С помощью вопросов к режиссеру короткометражного фильма «Соня любит, Соня не любит» Наталье Беляевой и ее ответов мы узнали больше о фильме и о жизни.
Почему вы назвали фильм «Соня любит, Соня не любит», а в фильме взаимодействуют десять человек, но не Соня? Чего не любит сама Соня?
Она кукла, она не живой человек. Любить может только человек. Конечно, две сестрички приписывают свои чувства кукле Соне.
Кукла Соня является главным персонажем, только благодаря тому, что внимание, любовь, желание всех героев направлено к ней. И каждый во взаимодействии с ней (с Соней) показывает себя настоящего. Например, сестрички говорят, что Соня любит кошек и боится собак, потому что они сами любят кошек и боятся собак. Мама третьей девочки покупает Соню, и ее отношения с ней на этом заканчиваются, она не знает, что такое любить, она только знает как покупать вещи. И так далее.
Почему третья девочка, новая хозяйка куклы приняла куклу, хотя она досталась ей через неприятные события — она не сразу выбрала куклу в магазине; знала, что эту куклу любят и хотели получить другие девочки, она могла же невзлюбить Соню-куклу?
Думаю, она это почувствовала, но каждый ребёнок живет в мире, который крутится только вокруг него и это нормально, даже правильно, пока он ребенок, поэтому я считаю это естественной реакцией девочки — думать в первую очередь о своих желаниях и потребностях. Кукла ей лично понравилась, поэтому она ее и оставила у себя, несмотря ни на что.
Что бы было, если бы героини вашего фильма не вернулись к своей Соне с подарками? Как вы видите другой вариант развития этого события?
Интересный вопрос. Вариант первый: спустя время девочки вырастают и сами становятся мамами. Их дочери играют вместе во дворе. Дочка владелицы Сони дает куклу поиграть дочери Эвы (главной героини), говорит, что ее зовут Соня и рассказывает свою версию того, что Соня любит, а чего не любит.
Если бы вы были на месте мамы третьей девочки — обладательницы куклы, чтобы вы сделали в ситуации, когда две незнакомые девочки просят вас отдать им только что приобретенную вами вещь?
Наверное, я бы испытывала чувство стыда, вины, за то, что из-за моих желаний и финансовых возможностей моего родителя кто-то страдает. Но это не здоровая реакция. Ведь девочка ни в чем не виновата. Как впрочем и ее мама. В этой истории нет виноватых вообще.
Как вы думаете, ситуация, которую вы придумали в качестве сюжета — реалистичная, или её можно назвать просто желаемой?
Это очень важный вопрос. Дело в том, что это очень важно понимать, что ситуация эта не реалистичная, а идеалистическая.
Как в сказках. Как в притчах. Ее нельзя воспринимать как буквальное руководство к действию. Я имею ввиду, что если у вас есть свои игрушки, они должны быть вашими, не нужно их дарить других людям, «просто так», «потому что так захотелось», да по любой причине. Ваши вещи — это ваши вещи. Если мы будем помнить об этом, то и уважать чужие вещи тоже сможем. Эта история не про вещи, а про любовь. Про то, что любить можно всегда вне зависимости от того, что у тебя есть и чего нет. Слоган этого фильма звучит так: «Когда любовь — это все, что у тебя есть». Вот об этом история. Чтобы быть счастливым достаточно просто любить. Себя. Другого. Жизнь. Солнце. Свет.
Почему в вашем фильме девочки продолжают доказывать свою любовь к кукле, даже после того, как они её потеряли для себя? Зачем им это нужно? Ведь в жизни я бы лучше настроилась на то, чтобы выклянчить у родителей новую куклу.
Очень важное здесь замечание о том, что «ведь в жизни я бы…» Это очень важно. Действительно, потому что кино — это не жизнь, это ее художественное изображение. И оно иногда бывает метафорическим. История куклы Сони и девочек это не реалистичная история, это скорее притча о том, какой может быть идеальная любовь. Стремиться к идеалам важно, это побуждает к внутреннему росту. Но важно помнить, что идеалы недостижимы, на то они и идеалы. А в жизни мы все живые люди, нам присущи и эгоизм и любовь и много всего прочего. Поэтому каждый поступает исходя из того, что на данный момент роста для человека естественно.
Что бы вы предприняли, если бы у вас возникла ситуация, когда вам не верят?
— Как раз сейчас я нахожусь в такой ситуации. Многие мои знакомые не верят в то, во что верю я. Правду называют ложью и наоборот.
Что я делаю? Я пытаюсь понять насколько мнение того или иного человека важно для меня, близкий ли это человек или нет? Если нет, тогда то, что он верит мне или нет, для меня не имеет значения, а если близкий, я буду стараться объяснить свою позицию, говоря о том, что я чувствую, думаю, видела, слышала.
Почему фильм снят на словацком языке, со словацкими детьми? Актёрами русскоговорящими, российским режиссёром?
К какой ментальности вы относите себя и весь дух фильма к русской или европейской? (Если, конечно, этот вопрос уместен с точки зрения ваших геополитических взглядов)
Да, уместный, хороший вопрос.
Дело в том, что я искала такую локацию, в которой данная история смотрелась бы не слишком сказочно, но и не слишком соцреалистично, поэтому рассматривала восточную Европу.
В Словакии у меня есть много хороших знакомых, я решила, что там я смогу заручиться поддержкой друзей.
На вопрос о ментальности отвечу, что я не чувствую, что я «русская» или даже «космополит», хотя я родом из Москвы, выросла на Донбассе, жила в Иране, Боснии и Герцеговине, в Словакии и на западной Украине. Везде я встречала и близких мне по духу людей, и не близких.
У словаков мне импонирует их не империалистичность, отсутствие милитаристских амбиций. Главный национальный праздник в Словакии называется «Нежная революция». Он приходится на 17 ноября, по совпадению это мой день рождения с разницей в 5 лет.
Тогда в 1989 все словаки вышли на все улицы всех городов и сказали: «Мы хотим быть свободными, самостоятельными, и мы хотим быть независимым государством». И все, они отделились от ЧССР (Чехословацкая Социалистическая Республика). Никто не погиб, никого не ранили, никого не посадили.
Вообще, мне бы хотелось себя считать гражданином горнего мира с христианским менталитетом.
Так же как и мой фильм. Он же не о российских ценностях и не о европейских ценностях, он о духовных общечеловеческих ценностях.