«Гармошка»— это не только музыкальный инструмент, но и фотоаппарат. Такую необычную крупноформатную камеру смогли в деталях рассмотреть медиапедагоги и их ученики, ставшие участниками мастер-класса Сергея Шахиджаняна. Лекция известного фоторепортера состоялась в РГУ имени А.Н. Косыгина в рамках обучающего интенсива к конкурсу Медиатон.
Сергей Владимирович — мастер документальной фотографии, сейчас работает специальным корреспондентом газеты «Вечерняя Москва», но кроме того, он — страстный коллекционер. Об истории фототехники Сергей Шахиджанян может рассказывать часами, показывая собранные им по-настоящему редкие экземпляры.
Старая массивная фотокамера, которую он принес на этот мастер-класс, выпущена в начале 20 века и представляет собой две деревянные рамы, соединенные гармошкой, с одной стороны — объектив, с другой — матовое стекло. Аппарат до сих пор в рабочем состоянии, и Сергей Владимирович продемонстрировал сам процесс фотографирования — по нынешним меркам безумно долгий и сложный.
«Сначала фотограф накидывал на себя специальное полотно — иначе было ничего не видно, затем наводил резкость, снимал с себя полотно, крышкой закрывал объектив, откидывал матовое стекло, вставлял кассету — аналог современной флешки, правда, в 100 раз больше и всего на один кадр. И только после всех этих манипуляций можно было начинать съемку», — комментирует Сергей Владимирович.
Есть в коллекции Сергея Шахиджаняна и подлинный дагерротип середины 19 века. Выглядит эта фотография очень необычно: она находится в складном футляре, сделанном из специального вещества, в состав которого входят резаная кожа и клей-шеллак. Изнутри же изображение отдает серебряным отблеском, так как делалось на посеребренной пластине.
«Рассматривали дагерротип тоже по-особому. Накидывали на себя кусок материи, чтобы избежать отражения, а после вглядывались в изображение, предварительно повертев снимок перед собой,— говорит Сергей Владимирович. — Все дело в том, что изображение получалось зеркальным, и видно его было только под одним углом».
Следующим этапом в развитии фотографии стал ферротип — изображение, сделанное на кусочке жести, на который наносилась светочувствительная эмульсия. В отличие от дагерротипа, здесь вместо стекла использовалась чёрная лакированная железная пластина. Чуть позже возник другой вид снимка. В нем вместо жести стало опять использоваться стекло — это был амбротип.
Но у всех этих технологий было несколько серьезных недостатков. Во-первых, каждый снимок был в единственном экземпляре, а потому стоил довольно дорого, во-вторых, сделать его можно было только на улице, ну, и в-третьих, сам процесс был не только трудоемким для фотографа, но и сложным для того, кого снимали. «Без движения под солнцем приходилось сидеть достаточно долго, а голова модели была плотно зажата в тиски для того, чтобы зафиксировать положение,— рассказывает Сергей Шахиджанян. — Фотография тогда представлялась людям чем-то магическим, волшебным, абсолютно непонятным. Профессия фотографа была высокооплачиваемой, несла в себе частичку чего-то неизведанного».
![](https://lgo.ru/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/man/files/izdat/695115.jpg&max_x=600&max_y=420)
![](https://lgo.ru/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/man/files/izdat/695422.jpg&max_x=600&max_y=420)
![](https://lgo.ru/includes/modules/_get_img.php?img=/home/lgo/html/lgo.ru/man/files/izdat/695383.jpg&max_x=600&max_y=420)
Шли годы, и процесс фотосъемки становился все проще. К концу 19 — в начале 20 века фотография стала такой, какой ее знают наши прабабушки и прадедушки. Появились новые более чувствительные материалы, и производство изображения заключалось в получении негатива на стекле и переводе его в привычный позитив на фотобумаге. Эти снимки отличались намного более высоким качеством. Особое же удовольствие нам сейчас доставляет чтение того, что написано на их обороте. Согласитесь, в этом есть какая-то тайна, ведь для нас это своего рода фото привет из прошлого.
Продолжение следует…