Выпускница 11 лицея Ульяна Ваганова расскажет как можно заработать, зная русский язык и интересуясь ведением социальных сетей
— Как и почему ты пришла к заработку денег на копирайтинге и ведению СММ?
— Вернее будет сказать, что к СММ в инстаграме я пришла только через 3 года после копирайтинга. Причины две: любовь к русскому языку, начавшаяся в школе, а также желание быть финансово независимой. Начинала я с написания постов для своего инстаграма, но в 2018 году мне предложили стать редактором Всеросс-live. Это проект Ассоциации победителей олимпиад, которые сотрудничают с Министерством просвещения, готовят школьников к олимпиадам и занимаются их освещением в СМИ.
— Был ли у тебя до этого похожий опыт, если да, то, что ты взяла из него?
— Был опыт ведения инстаграма. Если действительно вдумчиво заниматься этой соцсетью, а не превращать ее в галерею с не несущими особого смысла подписями, то будут отличные результаты. Как минимум — опыт, как максимум — монетизация.
Благодаря инстаграму я как раз и стала редактором, начала писать статьи, брать интервью и работать с клиентами.
— Что первым делом ты сделала, чтобы приступить к работе?
— Прозвучит банально, но поставила цель. Без цели не будет ни-че-го. Это касается абсолютно каждой сферы. Если плыть по течению, человек будет тем самым «плотом» без собственной скорости из задачи по математики и куда-то в итоге приплывет. Но ключевое здесь — куда-то.
Я прекрасно понимала, зачем мне работа, что я от нее получу, как я могу развиваться, сколько я могу и хочу зарабатывать.
— Где ты брала клиентскую базу?
— В первую очередь, из знакомых. Люди, у которых с вами уже были касания, — это самые теплые и лояльные клиенты. Они проще совершают покупку, но не всегда готовы достойно платить.
Позже я искала клиентов в чатах обучений, которые проходила. Там я и нашла первого заказчика.
— Что входило в твои обязанности?
— На тот момент обязанности были такие:
Оформление аккаунта: написание шапки профиля, составление визуала (лента постов на 9–12 фотографий), написание постов для визуала
Разработка логотипа
Регулярное ведение аккаунта: публикация постов и историй
— Помнишь ли ты свой первый заказ? Какие-то интересные задания или случаи при работе?
— Первый заказ на копирайтинг — статья на олимпиадную тему. Помню, что исправляла ее 4 раза, но получила 700 рублей. Это очень четко помню.
Первый заказ на СММ — это молодой бренд одежды из Екатеринбурга, который создавался на моих глазах с нуля. Для меня было удивительно, что я назначила цену, которая была средней для рынка. 10 или 12 тысяч, точно не вспомню. Но этим я горжусь, потому что позже я брала заказы дешевле какое-то время.
— По сколько часов в день ты уделяла работе?
— Очень не люблю этот вопрос. Я могу написать пост за 15 минут, могу за 2 часа. Это очень сильно зависит от темы, настроения, состояния, клиента. И количество часов не равно качество выполненной работы. Скажу, что для качественной концентрированной работы мне требовалось не менее 2 часов. На один проект.
— Какие были сложности?
— Коммуникация с клиентом — это всегда сложно. Когда тебя никто этому не учил, тебе приходится выкручиваться. Есть конфликты, но ты знаешь только, что они бывают межличностными, внутриличностными, негативными и позитивными… Что еще дают на обществознании? То, что не пригождается на практике.
Приходилось выстраивать коммуникацию, чтобы сохранить хорошие отношения с клиентом. Это получалось далеко не всегда. Это и сейчас не всегда получается, но у меня хотя бы есть множество работающих инструментов и коучинговых техник.
— Окупался ли труд заработком? Каким именно?
— Труд окупался только тогда, когда я ставила адекватную цену. С этим какое-то время у меня были большие проблемы, но зато все наверстала буквально месяца за два.
Сначала я позволяла себе кофе и какую-то одежду, позже — еду, проезд и оплату квартиры при самостоятельной жизни. Сейчас с окупаемостью проблем нет. Даже так: я не делаю то, что не окупается. Это один из главных выводов за последний год.
— Что полезного ты извлекла для себя при ведении СММ?
— Всё. Если тезисно:
· СММ — это не фотки публиковать и посты писать, это СТРАТЕГИЯ. И ученикам я это объясняю, но многие специалисты на рынке не понимают, что такое стратегия, Потому что никто их этому не научил на курсах у блогеров-миллионников.
· Нужно учиться общаться и решать конфликты. Это не про компромиссы, это гораздо глубже. Пирамида Дилтса, win-win, продажи. Все приходится изучать, чтобы грамотно выстраивать контакт с клиентом.
· Нельзя заниматься демпингом (продажа организацией товаров или услуг ниже себестоимости — прим. ред.) Нужно ценить свой труд, рассчитывать окупаемость, продавать дорого.
· Это относится даже не столько СММ, сколько к последствиям этого занятия (если планируете масштабироваться). Бизнесу нигде не научат: ни в школе, ни в университете. Только авторские курсы, бизнес-школы и очень много опыта.
· Продажи + навык = залог успеха
— Где и как научиться ведению СМИ?
— Сейчас достаточно много онлайн-курсов, которые дают профессию смм-щика. Но важно выбирать то обучение, где есть модуль по поиску клиентов и хорошая обратная связь, иначе все обучение будет зря.
Поэтому на своём обучении я достаточное внимание уделяю поиску клиентов и продажам услуг. Благодаря чему мои ученики не только получают навык, но и зарабатывают 90 тысяч с нуля.
После окончания 11 класса я хотела быть социологом, но вообще не представляла, как, где, за сколько буду работать.
В свободный год я попробовала себя в роли преподавателя олимпиад, SMM-специалиста, наёмного сотрудника, но в итоге создала официальный бизнес. Если бы не gap year, я не знаю, сколько времени бы ушло на этот путь.