В рамках программы Московского Международного салона образования 2015 года состоялось открытое интервью с психиатором Марией Гантман, президентом некоммерческой организации «Помощь пациентам с болезнью Альцгеймера и их семьям». В ходе беседы стало известно, что с 1 сентября 2016 года в школах России вводят два новых образовательных стандарта для детей с ограниченными возможностями. Мнения экспертов по этому вопросу разделились
Интервью проводила Юлия Гутова, корреспондент журнала «Русский репортер», и вот, что она выяснила у Марии Гантман.
Часть экспертов считает, что для «сложных» детей нужна особая программа, другая что программа нужна для взрослых, которые работают с такими детьми. Не важно, что умеет ребенок, чего не умеет, надо говорить о том, что умеют взрослые.
Высказывалось мнение, что нет никакой системы оценки достижений таких детей. Ребенок оценивается с точки зрения своих возможностей, и нет стандарта: что он должен уметь, и зачем он должен это уметь. Особенные дети разные, и время освоения навыка для каждого ребенка различное. Насколько вообще возможен здесь какой-либо стандарт?
Есть специалисты, которые предлагают обратить внимание на опыт Финляндии, где для особенных детей создана одна из лучших в мире систем образования.
В России во многих школах сейчас создаются условия для особенных детей. Но насколько отечественные школы готовы работать по новому образовательному стандарту для детей с ограниченными возможностями?
Существует и такое суждение, что можно применять стандарты, но главная проблема это все же неприспособленность таких таких людей к условиям жизни в обществе.
В целом же образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями, по мнению психиатора, у нас в стране явно не хватает, «это пустыня с особыми образовательными потребностями».
Подводя итог, Мария Гантман отметила, что любая инновация рискованная вещь. Но тем не менее государство обращает на внимание на эту проблему, и, надо признать, что в этом направлении хоть и маленькими шагами, но идет развитие.
Остается очень много открытых вопросов: это и дошкольное образование особенных детей, и вопрос о их трудоустройстве. Но самое главное нужна умелая команда учителей, желающих помочь особенным детям не быть изгоями в обществе.
Особенные дети отличные, прекрасные, уникальные. И может быть, стандарты для них не нужны? Вопрос остается открытым.