Размеренный пульс жизни вдруг нарушился каким-то странным событием. Казалось бы, что может потревожить спокойно-плывущий по волнам знаний батискаф школы с его размеренно отсчитывающим уроки и перемены пульсом? Выяснилось, что может
В школе № 63 с углубленным изучением английского языка социологический проект «Опрос ребром», ориентированный на средние образовательные учреждения, затронул семьдесят учеников девятых одиннадцатых классов, из них сорок мальчиков (58 %, согласно данным статистики) и тридцать девочек (сорок два процента, в свою очередь). Из них тридцать девятиклассников, двадцать десятиклассников и двадцать учеников 11-ых. На родительских собраниях были выслушаны мнения родителей учащихся, их также попросили заполнить анкеты. В общей сложности было опрошено двадцать родителей учащихся девятых одиннадцатых классов. Мы спрашивали так-же мнения некоторых учителей нашей школы.
По данным анкет школьников, лишь семь процентов из ста полностью определились с выбором будущей профессии. «Пока еще не до конца определился. В настоящее время очень трудно понять своб профессию, так как их очень много, и выбрать нужную категорию очень сложно», отвечает один из наших учеников в своем интервью.
На вопрос, «Какие источники информации о возможностях получения профессионального образования и трудоустройства вы используете?» приоритеты были отданы Интернету (более 70 % опрошенных отметили эту графу), информированию со стороны школьных учителей (64 %), сорок два процента указали, что с вниманием относятся к печатным брошюрам с информацией об актуальных профессиях.
Такие графы анкеты, как «информирование работодателей» большинство участников обошли стороной. Более подробный письменный опрос выявил следующие ответы: «Да, использую. Иногда занимаюсь дополнительно на курсах. Читаю книги, учебники, с уроков что-то черпаю для себя полезное, в Интернете иногда смотрю, тоже бывает». Или же «Прежде всего Интернет и какие-нибудь специальные издания для абитуриентов. Однако большую часть информации я беру и из книг». Только два человека из десяти проинтервьюированных сказали, что читают книги.
Следующая графа в анкете уроки Профессионального Самоопределения. В нашей школе они проводятся у старших классов начиная с восьмого раз в неделю, у девятых классов МПС, у одиннадцатых ТПК. Девятиклассники в своих интервью рассказывают: «У нас есть предмет „Мое профессиональное самоопределение”, который идет раз в неделю. Помогает выбрать нам будущую специальность. Сейчас, кстати, запустили проект, когда на урок приходят профессионалы из самых различных сфер и рассказывают нам о недостатках и достоинствах свой специальности. Я считаю, что это очень полезно для нас». Другой вариант: «Да! Олимпиады, различные конкурсы. Иногда я в них участвую, а иногда, к сожалению, не получается».
С какой сферой будет связана будущая профессия? Для этого вопроса определили трех «лидеров по процентам» IT-специалисты, СМИ и журналистика (71%) предпринимательская деятельность (54 %). Области науки, сельское хозяйство, культура и искусство обычно отметили менее двадцати процентов опрошенных. (почему сумма больше 100%? тут ответы должны были быть однозначными. Или нет? нет, каждый мог отметить три категории, котоыре ему интересны) «Я бы хотел, наверное, работать с природой. Как фотограф, например. Однако я также очень люблю рисовать и чертить, значит, мне может подойти профессия архитектора»,— рассказал юнкорам один из учеников девятого класса. «Для меня важно то, с чем работаешь. Входишь в контакт с людьми, может быть, с вычислительной техников, с природой. Заработная плата, конечно, немаловажна. И общение с окружающими. Человек ведь деградирует без общения». «Скорее всего, я буду работать в области человек человек», поведали его одноклассники. В интервью основном предпочтение отдают юриспруденции и СМИ.
Следующий вопрос в анкете «Как вы считаете, должны ли родители участвовать в выборе будущей профессии?» также вызвала разногласия. Сорок процентов ступают про проторенной тропе, голосуя за «да». Пятьдесят им в перевес придерживаются «нет». Оставшиеся десять «Затруднились». «Я думаю, что сейчас, в средней школе, когда мы еще не достигли старшего возраста, родители, у которых гораздо больше жизненного опыта, могут помочь нам. По идее, мы еще не можем сами решать такие серьезные задачи, сейчас нам кажется, что мы пойдем в одну профессию, а в одиннадцатом классе захотим совершенно другое. Допустим, мама говорит, чтобы я лучше занимался учебой, а не обращал столько внимания на спорт. Направляет меня». Есть также ответ: «Да, они должны нам помогать, но я не считаю это верным, если они будут настаивать на своем мнении. Например, ребенок хочет получить одну профессию, а отец или мать против. Это же будет неправильно, если ты будешь работать там, где тебе не нравится. Мне мама помогает, она пытается показать какие профессии лучше, что сейчас на рынке труда наиболее востребовано, где выше заработная плата и что мне может подойти. Но и с другой стороны, она мне говорит: думай сам, ведь это же твоя профессия, твоя жизнь» повествуют оптимисты десятиклассники. У одиннадцатых все куда сложнее: «Родители не должны участвовать в выборе будущей профессии! Косвенно, не более».
Критерии будущей профессии стали главным вопросом в нашем пресс-центре, даже среди первых «бросившихся на амбразуру» испытателей анкет юнкоров нашлись совершенные разночтения. Большинство отметило «высокую заработную плату», меньшее количество учеников «интересное содержание». Прочими победителями стали категории «престижа» и «востребованность на рынке труда». «Для меня важно, что она будет, работа, что я закончу учиться, и мне будет куда идти дальше, заработная плата это, да, наверное, важный фактор. Престиж профессии, так-же, безусловно, важен. Возможность самореализации и карьерный рост», мысли вслух прагматиков-одиннадцатых. «Востребованность на рынке, это, думаю, первое. Далее, она действительно должна интересовать тебя, ты должен заниматься своим любимым делом» Paroles более скромных девятых. «Хорошая заработная плата, она, думаю, вообще не обязательна. Главное, чтобы профессия была интересна тем, что она не монотонная, не однотипная, и нужен был опыт, и чтобы ты мог быстро включиться в работу. Ну, и востребованность на рынке труда, наверное, тоже», разнообразные мнения десятых.
Проблематику IT-специалистов аргументировали только те, кто собирался связать c подобной деятельностью свое будущее. «Да, я считаю что программисты и IT-специалисты очень востребованы на рынке, как в России, так и за рубежом. Однако по поводу интересности, думаю, это зависит как раз таки от человека. Кому-то интересно, кому-то нет».
В интервью юнкоры ввели так-же последний вопрос про изучение иностранного языка. «За границу поеду работать английский нужен, или же просто для себя, для самореализации. Для жизни вообще». Есть, правда, и другие варианты: «Сейчас, конкретно в нашей стране, да и вообще по всему миру много иностранцев. И иностранный, если мы будем его изучать, поможет нам договориться с ними, тем более английский первый язык в мире. Лично я буду изучать его, потому что он мне нравится, он ведь очень многообразен». Это все девятиклассники. А вот десятые думают немного по-другому: «Ну да. Я предполагаю, что иностранный язык, английский в особенности, очень важен и сейчас, в наше время нужен абсолютно всем при общении и для каких-то личных целей, тот же IT-специалист, который работает с компьютерами, где большинство программ на этом языке. Знание иностранного просто необходимо в жизни».
Сейчас, оглядываясь на проделанную работу, хочется подвести итоги. В ходе работы мы столкнулись с нежелательными показателями «высокой заработной платой», противопоставленной «интересному содержанию работы». Также отмечена была тепнденция преобладания функции Интернета над чтением книг в мире современных старшеклассников. Множество учеников высказали свое мнение по поводу интересующего вопроса. Для девятых, десятых и одиннадцатых классов проблема выбора будущей профессии является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Возможно, ответив на вопросы нашей анкеты, они открыли для себя что-то новое, сделали еще один шаг на пути самоопределения в своей будущей профессиональной деятельности.
Участники интервью так-же нашли для себя какие-то новые решения, составили собственное мнение о разных вопросах. Даже само значение участия в таком интересном проекте для нас стало важным событием.