Они всегда вместе в кадре. И так уже больше 20 лет. Ведущие телеканала Москва 24 Андрей и Кирилл Эйхфусы стали спикерами очередного интенсива, который организовало новостное агентство НАШпресс в РГУ имени А.Н. Косыгина. Медиапедагогам они рассказали о современных форматах «потребительской» журналистики, а нам удалось записать с ними интервью
— Я знаю, что по образованию вы — инженеры-строители. Окончили вуз с отличием. Почему после семи лет обучения вы выбрали совершенно другую специальность и пошли работать на телевидение?
Андрей: Если бы, конечно, мы знали, что тогда в конце 80-х — начале 90-х строительство так разовьется, и Лужков сделает такой прорыв в строительстве, мы, конечно, остались бы в этой специальности. Но нам хотелось изменить мир к лучшему, хотелось говорить правду, построить не один дом, а целый мир — настоящий, честный. И мы пошли работать на телевидение.
— Свою рубрику на канале Москва 24 вы ведете вместе. Для вас это сложнее или проще, чем работать в одиночку? Есть ли какое-то разделение обязанностей, кто и за что отвечает?
Кирилл: Я добрый, а Андрей — злой. Шучу, конечно. Вдвоем в кадре — это всегда сложно, потому что нужно понимать друг друга с полуслова. Иногда, конечно, вырываем друг у друга микрофон. Как сегодня во время мастер-класса. Но это тоже способ коммуникации, способ заставить аудиторию обратить на нас внимание. Еще раз повторю, это крайне сложно, потому что нет ни одной пары журналистов, которая работала бы в кадре хотя бы 10 лет и сохраняла единство. У нас конфликтов нет, потому что мы понимаем — или так, или никак.
— Вы работаете на ТВ уже больше 20 лет. За это время были авторами и ведущими самых разных программ. Вели спортивные и молодежные ток-шоу, работали парламентскими корреспондентами, номинировались на премию «Тэфи». Почему при таком диапазоне возможностей вы занимаетесь «потребительской» журналистикой?
Андрей: Был запрос — делать такие программы, зрителям это интересно. Люди хотят знать, что едят и потратить тяжело заработанные деньги на честные продукты. Мы им это помогаем делать.
— На телевидении сейчас часто используют для съемки не только профессиональные камеры, но и мобильные телефоны. В своей рубрике вы тоже снимаете некоторые кадры на смартфоны. Для чего вы это делаете?
Кирилл: Во-первых, экономят на камерах работодатели! (улыбается) Посылают одну, а надо снимать с двух, чтобы это было интересно. Во-вторых, это эффект присутствия. Это многие сейчас используют и в новостях, и в развлекательных программах.
Андрей: Это и дешевле большой камеры, и придает кадру динамику и мобильность.
— На мастер-классе вы говорили про «золотую пару», что это за термин?
Кирилл: Золотая пара — это тема и сообщение. Об этом хорошо написано в одном из учебников по телевизионной журналистике, который использовался в Интерньюсе.
Андрей: Тема — это о чем, а сообщение — это то, что нового ты несешь для зрителя. Это то, ради чего он будет смотреть твой сюжет, в чем сообщение, что нового он узнает. В каждой видеоработе должно быть это сообщение. Все просто.