозвища «Титаник» — свою роль сыграли и солидные габариты женщины.
Характеристика
Добрая, разговорчивая, отзывчивая. У нее феноменальная память на детей. Знает по именам всех учеников школы. Более того, она без задумчивости признает в солидных дядечках и тетечках вчерашних и даже позавчерашних Танечек и Ванечек. Как актеры не работают, а служат театру, так и Вера Кирилловна служила своей школе с того самого дня, когда выпускнице биохима Верочке вручили красный диплом и путевку в новостройку на окраине.
Вера Кирилловна любит детей и понимает их. Она с юмором реагирует на стихотворения Левашова, поддерживает его в поэтической схватке с Бурмашевым.
У Пароходовой есть кошка Дэнка, названная так в честь ДНК. Такое имя говорит и о любви Веры Кирилловны к биологии, и о ее чувстве юмора. Кошка, кстати, трехцветная. Как окажется в дальнейшем, именно она будет той трехцветной кошкой, которая попадет в кафе.
Особенности
Про эту даму в школе ходят легенды. Вера Кирилловна, сама того не подозревая, играет роль психолога не только для учеников, но для их учителей. Например, для Бурмашева.
Интересные факты
В молодости умела и любила лазить по деревьям. Не всегда была «Титаником». Была в своей школе в редколлегии газеты. Имеет каллиграфический почерк. Любит фотографировать.
 
Упоминается в главах 2 21 22
 
Автор статьи Артем Грунтов
Художник Дарья Шитикова
 
1 ]
 0 
 
 0 
 
Вера Кукина — эпизодический персонаж повести. Появляется только в одной главе.
Вера учится в одном классе с Ритоносиком и Катями.
 
Внешность
Невысокая, кудрявая девочка.
Характер
Характер у Верунции не самый лучший. Она без зазрения совести ворует плеер Кати. А еще она не умеет врать. Своим беспокойным и неестественным поведением она навела на себя подозрения и тем самым выдала себя.
Роль в повести
Именно Кукина помогла открыть Ритоносовой ее детективные способности.
Автор статьи Мария Высотенко
Упоминается в главе 2
Художник Стефания Мейская

  Картинка не соответствует легенде героя. На замену! 
 0 
 
 0 
 
Бодя
Григорий Вободаев — ученик 9 «А», одноклассник Марины и отпетый хулиган. Персонаж, первое упоминание о котором сразу говорит за себя: «9 „А” — все это хорошо знали — самый трудный класс в школе, там обитает целая компания „неуправляемых” под предводительством Вободаева. Грустную девочку, любящую море, ожидало малоприятное знакомство». В школе сидит на последней парте. В случае заседания «достопочтенных джентльменов» у гаражей восседает на стуле, а не на шинах, что сразу выделяет в нем вождя школьной «интеллигенции».
Характер
Напыщенный, самолюбивый, дерзкий драчун. Из-за отстутствия словарного запаса и нескольких извилин привык действовать кулаками. Любит командовать и чувстствовать себя главным. Всю грязную работу передает Канарейке, товарищу из шайки. Однако, когда Марина стояла на подоконнике, уступил ей то ли из трусости, то ли из страха за ее жизнь. Тут уж решать читателю. Храбрый авантюрист-романтик, который ради дамы способен на нелепые, но смелые поступки. Не каждый решится пройти по городу в ластах.
Внешность
Высокий, вечно в майке, спортивного телосложения. Характерная особенность — длинный нос.
Интересные факты
Круглогодично ходит в майке, несмотря на погоду, чтобы демонстрировать фигуру. Лишь зимой надевает куртку, но все на ту же майку.
Роль в повести
Постоянные стычки и конфликты с Мариной из-за его симпатии к ней. Из-за своей недалекости уделяет ей внимание, создавая проблемы. В конце повести есть попытки ухаживаний и геройских поступков.
Упоминается в главах 01 03 17 21 29 50 51 52
Автор Виталий Мельничук
Автор фото Лариса Боброва, заместитель директора, школа-интернат IV вида № 38, Ростов-на-Дону

Картинка не соответствует легенде героя. На замену!
1 ] 
 
Вован
Владимир Старостин — второстепенный персонаж повести. Интернет-гений «Полундры». Всегда находится в онлайне в поиске чего-нибудь нового. Всегда в курсе всего. Именно он предлагает газете поучаствовать в конкурсе на Портале Школьной Прессы.
Очень быстро загорается какой-то идеей. Одноклассник и друг Никиты Маленко.
Характер
Упрямый — если запала какая-то мысль в душу, то мальчику тяжело от нее отказаться. Не злопамятный, но обидчивый.
Интересные факты
Любит предлагать какие-то идеи и декламировать их в руки, сложенные в рупор. Постоянно сидит на трехколесном полуразломанном стуле.


Виртуоз
Остроумный, айтишный
Вытащит, докажет, поставит
Крылатость от летучих рептилий покажет, шрифтография какая-то
Астронавт
Упоминается в главах 04 05 06 15 20 21 22 46
Автор статьи Мария Высотенко
Художник Дарья Шитикова

Картинка не соответствует легенде героя. На замену!
 
 
В детстве у маленького Круглова был пожилой кот по кличке Воробей. Дружелюбен и добр: мирно жил под общей крышей с одноглазым попугаем Кутузовым. Усатый-хвостатый не обделен чувством сострадания — пока Коля сидел под столом, жалея о выходке с конфетами и размазывая кулаками по лицу слезы, его питомцы глядели на него с сочувствием. Об этом герое очень мало известно, но можно предположить, что он был очень дорог Ник Нику.
 
Упоминание: глава 49-01 
Тэги:  Животное
 0 
 
 0 
 
Одна из сюжетных линий Коллективной повести связана с работой редколлегии газеты «Полундра», главным редактором которой является Николай Николаевич Круглов.
 
Общая идея
Название газеты объясняется известным сходством школьной жизни и морского быта (доказательства в первой главе).
И там и там велика доля непредсказуемых событий, влияния стихий и ощущения ничтожности человека перед превосходящими его силами природы. Любой внимательный наблюдатель легко найдет аналогии стихиям, неожиданным сменам погодных условий и ощущения катастрофичности бытия в ежедневной школьной жизни. Дело в том, что школьник, как и моряк, во многом зависит от складывающихся обстоятельств. Только моряк — в силу столкновения с превосходящими силами природы, а школьник — в силу ограниченности знания об окружающем мире и зависимого положения в школе. В концентрированном виде все это и выражено в возгласе «Полундра!», который в примерном переводе означает «Спасайся, кто может!»
Однако, для нас в данном случае важно не содержание этого возгласа, а его направленность на диалог. Ведь «Полундра!» — это, в первую очередь, обращение к товарищам. Смысл: «Давай будем делать это вместе!» Изначально, конечно, имелось в виду — вместе спасаться. Но, как мы уже отмечали, и на море, и в школе все очень переменчиво. Минута — и обстоятельства изменились, буря прошла, а установка на взаимодействие осталась.
 
Немного голландского
Считается, что слово «Полундра» голландское по происхождению. И в связи с тем, что это голландское выражения становится своего рода родовой приметой газеты, решили учредить в газете «Уголок голландского языка». Где публиковать жизненноважные и спасительные по своему характеру тексты, но исключительно на голландском языке. Желающие найдут способ перевести, зато сам способ добывания знания сделает информацию столь же запоминающейся, как и уже известная всем «полундра».
 
Целевая аудитория
Газета адресована ученикам Той Самой школы, в которой учатся Герои Коллективной Повести, а также всем, кто пока еще неуверенно чувствует себя в океане жизни, а также всем, кто в трудный момент не будет в одиночку бежать с корабля жизни, а крикнет «Полундра!», и даст установку на взаимодействие.
Мы обрисовали возрастной, географический и эмоционально-психологический характер целевой аудитории «Полундры».
 
Периодичность издания
Газета «Полундра» издается тогда, когда хотя бы два человека почувствуют в этом необходимость. Это могут быть два человека из редакции газеты (смотри ниже состав Адмиралтейской коллегии), либо двое из внешнего мира, попадающие под понятие «целевая аудитория» (смотри выше).
Иными словами, эти два человека должны придти в Адмиралтейскую коллегию и заявить: «Полундра!». И тут «Полундра» должна появиться. Но, понятное дело, чтобы газета вышла в ответ на этот призыв, должна быть проведена большая подготовительная работа: написаны статьи, подготовлены фотографии, сделан оригинал-макет. Иными словами, Адмиралтейская коллегия газеты находится в непрерывной работе и непрерывной готовности к выпуску издания.
 
Тираж
Тираж издания определяется кругом нуждающихся. Число же нуждающихся зависит от многих факторов. Как максимум оно должно не превышать числа учащихся школы, в которой газета издается.
Мы предлагаем формулу для расчета конкретного количества экземпляров каждого номера:
N = (A*F)/02-01
Где А — число учащихся школы, F — фактор сезонности (зависит от месяца года, в сентябре F имеет максимальное значение, равное единице, в каждом следующем месяце этот коэффициент теряет одну десятую, в связи с фактором привыкаемости).
Отдельно по поводу выражения (-1). Газеты всегда должно не хватать. Одна должна быть желанна, поэтому издается всегда на один экземпляр меньше, чем планировалось.
 
Цветность
Газета издается в черно-белом варианте и раскрашивается цветными карандашами усилиями всей Адмиральской коллегии. За каждым членом Адмиральской коллегии закреплен карандаш определенного цвета. Цвет, с одной стороны, несет примерно ту же смысловую нагрузку, что и пояса разного цвета в карате. С другой стороны, отсутствие даже одного члена Адмиральской коллегии будет означать отсутствие карандаша соответствующего цвета и делает невозможным выпуск газеты. Этим подчеркивается важность каждого человека для «Полундры».
 
Способ распространения
Поскольку газета «Полундра» рассчитана на взаимодействие, то сам способ ее распространения преследует ту же цель. Делается это следующим образом: газета издается двумя частями; часть А включает первую половину страниц издания. Часть Б содержит вторую половину издания. Части А и Б являются относительно независимыми и распространяются принципиально в разных классах. Ожидается, что читатель, прочитав, например, часть А, захочет познакомиться и с частью Б. Но для этого ему придется обратиться к одному из представителей другого класса, то есть вступить во взаимодействие. Так и реализуется основная цель «Полундры» — диалог между читателями и установка на взаимодействие.
Газета «Полундра» распространяется в обмен на условную внутришкольную валюту — «полундрики». «Полундрики» могут быть заработаны всеми учащимися школы и другой целевой аудиторией газеты, как эквивалент достигнутых успехов в других областях жизни: в учебе, в спорте, в искусстве. Таким образом, сам способ распространения газеты нацелен на поощрение успехов и сотрудничества учащихся во всех областях жизни.
 
Основные рубрики
Названия основных рубрик привязаны к морской тематике, которая как уже было отмечено, в силу исторических причин является родовым знаком «Полундры». Итак:
Рубрика «Человек за бортом!» — судьбы выпускников школы.
«Увольнительная» — в фокусе этой рубрики те ученики, области увленчения, образ поведения и мыслей которых являются предметом интереса. Почему «Увольнительная»? Потому что в морской лексике «увольнительная» — это поощрение.
«Плавали. Знаем!» — реакция газеты на события внешнего (по отношению к школе) мира.
«Салага» — традиционно, в каждом номере «Полундра» предоставляет эту рубрику человеку, который еще никогда и ничего в «Полундре» не писал. Таким автором может быть и ученик, и учитель.
«У штурвала» — творческие портреты учителей школы.
«Спасательная шлюпка» — разбираются сложные ситуации взаимоотношений, складывающиеся в школьной жизни.
«Девятый вал» — творчество учеников школы: проза, поэзия, живопись.
«Кают-компания» — афоризмы, приколы и другие неожиданные события школьной жизни.
«Адмиральский час» — дни рождения и другие значимые даты, связанные как с отдельными личностями школьного коллектива, так и с группами таких лиц. В общем, поздравления.
 
Упоминается в главах 01 02 04 05 08 09 11 20 21 22 23 24 25 28 29 30 36 37 40 41 43 46 48 51
Автор иллюстрации Елена Mаханова, учитель, центр образования № 1830, Москва
 
 0 
 
 0 
 
Карелия
 
Калерия Генриховна преподает географию
 
Именно на ее уроке Звонарев размышляет о кафе и строке.
 
В школе среди учеников получила прозвище — Карелия. Уж очень она любила ездить с детьми туда в походы. Обожает туризм с рюкзаками и байдарками. Имеет очень трескучий голос, как и любой типичный учитель географии. Дотошная. Ошибки учеников воспринимает как личную трагедию. Строго контролирует выполнение домашних заданий и терпеть не может работ от руки. В школе славится своей строгостью, и некоторые дети боятся идти к ней на урок. По ее мнению, во всем должна быть четкость. Не отрицательный, но и не совсем положительный герой повести. Просто выполняет свою работу.

Упоминается в главе 44
 
Автор статьи София Овдина
Иллюстрация #307, «Окно», Москва
 0 
 
 0 
 
Один из обитетелей кафе и единственный, кого нельзя увидеть. Он «вдруг и как будто отовсюду». Голос имеет обыкновение тоном, не терпящим возражений. Он служит кому-то, называя его «хозяином», и тоже обязан подчиняться правилам. Выполняет роль проводника, привратника и раздатчика загадок.



Однажды сказал сам, что имеет право подсказывать, но только в экстренных ситуациях. Обладает чувством юмора, хотя порой и не смешно.



«С Голосом вообще непонятка. Проверка на собаку? Вроде служит Медиуму (или кого он там хозяином

называл?). Но парень не вредный. И свое дело делает, и нам не мешает. Иногда даже сочувствует. Пусть себе сидит в «Черном ящике». Стоп, а не Голос ли нас выкидывает? Точно, он! Перенести во враги? Да нет, просто работа у него такая… »

(Леха, глава 35-01)
 
 
Упоминается в главах: 7, 18, 35, 30
фото взято из гусеницы, автор: Губерния
1 ]
 0 
 
 0 
 
Даник // Едкий
 
Один из членов редколлегии газеты «Полундра», учащийся 9 «А» класса.
Все называют его Едким (Прим. едкий — разрушающий, разъедающий). Зовут так мальчика за его острый на колкости язык, что не нравится самому Данику. Однако своим поведением и репликами он только оправдывает свое прозвище. Язык — его оружие, которое не убивает, но порой сильно бьет. Злобы же в этом парне нет, если только к своему школьному противнику — Вободаеву. Язвительность Даниила — это, скорее, защитная реакция.
Характеристика
У героя аналитический ум. Структурирование информации — не проблема для него.
Носит маску весельчака, которого ничего не волнует, а в душе это глубоко страдающий мальчик с травмой из детства и симпатией к Марине.
Первая любовь и раскрытие героя
Возникшее чувство к новенькой (Марине) изменило героя. Это касается и отношения парня к отцу, оставившему семью несколько лет назад. Трогательные воспоминания Даника о том, как вместе с отцом они занимались созданием макетов кораблей, горечь предательства — эти противоречивые обрывки воспоминаний не давали парню понять, что он сам из себя представляет. Но появление Марины повлияло на него положительно. Он раскрывается нам как романтичный молодой человек, способный на помощь и защиту. Даник начинает понимать, что у отца были свои причины и вечно осуждать его тоже нельзя. Цветочек, выросший на «ядовитой почве», преображается на наших глазах.
 
 
Амбициозный, дерзкий
Нарывается, острит, влюбляется
Ищет возможность общения с Мариной
Красавец)
 
 
Упоминается в главах 01 04 06 16 17 21 22 29 44 46 52
 
Автор статьи Кира Наумова
Художник Дарья Шитикова


Картинка не соответствует легенде героя.
1 ] 
 
Жека
 
Женька — второстепенный персонаж Коллективной Повести, лучший друг Игоря Круглова с детства.
Внешность
Коренастый парень с вьющимися волосами.
По сюжету
Один из тех героев, которым посчастливилось побывать в кафе. Он ходил туда по просьбе Игоря Круглова и…В качестве собаки. Лучший друг попросил Женьку притвориться собакой, потому что Игорю надо было попасть в кафе, а без собак туда не пускали. Лабрадора Чарлика в тот момент подозревали в том, что он находится под чарами Медиума. Однако Голос таким образом не провести и, находясь в кафе, ребята поплатились за обман. Именно вместе с Женькой Игорь уносит ожившую статую из «29 генваря».
Встречается с Полиной, в которую влюблен Степа Пусякин.
Характер
Сильный и храбрый, даже он испытывал чувство страха, находясь в туннеле в «29 генваря». Довольно скептичен. Побывав в кафе, не хочет верить в то, что оно связано с волшебством и Петровской эпохой. Именно поэтому он пытается «вразумить» Игоря и Лешу Звонарева, подкидывает им идеи, что кафе — это всего лишь дом ужасов и вся магия в нем подстроена. Однако постепенно «его критическая уверенность идет на убыль». По словам Николая Николаевича Круглова, у Жени «парадоксальное мышление», то есть непривычное, оригинальное.
Интересные факты
Не любит насекомых. А еще змей и ящериц.
 
Художник Дарья Шитикова
 
Упоминается в главах 18 19 26 27 28 31 32 43

Картинка не соответствует легенде героя.
 
 
Игорь // Игорян // Большой брат

Игорь — сын Николая Николаевича. Часто упоминается как Круглов-младший. Леша называет его «Большой брат». Сначала кажется второстепенным персонажем, но по мере развития сюжета становится в шеренгу главных героев.
Внешность
Подробного описания нет. Если исходить из действий, то можно определить, что молодой человек довольно-таки сильный, следовательно, спортивного телосложения. Цвет волос такой же, как у отца. Но в остальном не похож на НикНика.
По сюжету
Игорь Круглов учится на геологическом факультете. С детства увлекается землей и всем, что с ней связано. Именно благодаря ему стало известно, что найденный в кафе камень — аквамарин. Игорь сразу заинтересовался таинственным заведением и, не теряя времени впустую, сагитировал своего верного друга Женю посетить его.
Побывав в кафе вместе с Женькой, он выносит оттуда Статую. Постепенно становится ясно, что сюжетные линии юноши и девушки связаны. Игорь симпатизирует ей. В одной из глав описывается, как он волновался о своем внешнем виде перед тем, как предстать перед Статуей.
Круглов-младший с заботой относится к Лешке. Покинув кафе без него, Игорь волнуется и переживает за младшего брата. Он любит Звонарева и за его любопытство, и за торопливость, и за непреодолимое желание сунуть нос, куда не надо. В общем, Игорь — отличный старший брат.
Несмотря на то, что Игорь уже взрослый, Николай Николаевич видит в нем своего маленького Игорешку. У отца с сыном теплые и крепкие отношения. Непохожие снаружи, они похожи по поведению, повадкам и даже некоторым привычкам.
Характер
Хозяйственный: в первое свое появление готовил завтрак; пунктуальный: терпеть не может, когда кто-то опаздывает, в чем является полной противоположностью своему другу Женьке. Игорь упрямый, всегда готов добраться до истины. Он терпеливый (учитывая, что его брат — Леха, а Статуя обращает внимание на все, кроме того, что надо, Игорь просто идеал терпения), хотя в разговоре с НикНиком проглядывает его детское любопытство, нетерпеливость.
 
Упоминается в главах 10 18 19 26 27 28 30 31 37 38 41
Автор статьи Екатерина Диденко
Художник Дарья Шитикова

  Картинка не соответствует легенде героя. На замену! 
1 ] 
 
Мыслительный прием Николая Николаевича Круглова, который он придумал еще в детстве. Применяется, если нужно выяснить, могло ли случиться все иначе, чем произошло.
Чтобы ответить на этот вопрос, вырежьте из бумаги или картона карточки (можно взять стикеры) и напишите на них слова, имеющие отношение к ситуации. Это могут быть действующие лица, их чувства и мысли, слова… Можно использовать ассоциации. Расположите подготовленные карточки на столе и вниматеьно на них посмотрите: Что произошло бы, если бы не было первой карточки? А если второй? Продолжайте, пока не обнаружите «решающий» листочек. Если ситуацию необходимо изменить, имеет смысл начать именно с того, что на нем написано. Правда, такая карточка может и не обнаружиться. В таком случае, вероятнее всего, иначе случиться не могло.
Эта игра помогла маленькому Коле Круглову оценить, какие последствия может иметь ложь. Повзрослев, герой играет в «Если бы», загадывая жизненные и исторические события.
 
Об игре «Если бы» рассказывается в Главе 49 (эпизоды 02, 03)
 
Автор рисунка: Олеся Бушова, гимназия № 32, Калиниград
Тэги:  НикНик
1 ]
 0 
 
 0 
 
Историчка (так она фигурирует в повести) — герой эпизода, относящегося к категории «Уроки».
Ее роль — рассказать Ритке о «Ведомостях» и реформе азбуки.
 
В школе учительницу прозвали «справочным бюро». Жуткий клаустрофоб и ведет уроки только с открытой в кабинет дверью. Имеет очень мелодичный, даже оперный голос. Все окружающие были уверены, что жизнь исторички непременно связана с театром. Сама она это опровергала. «Это меня экзамены воспитали. Экзамен — вот актерская школа моей жизни», — говорила она.
Управляет классом одним взмахом руки, как настоящим хором. Очень любит шутить с детьми. Вообще, очень любит детей. Как и любой учитель, хочет научить детей понимать историю, а не зубрить ее. Носит очки и имеет милые ямочки на щеках.

Упоминается в главе 14

Автор статьи София Овдина
Художник Анастасия Артюхова

  Картинка не соответствует легенде героя. На замену! 
 0 
 
 0 
 
Бравый богатырь, печатник, ворочавший тяжелейшие инструменты печатни и издававший «Ведомости» 1713 года вместе с братом Еремеем. Неохотно идет на контакт. Говорит загадками, как, в принципе, и все обитатели кафе. Рассуждает о ценности печатного дела. Ворчливый, серьезный, в чем-то суровый человек. С легкой подачи Звонарева запоминается читателю как Великан.

Упоминается в главах: 08 и 36
 
Автор статьи Ксения Седых
Художник Надежда Пророкова
Тэги:  Кафе Карара
 0 
 
 
Екатерина I и Екатерина II
 
Катя П. и Катя В. — второстепенные персонажи Коллективной Повести. Участницы редколлегии школьной газеты «Полундра». Друзья также назывыают девочек Екатериной Первой и Екатериной Второй, по первым буквам их фамилий. Постоянно присутствуют на полундровских заседаниях.
Они — лучшие подружки. В КП о них говорится так: «живое опровержение сплетен про девичью дружбу»
Внешность
Об их внешнем видео ничего не известно.
Характер
Девочки-болтушки, повсюду ходят вместе. Также они дружат с художником-дизайнером Машенцией. Подруги инфантильны и невнимательны. Кстати, об их роли в газете «Полундра» история тоже умалчивает. Кати всегда в хорошем настроении. Настолько долго общаются, что у них даже одинаковый ход мыслей. А также они очень любят сплетничать.
Девочки ничего не знают о происходящем в кафе. В силу своей невнимательности, они не замечают суматохи вокруг них.
 
Роль в повести
Особой роли в повести Кати не играют, но создают настроение и расширяют галерею женских образов КП.
 
Упоминаются в главах 04 05 07 21 29 48
Автор статьи Мария Высотенко
Художник Дарья Шитикова
 

  Картинка не соответствует легенде героя. На замену! 
 
1 ]
 0 
 
 0 
 
Одноглазый попугай Кутузов жил у маленького Коли Круглова. Зрение он частично потерял в неравном бою (с кем — не уточняется). Он отлично ладил с пожилым котом по кличке Воробей. Когда провинившийся Ник Ник сидел под столом, размазывая кулаками по лицу слезы, попугай проявил вполне человеческое сочувствие и глубочайшее сострадание.
Наверное, Кутузов был очень дорог Круглову.
Об этом герои мало информации, он упоминается единожды, в главе 49-01
Тэги:  Животное
 0 
 
 0 
 
Лиловый друзик — страшная замызганная коробка жуткого кислотного цвета с выдвижными ящиками по бокам и одним посередине с надписью «ЛД», стоящая в редакции «Полундры».
 
Безусловно, важный предмет в жизни ребят из редакции школьной газеты, потому что вокруг друзика строится особый ритуал посвящения новеньких в члены «Полундры». Обряд достаточно прост: новоприбывший «салага» не глядя достает из отверстия ЛД записку, оставленную кем-то из предыдущих испытуемых, вслух читает задание (совет), написанное на вытянутой бумажке, и выполняет его. После успешного прохождения этого «уровня» новенький сам оформляет и бросает в коробку новую бумажку взамен старой. Так происходит круговорот церемоний посвящения Лилового друзика.
 
Такое неординарное название ящик получил из-за креативного мышления Даника. Коробка попала в редакцию вместе с Многоуважаемым стендом. И надпись «ЛД» на нем означало всего лишь «Листы достижений» — вот сюда пионеры складывали отчеты своих отрядов об успехах. Но однажды Титаник, находясь в редакции, обнаружила эту коробку и спросила, что же значит это сокращение, в ответ же ей последовал находчивый ответ Едкого, что это Лиловый друзик. Почему именно друзик? Не знает никто, даже сам Даник. Просто друзик, и все.
 
Роль в повести
Ключевой предмет в ритуале посвящения новеньких в члены редакции «Полундра».
 
Упоминается в главах 15 16
 
Автор статьи Виталий Мельничук
Художник Екатерина Тимошевская
 
 
 0 
 
 0 
 
Ляля Кочкина — эпизодический персонаж повести, который окутан тайной. Ляля — двоюродная сестра Ритоносика.
Ляле уже 18, она студентка. Несмотря на то, что Кочкина старше Ритки, девушка переодически просит помощи у Носовой. Даже и ежу понятно, что у них крепкая сестринская дружба.
Лялька влюблена в местного «Кена» Феликса и пытается всячески ему понравиться.
 
Характер
Ляля очень наивная и доверчивая. Вроде взрослая девушка, а верит в потусторонние силы, и даже проводит с подругами спиритические сеансы. Она настолько верит в колдовство и силу примет, что даже свои неудачи в жизни сваливает на женщину с пустым ведром, черную кошку или число 13.
Когда Ляле надо что-то попросить у Риты — ее голосок сразу же становится милым и нежным.
 
Роль в повести
На первый взгляд, роль незначительная, но… Другие герои повести Женька и Игорь, попав в кафе на улице Волшебкина находят статую, которая облачена в платье, которое чем-то напоминает одеяние Ляли. Но пока одни лишь вопросы, ибо о том, стала ли Лялька Статуей, или это Статуя похожа на Ляльку — ответов нет. Время покажет.
 
Интересные факты
Ляля страдает особым типом расстройства — она не может запоминать стихотворения. Несмотря на свою болезнь, девушка упорно мечтает стать поэтессой. Кочкина купила себе тетрадь, но стихи туда не записывала — все ждет, когда придет вдохновение или гороскоп скажет, что сегодня у нее день творчества.
 
Упоминается в главах 12 13
Автор статьи Мария Высотенко
Художник Стефания Мейская
 
 0 
 
 0 
 
Поэтесса // Маринка
 
Марина Анискевич — одна из главных героинь Коллективной повести «29 генваря». Приезжает из Калининграда и, придя в новую школу, сразу вливается в команду газеты «Полундра». В главе «Вся правда о Лиловом Друзике» проходит испытания, которым подвергаются новички, и даже сама устраивает маленькое испытание Данику Едкому. Ребята хотели сбить ее с толку с помощью морских терминов, а оказалось, что Марина сама знает их на отлично, ведь она выросла на море, ее отец моряк.
Сюжетные подробности
Новенькая девочка в 9 «А» классе. Приехала из Калининграда. Мама — врач, отец — моряк.
Внешность
Темные волосы, длинная челка и синие глаза. Неизменная часть гардероба — атласная синяя ленточка. Девочка любит вплетать ее в косички или привязывать к одежде, рукам и сумке.
Привычки и занятия
Пишет стихи, из-за чего Вободаев иронично называет ее поэтессой.
Марина довольно-таки цельная личность — она может дать отпор хулигану. В главе «К вопросу о конгениальности» вступает в схатку с Вободаевым и выходит победительницей.
Марина-Даня-Вободаев
По сюжету непонятно — симпатизирует она Данику или это он сильно хочет, чтобы было так.
Отношения Марины и Едкого строятся сначала на обоюдных язвительных замечаниях и «подколках», а затем перерастают в симпатию. Марина нравится и Вободаеву, но тот не признается в этом.
 
Упоминается в главах 01 04 05 06 14 15 16 17 21 22 29 44 45 46 49 
 
Автор статьи Мария Высотенко
Художник Стефания Мейская
 

Картинка не соответствует легенде героя. На замену!
 0 
 
 
Машенция // Маня // Марья-краса
Маша — одна из героинь повести. Художник и дизайнер газеты «Полундра».
Именно Маша приводит Марину в газету и знакомит ее со всеми.
Мария не любит, когда критикуют ее работы. Может изобразить предмет только тогда, когда его увидит воочию, почувствует. Именно поэтому ей пришлость пойти в туалет, чтобы идеально нарисовать унитаз.
Характер
Маша очень общительная. Всегда в крусе всего, очень активная. Помимо своего взрывного характера Маша довольно нетерпеливая. В голове всегда много идей.
Роль в повести
Она — «Ритоносик» школьной жизни. Пока сыщица Носова следит за кафе, Маша следит за «Полундрой» и школой. Также она является инициатором отношений Марины и Даника.
Интересные факты
Любимая фраза юной художницы: «Я это рисовать не буду». Но после долгих уговоров девушка все-таки рисует то, что ее попросили. При этом выполняет свое работу идеально.
Упоминается в главах 01 04 05 06 15 16 17 20 21 23 24 29 43 44 46 50 52
Автор статьи Мария Высотенко
Художник Дарья Шитикова

  Картинка не соответствует легенде героя. На замену! 
 
 
Многоуважаемый стенд — пробковая доска, висящая у двери на стене редакции «Полундра».
 
Играет роль информационного обеспечителя, хранилища заметок, чата для общения и организатора деятельности ребят. С помощью разноцветных кнопок и флажков на него прикрепляются важные записи, планы, пунктики и сообщения, координирующие дальнейшие действия членов «Полундры», которые, в основном, связаны с выпуском следующего номера. Отвечал за него, находящийся на одном из стратегически важных крыльев Стенда, «Издательский план». В начале каждого учебного года белый, как сливочное мороженое, лист с таким названием возникал на пробковом поле. И каждый, у кого в голове вспыхивала тема, оставлял там свой след. Рядом с вкинутыми таким образом идеями люди «Полундры» ставили автографы или смайлики (как всегда делал Вовка), или жирные крестики (по примеру Мали). Между тем, идеезапас создавался неслабый — порой из одного учебного года неиспользованные придумки перетекали в другой, а то и дальше.
 
Название Многоуважаемый стенд перенял у своего предшественника: обтянутого дерматином деревянного монстра с выцветшими местами буквами «Пионерская дружина на марше». Он, собственно, и получил от Круглова, всегда с почтением относившегося к старине, звание «Многоуважаемого». Но дерматиновый век не бесконечен, и на смену громоздкому чудищу явился современный и функциональный красавец. А прозвище осталось.
 
Роль в повести
Конкретно в повести промежуточный «персонаж», который встречается нечасто, обычно, в виде простых упоминаний. Но читатель понимает, насколько важно его наличие в жизни редакции в целом.
 
Упоминается в главах 05 06 15 20 21
 
Автор статьи Виталий Мельничук
 
Автор иллюстрации Анастасия Голышева, 10 кл., гимназия № 6 «Горностай», Новосибирск
 
 
«Мулька» — тайный шифр, который Ритка Носова использует для ведения тетради «Энигмы». Основу его составляет буквосочетание ра-де-ки-но-му-ля. Любая зашифрованная фраза превращается в бессмысленный набор букв для любого потенциального читателя записей, не посвященного в тайны кода.
Когда Ритуле нужно записать что-то секретное, она просто заменяет одну букву другой, стоящей с ней в паре. Актр — так выглядит имя юной сыщицы, зашифрованное «мулькой». Бкнянгкл — ее любимая наука. Этот шифр помогает скрывать от посторонних глаз то, что должна знать только Рита.
Подробно «Мулька» описывается в главе 2, а упоминается в главах 11 и 34.
 
Фото: Диана Яковлева, 7 кл., школа № 272, Москва
Тэги:  Шифр Ритка
1 ] 
 
«Нетленка» — тетрадь Ляли Кочкиной. Девушка стремится стать поэтессой, но страдает редким видом расстройства — не может запоминать стихи. «Нетленка» призвана помочь справиться с этой проблемой. Ее листы заполняются рифмами, найденными Лялей в библиотеке им. Чехова. Всевозможные выражения, которые она почерпнула, пролистав книги с сотни полок, заботливо вписаны в «Нетленку». Кроме резерва рифм сюда помещаются и сложные словоформы — вроде «корпуленции» — для контраста.
 
В тексте повети нет прямого указания на это, но скорее всего название «Нетленка» тетради Ляли дала ее двоюродная сестра Рита Носова.
 
«Нетленку» можно встретить в главе 13 (эпизоды 08, 09)
 
 0 
 
 
Маля // Никитка
Никита Маленко — второстепенный персонаж повести. Постоянный посетитель заседаний реколлегии «Полундры».
Один из самых юных членов газеты. Никита живет в неблагополучной семье. Родители, в прошлом инженеры, сейчас работают на рынке и выпивают. Мальчику не всегда удается делать домашнее задние дома. Работает с 9 лет, спит везде, где можно.
Чаще всего читатель застает Никиту делающим уроки в штаб-квартире «Полундры».

Характер

Мягкий характер — ненавидит ссоры. Преданный друг. Поддерживает идеи своего товарища Вовки Старостина, даже если с ними не согласен. Довольно молчаливый и скромный.

Пока в газете ему не дают сложных заданий, он пишет только коротенькие заметки.
Не всегда Мале удается справиться с домашним заданием — тогда ему на помощь приходят товарищи из газеты.
В пятом классе взорвал в туалете петарду, за что к нему стала предвзято относиться заместитель директора школы Вера Кирирлловна Пароходова.
Роль в повести
Никите отведена миротворческая роль. Мальчик мирит рассорившихся юнкоров, демонстрируя идеальные навыки дипломатии.
Интересные факты
У ребенка ухудшается зрение. Окулист посоветовал Никите делать специальную гимнастику для глаз.
Сначала выполняет домашнее задние по тем предметам, которые у него получаются хуже всего. Считает русский язык самым сложным, поэтому делает его в первую очередь.
Упоминается в главах 04 05 06 15 20 21 22 46
Автор статьи Мария Высотенко
Художник Дарья Шитикова

  Картинка не соответствует легенде героя. На замену! 
 
 
НикНик // главред // капитан
 
Этот персонаж повести планировался как главный, но со временем его, как ни печально, вытеснили его ученики. Однако для логичного завершения сюжета все-таки важно суметь поставить его в основу повествования.

Внешность
Николай Николаевич — это невысокий полный человек с роскошными усами и теплыми карими глазами, вокруг которых появляются морщинки, когда он улыбается. У него доброе круглое лицо, он улыбчив и невероятно лучист, если верить первым главам. Но по ходу повествования его внешняя аура становится все мрачнее, он воспринимается читателем все более и более серьезно. Оказывается, что это не просто добрячок-простачок, а реальный человек, умеющий справляться с любыми жизненными трудностями и даже трагедиями.

Характер
Круглов очень добродушен и умен. Он всегда знает гораздо больше, чем говорит, что заметно из его диалогов с сыном Игорем, с Сашенькой — его возлюбленной. Он готов прийти на помощь любому ученику, которому она требуется. Круглова связывают очень тесные отношения с его учениками, о чем говорит даже прозвище, которое те ему дали — НикНикыч. Кажется, что это неуважительно и фамильярно, но нельзя не согласиться, что мы фамильярничаем лишь с близкими нам людьми. Важно отметить, что Круглов общается с детьми на равных. Порой кажется, что с ними Николаю Николаевичу гораздо проще разговаривать, чем со взрослыми.

Роль в повести
Круглов является ключевой фигурой Коллективной Повести. Именно с него и, предположительно, для него началась вся история с таинственным кафе «29 генваря». Николай — основной движитель главной нити повествования. Благодаря его воспоминаниям для читателей потихонечку начинает распутываться клубок происходящих событий. Например, оказывается, что бумаги, полученные им в загадочном конверте из вышеупомянутого кафе, являются текстом никому кроме него не известной гипотезы о Петре и его реформе алфавита. Некоторые другие параллели так же прослеживаются между временем повествования и Петровской эпохой: например, печатник Карара очень похож на Круглова образом мысли и поведением, а также он являлся дедушкой Александры Александровны — любимой женщины Николая. Рискну предположить, что здесь имеет место реинкарнация, переселение душ, а, может, просто великая спираль истории.
 
 
Упоминается в главах 01 02 03 04 05 06 07 09 10 11 14 15 19 20 21 26 27 28 29 30 31 32 33 37 38 39 41 46 48 50

 
Художник Дарья Шитикова
 
 
Полина — сравнительно новый персонаж Коллективной Повести. Владелица двух «подозрительно спокойных», по мнению Лехи Звонарева, такс. Студентка психологического факультета. Девушка Жени. «Фея с третьего этажа» и тайная любовь изобретателя Степана Пускина.
Внешность
«Врата в неизвестность притворила девушка в бирюзовом платье в мелкий горошек („в цвет глазам!” — задохнулся Степа), в домашних тапочках с заячьими мордочками („мои” — возликовала его душа)» (Гл. 43–03)
Характер
Очевидно, Полина получила хорошее воспитание: она говорит на литературном языке, выставляя непрошеных гостей Леху и Пусякина за дверь. Судя по тому, что она краснеет, думая о Жене, она натура тонкая и романтичная. Любит животных (иначе не завела бы собак) и разговоры по душам (иначе не стала бы психологом). Кроме всего перечисленного, не лишена любопытства — хочет узнать, что от нее скрывает ее молодой человек.
Роль в повести
Пока что роль героини туманна. Но не зря о ней так ярко заявили. Значит, еще услышим о фее-Полине. И не раз.
Упоминается в главах 43 45 46
 
1 ]
 0 
 
 0 
 
Практикантка, заменяющая учительницу литературы Дануту Станиславовну, — второстепенный персонаж.
Внешность
Подробного описания ее внешности мы не видим, но знаем, что она молода.
По сюжету
Первый раз читатель встречает ее в 3 главе в эпизоде, где Ритка спросила молодую учительницу, почему вместо строк в «Евгении Онегине» стоят точки. Практикантка не знала ответа, но и признаться в этом не хотела. Она дала Носовой задание сделать доклад на тему «точек». Первое впечатление о молодой учительнице складывается именно по этому эпизоду. Боязнь признаться в незнании, попытка прикрыть это незнание, неумение работать с детьми — именно это видит читатель.
В следующий раз мы встречаем этот персонаж уже в 29 главе, где происходит схватка Марины и Вободаева. Практикантка вновь предстает не в лучшем свете. И только узнав ее получше, читатель уже не так строг к ее педагогическим ошибкам. Мы понимаем, что начинать преподавательскую деятельность невероятно трудно, особенно, когда твои ученики — уже имеющие собственные взгляды и амбиции молодые люди.
Характер
При первом знакомстве читатель видит ее высокомерие и боязнь признать ошибку. Однако все не так просто. Хоть учительница и выглядит жесткой, проказы Вободаева выводят ее из этого состояния. Ритка видит ее уже не уверенной в своей правоте и не желающей слушать учеников, а хрупкой и ранимой. Учительница плачет навзрыд, и Носовой, и нам становится ее жаль. Она, как и многие начинающие учителя, вовсе не так уверена в своем успехе, боится, что все делает не так, что у нее ничего не получится. Немного поддержки и понимания, и эта практикантка понравится и героям повести, и нам.
Интересные факты
В Коллективной повести так и не появилось ее точное имя. То ли она Дарья Сергеевна, то ли Дарья Андреевна, а может, Анастасия Павловна или Мария Сергеевна.
Упоминается в главе 03 29
 
Автор статьи Екатерина Диденко
Художник Дарья Шитикова

  Картинка не соответствует легенде героя. На замену! 
 
 
Ритоносик // Ритуля //сыщица // агент Ноль-Ноль-Нос
Рита Носова — это одна из главных героинь повести, которая образует сюжетную линию, связанную с расследованием истории, происходящей в кафе «29 генваря».
Впервые появляется в главе «Странный конверт, амбидекстр и два полушария» и далее на протяжении всей повести ведет слежку за героями, посвященными в тайну кафе: Кругловым и Лехой Звонаревым.
Внешность
У девочки рыжие волосы, немного длиннее обычного нос, который «очень даже ничего».
Учится в 9 «А» классе. Она очень любопытная, и когда чувствует какую-то тайну, начинает шевелить своим носиком, как будто принюхивается.
Отношения с другими героями
Рита живет недалеко от Лехи Звонарева, что дает ей возможность следить за ним из окна. Это нужно ей, чтобы сложить пазлы, на которые она разбила всю историю с кафе. Несколько раз она пытается сама пробраться туда и для этого вместо настоящей собаки использует то игрушку, то кошку. К ее глубокому сожалению, вход в кафе для нее пока закрыт. Тогда она придумывает различные истории, которые могли бы происходить там: мафия, похищение, любовь.
Характер
Ритуля никогда не прекращает мыслительную деятельность. Она расследует историю с пропажей плеера, посстоянно анализирует происходящее. Это настоящая девочка-сыщица, «агент ноль-ноль-нос». У нее даже есть тетрадь, носящая громкое название «Энигмы», в которую на специально придуманном шифре — «мульке» — она записывает свои наблюдения.
Много волнений Рите приносит ее двоюродная сестра Ляля Кочкина. Хотя Ляля старше героини, мы видим, что Носова больше приспособлена к жизни и реально смотрит на окружающие вещи.
Ритуля не только любопытная, но и дотошная. Она всегда старается довести дело до конца и не боится вступать в дискуссию даже со старшими. Мы видим, как она выясняет значение точек в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», как вникает в значение слова амбидекстр и для развития своих полушарий делает специальные упражнения.
Любит химию и биологию.
Рита — интересный персонаж, который помогает читателю взглянуть на историю с кафе глазами человека, не посвященного в его тайны.
 
Упоминается в главах 02 03 05 06 11 12 13 14 18 21 22 23 24 29 31 34 39 40 47 50
 
Автор фото Алена Винс, 11 кл., гимназия № 6 Горностай, Новосибирск

Разведчица
Изобретательная, умная
Творит, ищет, докапывается
Коллективная повесть ее раскрывает
Активистка


Картинка не соответствует легенде героя. На замену!
 
 
Соня // Софокла
 
Софа — это попугаиха, любимица всей семьи Круглова. Когда-то давно, перепутав пол, ее по ошибке назвали Софоклом, после Софоклой, Софией, а в итоге — просто Софой. Любительница покрутить барабан, извлекая из него музыкальные звуки. После пробежки поджимает лапку и ждет аплодисментов. Свысока смотрит на Чарли, когда тот приходит в гости вместе со своим хозяином Лехой Звонаревым. Чувствует в нем конкурента.
Создается впечатление, что птица понимает человеческий язык. В главе 41 Софа слышит, что ожившей статуе нужно перо. Она начинает волноваться, и Игорю приходится ее успокаивать. Со статуей попугаиха находит общий язык. Они вместе, как говорит Игорь, «курлыкают.
 
 
Упоминается в главах 10 26 41
 
Автор фото Людмила Венгер, школа № 24, Пгт. Горноуральский
Тэги:  Животное
 
 
Статуя — персонаж необычный, даже невторостепенный. Была «расколдована» и вынесена из кафе.
Внешность
Красивая девушка, которая раньше была статуей. В это время она была каменной, «холодной», неприступной, безжизненной. В образе барышни она выглядела привлекательной, в длинном нарядном платье, с оригинальной прической. В руках она держит пергамент. На данный момент имя ее неизвестно.
В сюжете повести
Была найдена в кафе «29 генваря» Игорем и Женькой и впоследствии, как было сказано ранее, вынесена ими из помещения. То ли заколдованной, то ли проклятой являлась она. Чего можно было вообще не ожидать? Все чего не хватало в образе статуи, ребята нашли, блуждая в лабиринтах кафе. Собрав все нужные элементы и соединив их со статуей, Игорь и Женька постепенно понимали, что она живая. Следующая картина, где она появляется, квартира Кругловых. Далее спит у них непробудным сном.
Характер
Ее раньше знали как статуя, а после как «спящая красавица». Характер пока не определен. Но есть желание, чтобы она была доброй, умной, дружелюбной, отзывчивой.
Упоминается в главах 19, 26, 33.
Не соответствует легенде героя
Тэги:  Кафе Улика
 
 
Степыч // Степандр
Несмотря на то, что Пусякину отведен целый каталог изобретений на портале школьной прессы России, он все-таки (по крайней мере сейчас, когда опубликовано всего 52 главы) является второстепенным персонажем повести. Большую ее часть, уже написанную, он болеет: простужен. Только в 41-й главе мы «видим» его непосредственно. Пусякин — гениальный изобретатель, ученик 10-го класса и лучший друг Лехи Звонарева по совместительству.
Внешность
Внешность Степана точно не описана. Только отдельными фразами в главе «Фея с третьего этажа» упомянуто, что он долговяз, симпатичен, имеет длинный нос, владеет копной пышных отросших волос и загадочной улыбкой.
Характер
Пусякин — добр и отзывчив, но не добродушен. У него специфическая манера общения: он слушает, задает вопросы, казалось бы, не по теме. По прошествии времени говорит о том, что собеседник упоминал в начале. Это имеет свой смысл: алгоритмический.
Он с самого детства любил изобретать самые разные вещи, а в начальной школе ему удалось взломать ресурс со школьными оценками. Вдохновляется парень своим дедом, который является ему настоящим другом. К деду Степа питает самое искреннее и глубокое уважение. Пусякин, по-видимому, очень яркая фигура в школе. Многие его выражения стали местными фразеологизмами, которые часто упоминаются в повести. Особенно любит пусякинские выражения даже не сам автор, а его друг — Леха Звонарев. Несмотря на то, что Степан отсутствует большую часть истории, его вспоминают почти в каждой главе, что говорит о его особой роли в повествовании. Он дает советы, его вспоминают на заседаниях редакции («Как говорит наш друг Пусякин, жестоко сраженный гриппом…», «Ритка вспомнила упражнение, „Вызов идей” которому ее научил Пусякин»).
Хотя Пусякин и гений с технически-математическим складом ума, ему не чужды человеческие чувства. Он влюблен в девушку-студентку, которая старше его на четыре года и которую «между собой» он зовет Феей. Он настроен серьезно: во что бы то ни стало он старается обратить на себя ее внимание: «Степа неоднократно показывал свое присутствие в этом мире. При ее появлении в подъезде начинала играть музыка (ему казалось, что феи обязательно должны любить классику), лампочки на третьем этаже загорались разноцветными огоньками, как на новогодней елке. На 8 марта подбросил на соседский балкон тапки с зайчиками».
Роль в повести
Роль у Степана главная. В начале повести он — участник второстепенных повествовательных линий. Благодаря ему повесть украшается изобретениями, забавными выражениями и любовной интригой: вышеупомянутая Фея (ее настоящее имя Полина), в которую юный изобретатель влюблен, встречается с Женей, другом Игоря — сына главного героя Николая Круглова. Персонаж Пусякина — очень позитивен и интересен.
А во второй части он развернется по полной. Попадет в кафе и станет участником событий. Может, именно он разгадает тайну кафе? Узнаем.
Упоминается в главах 01 02 08 13 20 27 30 31 35 36 39 40 42 43 45 46
Автор статьи Настасья Коновалова
Художник Дарья Шитикова

  Картинка не соответствует легенде героя. На замену! 
 
 
В свою заветную тетрадочку Марина записывает свои стихи, приходящие по «странному» настроению рифмы. Возвращаясь из школы новой дорогой («А вдруг так получится быстрее?»), девочка столкнулась с «трудной» компанией Вободаева.
«В порыве творческого настроя Марина не стала прятать тетрадь в сумку — вдруг что-то еще созреет. Прислонившись затылком к березе, она окунулась в синеву неба, где, наверно, носился ее Пегас. Увы! Крылатый конь сегодня так и не смог набрать высоту. А ей надо топать ножками — и, оглядевшись по сторонам, она заспешила по петляющей тропинке».
Мальчишки отняли у поэтессы ее сокровище, но пришедший на помощь Даник помог Маринке. Тетрадка была спасена и возвращена владедице, но прозвище «поэтесса» так за ней и закрепилось.
 
Достоверно известно, что в тетрадке есть запись:
Перекресток лета и осени
Вновь возник на моем пути:
Лист зеленый с усталой проседью,
Подскажи мне, куда идти…
 
Упоминается в главе 17.
 0 
 
 0 
 
Трехцветная кошка — пушистая питомица Пароходовой с изумрудными глазами, красивым именем Дэночка и необычным окрасом, который, по слухам, приносит счастье. Довольно своенравная особа, которая презирает собак, а те, в свою очередь, относятся к ней с уважением. Котенком была снята Верой Кирилловной с дерева.
Животное, подобно Ритконосику, умеет неожиданно появляться в разных местах и не раз привлекало внимание ребят из редакции, когда те встречались с ней на улице Волшебкина. Была замечена у кафе «29 Генваря», что некоторое время позволяло ее считать обитателем этого заведения.
Несмотря на известные о Дэночке факты, ее личность все еще окутана туманом мистики и можно считать кошку полноправным символом загадочности улицы и кафе.
Упоминается в главах: 07-02, 19-12, 22-04, 22-05, 22-06, 31-01, 31-02, 31-07
Фото Ксении Колюпановой
 Не соответствует легенде героя              
1 ] 
 
Чайник — прибор для нагревания воды. В коллективной повести — электрический и никелированный. Находится в редакции школьной газеты «Полундра».
 
Обладает кнопочкой для включения и отражающей поверхностью, которую девочки используют с целью проверки, порой и восстановления, своего безупречного внешнего вида, а мальчики для шуток: «давясь от смеха, примеряя очки Кати I и красуясь перед чайником, он (Даник) скорчил скорбную мину, потом вытянул губы в трубочку и коснулся оправы с кокетливым видом секретарши большого босса, потом предстал в образе подслеповатого растяпы».
 
Также свистит, фыркает и издает бурлящие звуки. Обычно обитает на подоконнике.
 
Роль в повести
Зеркало, но в первую очередь, источник горячей воды.
 
Рекомендации авторам
Можно использовать этот прибор в главах о редакции, но не повторяясь в приемах.
 
Упоминается в главах 04 16 21 22 24 26 40 46
 
Автор статьи Виталий Мельничук
Художник Артем Гадасюк
1 ]
 0 
 
 0 
 
Чарли // Чарльз // Чарлик // Чарльстон
Пес Лехи Звонарева, главный «пропуск». героев в кафе.
Внешность
Собака породы лабрадор, окрас палевый, глаза карие.
В сюжете повести
Персонаж на первом плане, очень важный. Помог Лехе пробраться в кафе «29 генваря», так как туда без собаки не пускают. При встрече с железными доспехами, которые в свою очередь оказались живыми, удирает неизвестно куда. Под конец восьмой главы появляется вновь, только не совсем похожий на себя самого. Леха его не узнает. Почему?
Затем вместе со своим хозяином выходит наружу. какую?
В квартире у Главного Редактора вынужден находиться на балконе из-за того, что у НикНикича на собак аллергия.
Характер
Добрый, веселый, игривый, дружелюбный, готовый прийти на помощь. Также послушный, внимательный. Взгляд полон радости и преданности. Хорошо уживается с людьми.

Активный, верный
Разыскивает, сопровождает, попадается
Лишен Медиумом сил 
Интрига
Упоминается в главах 07 08 09 10 11 18 26 28 30 31 32 33 34 35 39 42 44
Автор картинки — Анастасия Олендская, 10 кл., школа № 1259 
Картинку поменяли.
2 ]
 0 
 
 0 
 
Шарф Титаника — не персонаж и не герой повести, но неотъемлемая ее часть.
Вид
Красный с белым, в клетку, теплый и мягкий, такой «родной», что Пароходова с ним не расстается. Замотан плотным кольцом вокруг ее шеи.
 
Упоминается в главе 02 
Фотография-коллаж Л.Я. Венгер.

  Картинка не соответствует легенде героя. На замену! 
1 ]
 0 
 
 0 
 
Тайная тетрадка Риты Носовой. Ее название, написанное на обложке, — «Энигмы» — переводится с греческого как «Тайны». Записи в ней делаются секретным кодом «Мулька», а само вместилище секретов хранится в тайнике.
 
Заметное место в «Энигмах» занимают «Правила сосуществования», каждый параграф которых отражает реальную жизненную ситуацию, когда Рита столкнулась с несправедливостью. Записывая ее в тетрадь, юная сыщица обещала себе не допускать такую несправедливость со своей стороны.
Первый пункт «Правил сосуществования» (они же «Кодексы»): чужие секреты — это чужие секреты.
Рита регулярно вносит в тетрадь дополнения и наблюдения.
 
«Энигмы» можно встретить в главах 2 и 11. Упоминаются они в главе 34
 
Фото: Олег Гордеев, школа № 199, Москва, Пьеро
 

  Картинка не соответствует легенде героя. На замену! 
1 ]
 0 
 
 0 
 
Ящерицы — непременный атрибут кафе «29 Генваря». Там можно увидеть дверные ручки в виде этих рептилий, найти улику на двери в виде ящерки и просто натолкнуться на живых особей. Одна из таких бесцеремонно грохнулась Женьке прямо на голову, до смерти испугав парня.
Леха, человек, которому повезло немого больше, нашел таинственную улику «То, что поначалу показалось резьбой, на самом деле было большой кожаной перчаткой, прибитой к доскам двери на уровне глаз. Леха присмотрелся. «Ящерица!««
Конечно, в этом кроется своя тайна, которую нужно разгадать, и тайна это еще сыграет немалую роль.
Хоть в целом, существа они довольно безобидные, временами путаются под ногами, заставлять ломать головы бедных сыщиков: «Ящерица. Зачем ее придумали? Это символ? Знак?» и выставляют напоказ страхи наших героев.
Но, действительно, эти животные, в первую очередь — символы. Символы кафе, мистики, успешных и иногда безуспешных раследований.
Упоминаются в главах-эпизодах: 18-07, 19-06, 19-07, 30-08, 30-10, 35-04, 35-05, 35-12 36-06, 36-08 
Художник Екатерина Радаева
 

  Картинка не соответствует легенде героя. На замену! 
3 ] 
 0 
 
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета