Если бы ваша жизнь была чистым холстом, что бы вы изобразили? Какие бы краски взяли? Писали бы аккуратно или небрежно? Что бы вы ни ответили, я с уверенностью скажу, что на вашей работе будут пятна, и вот почему
Искусство выражение самых глубоких мыслей самым простым способом. А. Эйнштейн
Дело в том, что пятном в живописи называется соотношение цветов, тонов и полутонов, они лежат в основе любого рисунка. Человеческий глаз в первую очередь воспринимает тон, а потом детали. Поэтому картину нужно изучать издалека. Но ведь любой мазок кисти пятно. В сочетании с остальными он создает форму, объем, глубину. И самое трудное в работе живописца расположить пятна так, чтобы одно поддерживало, но не затмевало другое.
На работе пятен, на ярком, живом изображении реального мира основывается импрессионизм. При помощи тона и цвета художники стремились показать жизнь в ее подвижности и изменчивости, передать мимолетные впечатления. Истоки импрессионизма уходят к эпохе Возрождения, а основателями являются широко известные Моне, Ренуар, Ван Гог. Импрессионисты порой не уделяли внимания точности построения, пытаясь передать эмоции цветом, тоном, композицией.
Помимо этого многие живописцы используют пятна, как основное средство для создания работ. В конце XIX века во Франции появилось новое направление пуантилизм (point точка). Основатель техники Жорж-Пьер Сера автор многих шедевров, созданных исключительно при помощи точек. В его «Воскресном утре» нет ни одного мазка в привычном представлении работа целиком написана точками. Только на расстоянии можно оценить глубину тонов, созданных мелкими деталями.
В жанре пуантилизма рисуют и современные художники: кто-то придерживается постулатов, выработанных еще в XIX веке, а кто-то вносит новое, развивает, преображает направление. В основном работа ведется в абстрактном стиле, но есть и реалистичные работы. Например, немецкий художник Мэтью Дэвис изобрел необычную технику: он макает кисти в масляную краску и медленно, по капле наносит ее на холст. После чего пятна сохнут несколько дней, а после наносится еще один слой. И так до тех пор, пока картина не будет готова. В итоге получаются многослойные, объемные, глубокие по тону и цвету картины.
В основном пуантилисты работают именно с тоном, а не с цветом: создают черно-белые работы при помощи черной ручки, пера и чернил, а иногда простого карандаша. Но это не легкая работа: чтобы набрать нужный тон требуется поставить миллионы, а иногда и миллиарды точек. Необходимо иметь бескрайний запас терпения, уметь концентрироваться на протяжении восьми и более часов, чтобы не поставить лишнего. Даже с точками можно переборщить, а исправить ошибку практически невозможно. Поэтому пуантилизм считается одной из самых сложных техник.
Мне удалось испытать это на собственном опыте: я рисовала в этой технике несколько натюрмортов. На формат А3 уходили недели, а на лилии в А4 более 10-ти часов.
Рисовать «от пятна» можно и на ткани. На полотно сначала наносят крупные пятна, а потом по отдельности их прорисовывают. У техники масса возможностей и разновидностей. Работая «от пятна» можно изобразить как упрощенные, стилизованные сюжеты, так и замысловатые, живописные сцены.
Но бывает и так, что мы пятнаем работу, совершенно того не желая: кляксы появляются случайно, не по замыслу. Приходится многое переделывать. Из-за этого расстраиваемся, долго ворчим, не подозревая, что любое пятно можно превратить в шедевр нужно лишь немного креатива. Художница из Китая, Хонг Йи, продемонстрировала это всему миру, создав потрясающий портрет при помощи чашки кофе.
Нестандартные решения при написании картины очень популярны среди художников. Вот и мы, изображая свою жизнь на холсте должны быть оригинальны. Пишите «от пятна», используйте яркие краски, творите и создайте шедевр!