В каждой картине он экспериментирует со временем, полностью подчиняя его своему замыслу. Как и все художественные приемы, временные мутации играют на руку восприятию сюжета. В «Дюнкерке» Нолан то замедляет, то ускоряет время, чтобы зритель прочувствовал тревогу войны, в «Начале», чтобы ощутил разные уровни сна, а в «Интерстелларе», чтобы узнал больше о космических законах.
Кинокритики отмечают уже вторую картину в его фильмографии удачной — Кристофер Нолан стал режиссером и сценаристом фильма «Помни» или «Мементо» 2000 года. Он номинировался на огромное количество премий, в том числе на два Оскара.
Memento mori
Нам рассказывают историю о человеке, который расследует убийство своей жены. Но у него есть недуг — антероградная амнезия (нарушение памяти, при котором невозможно вспомнить события, которые происходили после возникновения заболевания; прямо как у рыбки Дори из мультфильма «В поисках Немо»). Ленард, главный герой, не помнит то, что происходило пару минут назад.
Нолан использует свои любимые приёмы, чтобы мы почувствовали себя в шкуре главного героя. В начале мы узнаём развязку, конец истории, а затем постепенно движемся к ее завязке: сцены идут задом наперед. В начале каждой сцены, мы, как и Ленард, не понимаем, где находимся и что делали раньше, обнаруживаем себя в новой обстановке, среди неизвестных людей, и нам приходится вникать в суть прямо в гуще событий.
В начале одной сцены Ленард находит себя в ванной незнакомого помещения с бутылкой в руках. Зритель задаётся вопросом: «Что было раньше, как он тут оказался?» (А при просмотре обычного кино нам интересно наоборот узнать, что будет дальше.) Он не может вспомнить, что хотел сделать, и решает принять душ, когда его находит незнакомый ему человек и начинает драку. Следующая сцена фильма заканчивается тем, что Ленард приходит в номер отеля к человеку, которому хочет отомстить, и прячется в ванной, выбирая в качестве оружия ту самую бутылку.
Так по завершении каждой сцены мы получаем ответы на вопросы из предыдущей. А начало каждой сцены задает нам новый вопрос.
Нолан упрощает для нас просмотр: между цветными частями, которые идут задом наперед, он помещает черно-белые вставки, в которых повествование ведётся в обычном порядке. Эти сцены показывают экспозицию, предысторию всех событий и то, каким человеком был Ленни до травмы. В конце фильма цветная и черно-белая линии сюжета сходятся, и именно в этот момент для зрителя происходит главное открытие, и для него складывается вся картина. Это и есть кульминация, и, хотя он находится в конце фильма, в самой истории эта часть является серединой. Только посмотрев фильм полностью, зритель может восстановить хронологию событий.
Все так гладко?
Хейтеры Кристофера Нолана часто указывают, что главная слабость его картин — сюжет. «Сюжет очень прост. Когда обсуждаем кино, почему-то почти все, кто пытается пересказать события в этом фильме, укладываются в две минуты», — из отзыва на «Помни» от анонима с Элвисом Пресли на аватаре. Я думаю, что толика правды в этом есть. Нолан часто концентрируется именно на форме, а не на содержании. «Помни» интригует нас разгадкой ребуса. И только потом трогает личной драмой героя.
Но ведь главная цель режиссера и состоит в том, чтобы полностью погрузить зрителя в состояние героев с помощью сложных махинаций со временем. Смотрите и понимайте!