Людям по своей природе свойственно наклеивать на все ярлыки. Эта участь не миновала и литературу. Она разделена на жанры и на каждый наклеен ярлык. Например: фантастика, детектив, роман и так далее. Какие-то жанры пользуются большей популярностью, какие-то меньшей. Один из самых популярных — жанр ужасов. Читатели с удовольствием щекочут себе нервы, представляя картины, описанные Стивеном Кингом или Дином Кунцом. Именно об этом жанре я и хочу вам рассказать.
Прежде всего, выясним, что такое жанр ужасов, или как его называют на американский манер хоррор. Хоррор, здесь мы будем называть его именно так это явление, вошедшее не только в литературу, но и в кино, живопись и в игры. Это часть искусства призванная напугать того, кто пытается ее читать, смотреть или играть в нее. Пикантность положения читателя, зрителя или игрока заключена в том, что он заранее знает, что его будут пугать, и ждет этого, и авторам надо так закрутить сюжет, чтобы даже подготовленный зритель получил свою порцию адреналина.
На вопрос о том, как давно появился жанр хоррор можно спорить очень долго. Ведь первые намеки появились еще в фольклоре различных народов. Очень часто даже в детских сказках встречаются такие детали как ворон выклевывающий глаза. Напоминает хоррор, не так ли? Зачем люди с древних времен придумывают эти кошмары? Что влияет на сознание людей? Ответ прост: в древности люди были весьма суеверны, и когда, во времена средневековья, началась охота на ведьм, и появилась система перевернутого богословия сюжетов добавилось еще больше. Из-за обилия отрицательных персонажей, которых предоставляла церковь и антицерковные учения, люди, конечно, начали о них писать и говорить. Эти мифы, легенды и сказки сохранились по сей день, одни бережно сохранены, другие претерпели серьезные изменения.
Готика | Классика |
Замок | Дом или особняк |
Пещера | Беседка |
Стон | Вздох |
Великан | Отец |
Окровавленный кинжал | Веер |
Завывания ветра | Нежный бриз |
Рыцарь | Джентльмен без бакенбард |
Леди, главная героиня | Без изменений |
Удар шпагой | Убийственный взгляд |
Монах | Старый слуга |
Кости, черепа | Комплименты, сантименты |
Свеча | Лампа |
Магическая книга с пятнами крови | Письмо, орошенное слезами |
Загадочные голоса, шорохи | Редко употребляемые слова |
Таинственный обет | Тонкий намек на ухаживание |
Скользнувшее приведение | Адвокат или судья |
Ведьма | Старая экономка |
Рана | Поцелуй |
Полночное убийство | Свадьба |
Стоит отметит, что это скорее матрица литературного перевода из жанра классики в готику и наоборот.
Говард Лавкрафт как прародитель современного хоррора и лавкравтовые ужасы
Говард Филлипс Лавкрафт американский писатель, журналист и поэт. Родился 20 августа 1890 года, в США, штат Род-Айленд в городе Провиденсе. В семье Говард был единственным ребенком. Когда мальчику было три года, его отца поместили в психиатрическую клинику, где тот пробыл до своей смерти. Говарда воспитывала мать, две тетушки и дедушка Уиппл Ван Бюрен Филлипс, который и приютил семью. У этого самого Филлипса была самая большая библиотека в городе, а Говард оказался вундеркиндом, который с двух лет читал наизусть стихи, а с шести уже писал свои. Благодаря библиотеке он познакомился с классической литературой и увлекся готической прозой. Рассказы, написанные в этот период, не сохранились, но произведение, написанное им в четырнадцать лет, сохранилось это рассказ написанный за одну ночь «Зверь в пещере».
Известно, что Лавкравта с детства мучили кошмары, что и отразилось на его творчестве. Например, рассказ «Дагон», написанный в 1917 году это не что иное, как сон Лавкравта. Рассказ этот интересен тем, что автор записал его на одном дыхании и после ничего не исправлял в нем, хотя и перечитывал его несколько дней. Самые главные произведение, которые называют иногда «старшими текстами» Лавкравт пишет начиная с 1926 года. Скончался Говард Лавкравт в своем родном городе 15 марта 1937 года от рака кишечника.
После себя Говард оставил большое наследие, которое сложилось в отдельный кластер литературы ужасов. Он называется «Лавкравтовские ужасы». Для них характерен психологический ужас, а не запугивание читателя некими ожившими мертвецами, вампирами и оборотнями.
Существует три главных категории, на которые делят Лавкрафтовские ужасы. Это «Мифы Ктулху», «Цикл Снов» и «Смертельные Истории». У каждой категории есть свои особенности.
Для «Мифов Ктулху» это наличие атмосферы сверхъестественного ужаса, заключающейся в столкновении человека с чем-то, что находится за гранью понимания. «Цикл Снов» характеризуется тем, что действия происходят в «Стране Снов» мире, куда можно попасть лишь во сне. «Смертельные Истории» это прочие произведения, написанные в период с 1905 года по 1920.
Со смертью Говарда лавкрафтовские ужасы не закончились. Основными последователями Лавкрафта считается Август Дерлет и, более известный американец, Стивен Кинг.
Стивен Кинг, как один из самых популярных авторов в жанре хоррор
Если спросить у сведущих людей с кем у них ассоциируется хоррор, то большинство ответит: именно со Стивеном Кингом. Его книги расходятся по миру миллионными тиражами к тому же большинство из них экранизировано. Конечно, нельзя оставить без внимания столь значимую фигуру в жанре хоррор поэтому именно о нем сейчас и пойдет речь.
Стивен Эдвин Кинг родился в США в штате Мэн 21 сентября 1947 года. Его рождение для семьи Кингов было настоящим чудом, ведь его мать Нелли Рут была полностью уверена, что не может иметь детей. Однако счастье вскоре покинуло семью. Когда Стивену было около двух лет, его отец вышел за сигаретами и не вернулся. Нужно сказать, что он не умер, а просто завел другую семью. Сам Стивен узнал об этом лишь в конце 1990-х годов. Мать осталась с двумя детьми на руках (у Кингов был еще один приемный ребенок). Она тяжело работала и смогла поднять детей.
Писать Кинг начал еще в детстве. Первой рукописью была газета «Горчичник Дейва», которую он выпускал с братом в двенадцать лет. В основном ее читателями были родственники и соседи Кинга. В шестнадцать лет он со школьными товарищами публикует сборник рассказов «Люди, места и твари». Спустя два года после этого, в 1965 году в «Comics Review» печатается рассказ Стивена, носящий название «Я был подростком, грабившим могилы». Там рассказывалось о парне, которому нужна большая сумма денег, для оплаты в обучения в учебном заведении. Он встречает человека по имени Рэнкин, который предлагает поработать на одного ученого. Работа заключалась в выкапывании тел из могил для того, что бы доктор мог проводить эксперименты. Здесь Кинг, наверное, впервые, вставляет в свое произведение переживания героев о законности и морали своих действий.
В 1966 году Стивен поступает в университет и начинает работу над романом «Смириться с этим» или, как он назвал его позже, «Ярость». Герой книги Чарли Декере принес в школу револьвер, застрелил двух учителей и захватил класс в заложники. Сам захват в заложники был очень странный. Чарли в течение нескольких часов обсуждал темы волнующие взрослеющих подростков. И только один ученик из всего класса воспринимал ситуацию именно тем, чем она была захватом заложников это был Тед, который поплатился за свое мнение, одноклассники набросились на него и жестоко избили. Затем Чарли отпустил всех, кроме Теда, и отказался добровольно выйти из класса. Наконец когда полицейский вошел, что бы вывести подростков, Чарли спровоцировал его на три выстрела. Однако мальчик остался жив. Его отвезли в психиатрическую клинику и содержат там без права посещения, а Тед впал в кататонический ступор.
На первом курсе университета Кинг заканчивает работу над романом «Долгая прогулка». Он публикуется лишь в 1979 году, под псевдонимом Ричард Бахман. Этот псевдоним он использовал для романа «Смириться с этим».
«Смириться с этим» это роман антиутопия. В нем повествуется об игре на выживание, некой «Прогулке». Победитель, получает все, а проигравшие погибают.
В 1969 году Кинг знакомится с Табитой Спрюс, она училась на младшем курсе. Когда он услышал стихотворения Табиты на поэтическом семинаре, понял, что она ему очень близка. В 1971 они поженились, и до сих пор живут вместе. После окончания университета в 1970 году Стивен стал преподавать английский язык в средней школе. Однако после ошеломительного успеха романа «Кэрри» он оставляет работу преподавателя и полностью посвящает себя писательству.
«Кэрри» повествует о девушке-выпускнице. В школе и дома ее постоянно унижают и высмеивают. Однако никто не знает, что она обладает телекинезом. После очередной выходки, на выпускном балу, она пускает в ход свою силу, что приводит к почти полному уничтожению города.
Самое богатое на книги время это период с 1974 по 1987 года, когда выходят лучшие, по мнению большинства: «Сияние», «Мертвая зона», «Кристина», «Оно», «Кладбище домашних животных», «Бегущий человек», повесть «Способный ученик», «Труп». В это же время писатель увлекается спиртным и наркотиками. Однако, к счастью его поклонников, он смог перебороть эту страсть с помощью жены.
Кинг живой классик американской и мировой литературы, нет смысла перечислять все его премии и награды, остановимся лишь на 2003 году, когда он получает награды: «Lifetime Achievement Stoker Award» (Награда имени Б. Стокера за пожизненные достижения в области литературы жанра Horror) и «Distinguished Contribution ToAmerican Letters» (За выдающийся вклад в американскую литературу).
Характерные черты жанра хоррор и причины популярности жанра
В этом жанре все построено вокруг страха. В книгах делается абсолютно все, что бы напугать читателя. Для этого в них вводятся такие персонажи как демоны, оборотни, восставшие мертвецы, колдуны, пользующиеся черной магией, духи мертвых и многие другие, которых довольно часто можно встретить в низшей мифологии разных стран. Все действие обычно разворачивается, в каких либо темных и угнетающих местах. Это могут быть темные замки, подземелья, гроты, пещеры, подвалы, ночные тесные улицы или просто туманный, или неясный день. Однако хоррор может основываться не только на ужасных существах, но и на постоянном поддержании человека в напряжении в связи со страхом неизвестного. Как это делал, к примеру, Лавкрафт в своем рассказе»Зверь в пещере».
Почему же жанр, в котором фигурируют такие ужасные существа и места, которые в реальной жизни отталкивают большинство людей, так популярен? Ответ кроется в психологии и чувствах человека. Давайте вспомним уроки биологии. Когда человек напуган, то организм вырабатывает вещество под названием адреналин. Это вещество ускоряет работу сердца, из-за него напрягаются мышцы, и фокусируется внимание. Все это делается организмом для того что бы спасти нас от угрозы извне. Однако человек может испытать от выброса адреналина и приятные ощущения, но произойти это может только в том случае, если мозг человека понимает, что реальной угрозы не существует.
Таким образом, ответ на вопрос, почему хоррор так популярен очень прост. Благодаря книгам, написанным в этом жанре, люди могут получить пусть и небольшую, но достаточную для получения приятных ощущений дозу адреналина.
Моя попытка написать фрагмент классического произведения и перевода ее в хоррор
Как принято писать классическое произведение:
Был вечер субботы, Александр стоял в раздумьях на побережье, и глядел вдаль. Потом он закрыл глаза и все, что он мог теперь воспринимать был приятный бриз, дующий со стороны моря.
Постояв так минут десять он, наконец, смог собраться с мыслями. Он развернулся, и пошел к дому.
По дороге, он заметил беседку, в которой сидел его отец, который как обычно ворчал, но Александр не мог определить, на, что тот жалуется, сейчас, толи на свою жизнь, толи еще на что-то. Наш герой отвернулся от этого зрелища, и прошествовал мимо.
Подойдя к двери, и отворив ее, и его взгляд встретился со старым слугой, который протянул ему поднос с письмом. Как только Александр взял послание, слуга удалился. Александр не захотел открывать письмо. Ему не хотелось прикасаться к нему. От него веяло чем-то непривычным, и, виднелись, не высохшие до конца, слезы. Он сунул его в карман и вошел в огромную залу.
В тот же миг в его уши полился поток комплиментов, которые присутствующие то и дело говорили друг-другу. Он начал высматривать что-то среди толпы. Наконец он заметил красивую девушку с веером в другом конце зала. Александр направился к ней. На половине пути их взгляды встретились, а когда он подошел к ней, то девушка совершенно неожиданно поцеловала его и убежала. Все это было очень неожиданно. От нахлынувших на него переживаний и воспоминаний Александр едва не лишился чувств.
Готика:
Был сумеречный вечер субботы, князь Александр стоял в раздумьях на побережье и глядел на восходящую луну. Потом он закрыл глаза, и мог воспринимать, только завывание холодного ветра, со стороны моря. Постояв так минут десять, он, наконец, смог собраться с мыслями. Он развернулся, пошел к замку.
Подходя к этой древней и довольно мрачной постройке, он заметил пещеру, в которой сидел великан, который как обычно ворчал, но Александр не мог определить, на, что тот жалуется сейчас. На свою жизнь, или еще на что-то. Он отвернулся от этого зрелища и, подойдя к двери, отворил ее.
Зайдя внутрь, его взгляд встретился со старым монахом, который подал ему поднос с магической книгой. Как только Александр взял ее, монах удалился. Александр не захотел открывать книгу, ему вообще не хотелось прикасаться к ней. От нее веяло чем-то непривычным и на обложке виднелись не высохшие до конца пятна крови. Он положил ее в карман и вошел в огромную залу.
Его глаза ослепли от множества сверкающих белизной черепов, которые присутствующие передавали друг другу. Однако он пришел сюда не для того, чтобы совершить обряд. Князь стал всматриваться в толпу. Наконец он заметил красивую девушку, в черном, в другом конце зала, у которой в руках мелькнул окровавленный кинжал.
Александр направился к ней. На половине пути их взгляды встретились, а когда он подошел к ней, то девушка совершенно неожиданно ранила его кинжалом и убежала. Кровь брызнула у него из груди, и Князь провалился в глубокий обморок.