Учащиеся 9 «А» и 9 ИТ классов школы 654 им. А.Д. Фридмана осуществили проект «Структура семейного бюджета: взгляд девятиклассника». Он вырос из идеи пятиклассников, которые попросили помочь им свести обработанные данные в статистические таблицы
Наши девятиклассники задумались об очень важном о семейном бюджете и решили провести исследование. Для начала была собрана информация по трем большим темам. Первая часть включала в себя задание на распределение 100 % семейного бюджета по статьям расхода. При выполнении этого задания трудности возникли как у 5-х, так и у 9-х классов. Ребята задумались, как распределить бюджет, чтобы хватило на все расходные статьи. Также у пятиклассников возникли проблемы при работе с процентами. Вторая часть включала в себя вопрос о карманных деньгах, а третья о том, часто ли родители отказывают в покупке каких-либо вещей и по каким причинам.
В оценке расходов на питание 9 классы оказались ближе к реальности и выделили на эту статью на 5 процентов больше, чем пятиклассники. Оплата проезда, содержание животных, покупка одежды, техники и бытовой химии оценивается примерно одинаково. Однако показатель по дополнительному образованию в 9 классе возрастает вдвое. Мы можем объяснить это очень просто: к 9 классу многие школьники уже определяются со своим профилем, начинают дополнительно заниматься по предмету, а также активно готовятся к ГИА и ЕГЭ. А 5-классники посещают в основном бесплатные секции. В остальном структура схожа.
Как оказалось, основную часть карманных денег ребята тратят на еду. Также заметны возрастные изменения: к 9 классу отдельной статьей расхода становится личный компьютер, которого 5-классники еще не имеют, а также к 9 классу не осталось тех, кто не имеет карманных денег.
И, наконец, рассмотрим последний вопрос. Почему родители иногда отказывают ребятам в чем-либо. Ученики единодушно признают: чаще всего родители отказывают в покупке чего-либо из-за ненадобности этой вещи. Любопытно, что в 9 классе отказ в покупке чего-либо является наказанием за плохую учебу. Ни один из опрошенных пятиклассников не назвал такую причину. К тому же, пятиклассники более бережно относятся к родительскому бюджету и признают, что очень часто деньги нужны на другие, более важные дела.
А теперь предлагаем вашему вниманию выводы, которые у нас получились. В ходе проведения опросов у нас сложилось такое впечатление, что не только пятиклассники, но и ученики 9 классов никогда прежде не задумывались о структуре семейного бюджета. Когда мы обрабатывали результаты опроса, мы поняли, что каждому человеку необходимо научиться планировать бюджет. Некоторые школьники предлагали потратить до 35% на отдых и развлечения, оставив на питание только 5%. Кто-то, наоборот, совсем не оставил денег на отдых. Такое легкомысленное отношение к трате денег может плохо закончиться. Нам еще предстоит научиться как следует распоряжаться деньгами. Некоторое представление о бюджете семьи мы можем приобрести на уроках обществознания. Кроме того, было бы интересно и полезно, если бы родители привлекали своих детей к планированию семейных трат. В то же время опрос показал, что в целом школьники довольно разумно относятся к деньгам и понимают, что не все их прихоти должны выполняться.