Новости
11
03.2015
№ 8268
Азбука человеческой грамотности   




В чем «аз и буки» человеческой грамотности? Откуда есть пошла русская грамотность? В чем ее основы? Что заставляет нас учиться? Говорить правильно? Читать? Грамотно писать?

Вы скажете — наш собственный внутренний мотиватор, стремление к самосовершенствованию, познанию, саморазвитию и прочее. Я скажу — простая экономическая целесообразность.

Мне кажется, на данном этапе развития человеческой цивилизации редкий человек делает что либо из чисто идеалистических соображений (чтоб мир (в первую очередь Я) стал чище, светлее, лучше). Лишь немногие философы, мудрецы и просветители радеют за изменение человеческого сознания, думают о будущем нашей цивилизации, пытаясь подтолкнуть человечество к переменам. Но это — философы. Они — мечтатели.

На самом деле все намного прозаичнее. Человек будет пользоваться знаниями, стремиться к прогрессу и образованности самого себя лишь для получения простой личной выгоды, обретения материальных благ, достижения высокого социального статуса. Потому что, в первую очередь, ТАК удобнее. И это все-таки основополагающая задача освоения любой грамотности.

Вот, к примеру, возьмем письменность и, соответственно, умение читать. В какой исторический период и на какой территории население наших просторов было поголовно грамотным? Как ни странно — в наше русское Средневековье (которое обычно ассоциируется с невежеством, антисанитарией и домашним самодурством) на землях Новгородской торговой республики.

В последнее воскресенье ноября наш класс поехал в Новгород. Мы часто выбираемся куда-нибудь. Для нас бросить клич, собраться в любое странствие составляет пару пустяков. Это никогда не было обязаловкой: в нашем классе все делается лишь по личному желанию каждого. Поэтому в ту далекую поездку отправились не все мои одноклассники, а всего 10 человек. Но, тем не менее, наша классная руководительница Мария Вячеславовна не осталась со своими делами в Петербурге и, как обычно, отправилась с нами.

Поездка была долгой, но оно стоило того. Мы все слышали о Новгородском вече, о величие и богатстве города. Но прикоснуться к древностям, воочию увидеть старинные храмы России — это совсем уже другое. Конечно же, мы посетили Детинец (Новгородскую крепость, Кремль), зашли в самый первый каменный храм на территории нашей страны — собор св. Софии Премудрости Божией. Ее стенам 969 лет! Это же наши русские египетские пирамиды! Еще немного, и им исполнится тысяча лет!

Но, помимо архаики и интересной исторической судьбы, в Новгороде ожидало еще одно открытие, тоже потрясшее меня. Это новгородские берестяные грамоты. Небольшое количество было представлено на выставке Новгородского объединенного музея-заповедника, и экскурсовод поведал нам прелюбопытнейшие факты.

Оказывается, на территории Новгорода было обнаружено 959 берестяных грамот, в то время как оставшиеся из всех найденных грамот (95 штук) приходятся на другие 10 городов страны. Количества не идут ни в какое сравнение друг с другом. Конечно, в столь хорошей сохранности грамот нужно «винить» особенности новгородской почвы: земли тут были заболоченные, грунтовые воды близко. В других местностях, может быть, тоже много было грамот на березовой коре, да истлели все они в сухой земле. А новгородским свиткам просто повезло.

Второе. Берестяные грамоты в Новгороде встречаются повсюду и во всех культурных слоях, начиная со слоя XI века и заканчивая культурным слоем XV века, когда береста выходит из употребления в связи с распространением уже дешевой бумаги.

И третье, самое главное. Берестяные грамоты писали все: и стар, и млад, и мужчины, и женщины, и купцы, и «домохозяйки», и воины, и ремесленники, и священнослужители — все слои населения выцарапывали писалами на специально обрезанных и сваренных кусках бересты послания друг другу. В этом случае можно говорить о поголовной грамотности большого средневекового города. Когда несколько лет назад берестяные грамоты выставлялись в Швеции, одна местная газета написала: «Когда наши предки высекали на камне руны, славяне уже писали друг другу письма».

Берестяные грамоты были привычным элементом новгородского средневекового быта. Новгородцы постоянно писали и читали письма, рвали их и выбрасывали, втаптывая в землю. Писали «приказы» о делах, черновики завещаний, долговых расписок, купчих, заказы, молитвы, детские задачки и прописи, заговоры, школьные шутки, загадки. Находили даже свитки с рисунками и детскими каракулями. Встречаются даже любовные письма. Примечательна грамота № 53, написанная в 1320–1340 годы: «Поклон от Петра Марье. Я скосил луг, а озеричи (жители деревни Озера) у меня сено отняли…».

О чем же просил Петр свою жену Марью? Можно было бы предположить, что муж просил жену созвать сельчан вооружиться вилами и бежать на подмогу, чтобы силой вернуть отобранное. Однако средневековый крестьянин просит жену сделать совершенно невероятное: «…Спиши копию с купчей грамоты да пришли сюда, чтобы было понятно, как проходит граница моего покоса».

Одна эта фраза раскрывает неожиданную картину. У грамотного крестьянина — грамотная жена. У них есть купчая грамота на землю. Хозяйственные споры решаются не мордобоем, а разбором документов. А копия с купчей грамоты (вполне возможно — копия именно на бересте) признается сторонами решающим аргументом. Все это несколько переворачивает наши представления о «Темных веках»…

И мне кажется, что такое поголовное распространение грамотности обусловлено в первую очередь широкими экономическими связями Новгорода, его активной торговой и политической жизнью. Чем динамичнее торговля и шире связи с миром, тем больше необходимость обмениваться информацией, вести документацию, а на досуге можно и записочку подруге написать.

То же самое касается и современности. Большинством движет исключительно прагматизм. Год назад моя мама брала интервью у учеников 4-го класса и всем задавала один и тот же вопрос: «Зачем ты ходишь в школу? Зачем тебе надо учиться?» И все, практически все дети ответили примерно так: «Чтобы получить хорошее образование, потом найти хорошую работу, чтобы все у меня в жизни было, чтоб всего хватало». Только один ребенок учился, чтобы найти такую работу, которая приносила бы ему удовлетворение: «Не чтобы деньги зарабатывать, а чтобы нра-а-а-авилось». И один мальчишка хотел хорошо учиться, чтобы сделать какое-нибудь открытие. Вот вам и основы грамотности — сплошная житейская выгода, экономическая целесообразность.

Если государству повезло (как Новгороду) находиться в удачном месте и в нужное время, то процветание не заставит себя долго ждать, а за ним придет и всеобщая грамотность. Если же государству в силу каких либо географических, экономических, исторических причин не повезло стать вовремя развитым, но оно хочет форсировать события и достигнуть всеобщего благоденствия как можно скорее, то оно начинает обучать население ускоренными темпами. Помните ликвидацию безграмотного взрослого населения СССР в 20–30-ые годы?

Вот и вся азбука. Так было и будет для человеческого мейн-стрима всегда. Грамоте (допустим, письменной) учат чтобы выжить в этом мире обмена информацией. А вот уже постигнув основы грамотности, вдруг да и найдется какой-нибудь Ломоносов, которого так потрясут элементарные знания, что он возжелает ПОЗНАТЬ законы мира и начнет мыслить во благо всего человечества. Но это — в исключительных случаях.

Людмила Дащук, 11, 564, Санкт-Петербург, Левда / Иннокентий Кресик

   Комментарии (0)  
 
Творческий хронограф   |   Новость  |  Рубрика «Литература и жизнь»  |    
Ссылка на новость: https://lyceum.ru/n/8268   Ссылка на новость в ленте: http://lgo.ru/news/index.htm?ntype=13&id=8268
 
 1