Новости
17
04.2015
№ 8511
Страсти по Лазарю   




Насколько далеко могут простираться воля и дух настоящего художника? На неуловимое расстояние, бесконечно долго, далеко за ориентиры жанров и видов. Прибавьте к этому гордый кавказский нрав, и вы получите гениального скульптора Лазаря Гадаева, человека вне времени и границ, человека искусства, человека природы

15 апреля 2015 года юношеский пресс-центр в рамках Большой Игры в Москве посетил мастерскую русско-осетинского скульптора Лазаря Гадаева. Экскурсию в мир его жизни и творчества проводил сын Лазаря, Константин Гадаев — поэт и телережиссер, который, чтя память отца, по сей день продолжает водить экскурсии в его творческую мастерскую. Умерший в 2008 году в Москве на семидесятом году жизни, Лазарь Гадаев оставил заметный след в истории советской живописи и скульптуры, перечеркнув каноны социалистического искусства СССР. Родившись в 1938 году в селе Сурх-Дигора в Осетии, художник прошел трудный и долгий жизненный путь через тернии к звездам. От голодного детства послевоенных лет в Советском Союзе до победы на крупнейшем биеннале в Будапеште и завоевания международного признания.

Мастерская художника, или двухэтажный дом № 9 в Земледельческом переулке, — настоящая альма–матер для многих богемных личностей Москвы, которые по совместительству являются и старыми друзьями семейства Гадаевых: поэты, художники, скульпторы — всех их по-настоящему объединяет одно — любовь к творчеству Лазаря Гадаева. Именно в этой мастерской скульптор провел последние годы своего жизненного пути. Здесь по-прежнему хранится дух художника, который передается не только через многочисленные выставочные работы на стеллажах, но и через сами стены и многие с первого взгляда незаметные глазу вещи. Деревянные иконы и кресты, любовно расставленные на полках инструменты мастера, станок для работы с глиной — все эти вещи воссоздают атмосферу мастерской, какой она была при жизни художника, и именно поддержание «той» атмосферы — одна из основных задач Константина Лазаревича Гадаева. Внутреннее убранство здание напоминает храм — и это чрезвычайно важное ощущение, которое приходит к зрителю при первом посещении мастерской. «Творчество Лазаря Гадаева неотделимо от религии», — рассказывает Константин Лазаревич. Любое из произведений мастера обладает необычайно сильным умиротворяющим зарядом, которое по своему действию сравнимо лишь с религиозным блаженством, чувством единения и созидания.

Работы Лазаря Гадаева напоминают удивительной красоты причудливый танец человека и природы, их плетение и связь, этническую пляску любви. В творчестве мастера четко прослеживается две темы: осетинская народная жизнь и евангельские сюжеты. Свободный, гордый дух Кавказа и степенные сказания христианской религии — Инь и Янь в скульптурах Гадаева.
В Мастерской можно найти лучшие работы в этих направлениях: от цикла рельефов Страстного Пути Христа до единичных изображений представителей кавказской национальности.

Особое место в мастерской Гадаева занимают скульптуры поэтов Пушкина и Мандельштама, отлитые в бронзе. Ориентируясь на автопортреты и фотографии, Гадаев изобрел принципиально новое видение портрета как жанра, изображая классиков обычными, простыми, отбросившими внешние стороны своей красоты. Но внешняя красота «по-гадаевски» — это нечто совершенно иное. В своих работах автор руководствуется лишь мелодией в душе человека, именно она, по мнению художника, определяет внешние стороны красоты человека. Можно сказать, что работы Гадаева — это очень личный опыт самого художника. Скульптуры выполнены с глубоким надрывом, видно, что автор вложил невероятно большую часть самого себя в создание образов. Именно поэтому многие работы Лазаря Гадаева открываются зрителю как автопортреты художника. Как писал о работах Лазаря друг художника Александр Рюмин, «мудрость соседствует с наивом, а героический жест сдобрен с юмором. При этом формальная стилистика каждой вещи абсолютно растворена в образной идее, пластическом повествовании и как будто материализовалась естественно, в полном соответствии с интонациями немногословной гадаевской речи. Его „Воскрешение Лазаря” отмечено автопортретными чертами, „Тайная вечеря” похожа на осетинское застолье, в котором участвуют птицы, „Горные дороги” напоминают фантастические корни, связывающие воедино людей, животных, птиц, природу с пространством».

Константин Гадаев — настоящий сын своего отца. Нужно иметь большое сыновнее сердце, чтобы поддерживать и продолжать дело своего отца на протяжении всей своей жизни. Но тот трепет, с которым Константин Лазаревич рассказывает о работе и жизни Лазаря, говорит о многом. Это настоящая связь предков, связь великого духа, рожденного на склонах Кавказа.

Егор Сычев, Калининград, #1187 «Летучка»/фото автора

   Комментарии (0)  
 
Большая игра  |   Новость |  Глива  |  Рубрика «ММСО»  |    
Ссылка на новость: https://lyceum.ru/n/8511   Ссылка на новость в ленте: http://lgo.ru/news/index.htm?ntype=6&id=8511
 
 1