Начинающего журналиста на каждом шагу поджидают необычные слова. Рыба, удочка, петля, колотушка, мохнатка или, к примеру, наговор. Думаете мы что-то напутали или ударились в мистику? Нет, наговор, о котором идет речь, не имеет никакого отношения ни к заклинаниям, ни к клевете
Наговор или начитка — это закадровый голос в видеосюжетах, а точнее заранее подготовленный текст, который корреспондент за кадром «наговаривает» на «картинку». Кстати, правильнее говорить именно «наговор», а не «начитка». Чуть позже объясним, почему.
Несмотря на то, что наговор в журналистике никак не связан с магией, свои секреты и тайны у него все-таки есть. Например, замечали ли вы, как резко меняется общее настроение сюжета в зависимости от ритма и скорости речи за кадром? В этом заключается первый секрет правильного наговора — при разговоре на нейтральные темы, стоит говорить более спокойно, но в то же время не очень медленно. Если читаете о том, что должно взволновать зрителя, стоит произносить слова немного быстрее — речь будет звучать более отрывисто, а учащенный ритм — нагнетать тревогу, привлекая все больше и больше внимания.
Ни в коем случае не стоит читать длинный текст в одном темпе — тогда ваша речь станет либо скучной и монотонной, либо, наоборот, слишком быстрой и неразборчивой. Кроме того, не стоит забывать, что ритм закадрового текста тесно связан с ритмом самого сюжета. Помнить нужно и про орфоэпические нормы, проще говоря, ударения. Одно неверно сказанное слово может испортить все впечатление от сюжета. Так, после произнесенного слова кранЫ вместо крАны, сразу пропадает желание досматривать видео до конца.
Еще один секрет заключается в том, что не стоит читать «по бумажке». Перед тем как записывать свой голос, нужно несколько раз вслух прочитать написанное, вникнуть в содержание, «пропустить текст через себя», прочувствовать каждое слово. Это поможет подобрать правильную интонацию и темп, и тогда ваш наговор уже точно не будет звучать как скороговорка или монотонный гул. Кстати, о скороговорках. В них заключается еще один секрет профессионального наговора. Хорошая дикция — вот ключ к успешному прочтению закадрового текста. Ведь если слова будут скомканы и неразборчивы, то зритель не сможет правильно понять, о чем речь. Да и просто слушать корреспондента будет неприятно.
Чтобы стать обладателем безупречной дикции, необходимо долго и упорно работать. Существует множество специальных упражнений, однако, начать можно с довольно простых скороговорок. Например, всем известной: «Карл у Клары украл кораллы», а со временем браться за ее более сложные варианты, как «Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена Бердонгарова кораллы, а Танирберген Бердонгаров у Гурбангулы Бердымухамедова украл кларнет».
Такие задания периодически выполняют и корреспонденты детской студии ТелеИдея. В ноябре 2020 года вышел уже 20-ый юбилейный выпуск рубрики #TongueTwisterChallenge, в котором ребята прочитали скороговорки на иностранных языках. Английском, немецком, испанском, французском и даже японском! После таких тренировок начитка закадрового текста дается ребятам с легкостью. А наговоры в роликах хоть и не звучат как заклинания, но всегда остаются на самом высоком уровне.
И еще один лайфхак — напоследок. Ничто так не улучшает технику речи, как винная пробка. С пробкой во рту можно проговаривать отдельные слоги или скороговорки, или произносить вслух текст перед начиткой. При этом помещать ее в рот нужно не целиком, а только на сантиметр-полтора, придерживая зубами и немного рукой за край. Произносимый текст при этом может быть со множеством лишних шумов. Но эффект чувствуется всего через пять минут таких упражнений с пробкой. Дело в том, что, когда вынимаешь ее изо рта, привычка «сопротивляться» в мышцах остается, и текст произносится легко и свободно.