«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован», — 13 стих притчи Соломона. Кто же мог так искусно скрывать преступления и чтить уголовный кодекс? Узрим же путь согрешения и искупления Остапа Сулеймана Берты Марии Бендера-Бея и прочие христианские следы в романах Ильфа и Петрова
Знакома история о романтично-наглом авантюристе, его флегматичном компаньоне и двенадцати стульях, в одном из которых зашиты небывалые богатства? Если «Двенадцать стульев» знакомы, то должен быть знаком и трагичный финал романа. Для кого-то это будет открытием, но Остап (спойлер) не умирает в конце. В «Золотом теленке», втором произведении о великом комбинаторе, мы угадываем его фигуру. Когда он идет по Арбатову, в задумчивости выводя: «Нет, это не Рио-де-Жанейро. Это гораздо хуже». На его могучей шее остался четкий белый шрам, после того, как ему в «Двенадцати стульях» Ипполит Матвеевич (позже — Киса, по детскому прозвищу) перерезает горло бритвой из ревности к деньгам.
В произведениях часто находят отсылки к Ветхому завету, к Евангелию и другим священным писаниям. Есть ли такие моменты в романах об Остапе Бендере? Их предостаточно, и давайте их рассмотрим.
«Двенадцать стульев»
В романе присутствует парадокс времени — оно не течет в привычном темпе. Странности начинаются с момента прибытия авантюриста Остапа Бендера в Старгород — город, где происходит встреча главного героя и Ипполита Матвеевича Воробьянинова, регистратора смертей и браков в местном ЗАГСе. «В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми». Через несколько часов, когда Остап будет «покупать» у Воробьянинова жилет, обещая заплатить 8 рублей позже, Ипполит Матвеевич напишет в блокнотике: «25/IV — 27 г. Выдано т. Бендеру О. — 8». Незадолго до этого «В полночь дворник Тихон [бывший слуга Воробьянинова, когда ещё был дворянином], хватаясь руками за все попутные палисадники и надолго приникая к столбам, тащился в свой подвал».
Получается, что встреча великого комбинатора и предводителя дворянства случилась под вечер 24 апреля 1927 года. Здесь и заметна временная неточность — по календарю 1927 года на 24 апреля приходилась Пасха. А в конце первой главы агрономша Кузнецова докладывает, что мадам Петухова могла отлучиться за «мукой для куличей». Недалеко от Пасхи идет Страстная Седмица. Именно в этот промежуток времени отец Федор («конкурентная фирма», тоже пытается поживиться драгоценностями из стула) отстригает бороду и локоны, что наотрез запрещается верующими. (Уже здесь отмечаются религиозные подтексты и намек на двойное согрешение, но со стороны отца Федора — вероотступничество). Вспоминается образное определение религии из «Почем опиум для народа?», высказанное Остапом чуть позднее. Иронично, что известность фразе принес Карл Маркс в «К критике гегелевской философии права». Так сказать, на злобу того дня.
Кстати, временная загвоздка сопровождала не только сюжет, но и процесс его написания. По воспоминаниям Евгения Петрова: «И вот в январе месяце 28 года наступила минута, о которой мы мечтали. Перед нами лежала такая толстая рукопись, что считать печатные знаки пришлось часа два». Однако в январе же началась публикация. Поверить в такое сложно, учитывая технологии тех времен и этапы подготовки рукописи к печати. Редактура, цензура, набор, подготовка иллюстраций, сверка, верстка… Плюсом — типографские работы. Есть версия, что роман действительно дописан в январе, но редакция не позже октября 1927 года согласилась принять незавершенную книгу, часть книги уже была подготовлена, а остальные главы принимались по мере готовности. Учитывая превосходную память Петрова, которую упоминали современники, случай действительно странный.
Остап Сулейман является в Старгород в демоническом обличии. Взять хотя бы рубашку в красно-черную клетку и зеленый в талию костюм. Конкретно в христианстве красный — цвет крови, считается символом жестокости и греха. Цвет является обязательной чертой в одежде священников в дни памяти о страданиях Иисуса. Зеленый пиджак по цвету и форме напоминает о библейском змее-искусителе, из-за которого Адам и Ева были изгнаны из рая. Далее Остап протягивает беспризорному яблоко. Запретный плод, прямо как в песне Остапа из фильма Марка Захарова «12 стульев»: «Изящный поворот — и прямо в руки запретный плод». «Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?» — ключи от рая? Но ключей от рая у беса нет. «Молодой человек солгал», — комментируют авторы.
В главе «Волшебная ночь на Волге» великий комбинатор получает пропуск на пароход для себя и «шустрого мальчика» по имени Ипполит Матвеевич.
» — Вот это ваш мальчик? — спросил завхоз подозрительно.
— Мальчик, — сказал Остап, — разве плох? Типичный мальчик. Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!»
А однажды Иисус, восклонившись, сказал: кто из вас без греха, первый брось на нее [грешницу] камень. В каноническом тексте Евангелия от Иоанна оно находится в 8-й главе, стихи 3–11.
Символичный момент появляется и позднее, в главе «Изгнание из рая». Первая точная дата после рассеивания стульев по стране — 19 июня — опять воскресенье. Праздник Всех Святых и, значит, последняя дата круга «Триоди цветной». В этой главе парочка вскрывает стулья на борту парохода, и в одном из них (восьмом по счету стуле) обнаруживается табличка: «Этим стулом мастер Гамбс начинает новую партию мебели». Метафора на новую жизнь? Стул украден 20 июня, обследован — 21-го ночью. В тот же день, ближе к полуночи «нечистая пара» была изгнана с парохода, из «рая», где их могло ожидать богатство.
«Золотой теленок»
Он же идол, несколько раз появляющийся на страницах Ветхого Завета как предмет культа отступивших от Бога евреев. (Напоминаем, что турецко-подданный — еврей, взявший турецкое гражданство). В главе «Позвольте войти наемнику капитала!» Остап зачитывает свою версию предания о Вечном жиде. Ненароком оказывается, что легенда о нем самом.
Он так же скитается по свету, не имея для себя постоянного назначения. «Не так давно старик проживал в прекрасном городе Рио-де-Жанейро, пил прохладительные напитки, глядел на океанские пароходы и разгуливал под пальмами в белых штанах — штаны эти он купил в Палестине, у какого-то рыцаря, отвоевывающего гроб господень…». Белые штаны и Рио — о чем уже две книги грезит Бендер! А строка: «Аккурат в 1919 году Вечный жид в своих рыцарских брюках нелегально перешел румынскую границу. Стоит ли говорить о том, что на животе у него хранились восемь пар шелковых чулок и флакон парижских духов, которые одна кишиневская дама просила передать киевским родственникам. В то бурное время ношение контрабанды на животе называлось: «носить в припарку» практически полностью опишет события последней главы. «Две тысячи лет он нетерпеливо ждал смерти, а сейчас вдруг ему очень захотелось жить», — после Остап делится с Адамом Козлевичем, что не хочет жить вечно, хочет умереть. «Молчи, жидовская морда! — радостно закричал чубатый атаман. — Рубай его, хлопцы-молодцы! // И вечного странника не стало», — на пересечении румынской границы его избивают пограничники.
«Нет расчета грабить коллектив, — декларирует Бендер. — Дайте мне индивида побогаче», — говорит Бендер о подпольном миллионере Александре Ивановиче Корейко, у которого шантажом изымает миллион рублей. Прослеживается принцип из «Двенадцати стульев». Он — частный сыщик, каким был его прототип, тем более, что сюжетная основа романа выведена из «Шести Наполеонов» Конан Дойля. Его возбуждает сам процесс поисков, а деньги ему нужны лишь «из принципа». Отняв чемодан с деньгами у Корейко, на Бендер захандрил и он отправил деньги по почте «Народному комиссару финансов». «Вот я и миллионер! Сбылись мечты идиота!» Это к раскрытию ангельской сущности и раскаяния в прошлых грехах. История сама собой завершается.
Из Бендера-дьявола Ильф и Петров сделали Бендера-ангела. Дали ему возраст Христа — 33 года, хотя в 1931 году Бендеру должен был быть 31 год. (Упомянутый выше парадокс времени). Концовка романа отсылает нас к Сыну Божьему. Первоначально она звучала как «Мне тридцать три года, — сказал великий комбинатор грустно, — возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор? Учения я не создал, учеников разбазарил, мертвого не воскресил».
Авторам это показалось перебором. Реплика была изменена, и Иисус Христос превратился в Графа Монте-Кристо. Кстати о нём: Бендер — жулик, который изобличает «голубого воришку», Корейко. Никогда не предавал друзей из экипажа лорен-дитриха «Антилопа Гну», с которыми он путешествует в «Золотом телёнке» и даже подлого Кису Воробьянинова. Он не умеет тратить деньги, но любит поживиться, чувствует азарт при составлении гениальных комбинаций. При этом не любит деньги больше, чем надо. Расставаясь с золотом, не жалеет о нем. Так почему же из него не вышел Монте-Кристо? Может из-за того, что золотой телец достается народу против воли Остапа, а может — из-за внезапной скромности командора. В альтернативном финале Бендер легко расстался с деньгами, как однажды завещал товарищу Корейко, и «перед [Остапом] стояла жена», но в итоге в печать пошла привычная версия. Остапа Ибрагимыча бросают и грабят, зато он остается душевно чист.
«Я не разбойник и не апостол, и для меня, конечно, тоже все не просто…»