Склейка — один из ключевых элементов монтажа. Новичкам этот прием может показаться чем-то простым. Но это только кажется, что соединить один фрагмент видео с другим не составляет никакого труда. На практике же, чтобы делать это профессионально, необходимо многому научиться
Именно в тот момент, когда вам кажется, что монтировать — занятие не из сложных, стоит задуматься: правильно ли вы монтируете и умеете ли вообще это делать? В этой статье мы расскажем об основных видах монтажных склеек.
Склейка «встык»
Чаще всего при монтаже используется прямая склейка, то есть «встык» или hard cut, когда один фрагмент видео сменяет другой без какого-либо перехода. Просто заканчивается один эпизод и сразу же начинается следующий.
В Adobe Premiere Pro, чтобы сделать такую склейку, необходимо выбрать видеофайлы, разместить их на таймлинии, при необходимости подрезать при помощи инструмента «Razor» (Лезвие) или горячей клавиши — «C». Затем кликнуть право кнопкой мыши на образовавшееся пустое пространство между двумя фрагментами и нажать «Ripple delete» (Удалить со сдвигом).
«Косая» склейка
Склейка при монтаже может быть «косой» (Split cut), и это ни в коем случае не дефект и не ошибка, скорее, наоборот. Наличие таких склеек и грамотное их использование говорит об уровне профессионализма монтажера. «Косая» склейка бывает двух видов: J-cut и L-cut.
J-cut — это когда склейка по аудио «опережает» склейку по видео, то есть мы сначала слышим следующий план, а только потом видим его. Так зрителю удается погрузиться в происходящее в следующем кадре еще до появления видеоряда. Например, человек в синхроне начинает уже говорит, но первые 2–3 секунды это происходит как бы за кадром, и только потом мы видим того, чей голос сначала просто слышали.
Для того чтобы сделать J-cut в Adobe Premiere Pro, необходимо нажать правой кнопкой мыши на аудиодорожку видеофайла и выбрать «Unlink» (Разделение видеодорожки от аудио). Затем пользуясь мышкой, сдвигаем звук первого видео и устанавливаем внахлест звук второго видео, так чтобы аудиодорожка из начала второго видеофрагмента накладывалась на конец первого видео.
Обратную ситуацию можно наблюдать при склейке L-cut. В этом случае при смене видеофрагментов аудиодорожка остается неизменной. В сюжете этот прием часто используется при монтаже лайфа, когда сначала вы вырезаете нужный вам фрагмент по видео и аудио, а затем добавляете туда перебивки.
Эту склейку можно также использовать при монтаже диалога. Она делает интервью более динамичным. Кроме того, с ее помощью можно показать реакцию одного спикера на то, что в это время говорит другой.
«L» и «J»
Английские названия склеек могут показаться довольно необычными и странными, однако стоит лишь взглянуть на таймлинию, и все станет ясно. Когда во время первого видео воспроизводится аудио следующего фрагмента, образуется фигура, похожая на букву «J». В то время как если второй видеофрагмент начинается до того, как заканчивается звуковая дорожка первого, формируется буква «L».
P.S.
Ну, и напоследок, еще немного о профессионализме. Хороший монтажер никогда не допустит так называемых черных полей между склейками. Это технический брак и частая ошибка новичков. Заключается она в том, что между двумя фрагментами видео «проскакивает» микроплан с черным экраном. Обычно это случается из-за невнимательности монтажера, который оставляет между кадрами небольшое пространство.