Через произведения Довлатова можно полностью окунуться в то время, когда они создавались. Узнать о той жизни, даже понаблюдать за ее развитием и почерпнуть что-то новое, чего нет в учебниках истории. В моем случае получилось именно так
Взяв с книжной полки ничем не примечательный том сочинений Сергея Довлатова, я еще не знал ни о нем самом, ни о его творчестве. Мне, разумеется, доводилось слышать об этом авторе, но мало конкретного. Пробежав глазами по оглавлению, я решил остановиться на произведении под названием «Чемодан», так как оно включено в школьную программу. Скажу честно после прочтения первых страниц я был полностью поглощен. Язык повествования оказался настолько прост и понятен, что чтение превратилось в удовольствие.
Рассказ автобиографический. Он окунает в жизнь советского человека, тех времен. Довлатов, через описание вещей, лежащих в чемодане, рассказывает, историю своей жизни сжато, но и развернуто, в тоже время. Каждая история наделена изрядной порцией юмора, да такого, что порой трудно сдержать смех.
«Чемодан», после прочтения, повлиял на меня сильно. Даже очень сильно. Я был тронут и, одновременно, приятно удивлен, когда осознал, что любая, даже самая незначительная вещь, может нести такое большое количество историй и воспоминаний.
Чего стоит эпизод, связанный с креповыми финскими носками. Казалось бы, носки— абсолютно непримечательная вещь из гардероба среднестатистического человека. А у Довлатова целая история, связанная с ними, и не простая, а авантюрная!
Могу смело сказать, что после «Чемодана». Я стал внимательнее и бережнее относиться ко всему, окружающему меня. Ведь получается, что мы сами создаем музей из своих воспоминаний. Наверняка у каждого есть какая-нибудь безделушка, с которой связана та или иная история, а может даже приключение!
Итак, после прочтения «Чемодана» осталось очень хорошее впечатление, и я приступил к изучению других работ Довлатова. Всплеск эмоций вызвали «Заповедник», «Зона», «Наши» и «Соло на Ундервуде». Заинтересовала меня и личность автора я начал изучать его биографию. Жизнь литератора была насыщенной и интересной, и в тоже время трагической.
Он учился на филологическом факультете (отсюда прекрасный стиль произведений). Был знаком и тесно общался с ленинградскими поэтами и писателями: Иосифом Бродским, Евгением Рейном, Анатолием Найманом и Сергеем Вольфом. После исключения из института за неуспеваемость последовали три года военной службы. За это время Довлатов написал большое количество рассказов. Вернувшись после демобилизации из армии, он поступает на факультет журналистики. И пишет, пишет, пишет…
Перескочив через значительный временной период, скажу, что в 1978 году, из-за преследования Советскими властями, Сергей Довлатов эмигрировал из СССР и поселился в Нью-Йорке, где стал главным редактором еженедельной газеты «Новый Американец».
Я считаю прозу Довлатова лучшей исторической прозой времен Советского Союза. Она идеальна для изучения той жизни моим поколением. Ведь подавляющее большинство моих сверстников ничего конкретного о быте, взаимоотношениях, атмосфере в обществе и вообще о том, как тогда жили, ничего не знают. А в этих книгах все предстает в понятной и очень доступной форме. Погружаясь в чтение, читатель сам невольно становится участником тех событий.