Ждем, пока нас пригласят на экскурсию, поэтому не заходим в низенькое, но длинное кирпичное здание. На окне висит не работающая новогодняя гирлянда, а вверху, на стене расположен баннер, показывающий +13 градусов и какие-то надписи, вроде: «Добро пожаловать и будьте здоровы!». Чувствуется сигаретный запах.
Я осматриваюсь вокруг. Слева вижу ряд стендов, которые носят гордое название «Доска гордости завода». Разглядываю фотографии самых активных и примерных работников: Рябухин, Слепинина, Ишмухаметов, Игошин, Шурчилина, Богатырев, Шевченко, Слесарев, Корсуков…
Появляется мужчина в темно-синей спецовке и белой каске, приглашая нас, наконец, войти. Входим с тёплое помещение с голубыми стенами, нам говорят надеть каски перед экскурсией, так как безопасность превыше всего. Каски оранжевые, синие и белые. Каждый берет какую хочет или какую успевает. Оказывается, что белые каски носят начальники, синие — мастера, а оранжевые — рабочие. Так, в наших рядах появляется два начальника, девять мастеров и двое рабочих.
Проходим турникеты, поздоровавшись с охранником, и выходим на улицу с другой стороны здания. В глаза сразу бросается ярко-оранжевый цвет. Это цвет крановой техники, выпускаемой под брендом «GIRAFFE». Мы встаем полукругом и ждем знакомства с экскурсоводом. Антону Павловичу Булатову, главному технологу, выпала эта непростая миссия, ведь никто из нас в литейно-механических заводах не разбирается!
![](https://lgo.ru/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/man/files/izdat/711583.jpg&max_x=570&max_y=380)
Цех «раскройки металла»
Заходим в боковую дверь большого здания белого цвета с оранжевыми вставками. Антон ведёт нас по темно-зеленому коридору, здесь стоит тяжелый запах и не очень светло. Так мы попадаем в механозаготовительный цех.
Перед нами предстаёт огромное помещение с высокими потолками и лампами у потолка. Крупные конструкции и машины темно-зеленого цвета, а рядом с ними листы железа. С полка свисают крюки и цепи, а у самого верха оборудованы кабинки и лестницы. Всё это нужно для раскроя металла на пресс-ножницах. В этом отделе сейчас перерыв, так что никого, кроме нас нет. Задаем вопросы о зарплате рабочих, о продукции. Антон Павлович, внимательно следит за передвижениями наших любопытных фотографов и кратко отвечает:
— На заводе сейчас работает 450 человек. Средняя зарплата рабочего 30–50 тысяч, но всё зависит от категории и участка.
Краны изготавливают для постройки домов, а средняя пригодность изделия — 10 лет. Серийный кран изготавливается месяц. Собственник завода из Италии.
По словам Антона, молодёжь уезжает из города и не идет работать к ним на завод, гонясь за «большими деньгами». Хотя тут можно пройти обучение, повышение квалификации и при работе на узкоспециализированных специальностях зарабатывать до 80 тысяч в месяц.
Царство станочников
Мы проходим в следующий цех, где активно кипит работа. Я протискиваюсь сквозь тяжёлые прозрачные шторы и захожу внутрь зала. Второе помещение ещё больше предыдущего, смотришь вдаль, а конца не видно. Повсюду какие-то машины и техника, все из железа и для железа, поверхности блестят от масла.
В этом зале работают на фрезерных и токарных станках. Всюду слышится звон и лязг инструментов, иной раз вздрагиваешь от грохота. Мое внимание привлекают блестящие спиральки, которыми были доверху наполнены разные ёмкости. Это металлическая стружка. В контейнерах, где её очень много, она похожа на драгоценные залежи чего-то сверкающего и блестящего. Но на ощупь это твёрдые закрученные полоски, о которые можно порезаться.
![](https://lgo.ru/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/man/files/izdat/711581.jpg&max_x=570&max_y=380)
Мы спрашиваем, что это за кофейно-белая вода, которая как река тянется по всему полу. Она называется СОЖ, смазочно-охлаждающая жидкость, для спасения рабочего инструмента от перегрева.
Кроме старых зеленых станков, на которых сосредоточенно работают, хмурясь на наши попытки сфотографировать, пожилые заводчане, есть станки автоматические, рядом с которыми высятся груды блестящих заготовок. Для обработки необычных или совсем маленьких деталей на завод недавно привезли станок-автомат из Тайваня, правда, им еще не пользуются, так как ждут специалиста, который научит, как обращаться с этой сложной техникой.
В следующем огромном помещении происходит обработка крупных деталей и сварка. Рабочие при помощи крана переворачивают железную балку, а после начинают зачищать поверхность, затем сверлить и сваривать. Здесь трудится группа молодых заводчан, которые ловко орудуют с крупными составляющими крана и приветственно улыбаются нам.
Глаза устают от вспышек, и мы идем в предпоследнее помещение, где происходит сборка, отстыковка и проверка «жирафов». Из любопытства я спрашиваю, какая модель пользуется у заказчиков наибольшей популярностью, на что Антон отвечает, башенные краны TDK-10.180, а отправляют их в основном в Россию и Узбекистан.
Оранжевое государство
В последнем, самом ярком зале, работают в основном женщины, но сейчас их также нет из-за перерыва. Тут происходит покраска кранов. Ярко-оранжевые детали расставлены на бетонном полу, в шкафах видим банки с краской, кисточки и респираторы.
Красить краны — дело непростое, потому что нужны определенные навыки: если пульверизатор будет слишком близко, то появятся подтёки, слишком далеко, то — непрокраски. Нужно знать, как правильно разводить краску. Работа непростая, да еще и небезопасная для здоровья. Поэтому работники за вредность получают куриные яйца.
Мы выходим на улицу: по всей территории ждут дальнейших путешествий металлические «жирафы». По всему миру (использовались в более чем 20 странах) отправятся они служить людям, строить им дома. Бьется трудолюбивое «оранжевое сердце» города — живет Нязепетровск.