Новости
11
03.2015
№ 8269
Портрет Советского человека   




У каждого поколения свое собственное лицо. У советского периода нашей страны несколько поколений и у каждого из них свой собственный азбучный код. Об азбуке-коде нескольких поколений советских людей читайте в материале Любы Диковицкой

Человек — это самая интересная и неисчерпаемая тема для размышлений, а люди недавних поколений, простые советские люди, наши бабушки, дедушки, родители, следы и заветы которых мы видим в настоящей жизни, плодами трудов которых пользуемся, о них пойдет речь. Рассматривая и анализируя их, мы связываем себя с прошлым. Эта связь поколений будет основным инструментом анализа этой статьи. Я считаю, что, лишь зная и понимая свои истоки, человек может органично развивать свое отношение к миру.

Два периода исторических переломов: довоенный, с 1920 до 1941 гг., и период постперестроечный с 1991 по 2013 гг. По двадцать лет из жизни далеких друг от друга поколений, далеких по времени, и близких по историческому смыслу: происходила смена строя. Но, одновременно, они еще и полярны друг другу, поскольку вторая революция отменяла и обесценивала достижения первой. Разные времена — разные люди. С одной стороны — поколение, движимое идеей создания абсолютно нового типа государства. Люди, разумеется, разные, однако именно они за двадцать лет построили свое государство и прошли проверку великой войной, отстояв свои идеалы. С другой стороны — поколение «менеджеров среднего звена», основное стремление которых — потребление, а единственная экономическая модель — перераспределение. Именно здесь обнаруживается суть вопроса — как должен был меняться человек, чтобы разрушить то, что было построено с таким напряжением сил? Основным методом избираем сбор данных и воспоминаний людей через интервью. Для аналитического среза интервью построены одинаково для всех респондентов. Какие самые яркие впечатления Вашего детства? — это вводный вопрос, в основном позволяющий наладить контакт с собеседником, и далее по пунктам:
• Кто в детстве был Вашим героем?
• Каковы были ваши материальные устремления?
• Кем Вы мечтали стать?
• Какие качества в людях Вы больше всего ценили тогда?
• Как вы относились тогда к своей стране?
Что такое «Советский человек»

Определение из словарей: Советский народ — термин, который может означать следующее: народ, официально проживавший в Советском Союзе, без указания конкретного названия народа, или совокупность этих народов — жители всех 15 советских республик. Или население Советского Союза, за время существования этого государства приобретшее некоторые сходные черты в культуре и менталитете. И еще одно определение: народ, образовавшийся из отделившихся от национальных культур людей за время существования СССР. Считается что термин «советский народ» начал использоваться для обозначения населения СССР в 1930-е годы. Однако вплоть до начала 1960-х понятие не несло нагрузки идеологического клише.

Советский человек — литературный штамп советского времени. Применяется для обозначения идеологически положительного образа гражданина Советского Союза. Включает в себя основные характеристики члена общества: скромность, трудолюбие, коллективизм, патриотизм, бескорыстие, бескомпромиссность, оптимистическую веру в счастливое будущее, и т. д. Возникновению подобного штампа способствовало то, что Советская власть пыталась создать из граждан Советского Союза образ «нового человека социалистической формации».

Существует еще мнение социолога Л.Д. Гудкова, который приводит такое определение данному понятию, основываясь на свои исследования советского человека с 20-х по 80-е годы: «Советский человек — это прежде всего «новый человек», особенный, выросший в закрытом обществе. Он не похож ни на людей в прошлом, скажем до революции, ни на жителей других стран. Каждый тоталитарный режим выдвигал свой проект «нового человека» как основы нового общества. Его формировала государственная машина репрессий, пропаганды и массового образования. Главное отличие этого «нового человека» в России в том, что это человек «сознательный»: он принимает любую политику властей и демонстрирует готовность пожертвовать собой ради «народа», «Родины», «партии» только потому, что не считает нужным идти против течения и не видит альтернатив этому порядку в настоящем и в будущем. Это человек пассивный, безответственный, вечно недовольный, зависимый от государства и одновременно склонный во всем винить правительство, чиновников, начальство, западные страны, приезжих… но только не себя».

Получается, что есть несколько понятий «Советский человек». Кроме того на пути исследователя данной темы встают другие термины. «Строитель коммунизма», «верность партии», «человек человеку — друг, товарищ и брат», «железный занавес», «литературный штамп», «пассивный и безответственный», «период застоя», «совок», «развал» вот далеко не все определения, которые сбивают с толку и вводят в недоумение своими сочетаниями и переплетениями. Но ведь человек — продукт своего времени. Давайте предположим, что эти взаимоисключающие понятия были актуальны для разного времени. Тогда давайте разделим советский период на части и сопоставим данные.

Довоенный период (примерно с 1920 по 1941) — это эпоха грандиозного строительства и индустриализации. Какими были люди тогда? Читая книгу Бердяева «История и смысл русского коммунизма», находим такое определение революционера: «Появился новый тип милитаризированного молодого человека. В отличие от старого типа интеллигента, он гладко выбритый, подтянутый, с твердой и стремительной походкой, он имеет вид завоевателя, он не стесняется в средствах и всегда готов к насилию, он одержим волей к власти и могуществу, он пробивается в первые ряды жизни, он хочет быть не только разрушителем, но и строителем, организатором. Только с таким молодым человеком из крестьян, рабочих и полу-интеллигенции можно было сделать коммунистическую революцию. Ее нельзя было сделать с мечтателем, сострадательным и всегда готовым пострадать, типом старой интеллигенции». Революция — как любой перелом в истории — бескомпромиссна. Такими были и люди, которые ее создавали. Лишь только новый, не реакционного склада человек мог принимать участие в строительстве нового времени. Они не только разрушители, ниспровергатели старого строя, они строители нового государства. Образ такого «строителя» дан в повести И. Эренбурга «День второй». Это портрет человека, который ориентирован на духовное. Он, выкован в горниле Революции и Гражданской войны, разрухе и голоде, — вдохновлялся великой мечтой. Он равнодушен к материальным ценностям. Он рвался к знаниям. Он ставил общественные интересы выше частных, обладал высокой способностью к самопожертвованию, считал труд и справедливость высшими ценностями и горячо любил свою родину. У него было много качеств, обладать которыми может лишь тот, в ком есть духовная вертикаль.

В период войны советский народ по-настоящему сплотился. Существовавшие внутренние противоречия потеряли значимость. Большинство из тех, кто не относился с симпатией к советскому строю, перед лицом нависшей угрозы шли защищать Родину. Во время войны впервые и окончательно потеряла значение классовая принадлежность. Люди страны совершили трудовой и воинский подвиг как единый народ.

Послевоенные годы (1945–1953 гг.). После окончания ВОВ была задача восстановить страну. Остро встает необходимость налаживания производства и сельского хозяйства, поддержания завоеванного страной статуса державы технического прогресса. Достигнут ядерный паритет. И уже к 1947 году была стабилизирована ситуация с питанием и отменены талоны.

1953–64 гг. Хрущевский период. 1953 — год смерти Сталина. В программе партии появился пункт об изобличении культа личности. Появилась определенная гласность. Был запущен первый спутник, человек впервые полетел в космос. По впечатлениям о разговорах с людьми, чья молодость пришлась на этот период, можно выдвинуть предположение, что именно в этот период появилось угасание идеи. В книге «Коллеги» Василий Аксенов а 1960 году пишет: «Вся эта трепология, все эти высокие словеса. Их произносит великое множество прекрасных идеалистов, но и тысячи мерзавцев тоже. Наверное, и Берия пользовался ими, когда обманывал партию. Сейчас, когда нам многое стало известно, они стали мишурой. Давай обойдемся без трепотни. Я люблю свою страну, свой строй и, не задумываясь, отдам за это руку, ногу, жизнь, но я в ответе только перед своей совестью, а не перед какими-то словесными фетишами. Они только мешают видеть реальную жизнь. Понятно?»

1964–1985 Брежневский период. Этот период именуется «застойным». Стала свертываться программа «оттепели», появилось диссидентское движение, началась усиленная борьба с инакомыслием; были заключены внешнеполитические договоры между СССР и США. Именно в этот период времени осуществлялось активное развитие инфраструктуры городов и поселков, всемирную известность получали советские достижения в области культуры и спорта. Начиналась еврейская эмиграция. Опрашивая людей, чья молодость пришлась на этот период, на вопрос «гордились ли вы своей страной» обычно получала ответ «Да. Было чем гордиться», а на вопрос об отношении к своей стране после перестройки: «Нас будто обманывали все то время».

1985–1991 Период перестройки. «Перестройка — В СССР в 1895–1991 гг.: процесс конкретного изменения экономики и общественного сознания, направленный на развитие демократии и гласности, на окончание холодной войны» — из толкового словаря 1995 года. Опросы по этому периоду дались труднее всего — опрашиваемые начинали делать большие паузы и редко смотрели в глаза.

Как менялись цели и взгляды советского человека

Н. А Бердяева характеризует само явление миру такой государственно-общественной формации, как Советский Союз, во-первых, как историческую закономерность, а во-вторых, как воплощение русской идеи мессианства, основанной на противоречивости русской души, определяющейся сложностью русской исторической судьбы. «Русский народ — народ государственный, он покорно согласен быть материалом для великого мирового государства, и он же склонен к бунту, к вольнице, анархии» — фраза, дающая понятие о русской душе, поставленной в вечное противление западному протестантскому образу мысли. Далее, черпая информацию из различных источников, обнаруживается эта вечная связь русского, потом и советского человека с государством. Социолог Л.  Гудков, в статье о проекте «советский человек» (аналитическое исследование Левада-центра), на вопрос о том, как отразился на человеке слом эпох, говорит: «На протяжении XX века Россия пережила несколько волн насильственного и очень быстрого слома структуры общества: Первая и Вторая мировые войны, большевистский террор, эмиграция, коллективизация, массовые репрессии… Передача норм, ценностей и представлений от поколения к поколению была невозможна. Кроме того, после революции принятые ранее формы социального поведения обесценились, а те, кто устанавливал новый порядок, были намного ниже по своему интеллектуальному и культурному уровню прежнего правящего слоя. Представления городских низов и деревенской бедноты стали насаждаемой государством нормой. Заодно с представлениями о „твердых правилах”, которым раньше следовали представители „высшего” (образованного, благородного, культурного) общества, у нас исчезла и уверенность в абсолютной ценности человека, и понятие чести (ведь нет ни жестких суждений своего сословия, ни предсказуемого будущего). Отсюда фатализм, готовность терпеть и приспосабливаться к чуждому внешнему миру и вообще пассивность по отношению к своей судьбе». Подобные тенденции можно заметить и у респондентов, молодость которых пришлась на период перестройки, на вопрос об их отношении к происходящему тогда, и оценке его сейчас.

В противопоставление указанной точке зрения, можно привести цитату из статьи социолога Анны Кудиновой: «…сила Советского человека заключалась в следующем: ужасные обстоятельства не могут расчеловечить человека, связанного со смыслом. Пока нить смысла натянута, человек способен карабкаться по ней вверх и многое выдержать. Чтобы разрушить СССР нужно было перерезать эту вертикальную нить, „обесточив” советских людей, лишив их энергии, гипертрофированно возбудив в них „влечение” к потреблению, к всевозможным шкурным радостям, переориентируя его на пренебрежительное отношение к труду, на ироничное отношение к справедливости и жертвенности. А также убеждая его, что никаких вертикалей нет в помине».

Есть еще один ориентир для исследования в данной области — это книга «Жизнь в СССР» С. Г Кара-Мурзы. Произведение написано в публицистическом стиле, строится по принципу последовательного рассказа о жизни автора с момента детства — эвакуации, до самой перестройки и постперестроечной жизни. Прослеживая в ходе повествования развитие его мысли, и сопоставив его данные с тем, о чем отвечали наши интервьюируемые, постоянно обнаруживаются совпадения. Так у Кара-Мурзы (до перестройки): «Я шел по своей земле и чувствовал себя хозяином своей страны». Упоминая потом о перестройке, Кара-Мурза пишет: «С какой целью убеждали нас новые комиссары в том, что мы очень плохие и черствые душой? Ведь с таким жаром убеждали, что многие им поверили и просто ходить по земле стеснялись». В его детских воспоминаниях Советский человек — хозяин, гордящийся своим государством. Далее, говоря о периоде с 1953 года, он пишет, что «всем стало ясно, что начинается какая-то новая жизнь и неизвестно, чем все это кончится». Таким образом из всего обилия мнений ближе всего, на наш взгляд, к истине последнее.

Советский человек — взгляд «через» людей

Всего было опрошено пятнадцать человек. Вопросник состоял из пяти основных вопросов и дополнительных, задаваемых по ходу интервью. Так как для исследования не важен был пол респондентов, то опрашивались и мужчины и женщины. Возрастной ценз определен следующим образом: для каждого из указанных периодов требовалось примерно по четыре человека. Было опрошено четыре человека возраста в 70–78 лет; три человека 50–65 лет; пять человек 38–46 лет, и три человека 30–35 лет. Опрашивались люди разного достатка и разных убеждений. Я опрашивала знакомых, далеких членов семьи и соседей, поскольку для более глубокого погружения опрашиваемого в суть вопросов требовалось определенное доверие и готовность честно рассуждать на поставленные вопросы. В большинстве интервью этого добиться удалось.

По итогам опросов, и опираясь на литературную основу, я наблюдала определенные общие тенденции в ответах респондентов. На одни и те же вопросы люди разных поколений реагировали по-разному. Например, для людей самых пожилых некоторые из предложенных вопросов казались откровенно глупыми и неуместными.

Самым ярким примером является вопрос о героях (каждый из опрашиваемых называл героев войны), и вопрос об отношении к стране (каждый описывал это как «гордость»). В то же время, для людей двух более поздних поколений это уже были герои книг, или респондент не находил, что ответить.
Ответ на вопрос об отношении к своей стране очень трудно давался респондентам 38–46 лет — люди редко смотрели в глаза и долго размышляли; зачастую, отвечая на другие вопросы заново переходили на данный.

Ни один человек, принадлежащих к самому молодому из опрашиваемых поколений, не смог дать ответ на вопрос о герое, а вопрос об отношении к стране был каждый раз неоднозначен. В основном звучало «жалость».

На вопрос о том, какие качества больше всего ценились, все респонденты всех возрастов называли общечеловеческие ценности. У каждого прозвучало слово «порядочность». У самого молодого поколения основной уклон шел на «честность». Больше всего на этом вопросе задерживались респонденты самого пожилого возраста, в то время как самые молодые из опрашиваемых и предыдущее им поколение обычно фокусировались на вопросе об отношении к стране.
Вопрос о материальных устремлениях не вызвал долгих рассуждений ни у одного из респондентов. У более молодых интервьюируемых он обычно перетекал в вопрос о профессиональном самоопределении и возможности заработать на жизнь.

Самые яркие детские впечатления всех опрашиваемых были связаны с отдыхом.

Человек меняется, изменяется мир вокруг него; то, что ценилось предками, каждым последующим поколением подвергается переосмыслению. Советский Союз представлял собой явление совершенно новое, не ведомое миру, и воспринят был как угроза устоявшимся мировым порядкам. Победив в Великой отечественной войне, Советский народ заново выстроил и восстановил страну менее чем за десятилетие. Обладая такими чертами характера как стойкость, приспосабливаемость, послушание (партии, идее, общественному настроению), работоспособность, Советский Человек жил в условиях сплоченности и труда. Идеология для этих людей была скрепляющей силой.

Далее, дети этого поколения, выросшие на ценностях своих отцов, переняли их достижения и продолжили начинания, но уже подвергали их осмыслению на уровне сравнения, что было недоступно и не к месту во времена их отцов. Как показали опросы, самая распространенная характеристика чувства, испытываемого по отношению к своей стране у этих и следующего поколения: гордость. Были видны достижения строя, велась активная пропаганда советских ценностей. Люди жили в своей стране и пожинали плоды успешного опыта первых поколений.

Когда настал период гласности и, как выразился один из опрашиваемых, «вся пирамида моральных и нравственных ценностей будто перевернулась», и стали вылезать настолько неожиданные факты о недавно столь восхваляемой стране, у людей появилось «чувство, будто тебя жестоко надували все это время». Я считаю, что именно в этот исторический момент судьба будущих поколений — перестроечного и постперестроечного — была предопределена. Человек не мог дальше созидать свое государство, так как не было истиной веры в идею, которая заставляла довоенные поколения действовать решительно. Тогда она уже превратилась лишь в пропагандируемую идеологию.
Судя по поколению моих ровесников, не заставших СССР, в нас, живущих в эпоху гласности, толерантности и свободы слова, вероисповедания и взглядов, наблюдается апатия — нам многое доступно, но у нас нет того устремления в будущее. Это — мое личное ощущение.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Л. Гудков — Главный редактор журнала «Вестник общественного мнения», преподаватель социологии культуры в Институте европейских культур при РГГУ и политической социологии в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН). Участник всех основных исследовательских проектов ВЦИОМа в период, когда этим центром руководил Юрий Левада. Автор книг: «Советский человек, 1989–2003», «Бюрократия», «Русский национализм», «Итоги года: общество 1989–2003» и др.

Кара-Мурза Сергей Георгиевич, 1939 года рождения, по образованию химик (доктор хим. наук), но с 1968 г. занимается методологией науки, а потом системным анализом, в частности, разрабатывает темы «Наука и кризис индустриальной цивилизации», «Россия — традиционное общество — Советский проект».

Николай Александрович Бердяев (1874–1948) является крупным представителем русской религиозной философии. В период первой мировой войны и революции философия Н.А. Бердяева определяется тем, что он называет «космическим мироощущением». По его мнению, микрокосмическая природа человека превращает мировую историю в личную судьбу. Развитие взглядов Н.А. Бердяева осуществляется в контексте поисков и достижений современной ему западной философии. В центре внимания он ставил человека и его творчество. Творчество он трактовал как откровение человека, как совместно с Богом продолжающееся творение.


Расшифровки интервью

1) Анастасия Михайловна (1928 год рождения)

1)Какие впечатления детства вы могли бы назвать самыми яркими?
А. М: Впечатления… Курсы агротехника кончала тогда, в хорошем коллективе работала.
2)Какие качества в людях вы больше всего ценили тогда?
А.М.: Порядочность, честность, справедливость. Мы все работали, были довольны. Все у нас было постоянно и уверенно.
3)Кто был вашем героем?
А.М.:(с явным раздражением) В войну были герои! Жуков, Рокоссовский, Сталин. Плакали, когда он умер.
4)Какие вещи вам тогда хотелось иметь?
А.М.:Тогда только из деревни приехала — хотелось все городское.
5) Как вы относились к своей стране тогда?
А.М.: (с еще большим раздражением) Естественно хорошо! Мы были искренними комсомольцами. Раньше были уверенными и жили с верой во всё.

2) Юрий Константинович (1958 год рождения)

1)Какие ваши самые яркие впечатления из детства?
Ю.К.: Ездили в деревню к тетке. Хорошо там — раздолье. В пионерские лагеря не хотел ездить. Был один раз, но по сравнению с деревней — эти галстуки, дисциплина… кому захочется?!
2)Кто был тогда вашим героем?
Ю.К.:Мы все были болельщики — хоккей любили. Из фильмов всегда нравился образ советского разведчика.
3) Какие качества вы тогда больше всего ценили в людях?
Ю.К.: Сила, Смелость… Как у ребят. Наш пример — спортсмены.
4) Как вы относились к своей стране тогда?
Ю.К.: Нормально. Ну, то есть понимали, что не все у нас в порядке, но обеими руками за нее держались. Знали, что не все у нас хорошо, но любили.
5) А какими были ваши материальные устремления?
Ю.К.: Да как-то обыкновенно. Ничего конкретного. Все по мелочам, и ты уже — царь.

3) Сергей Попко (1945 год рождения)

1) Какие впечатления из вашего детства для вас — самые яркие?
С. П: Жили мы с матерью небогато, но она все же умудрялась со своей инженерской зарплаты к лету обычно накопить на поездку на море. На воздухе… Учеба, коллектив — все, конечно, было здорово, но это чувство воздуха было только на море.
2) Как вы тогда относились к своей стране?
С.П.: Если говорить о стране в 90-е, то тогда шла активная перестройка, ведь да? ˂ пауза˃ Я к своему стыду ее принял. Хорошо так, плотно. Считал, что тот застой — уже предел. Было понятно, что это лицемерие… что так нельзя! В обществе, с одной стороны, мы, конечно были «за» страну, но, сидя вместе на кухне в своей среде, это был постоянный… какой-то стёб, глум… и по этому приняли плотно, на ура приняли! Подумали, что будет прорыв, что мы совершим рывок. Мы были как пружина — только укажите нам цель! Мы были воспитаны в беспрекословной вере в руководство. А ужаснулся-то я уже в 93-м! Как обманутые! Стали заниматься выживанием. Это же были талоны — такая дикость.
3) Расскажите, кто был тогда вашим героем?
С.П.: Честно, даже и не вспомнить сейчас. Наверное, ни на кого не хотелось ровняться, хотя лично для меня был привлекателен тот самый собирательный образ советского человека.
4) Какие качества вы тогда больше всего в людях ценили?
С.П.:Эти качества… ну, тот кодекс коммуниста… Ведь они же на самом деле глубоко православные. Это и исполнительность, и порядочность и честность, и ответственность. Во время перестройки стало мерзко и гнусно, когда эта парадигма фундаментальных ценностей была разрушена. «Хороший человек — не профессия» — как-то чуждо это звучит.
5)Какими были ваши материальные устремления?
С.П.: Да какое там! «Не до жиру, быть бы живым»…

4) Арсений Судаков (1979 год рождения)

1) Какие ваши самые яркие впечатления из детства?
А.С.: Я вообще, когда маленький был, плакал только когда меня из зимнего лагеря домой забирали.
2) Кто тогда был вашим героем?
А.С.: Не сказать, чтоб вообще таких было. Тогда такое течение жизни, и хотелось просто с ней справиться.
3) Какие качества в людях вы ценили больше всего тогда?
А.С.: Ну, наверное, порядочность. С воспитанностью тогда туго было.
4) Каковы были ваши материальные устремления?
А.С.: Никогда и особо никаких, так чтоб прыгать выше головы.
5) Как вы относились к своей стране тогда?
А.С.: Когда увидели, что все — развалились, то была печаль. Но ничего же не попишешь. Была надежда, что дядьки-то все знают.

Любовь Диковицкая, 11, 564, Санкт-Петербург, Левда / Анна Григорьева, Наше Все

   Комментарии (0)  
 
НАШпресс  |   Статья  |  Рубрика «Расследование»  |    
Ссылка на новость: https://lyceum.ru/n/8269   Ссылка на новость в ленте: http://lgo.ru/news/index.htm?ntype=14&id=8269
 
 1