К моменту прикрепления на школьной доске объявления о некоем «телефоне доверия» по начальной школе уже быстро распространялись слухи: «Нельзя звонить — иначе тебя у родителей заберут», «Потом хуже будет — они все расскажут учителям». Реклама новой службы помощи для детей и подростков сработала в 2012 году совсем не так, как планировалось
…Прошло 8 лет. Рекламу телефона доверия, если она и есть, не замечают. Не придают значения — ну служба. Ну что-то делает. Ну как они мне помогут? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно попробовать на себе…
Моя задача сегодня — позвонить. Понять, как помогают и помогают ли в принципе сотрудники телефона доверия. И, возможно, решить собственную проблему.
Около недели ищу «повод». И, уже окончательно отчаявшись, вспоминаю тему, которая всегда была на видном месте. Самоопределение и будущее. Итак, проблема «найдена». Теперь от звонка не отвертеться…
Слышу голос после четвертого гудка.
— Телефон доверия.
Мою собеседницу зовут Валентина. Она немного картавит и, как я узнаю чуть позже, глубоко вздыхает, формулируя ответ-помощь.
— Здравствуйте. А какие проблемы вы решаете? — хочу уточнить на берегу. Может, я вообще не к месту со своей неопределенностью в жизни?
— Психологического характера.
Отлично. Подходит.
В 2005 году Комитет ООН порекомендовал России создать бесплатную круглосуточную телефонную службу для звонков, связанных с потребностями детей. Служба функционирует с сентября 2010 года. Единый Всероссийский номер телефона доверия — 8–800–2000–122.
— Я в этом году выпускаюсь из школы, а куда дальше — вообще без понятия. Не понимаю, что делать и идти ли в вуз в принципе. Если да, то куда? Как понять, что не ошибусь с выбором? Сложно, в общем…
Вздох на том конце провода. Первый, но далеко не последний.
— Знай, что ты не одна такая, — понемногу говорение с пустотой перестает восприниматься так скептически. — Тут такой конфликт, что есть мнение общества и привычка ему следовать. Но ты на таком этапе, что нужно уже учиться ему противостоять.
Валентина попала в точку. Вопрос «что делать» еще открыт, начинаю выспрашивать.
— А как сделать вот этот рискованный выбор (если поступать, то не на фундаментальное направление, а творческое), который никаких определенных перспектив не дает?
— Образование тебе определенную карьеру и будущее не обеспечит точно. А учиться просто, чтобы было — тяжело. Если у тебя значимости нет, все будет в тягость. Не забывай — обучение не заканчивается вузом. Есть курсы еще. Можно по другому пути пойти.
Конфиденциальность телефона доверия высока. Телефонный номер не фиксируется. Проблема анализируется на основе того, что абонент сам захочет рассказать о себе. Консультанты (они прошли специальный отбор и имеют опыт работы с детскими проблемами) берут себе прозвища. Валентина, скорее всего, выдуманное для работы имя.
— Допустим. А можно пробудить в себе желание чего-то хотеть?
— А что ты хочешь хотеть?
— Хочу хотеть стремиться. Иметь цели на будущее.
— Поверь, далеко не все в 11 классе имеют четкий план на ближайшие 20 лет.
— Это понимаю. Просто смотрю на знакомых — у всех хотя бы желания какие-то есть. А я сижу, думаю, что буду делать?..
Следующая фраза следует почти сразу. Она забавляет (но не радует!)
— Ну ты шагнула уже дальше. В 11 классе тебя накрыл кризис, который остальных коснется в вузе. Хорошая новость: зато потом будет легче, — очень рада, успокоили. — Итак, вначале отойди от установки «надо». Жизненный путь — разный. И непоступление не означает неуспешность…
Наш диалог длится почти двадцать минут. Валентина — приятная женщина. Ее советы мне нравятся. Думаю, почувствовала бы пользу от диалога больше, если бы находилась в более серьезных нравственных исканиях. Но телефон доверия как возможность выговориться (по любой психологической проблеме) советую. 8–800–2000–122, звонок бесплатный, линия круглосуточная. Звоните и пробуйте решать. Но не надейтесь на волшебницу по ту сторону, которая справится со всем. Просто позвоните — а дальше, как пойдет.