Новости
5
01.2023
№ 17730
Что такое медиапроблема и как с этим бороться   




Как учить журналистике и медиапроизводству — таким вопросом постоянно задаются университеты, руководители курсов и организаторы тренингов. А после появления медиаклассов в московских школах с такой проблемой столкнулись и учителя

Как выстроить занятие, чтобы уместить в 45 минут и теорию, и практику? На что лучше снимать — на смартфон или видеокамеру? Нет отдельного помещения и негде поставить хромакей? Программы для монтажа не подходят к операционной системе выданных ноутбуков?


Все эти вопросы медиапедагогу приходится решать немедленно, ведь на пороге в этот момент уже стоит класс, жаждущий чего-то нового, технологичного и нешкольного. А что делать, если еще и нет медиапедагогов?

Последнее слово техники или последнее слово за техникой?

Первая проблема, с которой сталкивается только что открывшийся медиакласс, — это оборудование. Вопрос не только в том, чтобы школа выделила деньги. Не менее важно знать, что именно необходимо купить. Но даже в такой ситуации — когда ничего нет — педагоги находят выход.


«Про оборудование нам давно говорят, что телефон — это и фотоаппарат, и камера, и вообще универсальное средство в руках журналиста. Тогда почему бы это последнее слово техники пока и не использовать», — говорит педагог дополнительного образования школы 1476 Иван Хомяков.

Но в то же время даже в самой новой модели телефона качество записанного материала будет отличаться от того, что снято на профессиональную камеру, и телефон сможет заменить ее только в некоторых случаях. Так медиапедагог Курчатовской школы Павел Насыров говорит: «Мы можем снимать на телефон, можем использовать его как микрофон, но, когда мы это делаем, мы можем услышать от профессионалов, что наш контент не подходит для телевизора».


Вместе с этим профессиональная техника, по словам Ивана Хомякова, помогает заинтересовать детей «новой, хоть и дорогой игрушкой», погрузить их в атмосферу съемок и показать, что в медиаклассе все по-взрослому. Так же считает и Павел Насыров: «Прослушать курс о том, как создать короткий видеоролик — это одно, а когда ты сам применяешь свои знания, держа в руках камеру, это уже совсем другая история. У ребят загораются глаза, они начинают думать, предлагать свои идеи».

В то же время многое зависит и от самого оборудования. В школах, где уже есть телестудии или медиацентры, вопросы с техникой решаются легче. Тем же, кто начинает все с нуля, нужно не только выбрать оборудование, но и объяснить руководству особенности профессиональной техники и ее необходимость.

«Вот я смотрю на репортажи из других школ с некоторой завистью. У нас еще нет таких микрофонов и камеры. У нас есть видеокамера, которую школам выделяли для ЕГЭ, но это, конечно, не то. При этом, когда я говорю директору, что нам нужны камеры, он говорит, что у нас уже есть», — рассказывает Нина Казакова, куратор медиаклассов и учитель русского языка и литературы школы 1583 имени К.А. Керимова.


Решение этой проблемы один из медиапедагогов Павел Насыров видит так: «Мне кажется, нужна какая-то база, список оборудования, которое должно быть в каждой школе. Я думаю, что медиапедагогам нужно объединиться, составить такой список и направить его кураторам городского проекта «Медиакласс в московской школе».

Медиапедагог: вторая ставка для учителя литературы или отдельная профессия?

За два года медиаклассы открылись в 155 школах Москвы, но не в каждой из них до этого существовала телестудия, и не во всех школах смогли сразу найти специалиста-практика. В таких случаях на место медиапедагога приходит учитель литературы. Так случилось и в школе 1583 им. К.А. Керимова, рассказывает учитель русского языка и литературы школы, классный руководитель 11 медиакласса Нина Казакова: «Главная проблема нашей школы в том, что у нас нет медиапедагогов, мы несколько раз выкладывали вакансии, но, к сожалению, к нам пока никто не пришел».

Нина Алексеевна приезжает на все интенсивы в РГУ им. А.Н. Косыгина, проходит курсы и уже знает немало профессиональных терминов. «Я настолько погружаюсь в сферу медиа, что мои коллеги меня временами не понимают. В прошлом году ко мне подошла учительница математики и спросила, что это за слово хромакей, которым я все время ругаюсь. А я говорю: это вон та зеленая тряпочка на стене», — делится она.

Но, несмотря на все новые знания, медиапедагогом Нина Алексеевна себя не считает и говорит, что с ребятами должен заниматься профессионал: «Я говорю своим детям, что я всегда для них муза, кладезь идей, вдохновения, но что касается технической точки зрения, конечно, нужны медиапедагоги».

Согласна с такой позицией и куратор медиаклассов школы 1223 Елена Каратаева: «Человек должен быть специалистом с опытом работы на телевидении и в СМИ. Если ты владеешь азами профессии, то ты сможешь дать это детям, если ты сам горишь, то ты этим огнем с детьми поделишься», — говорит она.


Она уверена, что медиапедагоги-практики могут дать ученикам намного больше. «Мы идем с детьми по коридору, и я по ходу дела объясняю: ребята, обратите внимание, свет падает оттуда, если вы будете снимать, смотрите на эту стену. Если человека развернуть туда, то мы получим живую картинку за спиной. И мне не нужно готовиться к этому всему, потому что это мое все, я в этом как рыба в воде», — рассказывает Елена Каратаева.

Медиапедагог, который хорошо разбирается в своей сфере, также оказывается более гибким. Например, он может переписать учебный план для определенного класса, понимая, на чем важно сделать акцент, а о чем можно рассказать в последнюю очередь.

Что еще нужно для классного медиакласса?

Еще одна проблема, с которой сталкиваются руководители медиаклассов — нехватка помещений. Ведь медиакласс — это не обычный класс, который может заниматься то в библиотеке, то на цокольном этаже. Такому классу требуется место не только для хранения оборудования, но и для съемок. Для медиацентра в школе обязательно должно быть отдельное помещение, считает Александр Цупило, педагог медиацентра «Открытие» школы 2036.

«Иногда требуется на перемене что-то подмонтировать, что-то подснять, а хромакей у нас расположен в месте, где мы не можем постоянно им пользоваться, сам класс тоже приходится делить с другими предметами».


«Мне повезло, у нас это помещение уже появилось, и мы сейчас занимаемся его обустройством. Есть задачи, которые делаются с колес, и в такой ситуации пространство играет колоссальную роль: оно объединяет, и можно тут же создать какой-то продукт», — делится Елена Каратаева.

Однако даже если медиакласс обеспечен техникой, пространством и хорошим медиапедагогом, проблемы все равно остаются. Например, несовместимость программ для монтажа с операционной системой компьютеров, которые выделяет школа. «Системы, которые сейчас нам предлагает московское образование, достаточно специализированы, и под них вообще мало программного обеспечения именно для монтажа. Тот же самый DaVinci мы не всегда можем установить на устройства, которые поставляются в школы», — рассказывает Иван Хомяков, педагог дополнительного образования школы 1476.

Еще одна проблема — большая нагрузка, которая чаще всего ложится на плечи одного преподавателя: «Если это будет делать один медиапедагог-энтузиаст, то по нему через несколько месяцев будет плакать палата номер шесть. Честно признаюсь, бывали случаи, когда от количества требуемых роликов у меня просто взрывался мозг, я останавливался и говорил: все, дайте мне отдохнуть», — говорит Иван Хомяков.

Еще чаще педагоги встречаются с недоработанностью программ: «Одна из самых главных проблем — это, наверное, программа обучения. Мы понимаем, что у нас есть два часа элективных курсов, но не совсем понимаем, как это реализовать. В рамках два часа в неделю практически нереально освоить весь объем и всю программу за год обучения», — говорит Павел Насыров, медиапедагог Курчатовской школы.

«Сейчас, когда мы формируем учебники для медиаклассов, очень важно, чтобы в составлении этих учебников принимали участие именно профессионалы, медиапедагоги, которые не только преподают детям, но и которые за своими плечами имеют большой опыт работы на телевидении и в СМИ», — добавляет Александр Цупило из школы 2036.


Причем проблемы с программами в профильных классах возникают не только с новыми предметами, но и с вполне привычными углубленными курсами, например, с русским языком. «Программы, которые нам дают для учебных предметов медиаклассов, они вроде как углубленные. Но углубленный русский язык за один час для одиннадцатого класса, у которого впереди еще и ЕГЭ, меня как-то несколько смущает», — рассказывает Нина Казакова, учитель русского языка и литературы школы 1583 имени К.А. Керимова.

Главная же проблема медиаклассов в том, что пока не все понимают, что это не второй гуманитарный или гимназический класс, а класс, который требует особого отношения. Каждый преподаватель находит свой выход из ситуации и делится опытом с коллегами.

«Многие из нас ведут соцсети. Я лично веду свой собственный дневник медиакласса, где делюсь как раз вот этими наработками, как проходят занятия в медиаклассе или медиавертикали. Точно так же я читаю дневники, бортовые журналы своих коллег», — рассказывает куратор медиаклассов школы 1223 Елена Каратаева.

«Часто в медиакласс приходят дети, которым там не интересно. Важно, чтобы старшеклассники и их родители, поняли, что мы не учим журналистов. Мы немножко раздвинули границы. Наши выпускники — это медиаспециалисты, которые могут работать в различных сферах», — добавляет медиапедагог Курчатовской школы Павел Насыров.


Сейчас среди учеников медиаклассов немало тех, кто выбрал этот профиль, что называется, по остаточному принципу. Например, не поступил в лингвистический класс, но при этом не захотел идти в универсальный. Есть и те, кто просто пока не решил, куда хочет поступать после школы и поэтому пошел в медиакласс.

Педагоги же мечтают об учениках, которые приходят с желанием научиться новому. Рады, что в этом году в медиаклассах стало больше таких мотивированных и активных ребят. И добавляют, когда есть интерес, который объединяет детей и взрослых, можно решить любую медиапроблему.

Дарья Беленкова, Виктория Косоурова, Дарья Патенко, 11 кл., #3047, школа 1329, Москва / фото: Никита Сошников

  Фоторепортаж (8 шт.)     Для просмотра кликните на картинку
   Комментарии (0)  
 
НАШпресс  |   Новость  |  Рубрика «МедиаКласс»  |    
Ссылка на новость: https://lyceum.ru/n/17730   Ссылка на новость в ленте: http://lgo.ru/news/index.htm?ntype=14&id=17730
 
 1