Новости
17
03.2015
№ 8295
Кто сказал, что подростки не читают?   




В детстве чтение было праздником, особенно на ночь, кем-то из близких. Почему же оно воспринимается подростками как долг и повинность? Причин можно выделить несколько: практически никто не рассказывает детям о новых интересных книжках; нет живого пространства для обсуждения прочитанного; появляется «обязательное» чтение, которое ставится выше чтения «для души»

Будущее зависит от чтения. Один из способов прогноза наполняемости тюрем в США — выяснение того, какой процент 10-ти — и 11-летних детей не может читать и, в том числе, для своего удовольствия. Прямой зависимости между образованностью и уровнем преступности нет, но взаимосвязь между этими факторами видна.

По мнению Нила Геймана (известный английский
писатель-фантаст, автор графических романов и комиксов, сценариев к фильмам — прим. ред.), у художественной литературы два назначения: открыть зависимость от чтения, то есть обнаружить, что чтение само по себе является наслаждением, и пробудить и развить эмпатию — инструмент, позволяющий людям быть вместе и разделять чувства других. Кроме того, чтение художественной литературы дает уверенность в том, что мир — не данность, его можно изменить. Чтобы создать что-то принципиально новое, необходим детский опыт фантазирования. Важность чтения для этого процесса сложно переоценить.

В московской школе 199 проблеме чтения уделяется много внимания. Наша цель — создание комфортной среды, в которой возможно обсуждение литературных произведений, их прочтение, а также расширение читательских интересов учащихся. Именно для этих целей создан литературно-психологический клуб «уЛИТка в КАйФЕ».

Клуб существует уже пять лет, встречи проходят дважды в месяц. Кабинет литературы превращается в кафе, где происходит слияние литературы, клубной культуры, психологической игры при неравнодушном участии взрослых и выпускников. В ходе подготовки заседания члены клуба выбирают тему, составляют список гостей, делают объявления в школе и социальных сетях, подбирают материал для сборника по теме (стихи, отрывки, статьи, иллюстрации), придумывают его оформление, верстают и делают тираж. Перед заседанием украшают кабинет, накрывают столы. На встрече оглашаются правила и традиции клуба, происходит знакомство с гостями и новыми участниками, обсуждение очередного этапа игры «Тайный друг», читаются понравившиеся произведения и их отрывки, начинаются литературные игры. Любой желающий может прочесть стихотворение (из сборника либо любое другое, соответствующее теме), спеть что-то, поучаствовать в сценке. Всего прошло около шестидесяти заседаний клуба.

Когда сборов дважды в неделю стало мало, мы затеяли литературный фестиваль «Я читаю!». Его проводят подростки совместно с учителями для более младших учеников школы. Фестиваль «Я читаю!» совмещает игры и конкурсы, встречи с книжным автобусом «Бампер» и представителями издательств, обсуждение книг. Происходит широкая реклама внеклассного чтения. Причем, рекламируют его не только взрослые, но и подростки. Во время Фестиваля сотрудники «Бампера» и издательств рассказывают детям о новых интересных книгах. Косвенно дети узнают о них друг от друга в процессе выполнения заданий игр. Появляется пространство для обсуждения прочитанного. Хотя бы на небольшое время во главу угла ставится чтение «для души».

Конечно, перечисленные направления работы не единственные, развивающие читательский интерес. Например, в школе практикуется обмен книгами не только между учителями, но и между учителями и детьми. Учащиеся выполняют проектные работы по литературе, встречаются с детскими авторами. Школьники активно участвуют в разнообразных конкурсах: традиционными для школы стали мероприятия фестиваля «Книга собирает друзей». Все это создает комфортную среду, в которой возможно обсуждение литературных произведений, их чтение, а также расширение читательских интересов ребят.

Вашему вниманию мы предлагаем фотофильм о наших мероприятиях и видеозаставку фестиваля «Я читаю!»

Фотофильм о наших мероприятиях: https://yadi.sk/i/7lBDVNDTfJQdz

Ирина Давыдова, сотрудник издания, школа № 199, Москва, Пьеро

   Комментарии (0)  
 
Большая игра  |   Новость  |  Рубрика «Литература и жизнь»  |    
Ссылка на новость: https://lyceum.ru/n/8295   Ссылка на новость в ленте: http://lgo.ru/news/index.htm?ntype=6&id=8295
 
 1