Паровоз еще раз громко засвистел, оповещая о своем прибытии, железная дорога вильнула, и деревья за окном, мелькавшие зеленой мозаикой, замедлили бег, а после совсем остановились. Пассажиры по очереди покидали вагон. Выйдя на перрон, люди замирали в удивлении — рядом с вокзалом, на пригорке возвышался дворец из светлого камня, чешуйчатая крыша серебром сверкала на солнце, а ветер доносил оттуда музыку
Наверное, так представляли первое знакомство с Курзалом (ныне Филармония им. Сафонова) ее проектировщик Валериан Иванович Гусев, а позднее — молодой инженер бельгийского происхождения Евгений Иванович Дескубес (Эжену Дескубе).
Странная судьба у этого уникального по своей красоте здания. Возможно, его бы никогда не существовало, если бы не… Владикавказские железные дороги. Казалось бы, театр, музыка и поезда — какая связь? А вот какая….
В 60-х годах 19 века у престола находился Александр II. Только что закончилась Кавказская война, и России крайне необходимы были железнодорожные маршруты по Северному Кавказу, к расцветавшим курортам. Дорогу Ростов-МинВоды уже сделали, но до таких городов как Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск приходилось добираться гужевым транспортом, что было утомительно, очень долго и абсолютно немодно. Было принято решение проложить железнодорожную артерию до каждого из курортов. Но как привлечь отдыхающих, например, из Ессентуков, посетить Кисловодск, да еще весьма не дешевым по тем временам паровозом? И решение было найдено! Совсем близко от железнодорожного вокзала был построен Курзал, где давали концерты, ставили спектакли, где можно было отдохнуть среди прекрасной богатой обстановки, зелени и в очень приличном обществе, ведь посетить территорию Курзала могли себе позволить люди состоятельные.
Все окружение красивейшего здания было пропитано романтикой, настраивало на приятный отдых. Среди сосен гуляли дамы в сопровождении кавалеров, на специальной площадке возились с малышами бонны (няни), на кружевных мостиках с романтичными названиями Мост Вздохов и Мост Поцелуев от посторонних взглядов укрывались влюбленные. Еще был «дансинг» — площадка, где днем обучали модным в те времена танцам, а вечером кружились пары.
Но вот почтенную публику приглашали в фойе Курзала. Через высокие двери посетители входили в просторный зал с плиткой шахматной расцветки, со стенами пастельных тонов, украшенных лепниной в виде символа железных дорог — колеса с распахнутыми крыльями. По обе стороны расходились лестницы с замысловатыми коваными элементами, ведущие к ложам для почетных гостей.
Остальные посетители входили в высокие белые двери и попадали в Большой Зал. В первый момент сложно удержаться от вздоха удивления и восхищения, и тому есть веские причины. Зал необычной красоты, редкой даже для столичных концертных залов. В поразительной гармонии тут сплетены различные стили и направления. Неоренессанс и античность. На людей со стен взирают маски Медузы Горгоны, Вакхи, Сатиры, Кориатиды. По периметру много растительного орнамента. Сурово раскрыли пасти Львы, пришедшие из стиля ампир. Из этого же стиля в оформлении Зала использован уникальный элемент — римское окно, в котором расположились маскароны с портретами пяти самых известных композиторов того времени.
Изящная лепка переплетается с тонкой позолотой, которая со временем обрела благородную патину, что добавило ей прелести.
Под сценой, от посторонних глаз спрятано место для оркестра. Над сценой — уникальный, двухсторонний занавес. У него была особенность: благородно бордовый с одной стороны и золотисто-песочный с другой, при подъеме превращался в огромную ало-золотую розу… В последствии занавес был поврежден и утерян безвозвратно.
Кроме самого концертного зала были еще другие- рестораны, библиотека и даже зверинец! Особо нужно отметить Музыкальную раковину, расположенную рядом с Филармонией. Это совершенно уникальное строение, с исключительной акустикой, которую удалось достичь благодаря особой, точно рассчитанной форме Раковины и добавления в стены битого стекла. Сейчас это удивительное сооружение пришло в сильный упадок и срочно нуждается в дорогостоящей реконструкции.
Каждый зал имеет неповторяющееся оформление. Например, на стенах зала ресторана с рыбным меню, в центре стоял огромный аквариум, где клиенты могли сами выбрать любую понравившуюся рыбу. Стены украшены омарами, морскими раковинами и другими деталями соответствующего направления. И везде — музыка, музыка, музыка! Не прекращающееся ощущение вечного праздника.
Удивительно, но при такой красоте судьба у Курзала отнюдь невеселая. Грянула революция. Кисловодск, как лакомый кусочек неоднократно захватывали то «белые», то «красные». В итоге последние одержали победу и принялись перекраивать мир под себя. Роскошь и красота театра показалась им «империалистическим изыском». Было принято решение, что так много места для культуры не нужно и часть Курзала отдали под санаторий. Это стало ударом для театра. Мало того, что теперь в нем располагались люди, мягко говоря, далекие от искусства, не ценящие его, так еще и огромную часть запасов уникальных костюмов, декораций изъяли и раздали по провинциальным сельским домам культуры. Но театр продолжал жить и играть.
В 1941 началась Великая Отечественная война, которая потихоньку добралась и до Кисловодска. Полгода город и Курзал находился во власти фашистских захватчиков. Но, к чести немцев, видимо, впечатленных красотой, ни город, ни зал они почти не тронули. Филармонию приспособили под кинотеатр, а руководителю театра приказали: «Играть!»
Павел Клочков, руководивший в тот трагический период Филармонией, был поставлен перед выбором: либо подчиниться приказу, таким образом «предав» советскую власть, либо отказаться и подвергнуть смертельной опасности полсотни подчиненных музыкантов и актеров. Клочков, неся ответственность перед людьми, выбрал первое, за что потом, уже после победы наших войск, поплатился. Его сочли предателем и сослали на десятилетия в лагеря. Во времена «оттепели» Павла Клочкова отпустили на свободу, он вернулся на Кавказ, но так и не смог оправится от всего, что перенес в заключении.
Поразительно, но отступавшие немецкие войска снова пожалели Филармонию и не заминировали ее. После того, как Кисловодск освободили от фашистов, в помещениях Курзала, расположили госпиталь, где из-за близкого расположения к вокзалу, принимали самых тяжелораненных бойцов. И вот, представьте: в холлах стонут от боли и умирают солдаты, а за стенами, в Большом зале играет музыка, дают спектакли…
После войны постепенно театр стал восстанавливаться. Сюда стремились самые известные музыканты и театральные деятели. Здесь играли Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Леонид Коган, дирижировали Юрий Симонов, Евгений Мравинский, Кирилл Кондрашин. Танцевала Айседора Дункан и Матильда Кшесинская, выступали звезды советской и зарубежной эстрады: оркестры Леонида Утесова, Эдди Рознера, Анатолия Бадхена и многие другие выдающиеся мастера исполнительского искусства.
Курзал вернул былую славу. Желающих попасть сюда на концерты было так много, что возникла острая необходимость в строительстве еще одного зала — Малого. На самом деле новый зал имел больше посадочных мест, был намного аскетичнее и выдержан в модном стиле 70-х годов 20 века.
В 2000 году в Малом зале провели реконструкцию, изменили изначальную цветовую гамму и добавили новые элементы в античном стиле, что позволило связать его с Большим залом. В музеях Филармонии хранятся крайне редкие предметы искусства, такие как: белый рояль мастера, рояль с уникальной хрустальной крышкой (в мире их всего три), серебряный жезл, инкрустированный рубинами, множество исторических фотографий и других ценных экспонатов. Для всех желающих регулярно проводят экскурсии.
Прогуливаясь по залам, ощущаешь некое присутствие чего-то волшебного, потустороннего. Мне стало любопытно: случались ли в нашей Филармонии проявления мистики? Услышав мой вопрос, один из участников экскурсии в шутку предложил остаться на ночь и проверить самому.
Экскурсовод же — Екатерина Олеговна Атрощенко по секрету призналась, что «иногда чувствуется что-то необычное». Однажды один из участников экскурсионной группы задал вопрос: «Есть ли здесь призраки?», на что она категорически ответила: «Нет!», и тут же на потолке в люстре взорвалась лампочка!
— Впрочем, у нас очень хорошая, мирная атмосфера, — улыбнулась Екатерина Олеговна, — если что-то потустороннее и есть, то никаких неудобств оно не доставляет.
Она рассказала, что в Филармонии большое внимание уделяют детям. Каждое воскресенье в полдень на сцене идут спектакли для юного зрителя. Есть артист-кукольник Игорь Дробышев, к слову, ученик самого Полунина, который представляет авторские сказки. Кукол изготавливают на заказ, одним из таких мастеров является Маргарита Кузьменко.
Есть благотворительный проект для слабовидящих детей, для которых открывают уникальные экспонаты и дают возможность прикоснуться к предметам. Есть программы для всей семьи, где рассказывают о театре, о том, как принято вести себя в театре. И, конечно, много музыки!
— Кроме того, — с гордостью поделилась Екатерина Олеговна, — в нашем городе много талантливых и перспективных детей, учеников музыкальной школы. У нас работает Детская филармония, регулярно проходят различные музыкальные конкурсы. Есть настоящие самородки, которых, после окончания консерватории, мы с удовольствием примем в наш коллектив. Можно говорить о целых музыкальных династиях. Например, сейчас на третьем курсе консерватории учится юная скрипачка Екатерина Султанова.
Очень важно, чтобы родители прививали детям любовь к театру, к музыке, объясняли правила поведения, как можно и нужно одеваться, идя на концерт. Сейчас, конечно, более демократичное отношение к внешнему виду, но коллективу театра очень приятно, когда посетители проявляют уважение и соблюдают нормы этикета.
Под занавес наш очаровательный экскурсовод пожелала всем детям любить музыку, понимать ее, приходить в Филармонию, а творческий коллектив сделает все, чтобы зрители получили много ярких и добрых впечатлений.
![#Акция Дежурный по городу Марафон школьных СМИ](/img/marafon/dez_ks.png)