Во время премьерного спектакля зареченского театра юного зрителя «А зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева зрители не сдерживали слезы. А в финале, когда артисты вышли на поклон, в зале на какое-то время повисла тишина и только потом раздались аплодисменты…
Историю о пяти девушках-зенитчицах, погибших в неравной борьбе с фашистами на одном из разъездов в карельской глуши в 1942 году, режиссер Андрей Шляпин сумел представить пронзительно и трепетно.
История эта хорошо известна зрителям — особенно старшему и среднему поколению. В основе постановки — повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие», увидевшая свет в 1969 году, затем талантливо экранизированная Станиславом Ростоцким в 1972 году. Сюжет знаком зрителям, потому задача режиссера была архисложной — найти новое сценическое решение для этой трагической истории.
Старшина Федот Васков с пятью зенитчицами решает ликвидировать группу немецких диверсантов, направляющихся к важному стратегическому объекту — Кировской железной дороге. Девушки-бойцы вместе со своим командиром предпринимают отчаянные попытки обойти и встретить врага откуда он не ждет. Но силы противников неравные. У немцев численный перевес. А женская природа оказывается совершенно незащищенной перед лицом войны. Вот это режиссер сумел подчеркнуть на сцене не единожды самыми разными приемами.
Главные героини предстают перед зрителями в начале спектакля не в военном обмундировании, а в форменных коричневых платьицах, как вчерашние школьницы. На боевое задание — ликвидировать немецких диверсантов — они отправляются как на смерть — в белых одеждах: в мужских кальсонах и рубахах.
В их руках на сцене нет оружия, что подчеркивает уязвимость и хрупкость девушек перед лицом врага. Рожденные дарить и сохранять жизнь, молодые женщины вынуждены на войне убивать.
На сцене образы зенитчиц ярко представили молодые актрисы ТЮЗа: Валерия Кузина, Анна Литвинова, Кристина Денисова, Татьяна Иванова, Наталья Давыдова. У каждой из пяти героинь — своя история, особенный характер.
Отчаянно сражается красавица Женя Комелькова. Заботится о своем сыне в перерывах между военной службой Рита Осянина. Скромная Галя Четвертак любит читать. Владеет немецким языком Соня Гурвич. Одна из девушек — Лиза Бричкина — даже влюбляется в своего командира — старшину Васкова.
Всех девушек объединяет одно: они должны сражаться, защищать свою страну на том клочке земли, куда занесла их судьба. Защищать до последнего дыхания.
Роль старшины Федота Васкова, вступившего вместе с зенитчицами в неравный бой с врагом и горько переживающего их потерю, блестяще воплотил на сцене Михаил Гаврилов.
Сцена во время спектакля по воле режиссера становилась то бараком, в котором обитали зенитчицы, то пространством леса и болота, когда они отправились на задание. Зрители в зале услышали войну — оглушительный звук нескольких разрывающихся снарядов прозвучал, кажется, во всю мощь, неожиданно жестко, резко. А пулеметные очереди издавали по ходу действия… швейные машины, на которых девушки, будто не замечая войны, строчили себе одежду.
Особым драматизмом окрашена сцена, где старшина Васков горько оплакивает потерю девчат. В этот момент он тоже предстает перед зрителями в белой одежде с шестом в руках. По ходу действия длинный деревянный шест был необходим каждому бойцу при переходе через болото. Но в этой сцене он ассоциируется с перекладиной креста, на котором будто распят войной старшина Федот Васков. В своем последнем монологе он не скрывает слез, кричит о погибших девчатах, проклинает войну.
Финал пьесы потрясает глубиной осмысления военной темы. Война безжалостна — она отбирает жизнь у тех, кто призван ее продолжать — молодых красивых женщин. Чтобы все это прочувствовать и увидеть своими глазами, стоит прийти на спектакль «А зори здесь тихие» в постановке режиссера Андрея Шляпина.