Новости
5
01.2014
№ 7083
Не иди туда, не знаю куда   
Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда. Марк Твен




Стать профессионалом в своем деле человек может только тогда, когда занимается тем, что ему по душе, к чему у него есть определенная предрасположенность
Если человек удовлетворяет свои собственные потребности, а не чьи-то еще (родителей, учителей, государства и т. д.), он будет расти и развиваться как личность, как индивидуальность

Но как эту предрасположенность определить? И здесь нам поможет психолог, который сейчас есть практически во всех образовательных учреждениях. Нам повезло: мы не просто консультируемся с психологом при выборе профессии.
В 9-х классах гимназии № 32 г. Калининграда с этого года введен новый предмет, который в дневниках ребята записывают как Пр. пр. — профпригодность. На уроках с учениками, которым предстоит выбрать профиль класса на следующий год, работает психолог. И дело не ограничивается только тестированием. Основное время урока проходит как диалог взрослого, определившегося в жизни человека, с нами, учениками.
Ирина Ивановна Гончарова только приветствует, когда мы высказываем собственное мнение, и очень часто брошенная кем-то фраза — например, о том, что выпускники выбирают ВУЗ не по велению сердца, а по подсказке родителей, или что поступают туда, куда прошли по баллам ЕГЭ, — вызывает бурю эмоций. И тогда мы спорим, доказываем, а Ирина Ивановна наблюдает за нами со стороны, а потом расставляет все на свои места.
Газета «Летучка» тесно сотрудничает со школьным психологом.
В рамках профориентации аналитбюро школьного издания провело опрос учащихся гимназии на тему «Образование и успех». Ученикам мы задали три вопроса, к каждому из которых предложили четыре возможных варианта ответа. Опрос был анонимным, поэтому ребята, скорее всего, не хитрили, отвечая «правильно», а действительно высказывали то, что думают. Всего было опрошено 76 человек, а за комментариями мы обратились к психологу.

Первый вопрос: «Что, как вам кажется, помогает человеку добиваться успеха в жизни?»
Варианты ответа:
1. Целеустремленность
2. Деньги родителей
3. Образование
4. Знакомства, связи
67 % опрошенных выбрали первый вариант ответа.
25 % — третий.
8 % считает, что немаловажное значение имеют связи.
И ни один из учеников не выбрал второй вариант. Поэтому не стоит говорить, что молодежь считает возможным купить все за деньги.
Комментарии психолога
Наши гимназисты считают, что добиваться успеха в жизни помогает целеустремленность. Таково мнение почти 70 % учащихся, принявших участие в опросе. Я рада за этих ребят и за гимназию. Потому что человек, рассчитывающий на свою устремленность к цели, действительно, может многого добиться. Есть предостаточно примеров, когда люди делали практически невозможное именно потому, что были настойчивы в своем желании достичь цели.
Цирковой артист Валентин Дикуль, выполняя акробатический трюк, получил травму, приковавшую его к постели. Врачи не оставляли никакой надежды, однако благодаря ежедневным многочасовым упражнениям Валентин Иванович не только встал на ноги, но и вернулся на арену цирка, где жонглировал гирями, выдерживая груз почти в тонну.
В 1996 году во время тренировки конек партнера буквально раскроил Лене Бережной череп. Врачи сделали все возможное — Лена осталась жива. Сама же спортсменка и ее новый партнер Антон сделали невозможное — после нескольких лет упорных тренировок в 2002 году пара Е. Бережная и А. Сихарулидзе завоевала олимпийскую золотую медаль.

Второй вопрос: «Почему вы учитесь?»
Варианты ответа:
1. Заставляют родители.
2. Это поможет мне в жизни.
3. А я не учусь.
4. Все учатся.
Ценность образования понимают 43,48 % опрошенных, которые выбрали второй вариант ответа. 13 % признались, что они не учатся (думаем, они имели в виду, что не учатся так, как могли бы). Учатся только потому, что это делают все, 26,12 %. А 17,4 % заставляют учиться родители.
Комментарии психолога
Почти половина опрошенных учащихся понимают, что учатся прежде всего для себя. Это счастливые дети. Если человек удовлетворяет свои собственные потребности, а не чьи-то еще (родителей, учителей, государства и т. д.), он будет расти и развиваться как личность, как индивидуальность. Школа — это не подготовка к жизни, это уже жизнь. И для каждой личности важно удовлетворять свои жизненные потребности.
Если ты понимаешь, что обучение в гимназии для тебя слишком трудно и не очень интересно, можно подумать о том, чтобы после 9-го класса поступить в колледж и, получив среднее специальное образование, побыстрее заняться каким-то делом. Конечно, важно при этом, чтобы дело тебе нравилось. Кроме того, зарабатывая, ты сможешь раньше почувствовать себя взрослым. А если поймешь необходимость высшего образования — всегда есть возможность заочной формы обучения в вузе.
К вариантам ответов на этот вопрос я бы добавила еще один: «Хочу, мне интересно». Думаю, у нас немало учащихся, которые выбрали бы именно его.

Третий вопрос: «При выборе профессии я…»
Варианты ответа:
1. Посоветуюсь с родителями.
2. Ни с кем не буду советоваться.
3. Пройду профтестирование.
4. Пойду работать тем, на кого выучусь.
55,7 % опрошенных будут решать сами, по какому пути пойти. Спросят мнение родителей 13,79 %. Только 6,9 % при выборе профессии будут ориентироваться на результаты профтестирования. А 24,14 % будут работать по той специальности, которую получат в средних и высших учебных заведениях. Причем, что это будет за специальность, они не знают. Куда пройдут с полученными за ЕГЭ баллами, там и будут учиться.

Комментарии психолога
Относительно 3-го вопроса. Перед началом занятий по программе «Психология и выбор профессии» мы предложили нашим девятиклассникам проранжировать факторы, которые они будут учитывать при выборе профессии:
• советы и рекомендации родителей и друзей;
• престиж, хороший заработок и востребованность на рынке труда;
• знания о самой профессии, о том, где ее можно получить и как пройти последовательную подготовку, еще обучаясь в школе;
• знание своих личностных качеств, интересов, способностей и склонностей;
• профессия должна нравиться, приносить радость и удовольствие.
На первое место 68% учащихся поставили «знание своих личностных качеств, интересов, способностей и склонностей». Это не говорит о том, что наши девятиклассники склонны игнорировать такую «прозу жизни», как хороший заработок, востребованность профессии. Но очень важно, чтобы отсчет начинался с себя, чтобы было много раздумий о том, чего же я на самом деле хочу и что я при этом могу. Очень надеюсь, что новый предмет поможет нашим девятиклассникам понять как можно больше о себе, своих интересах, склонностях, способностях, личностных особенностях. И, уже исходя из этого, сделать осознанный выбор.
Абсолютно согласна со всеми, кто не считает разовое так называемое профтестирование и его результаты определяющим фактором при выборе профессии. Это должно быть действительно САМОопределение.
Об этом и о многом другом мы говорим на уроке Пр. пр.
Многие мои одноклассники уже определились с выбором профиля обучения, а у тех, кто пока думает (у меня, например), для этого есть еще полгода. И, надеюсь, общение с психологом, раскрытие собственных способностей и предрасположенностей поможет нам сделать правильный выбор.
А еще я все чаще и чаще думаю, как было бы замечательно, если бы в школе ввели полноценный урок психологии. Ведь не только выбор профессии волнует нас, но и все, что связано со взаимоотношениями людей, жизнью в обществе, выбором спутника жизни. Чтобы не рыскали мы по Интернету и по полкам книжных магазинов в поисках ответа на жизненные вопросы, а научились сами их решать.

Виктория Голивец, 9 класс, гимназия 32, Калининград, #1187, «Летучка»/Анастасия Артюхова, 11 класс, гимназия № 32, Калининград

  Фонари (7 шт.)     Для просмотра кликните на картинку
   Комментарии (0)  
 
НАШпресс  |   Статья  |  Рубрика «Виват, наука!»  |    
Ссылка на новость: https://lyceum.ru/n/7083   Ссылка на новость в ленте: http://lgo.ru/news/index.htm?ntype=14&id=7083
 
 1