Пандемия коронавирусной инфекции — это, безусловно, сильный фактор стресса, который невозможно недооценивать. Это совершенно новый опыт для всего мира. Мы сейчас все можем испытывать тревогу из-за утраты привычного уровня и образа жизни. Переход на дистанционное обучение должен восприниматься взрослыми и детьми не как трудное и тяжелое время, а как возможность освоить новый формат получения знаний, позволяющий ребенку сделать еще один шаг к самостоятельности и ответственности
Редакциягазеты «Школьная пора» обратилась к заместителю директора по вопросам социализации, воспитания ибезопасности Костину Евгению Юрьевичу.
— Какиесоветы Вы можете дать педагогам, родителям, детям в этот сложный периодпандемии в России по поводу дистанционной учебы?
Пандемия коронавирусной инфекции — это, безусловно, сильный фактор стресса, который невозможно недооценивать. Этосовершенно новый опыт для всего мира. Мы сейчас все можем испытывать тревогуиз-за утраты привычного уровня и образа жизни. Переход на дистанционноеобучение должен восприниматься взрослыми и детьми не как трудное и тяжелоевремя, а как возможность освоить новый формат получения знаний, позволяющийребенку сделать еще один шаг к самостоятельности и ответственности.
Важно сохранить привычный режим дня. Просыпаться, принимать пищу, посещать занятия по видеосвязи, выполнять домашнее задание иотдыхать — ученику лучше в те же временные промежутки, в которые он это делал ираньше. Все этодисциплинирует, и будет легче вернуться в прежний режим. Сейчас самое время школьнику научиться самостоятельно составлять план на день, неделю, заполнять таблицы и отмечать достигнутые результаты. Существуютспециальные мобильные приложения, где можно отмечать, все, что сделано засегодня. Следует продолжать уделять учебе то же время, что и раньше: привычныедействия и удовлетворение от полезной деятельности снижают уровень стресса.
Необходимо найти способподдерживать свою физическуюактивность на среднем уровне, не изнуряя себя чрезмерными тренировками, но и неснижая ее до нуля. Движение — жизнь. Через каждые 2 часаработы делайте перерыв на 5–10 минут и выполняйте любые упражнения.
Как достичь высокихрезультатов во время дистанционного обучения?
Достичь больших целей вобучении и в работе помогут простые приемы.
Правильно сформулируйтецель. Для постановки цели используйте методику SMART.Методика позволяет преобразовать смутные желания в точный план действий.
Правильная цель должнабыть: конкретной (Specific), измеримой (Measurable), достижимой (Achievable), важной(Relevant), определенной по срокам (Time bound).
Чтобы четкосформулировать свою цель, ответьте на следующие вопросы:
- Что я получу, достигнув цели?
- Какие результаты подтвердят, что цель достигнута?
- Смогу ли я достичь эту цель? Не слишком ли она сложная? Что может помешать?
- Соотносится ли моя цель с главными жизненными планами?
- Сколько времени понадобится, чтобы достичь цели? Когда должен быть получен результат?
Конкретизация впостановке целей заключается в том, что ученик должен четко понимать, что онхочет получить в ходе осуществления цели, какой должен быть результат. Например, цель школьника «стать отличником» вряд ли эффективна. А вот «закончить второй триместрс пятеркой по математике» — вполне конкретная задача с установленным сроком. Ноцель должна быть достижима, т. е. необходимо адекватно определить своиспособности и возможности. Это следует сделать для того, чтобы не получитьбольшое разочарование в том случае, если цель окажется сложной на данном этапе. Цель «закончить второй триместр с пятеркой по математике» требует не только желания, но и конкретных действий к достижению цели: регулярно ходить на занятия, каждыйдень решать не менее 5 задач и так далее.
Разбейте большую цельна маленькие задачи.
К большой целисложно подступиться, потому что она кажется невыполнимой. В этом случаепригодится техника, предложенная экспертом по тайм-менеджменту ГлебомАрхангельским — «Съешь слона по кусочкам». Разбейте большую цельна маленькие задачи. Например, большая цель — сдать успешно экзаменпо математике. Подзадачи: учить формулы, смотреть подготовительные курсы, самостоятельно решать задания прошлых лет, заниматься с репетитором, выполнять проверочные тесты.
Маленькие целив большом проекте помогают структурировать работу и видеть картинув целом. Вы будете знать, с чего начать и куда двигатьсядальше.
Воспринимайте путь кцели как игру.
Представьте, что вашедело — это квест с разнообразными заданиями. Приготовьте себе небольшиепризы за каждую победу, например, любимый десерт за освоение сложнойтемы по физике в срок или новую настольную игру за успешно написаннуюитоговую контрольную работу.
Научиться видетьхорошее и позитивное в том, что нас окружает — полезнаяпривычка, которая помогает избегать стресса и сохранять присутствие духав любой ситуации. Фокусироватьсяна позитиве — не значит игнорировать любой негатив. Этозначит замечать положительные и приятные стороны повседневной жизнии держать фокус внимания именно на них. Это может быть хорошаяпогода, вкусный завтрак, интересная статья, общение с домашними животными. Для тренировки делайте следующую технику: каждый вечер составляйте списокиз 5–10 пунктов, что хорошего сегодня случилось, что приятноевы увидели вокруг, что доставило вам радость и удовольствие. Чемдлиннее получится этот список, тем лучше. Ещё один хороший способфокусироваться на позитиве — вести блог или личный дневникс хэштегом «30 дней позитива» и каждый день фиксировать толькохорошие события прошедшего дня.
Практикуйте техникирасслабления. Включите приятную музыку, шум моря, пение птиц. Закройте глаза ипредставьте себя в приятной обстановке. Затем поочередно расслабьте все группымышц от кончиков пальцев рук до кончиков пальцев ног. Такие упражнения нарелаксацию помогут чувствовать себя бодрым и активным.