Новости
16
10.2022
№ 17531
Кто посеет лен, тот пожнет…   




Два года назад в Псковской области открылись музей льна и конопли, а также мастерская «Бумажная мельница». Что же в них такого особенного? Я с группой учеников студии журналистики «Юнтеле» из Санкт-Петербурга побывал в гостях у основателей этих учреждений


С древности наши предки умели жить в гармонии с природой. Они ухаживали за своей землей, возделывали её, а она в свою очередь даровала им свои плоды. Одними из таких даров стали не изумруды и шелка, а лён и конопля — растения, которые как будто созданы для того, чтобы стать всем для человека: и пищей, и одеждой, и кровом. Это были настоящие божественные дары! Недаром говорят: «Если есть конопля и лён, то можно выжить везде».


Их можно было быстро вырастить, и из них можно было изготовить практически все что угодно: от пищи, до масляных красок и лаков, веревок и ковров, причем в расход шли все части растений. И возделывали эти культуры в нашей стране повсюду. К сведению, эти культуры были главной статьей экспорта в Российской империи, а в СССР площади посева конопли занимали 966 тыс. гектар, что составляет 4/5 всей мировой площади! С конца прошлого века это природное богатство перестало так активно использоваться, были закрыты множество комбинатов по переработке льна и конопли — из 100 продолжают работать не больше 10. Как же так получилось, что люди отказались от даров природы? Вероятно, люди стали терять связь с природой, а с этим и с самими собой.


Однако и по сей день находятся энтузиасты, люди, которые заботятся о сохранении традиций возделывания льна и конопли, изготовления бумаги и популяризации этих промыслов. Например, энтузиасты из Печор, Елена и Юрий Гуренко, решившие возродить интерес к этим полезным традициям. Для этих целей они открыли у себя в городе музей льна и конопли и мастерскую «Бумажная мельница», чтобы просвещать местных жителей и туристов, не давая древнему промыслу кануть в лету. Елена и Юрий не задумывались о рентабельности, а занимались возрождением этих технологий для души. Они получают настоящее удовольствие от того, чем занимаются, Это можно было понять по тому, с каким выражением Елена вела экскурсию.



Стихами, поговорками и загадками о льне и конопле нас встретили радушные хозяева, которые рассказали нам много интересного и познавательного о льне и конопле.

Вот он какой, красавец лён! Из коробочек берут семена, и бьют масло, из длинных стеблей получают пеньку. А уж из неё плетут нити, веревки, канаты, паруса, да и просто одежду.



С самого начала стало понятно, что мы и понятия не имеем, что такое лён и конопля, как они выглядят, и сколько сотен лет эти культуры используются на Руси. Не знали и того, какие люди применяли орудия труда, чтобы их вырастить, собрать, использовать. А таких немало. Чесалки, веялки, прялки, всего не перечесть.

Рассмотрим внимательнее некоторые из экспонатов, например, этот гребень, его использовали для вычесывания мелкого сора из прядей льна.



Чесание льна доверялось только самым опытным работницам: «Щетью чешет всегда сама мать».



Чесали лен дома. Горсть льна клали на колени, придерживая и поворачивая ее левой рукой, правой расчесывали щеткой.

Здесь представлена обычная обстановка дома того времени, где занимались ткачеством, коноплеводством, льноводством: ткацкие станки, прялки, и повсюду видны пучки льна и конопли, которые скоро пойдут в работу.



А вот старинный ткацкий станок для льняной и конопляной ткани, за которым проводили вечера женщины в древнерусских семьях.



Следующей в нашем познавательном маршруте была мастерская наших радушных хозяев музея в Тайлово под названием «Бумажная мельница». Нам показали так называемые церы (глиняные таблички), научили писать старинные эсэмэски на бересте, в восковых табличках, как когда-то делала вся Древняя Русь.



Но главное, чему нас научили — это самостоятельно делать бумагу из различной ветоши, из старой бумаги, рассказали, что ее можно делать и из того же льна.

На Руси изначально бумагу производили вручную по технологии, заимствованной в Европе, однако процесс был очень трудоемок и зависел от постоянных поставок сырья в виде тряпичной ветоши или старых парусов, но с появлением бумажных мельниц этот процесс стал быстрее развиваться.

На первом этапе производства брали тряпки и резали их на мелкие части, варили в котлах с известью для размягчения. Затем подвергали брожению, чтобы они расслоились на волокна. Далее полученную массу измельчали до состояния густой массы.

В наше время уже не используют котлы, а на помощь людям пришли специальные машины, которые объединяют процессы измельчения, химической обработки и брожения.

На нашей бумажной мельнице эту роль выполняла машина, в которой вращался тяжелый барабан с ножами, раздиравший тряпье на мелкие кусочки. В водной среде получали смесь, состоящую из тончайших волокон. А на выходе получили готовую густую массу, которой в дальнейшем предстоит стать бумагой.



А вот дальше начинался следующий второй этап, в котором требовалось проявить настоящее мастерство. Нужно было взять в руки специальную прямоугольную форму, вместо дна у которой сеть из тонкой металлической проволоки. Этой формой надо было зачерпнуть теплую массу, слегка встряхнуть ее вправо-влево и вперед-назад, дать стечь воде и опрокинуть свежеприготовленный лист на сукно.

От умения мастера зависела однородность и толщина бумаги, для того, чтобы получилась бума нужной толщины и плотности, требовалось взять нужное количество подготовленной массы и сноровка при ее распределении в форме.

На фото видно, как мы примеряем на себя роль мастера-бумажника. Здесь видно как один из членов нашей группы пропускает теплую бумажную массу через специальную прямоугольную форму с ситом с металлической проволокой.



На этом фото каждый из нас работает над созданием своего собственного листа бумаги, а Елена внимательно следит за вторым этапом изготовления бумаги: процессом зачерпывания жидкой бумажной массы в сетки равномерного распределения в специальной прямоугольной форме с сеткой на дне, помогая нам равномерно распределить жижу в сетках советами и своим участием.

На третьем этапе создания бумаги свежий лист несли под пресс, чтобы удалить всю воду. А на четвертом этапе, — бумагувысушивали на печи или просто развешивали на веревках.



Это пресс, который отжимая воду придает бумаге нужную форму.



На этом фото можно видеть уже готовый результат работы мастеров-бумажников.



Эта поездка произвела на меня большое впечатление, подарила уникальный опыт и оставила после себя теплые воспоминания. Самое необычные ощущения для меня, конечно, были во время изготовление бумаги. Особенно приятно утрамбовывать кусочки ветоши, а потом держать получившийся лист в руках.



Некоторым может показаться, что знания о производстве бумаги ручным способом совершенно бесполезны современному человеку при нынешних технологиях, но на самом деле, даже такие мелочи позволяют нам сохранять связь с предками и лучше понимать свой народ.

Меня очень радует, что люди, начали возвращаться к своим корням, возрождая древние традиции, восстанавливая связь с природой. Я надеюсь, что со временем появится больше людей с желанием сохранить обычаи предков и передать их потомкам. Традиции объединяют людей и помогают им лучше понимать друг друга, без них не может существовать ни один народ. Вот почему так важно их сохранять.


Дмитрий Портнягин, #2184 Блог-листки, Дом детского творчества «На 9-й линии», Санкт-Петербург / фото: участников экскурсии

  Кто посеет лен, тот пожнет (14 шт.)     Для просмотра кликните на картинку
   Комментарии (0)  
 
НАШпресс  |   Новость  |  Рубрика «Это интересно»  |    
 0 
Ссылка на новость: https://lyceum.ru/n/17531   Ссылка на новость в ленте: http://lgo.ru/news/index.htm?ntype=14&id=17531
 
 1