«Опрос ребром» повод вместе с В. Маяковским серьезно задуматься над решением проблем: как не ошибиться в выборе профессии? Какое место среди десятков тысяч современных профессий занимает сфера высоких технологий?
Мы с нетерпением ожидаем публикации результатов опроса на портале школьных СМИ, чтобы сравнить их с данными, полученными в Московском государственном образовательном комплексе
Наше исследование показало, что предпочтения родителей и детей при выборе будущей профессии различаются (приложение 1), и к сфере ИТ это относится напрямую.
Невозможно отрицать очевидное жизнь современного человека самым тесным образом связана с информационными технологиями. По данным Минкомсвязи, темпы роста ИТ-отрасли в России превышают 12% в год. Министерство планирует решить проблему кадров, дополнительно подготовив 350 тысяч специалистов к 2018 году. Для этого уже потребовалось увеличить прием в вузы по ИТ-специальностям на 34%.
Казалось бы, информация об интересной, перспективной и хорошо оплачиваемой профессии (по данным портала Superjob, средний заработок в ИТ-отрасли составляет более 70 тыс. руб.) должна быть известна не только преподавателям информатики и школьникам, но и родителям будущих студентов. Ведь сегодня эта информация легко доступна спасибо поисковикам! Тем не менее анкетирование и интервью, проведенные в МГОК, показали, что это не совсем так.
В выборе будущей профессии большинству старшеклассников (88%) помогают родители (приложение 2), однако анализ результатов интервью свидетельствует о том, что не все из них представляют себе, чем занимаются ИТ-специалисты.
Возможно, поэтому анкетирование выявило, что среди опрошенных старшеклассников и их родителей ИТ-специальности далеко не самые популярные (приложение 3).
Недостаточную информированность родителей отмечали преподаватели: «Необходимо рассказывать родителям о преимуществах этой профессии. Многие родители даже не представляют себе, кто такой ИТ-специалист и чем он занимается. Одна мама рассказывала мне о том, что ИТ это сфера, где работают «компьютерщики», которые все «не от мира сего». И еще цитата из интервью: «Я считаю, что необходимо доступным для родителей языком объяснять им, что в реальности представляет из себя та или иная профессия, каковы перспективы развития ребенка в этой области».
Кроме того, учителя отмечают необходимость создания единой программы по предмету «информатика»: «В одних школах дети проходят программирование, не получив базовые знания по предмету, в других просто изучают теорию и пишут тесты. Разве может это заинтересовать школьников? Конечно, нет». Тем не менее все опрошенные педагоги оценивают ИТ-специальности как перспективные.
Как в условиях кризиса впрячь в телегу нашего образования коня, груженого современной компьютерной техникой, чтобы трепетная лань, символизирующая у китайцев высокий чин, богатство и продвижение по службе, сама присоединилась к упряжке? Надо для начала провести углубленное исследование по проблеме на портале школьных СМИ, и коллективное решение найдется.
Приложения (инфографика)
Аналитическая записка