Я занимаюсь карате около 9 лет. Около 6-ти из них я выступаю на соревнованиях в нескольких спортивных дисциплинах: не только бью морду соперницам, с чем и ассоциируется мой вид спорта, но и выступаю по так называемому КАТА, что означает «бой с тенью», по сути это что-то вроде показательного выступления.
И как только я начала выступать по КАТА, с первых же соревнований в Ростове-на-Дону в 2009 году, я начала получать первые места в этом виде программы. Так и продолжалось, у меня действительно хорошо получалось, тренер говорил, что у меня талант, иногда я даже обыгрывала старшую сестру, которая стала выступать на год раньше. Так длилось до тех самых пор, пока в конце 2012 года у меня не обнаружили болезнь в левой стопе.
В подробности вдаваться не буду, скажу лишь, что мне запретили заниматься спортом около года. Без спорта я, естественно, начала поправляться, теряла форму. Я безумно скучала по любимому занятию, поэтому мне не терпелось вернуться, пусть даже раньше, чем разрешали врачи.
И я вернулась.
Я начала ходить только на тренировки по любимому КАТА, чтобы не повредить ничего в боях. Пришла на тренировку и поняла: у меня не получается абсолютно ничего. Движения медленные и нечеткие, удары нерезкие и слабые. Сначала я впала в панику: ближайшие соревнования буквально через пару месяцев, я никак не успею ничего подготовить. Я начала делать заново. И заново. И заново. Подруга смотрела на меня и говорила: «Ой, да все нормально, хорошо делаешь, все как всегда. Отработаешь и все будет супер». Но я понимала, что все видят во мне ту катистску, что была полгода назад. Они не видели, что что-то изменилось.
А я начала замечать. Мои ощущения стали совершенно иными, нежели до пропуска. Я действительно чувствовала каждое движение, где было резко и четко, а где ужасно. От того, что я чувствовала каждую свою ошибку, мне казалось, что все гораздо хуже, чем раньше.
Моя тренер по КАТА, Екатерина Игоревна, будто бы понимала, что я чувствую. Она с пониманием смотрела на меня и отрицала, когда я говорила, что разучилась делать КАТА. А однажды она сказала моему папе, что сейчас у меня получается лучше, чем до полугодового пропуска. Я была в шоке, через какое-то время я заговорила об этом с ней. Я спросила, как же так, ведь я чувствую, что все плохо и никак не может быть лучше прежнего. Она сказала мне красивую фразу о том, что у меня появилось «чувство КАТА».
Я ничего не поняла тогда, но запомнила это. И тогда я видела другое. Я видела то, что я не могу никому сказать, что я боюсь. Что мне страшно, что я не успею подготовиться. Что я опозорюсь. Если я об этом говорила, друзья закатывали глаза и просили перестать прикалываться, «ведь мы видим, что все круто». Но все было совсем не круто. Не для меня. Каждое удачное движение для меня значило сотни раз повторов и отработок. Один правильный удар сотни ошибок.
Вот тот день. Подмосковье. Раменское. Из гостиницы мы приехали к залу, там переоделись, нас с сестрой посадили за столики помогать считать очки других.
Я слышу те заветные слова: «Категория КАТА, девочки, 1213 лет, пройти на площадку № «1». Срываясь с места, я иду на нужное место, там уже стоят мои подруги, которые выступают со мной, я должна выступать вторая или третья. В животе образуется знакомое ощущение, как всегда перед выступлением. И тут я будто попадаю в транс, когда слышу свое имя. Будто во сне, я говорю нужные слова при выходе, объявляю КАТА, начинаю все делать. Не успеваю и глазом моргнуть, как я закончила. Стою, жду оценок. Как меня учили, стою в стойке и не шевелюсь, но чувствую ужасную дрожь в коленках. Еще один миг и я спиной ухожу с площадки, как всегда не услышав сколько очков набрала.
Там меня ждут друзья и все почему-то поздравляют, хотя я была не последняя. Все говорят, что я отлично сделала, «как всегда», но я-то знаю, где я покачнулась в стойке, а где не довела удар. Будто через несколько секунд уже все из моей категории выступили, и мы встаем в ряд, чтобы объявили, у кого какое место. Многие смотрят на меня, будто я лишь притворяюсь, что что-то не понимаю. Третье место… Второе место… Я начинаю думать, что в пролете, но кто-то похлопал меня по плечу. «И первое место… Кащеева Наталия».
Я в шоке, как всегда не ожидала. Я безумно рада, растягиваюсь в улыбке до ушей, делаю шаг вперед и поклон так надо. Все налетели на меня с поздравлениями, где-то я слышу «так и думали, ничего удивительного», а мама моей подруги поздравила и сказала «видишь, полгода пропустила, пришла и надрала всем зад». Если бы она знала, сколько она вложила в это «надрала зад».
***
Если бы все троечники знали, сколько отличники вкладывают в каждую пятерку и первое место на олимпиаде. Если бы они знали, как много приходится трудиться отличникам, чтобы оставаться отличниками и слышать «так и знали, все было понятно».