Недавно я побывала на спектакле «Мастер и Маргарита» по Михаилу Булгакову. Поставили его Федор Малышев и Полина Агуреева — артисты театра «Мастерская П. Н. Фоменко», где идет действо. Кстати, роль Маргариты играет Полина Агуреева, а роль Коровьева — Федор Малышев (премьера состоялась в сентябре 2018 года)
Первое действие разворачивается в стенах бара, где отдыхают глава московской ассоциации литераторов (МАССОЛИТа) Михаил Берлиоз и простоватый пролетарский поэт Иван Бездомный. Берлиоз дает Ивану руководящие указания по поводу поэмы об Иисусе Христе, которую тот пишет. Бездомный плохо отзывается в ней о Христе, однако Берлиоз пытается доказать, что Иисуса вообще никогда не существовало. За этим спором их и застает Воланд…
Уже в самом начале видно, что постановка не совсем точно показывает события книги, ведь по канону дело произошло днем на лавочке на Патриарших Прудах, а не в баре. Множество подобных мелочей передают точку зрения постановщиков спектакля. Но я не считаю это плохим признаком: серьезных изменений, особо влияющих на трактовку романа, не было, а мелочи делают спектакль ближе сегодняшнему дню.
От общего сюжета отходить не стали, и перед зрителями развернулась знакомая картина? Как бы не так. В произведении изначально было много магии, потому передать ее без спецэффектов довольно проблематично. Постановщики разрешили это дело абстракциями. К примеру, мне очень запомнилась сцена, где Полина Агуреева с помощью эмоционального рассказа и игры в барабаны прекрасно передала весь спектр эмоций, переполнявших ее героиню в те моменты, когда она превращалась в ведьму, летала над городом и мстила критикам.
Шоу в антракте удивило. Раньше я никогда не видела, чтобы в перерыве устраивали мини-представление. Музыканты играли на аккордеоне, контрабасе и барабанах. А в самом конце антракта в холле появилась похоронная процессия Берлиоза, протянувшаяся через зрительный зал на сцену. Театралы рекой, словно завороженные, потекли за шествием, ожидая продолжения. И когда все уселись на свои места, началось второе действие.
Могу сказать, что незнающим оригинал ходить на этот спектакль не стоит, так как очень трудно будет понять сюжет по разворачивающимся на сцене действиям.
Также добавлю, что свет, спецэффекты, музыка — все было на высоте. Однако оформление сцены, как мне показалось, решили в стиле минимализма — декораций было довольно мало: барные стойки, табурет, диван и трон Маргариты. Но такая художественная задумка не мешала воспринимать постановку: актерская игра настолько завораживала, что этого было достаточно.
Сам сюжет довольно сложен, потому может понравиться не всем. Но если вам оригинал произведения пришелся по душе, все же рекомендую сходить на спектакль «Мастер и Маргарита» в Мастерскую Петра Фоменко.