В июне в парке «Коломенское» мне удалось побывать на Фестивале по воссозданию эпохи Древнего Рима. Он был глобальным, в нем приняли участие около двух тысяч реконструкторов не только из России, но также из Италии, Франции и других стран Европы. Массовые сражения состоялись на Марсовом поле, на Арене проводились гладиаторские бои и Триумф, древнее Боспорское царство объединило жителей разных национальностей, а на Форуме сконцентрировалась гражданская жизнь античного города
Как только приходишь сюда, сразу попадаешь в гущу событий. На Марсовом поле идут ожесточенные бои между римскими легионами и варварами из германских и кельтских племен. Римская армия отличалась от современников жесткой дисциплиной и строевой подготовкой. Это позволяло быстро перестраиваться на поле боя, пользоваться моментом и атаковать и отступить, но это требовало знание команд, умения четко их выполнять. Каждый воин знал свое место в строю.
На фестивале представлены несколько тематических площадок, с помощью которых можно познакомиться с историческими событиями того времени. Первая ключевая точка-это Боспорское царство. Это общее название государств, которое было образовано самыми разными национальностями. Во-первых, расселившимися греками, у которых на момент примерно VI века до нашей эры появились новые земли. Многие пришли сюда в поисках приключений в иных землях. Поэтому Боспорское царство составляли еще и скифы, сарматы. Скифы сыграли важную роль в жизни римской империи, они были на службе у царя Дария. У скифов есть особый амулет в виде гривны, означающий, что он человек свободный, а не раб. Скифы торговали разными украшениями из бивней кабана и другими необычными вещами. В локации скифов представлена мастерская, где плавили стекло, лили бронзу, делали украшения, и отливали вазы. В этой локации представлены еще алтайские гости, потому что скифские племена были расселены по очень широкой территории вплоть до Китая. В этом уголке Боспорского царства видное место заняла походная телега греческих скифов. Возле нее греческий торговец, который рассказал: «Мы находимся в Боспорском царстве, оно имело много племен. Здесь вы можете наблюдать наших предков скифов-кочевников, царских скифов. Я здесь в качестве грека торговца, у меня есть мой товар: две овцы это раньше считалась денежная единица, амфора с вином одно из лучших греческих напитков. Греки сотрудничали со скифами это развивало торговлю и благоприятные отношения».
Рядом с греком скифский художник писал картины воском и рассказывал всем желающим: «Энкаустика древняя восковая живопись, краска делается так: водка, масло льняное, смола смешивается с каким-нибудь пигментом, делается она за счет белого воска, получается краска, которая в обычном состоянии твердая. Краску расплавляли на жаровне, а когда воск тает, получается жидкая краска, которой уже можно рисовать. Воск впитывается в поверхность и застывает. Энкаустика очень устойчива к разным климатическим изменениям, не боится воды. Воск быстро впитывается в поверхность и застывает, не реагирует на свет, в течение большого промежутка времени не теряет яркость и насыщенность. Энкаустика использовалась для окраски судов, кораблей. Во-первых, она придавала нарядность и красоту, а во-вторых, защищала дерево от влаги, соли, водорослей.
Главной площадью для общения римлян был Форум. На ней, как средоточии общественной, культурной, политической жизни Рима кипит жизнь граждан. Лавки торговцев, рынок рабов, предсказательницы будущего, а также два храма.
Один из важнейших Храм Весты античный храм, посвященный римской богине домашнего очага. Священный огонь охраняли жрицы богини Весты весталки. Римская империя подарила нам такое понятие, как домашний очаг. Храм Весты это неугасимый огонь, который олицетворял нерушимость римской империи. Помимо этого в каждом доме римская матрона, замужняя римлянка, несла ответственность за сохранение семейного очага. Долгое время у римлян была традиция: если римлянин внезапно хотел развестись со своей женой, он ей об этом говорил, на что жена гасила огонь в очаге, брала оттуда золу и мужу выстилала ею дорожку к двери. Отсюда пошла поговорка: «Скатертью дорога». Муж оставлял все вещи, дом и уходил в одной рубашке. Тушить семейный очаг могла только женщина, потому что она обладала большими правами, связанными именно с бытом, а не с политикой и с общественной жизнью. Матроны это свободные, замужние женщины. Они занимались хозяйством, содержали дом, занимались воспитанием детей, рукоделием, вели благочестивый образ жизни, очень почитали мужа, никогда ему не перечили, так как муж являлся главой семьи. Перед каждым домом знатных матрон всегда есть перистиль это внутренний дворик с бюстом, где можно погулять и отдохнуть. Сейчас в современном Риме до сих пор сохранилась традиция делать рядом с домами небольшие дворики.
Вторым важнейшим храмом являлся храм Марса. Бог Марс один из верховных богов Рима, отвечал в основном за все, что связано с военным делом. Поэтому в основном римские легионеры носили штаны, шорты и туники красного цвета. Во-первых, чтобы никакие ранения не бросались в глаза и не вызывали ужас окружающих, во-вторых красный цвет это цвет войны, а поскольку бог Марс отвечал за войну, то это своеобразные сакральные символы. Войти в святилище храма могут только жрецы, они поддерживают огонь жаровни, который должен гореть в ночное время. В храме проходят государственные молебны и делаются жертвоприношения не только домашним, но и вообще римским богам. Они могли быть частные от голубя до стада быков, так и государственные. Например, на инаугурацию консулов приносили двух белых быков с золочеными рогами. Некоторым богам приносили определенных животных, богу Марсу жертвовали собак, быков, волков и черных дроздов.
На древней площади глашатаи привлекали внимание толпы своим красноречием и остроумием.
Рынок рабов это отдельное, почти театральное действо, которое собирало вокруг себя не только продавцов и покупателей рабов, но многочисленных зрителей.
Древнеримский врач рассказывал, как в полевых условиях проводят операции, какими травами лечили и какие инструменты использовали.
В то время уже был римский туалет, и была хорошо развита система водопровода и канализации, а вместо туалетной бумаги использовали губку на палке, смоченную в воде.
Римский военный лагерь был очень важен для каждого воина, здесь проводилась строевая подготовка, караульная служба, приготовление пищи, обновление снаряжения, наказание виновных.
Кузня с главным кузнецом двенадцатого римского легиона, рядом с ним полевая кузница. Древнеримская кузница это оригинальное сооружение того времени, то есть полностью восстановлены все технические узлы устройства, двухкамерные меха с клапанами, подвижная рукоять, горн. На выходе получали температуру в полторы тысячи градусов, что позволяло плавить и смешивать металлы. Кузница всегда следовала за легионом, с помощью нее чинили доспехи, оружие, подковывали лошадей, делали разные бытовые вещи. Без кузницы починить доспехи было практически не возможно.
Также самой активной локацией была палестино-иудейская, родина Христа, место, где происходили события Ветхого Завета. Реконструкция воссоздана по находкам в Древней Иудее. В таком хитоне ходил Христос, просторный хитон, сделанный из шерсти. На ногах у иудея сандалии из кожи. Так же у иудеев было очень древнее и распространенное в античности оружие праща, два длинных кожаных шнура, куда посередине закладывалось ядро или любой камень. Сначала нужно надеть одну петлю на палец, вторую зажать в руке, праща раскручивается и по инерции снаряд пускается в нужное место. Это оружие использовалось во всех армиях: в иудейской и римской. Мы знаем, что Давид сразил Голиафа именно метким броском из пращи. В этой локации воспроизводится палестинская кухня. Готовят на костре иудейское блюдо пресные лепешки или опресники, это хлеб без закваски из муки, воды, оливкового масла и средиземноморских палестинских специй. Этот древний рецепт описан в Ветхом Завете. В Иерусалиме виноград и оливки являются основными растительными культурными растениями. С помощью примитивного пресса в древней Палестине давили оливки и виноград. Оливковое масло употреблялось в пищу и использовалось для светильников.
Далее площадка с племенами кельтов. Мы не так много можем рассказать о кельтах, так как у них не было письменности, все передавалось из уст в уста. Кельты уникальны тем, что дожили до наших дней, их племена существовали на территории современной Турции, Франции и Ирландии, и до сих пор многие кельтские языки все еще используются. Головы от врагов имели у кельтов особое значение, по которому определялся статус человека. Чем больше воин приносил со сражения отрубленных голов, тем более он считался мощным, сильным, храбрым и удачливым. К тому же головы хранили, условно мариновали, потом складывали в специальный шкафчик и даже передавали по наследству, как символ власти. В то время была традиция разрисовывать мужчин особыми узорами, для этого использовались природные красители из специальной травы под названием вайда. Кельты шли в сражение не защищенные доспехами, часто даже без какой-либо одежды. Перед сражением они приводили себя в состояние боевой ярости, транса до невменяемости, вплоть до того, что они могли не чувствовать боли. Вид этих раскрашенных обнаженных, с перекошенными лицами бородатых орущих врагов производил шокирующее впечатление на римских легионеров, которые привыкли к более цивилизованным методам борьбы.
Рядом с кельтами расположилась деревня друидов Опидум, относящаяся к гальско-кельтским племенам. Женщина представляет верховного друида, она показала сакральные предметы друидов, к ним относится священное растение омела, которое послано богами, оно спустилось с небес и растет на дереве. Омелу, которую используют в обрядах, никогда не касались руки человека, ее срезают золотым серпом, и она падает в белый плащ, который держат под деревом. Друиды восхваляют богов и с особой торжественностью приносят омелу, используя ее потом в обрядах. Это средство используется от любых болезней, для пророчеств и как противоядие. Само слово друид означает «человек дуба», если омела выросла на дубе, то она в двойне сильна, и вот эту омелу с особым вниманием ищут друиды. Посох у друида имел особое значение. Когда друид стоит со своим посохом, он стоит в центре мира, это как ось, а все остальные стоят вокруг центра. Посох своей верхушкой уходит в небо, к верхнему миру, а его основание к нижнему. Друид стоит в среднем мире, соединяя богов, людей и подземный мир. Арка это реконструкция самого известного входа в святилище с нишами в колоннах, там размещались человеческие черепа. Это старинная арка относится к первому веку до нашей эры.
Самым глобальным, интересным и захватывающим был Триумф. Триумф в древнем Риме был высшей наградой полководцу и проводился, когда он возвращался в столицу с победой вместе со своим войском. Торжественная процессия всегда начиналась музыкой, песнями, танцами. В античности танец нес сакральную роль, и каждое движение имело свой смысл. Танцовщицы не только развлекали и украшали римские пиры и все замечательные события жизни Рима, но и часто служили при храмах и являлись жрицами. Фанфары именно это слово часто сопровождает важные награждения. Так и на римских триумфах музыканты с медными трубами, открывали движение колонны и привлекали всех зрителей и гостей города, чтобы они собрались на это красочное зрелище, насладились им и выразили почтение триумфатору. Тем временем на площадь Рима вступают ликторы это служащие, которые всегда сопровождают магистрата и являются символом его власти. В руках ликторы держат пучки березовых прутьев фасции, из которых торчит бронзовый топорик, что означает, что магистрат имеет право казнить и миловать. За ликторами едет всадник с лавровым венком наградой, которая была чрезвычайно почетной. Говорят, что на триумфе Юлия Цезаря несли более тысячи лавровых венков, чтобы показать, насколько он богат и одарен природой. Шествие продолжают прекрасные девушки с корзинами, наполненными лепестками роз. Римляне очень любили этот цветок, они находили в нем воплощение собственной власти, богатства, роскоши, поэтому римские города были буквально пропитаны запахом этого цветка. Во время расцвета империи вдоль мраморных мостовых были сделаны специальные канавки, по ним текло розовое масло днем и ночью, и самый узнаваемый запах в долине был аромат розы. В тоже время это сакральный символ тайны, сказано под розой, значит сказано по секрету. Вот и триумфатор, облаченный в пурпурную тогу, перед которым рассыпают лепестки. Он объезжает весь город на колеснице, запряженной белыми лошадьми. В разные времена в колеснице победителей запрягали тигров, оленей и даже слонов. За спиной триумфатора всегда стоял государственный раб и нашептывал ему на ухо: «Помни о смерти, помни, что ты лишь человек». Это было необходимо, чтобы полководец окончательно не посчитал себя богом, тогда боги не будут завидовать ему и не обозлятся. За колесницей в город вступает длинная вереница с трофеями. На телегах везли золото, прекрасные ткани, вина, масла, проносили разных экзотических животных, например леопарда в клетке, также проводили по улицам слонов, тигров, чтобы люди могли увидеть диковинки других стран, откуда приезжали римские воины. Это означало, чем богаче были трофеи, тем веселее и роскошнее будет жизнь римского народа. Следом несут золоченые таблички с названиями завоеванных городов, которые являлись символом того, что империя расширилась и проросла новыми провинциями. Скованные цепями идут знатные пленники, за ними, привязанного к кресту, везут в оковах на телеге побежденного императора. Далее вышагивают строем непобедимые легионы. Только во время триумфа воины могли появляться в городе в военной одежде и с оружием. Обязательной традицией было прохождение воинов через триумфальную арку, символизирующую условные ворота границу за которой воин становился обычным гражданином города. Перед проходом в арку воины складывают оружие, что символизирует наступление победоносного мира. Наступает знаменательный момент, когда под аркой проходит сам триумфатор и обращается к богу Юпитеру, чтобы заручиться его поддержкой во веки веков. На улицах города начинается праздник, слышны звуки музыки, все танцуют, празднуют и веселятся. Весь Рим радуется этому мгновению славы, торжества.
По традиции триумфаторы награждали город увеселительными играми, а сегодня они примут форму конных состязаний. Конница имела очень строгий устав, по которому тренировалась и действовала. Римляне были непобедимы в групповых конных боях. Основным оружием у всадников было метательное копье. Вот воины начали тренировку. Они перебрасываются дротиками, метают их друг другу и ловят. Это тренировка нужна для того чтобы всадник не отвлекался на управление лошадью, все время контролировал обстановку вокруг себя, ловко кидать и ловко ловить. В руках всадников длинные мечи, называемые «спага», отсюда произошло слово шпага. Это оружие, предназначенное для колющих ударов, не менялось тысячелетиями. Основы тактики легкой конницы, это натиск, несколько брошенных дротиков, несколько выстрелов и стремительный отход.
В отличие от учебников истории, реконструкция позволяет по настоящему оживить страницы прошлого, погрузиться в глубину веков, прикоснуться к античному быту и даже побывать в роли жителя древнего Рима.